Назад

Дистанционный контроль результатов обучения при графической подготовке студентов

Фото Токарев Владимир Адольфович (Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева)


С целью выявления уровня подготовки учащихся по применению графических систем для выполнения и редактирования изображений и решения задач геометрического моделирования в Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А. Соловьева в 2003 г., 2005 г. и 2006 г. на базе кафедры графики проводились дистанционные Российские олимпиады с использованием электронной почты. Дистанционные олимпиады по дисциплинам графического цикла состояли из нескольких конкурсов. Автором были подготовлены конкурсы по компьютерной графике.

Задание конкурса 2003 г. состояло в следующем. Необходимо было начертить три вида детали (вид спереди, вид слева и вид сверху) и наклонное сечение без нанесения размеров. Деталь состояла из полусферы и конуса со сквозным прямоугольным вырезом. Следовало также разработать компьютерную геометрическую трехмерную модель этой детали, сформировать рациональную сцену для отображения всех элементов детали и выполнить визуализацию разработанной сцены.

В конкурсе приняли участие 24 работы из вузов. Были применены различные критерии оценки для первой и второй частей задания, по 2 критерия для каждой части задания: точность построений – соответствие размеров на всех четырех изображениях первой части задания; соблюдение стандартов по линиям, шрифтам, видам, сечениям (ГОСТ 2.303-68, 2.304-68, 2.305-68) в первой части задания; удачная компоновка для отображения всех элементов детали и формирование рационального окружения и сцены в целом, которые должно нести вспомогательную функцию; качество визуализации сцены – выбор необходимой точности построения элементов сцены, разрешения и методов визуализации, позволяющих создать фотореалистическое изображение. Работ без ошибок не выявлено. С заданием справились 6 участников. Первая часть задания выполнена в 13 работах, вторая часть – в 8 работах. Возможно, это связано с тем, что в некоторых вузах в учебном процессе основное внимание уделяется формированию изображений в проекционной связи, в других вузах – трехмерному геометрическому компьютерному моделированию. Комплексно эта задача решается далеко не везде.

В задании 2005 г. необходимо было разработать компьютерную геометрическую модель детали. Сформировать рациональную сцену для получения фотореалистического изображения всех элементов детали с необходимым окружением, например, различными источниками света, столом, стенами, с соответствующими материалами. Материал детали выбирался конкурсантом. Разрез детали не допускался. Выполнялась визуализация разработанной сцены и анимация процесса формирования цилиндрического и конического отверстий в детали с записью в файл. Нужно было выполнить в любом графическом редакторе виды спереди, слева и сверху этой же детали и на изображении привести с точностью до двух знаков после запятой значения координат x, y и z двух точек, лежащих на поверхности детали. В конкурсе участвовало 16 учащихся. Почти во всех представленных работах была построена трехмерная геометрическая модель с частичным или полным соблюдением требований по качеству визуализации. Большинство участников справились с задачей по построению трех проекций. Шесть участников смогли правильно определить координаты двух точек на поверхности, четыре участника на основе статической геометрической модели разработали анимацию. Таким образом, с заданием справилось небольшое количество участников, что, по-видимому, связано с трудностью освоения учащимися необходимого для решения современных задач комплекса графических программ.

В задании 2006 года необходимо было разработать чертеж заготовки (развертки) для изготовления детали, полученной гибкой. Требовалось также разработать компьютерные геометрические трехмерные модели детали и ее заготовки, сформировать рациональную сцену для получения фотореалистического изображения детали и заготовки, выполнить визуализацию разработанной сцены. Исходным заданием являлся чертеж детали, полученной гибкой. Задание должно было быть выполнено за один день, поэтому разработка анимации, как наиболее трудоемкое из заданий не было включено в число заданий. Большинство участников успешно справились с разработкой одной или двух трехмерных моделей, около половины выполнили фотореалистические изображения. Однако только 20% процентов участников смогли хотя бы частично проставить размеры на чертеже заготовки, что, по-видимому, связано с небольшим числом практических заданий в вузах по простановке размеров криволинейных поверхностей.

Аналогичные конкурсы ежегодно в декабре проводятся внутри вуза на кафедре графики РГАТА имени П.А. Соловьева. В конкурсе по компьютерной графике принимают участие студенты академии и учащиеся средних учебных заведений города Рыбинска. В некоторых прикладных задачах конкурса участвуют выпускники РГАТА. Автором, совместно с сотрудниками кафедры готовятся задания, выполняется необходимое информационное обеспечение, в двух дисплейных классах кафедры организуется конкурс, осуществляется подведение итогов.

Результаты конкурса полезны, как для конкурсанта, так и для обучающих преподавателей. Существенным и необходимым условием конкурса является разбор заданий, обсуждение результатов конкурса, награждение победителей, обмен опытом.

Начиная с 2007 года, распространённой дистанционной формой контроля знаний обучающихся в вузе является интернет-тестирование по ряду дисциплин, в том числе по графическим дисциплинам. Данная форма требует пересмотра технического и программного обеспечения для тестирования. В частности при тестировании в 2008 году в ряде вопросов по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» отсутствовала полоса прокрутки, поэтому не было возможности просмотреть такой вопрос, а в некоторых случаях и невозможно (теоретически и практически) было выбрать правильный ответ, т.к. он находился вне доступного поля. В ряде вопросов неверно кодировались обозначения углов, а также диаметров, поэтому можно было только случайно угадать правильный ответ. В целом данная форма дистанционного контроля является прогрессивной и развивающейся и требует, по мнению автора, внесения соответствующих коррективов, как в программное обеспечение, так и в рабочие программы и учебные планы.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Хейфец Александр Львович
(18 марта 2010 г. 1:34)
Уважаемый Владимир Адольфович. Вам пишет кадровый "олимпиадщик", подготовивший 110...120 студентов на многочисленные Всероссийские олимпиады, из которых 50...60% заняли призовые места... Так что "кухню" олимпад я знаю очень хорошо. В Ваших дистанционных олимпиадах мы участвовали 1 или 2 раза. Что сдерживает от участия в последние годы? Это, мягко говоря, чувство неуверенности в объективности ВЫПОЛНЕНИЯ (не оценки) работ на дистанционных олимпиадах. В человеке, как известно, слабостей больше. чем достоинств. Почему, зачастую побеждают студенты хозяев олимпиад, почему на олимпиадах нередки случаи подсказок со стороны преподавателей-кураторов... Конечно, доверие - необходимо при любой форме дистанционного контроля. Но все-таки, обычно дистанционный контроль заканчивается личной беседой на экзамене, а у Вас на дистанционной олимпиаде? Где уверенность, что олимпиадную задачу решил студент. Время суровое, моральные принципы слабеют. За победы студентов дают хорошие премии преподавателям. И не упрекайте меня в недоверии к коллегам. В чем мой вопрос? - что Вы об этом думаете и каковы перспективы Ваших дистанционных олимпиад. С уважением. А.Л. Хейфец
Фото
Токарев Владимир Адольфович
(18 марта 2010 г. 18:18)
Здравствуйте, Александр Львович! Поставленный Вами вопрос действительно актуальный, при каждом моём выступлении на конференциях его задают. Предварительно обсуждался на кафедре вопрос о проведении олимпиады в два этапа: первый – дистанционный, а на второй очный тур пригласить отобранных участников. Пока другого выхода мы не видим. С уважением. Токарев Владимир Адольфович. РГАТА

Назад