Назад

Тестовая оценка поточного уровня графической подготовки студентов при дистанционном изучении инженерной и компьютерной графики

Фото Слободянюк Елена Валериевна (Винницкий национальный технический университет)


Аннотация

В статье проанализированы особенности поточного контроля уровня знаний студентов при дистанционном изучении инженерной и компьютерной графики. Рассмотрены возможности платформы дистанционного обучения eLearning Server 3000 позволяющие создавать тесты с элементами графики.

Тестирование является не только достаточно быстрым и объективным способом контроля знаний студентов, а также одним из элементов поддержки мотивации и управления процессом обучения, в том числе и дистанционного. Важнейшим инструментом обеспечения качества дистанционного изучения дисциплины есть постоянная оценка каждой темы, модуля, курса. Целевое назначение такого контроля следующее: проверять глубину и качество полученных студентами знаний, умений и навыков, степень выявления самостоятельности и творчества при решении теоретических и практических задач, их методологическую подготовку; оказывать содействие в повторении и закреплении знаний, умений и навыков, выяснении студентами сути явлений, которые исследовались, процессов, закономерностей; служить источником информации об успехах и неудачах в теоретической и практической подготовке студентов; стимулировать учебную деятельность студента, активизировать его познавательные силы и энергию [1].

Деятельность тьютора (преподавателя дистанционного курса) состоит в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью студентов. Контролировать необходимо не знания, которые являются лишь средствами, а, в первую очередь, результаты деятельности [2]. Тьютор должен осуществлять контроль успеваемости студентов на протяжении всего процесса обучения. Контроль охватывает: активность студентов; процесс тестирования; обсуждение вопросов в форуме; участие в чатах; выполнение практических задач [3]. Эти виды контроля являются составляющими механизма управления дистанционной учебной деятельности учащегося. При этом сами студенты также осуществляют контроль своей деятельности, оценивая свои результаты, и задача преподавателя научить их такому самоконтролю, воспитать в студентах к этому интерес. Большая часть материала дистанционного курса "Инженерная и компьютерная графика" (ИКГ) основана на графической информации. Поэтому перед тьютором стоит задача найти такие способы ее использования для контроля знаний, которые будут вызывать у студентов стремление к самоконтролю.

Методика создания тестовых заданий в eLearnіng Server 3000

Платформа дистанционного обучения eLearnіng Server 3000 позволяет создавать тесты и управлять процессом тестирования непосредственно на сервере средствами веб-интерфейса. При подготовке тестовых задач необходимо придерживаться следующих правил [4]:

После выполнения задач, тестов студентами результаты могут быть оценены преподавателем на основе сформулированных критериев оценки, а потом автоматически указаны в ведомости успеваемости. Поточный контроль уровня знаний и формирования умений осуществляется при изучении каждой темы при помощи тестов для самопроверки студентов и контрольных вопросов в лекционном материале. Фиксация результатов производится системой eLearning Server автоматически. Целью такого контроля является самоконтроль студентами уровня овладения учебным материалом, наблюдение преподавателем за ходом учебного процесса, повышение уровня мотивации студентов, проверка возможности студентов использовать теоретические знания для решения практических задач.

Рассмотрим систему контроля учебного процесса при дистанционном изучении темы "Сечение поверхности плоскостью". Учебный блок этой темы состоит из взаимосвязанного учебного материала теоретический материал, практического занятия, графической работы, теста для проверки знаний. Кроме того, каждый раздел теоретической части включает в себя один или несколько вопросов для самопроверки студентов. Для контроля результатов учебной деятельности студентов разрабатывается система заданий. Каждое задание состоит из задач или вопросов, которые требуют от студента выполнения определенных действий: ответа на вопрос, запуск определенных программ, загрузка на компьютер файлов и т.д.

Формирование задания или вопроса состоит из нескольких шагов. Для любого вопроса на первом этапе вводится текст с формулированием и выбирается способ ответа. Система eLearnіng Server 3000 позволяет использовать следующие типы вопросов: a) один верный вариант -- необходимо указать один правильный ответ из предложенных; b) несколько верных вариантов -- необходимо указать один или более правильных ответов из предложенных; c) на соответствие -- необходимо правильно сопоставить две группы между собой; d) с прикрепленным файлом -- требует от студента загрузить к себе на компьютер определенный файл; e) заполнение формы -- необходимо заполнить пропуски одним из верных значений; f) свободный ответ -- ответ пишется в произвольной форме; j) выбор по карте на картинке -- необходимо указать один правильный ответ, из тех, что представлены на рисунке (чертеже); h) выбор из набора картинок (чертежей).

Типы вопросов a), b), c), e), f) – рассчитаны на текстовые вопросы, и такие же ответы. Тесты для поточной проверки уровня знаний составляются из вопросов разных типов (рис. 1). Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Если ответ на вопрос не полный, соответственно выставляются баллы за количество правильных ответов. Система автоматически высчитывает результат тестирования.

Использование графики в тестовых заданиях

Особенностью ИКГ есть то, что все задачи решаются с помощью графических построений. Поэтому текстовые задания можно использовать в основном для самопроверки студентов после изучения теоретического материала. Для создания заданий (которые включают в себя чертежи, или предлагают выполнение или редактирование чертежей) целесообразно использовать типы вопросов d), f), j), h).

Для создания типов вопросов, которые содержат картинки, наиболее рационально использовать типы j) и h). Тип j) позволяет указать на одном изображении несколько активных областей, которые реагируют на действия пользователя при нажатии на них указателем мыши. Тип h) позволяет отобразить рядом с текстом вариантов ответов соответствующие им изображения. Для создания вопросов, содержащих графическую информацию, система разрешает использовать разные форматы файлов. С целью минимизации размера графических файлов изображения для теста были выполнены в оттенках серого цвета и в формате GІF. Этот формат является кроссплатформенным и позволяет запись изображения через строку, благодаря чему, имея лишь часть файла, можно увидеть полное изображение, но с меньшим разрешением. При использовании вопросов с прикрепленным файлом (тип d, рис.2) и свободного ответа (тип f) студенту необходимо умение работать с электронной почтой и графическим редактором.

Результаты тестирования в среде eLearning Server можно увидеть непосредственно после выполнения заданий или в разделе "Успеваемость". Поскольку тестовая проверка знаний используется, в основном, для самопроверки, студенты имеют возможность проходить тесты несколько раз. Кроме того, преподаватель может проанализировать статистику ответов на вопросы теста (рис.3).

При редактировании теста с помощью формы с параметрами задания, тьютор указывает, сколько раз студент может выполнять это задание, устанавливает ограничение по времени для отдельных вопросов и прочие настройки процесса тестирования, включая и перемешивание вопросов при прохождении теста, и контроль уникальности вопросов. Также вместо статических изображений можно использовать и мультимедийные объекты.

Выводы

Возможности платформы дистанционного обучения eLearning Server 3000 позволяют создавать тесты с элементами графики. В комплексе с разнообразными способами настройки процесса тестирования и современными компьютерными технологиями эти возможности позволяют организовать процесс контроля знаний по курсу ИКГ таким образом, что он повышает заинтересованность студента. Во время такого тестирования у учащихся проявляется стремление к самоконтролю и растет их самооценка.

Рис. 1
Рис. 1 Тест для поточной проверки уровня знаний при изучении темы "Сечение поверхности плоскостью"


Рис. 2
Рис. 2 Отображение вопроса «С прикрепленным файлом»


Рис. 3
Рис. 3 Статистика результатов прохождения теста


Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Токарев Владимир Адольфович
(12 марта 2010 г. 16:36)
Здравствуйте, Елена Валериевна! Поясните, пожалуйста, кто у Вас в вузе является ответственным за eLearning Server 3000: зав. кафедрой, проректор, декан и т.д. Или задачи по приобретению и использованию платформ дистанционного обучения решает каждый преподаватель индивидуально? С уважением Токарев Владимир Адольфович. Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева
Фото
Слободянюк Елена Валериевна
(17 марта 2010 г. 11:49)
Уважаемый Владимир Адольфович! В нашем университете ответственным за приобретение и использование платформ ДО является Центр дистанционного образования. Этой же структурой осуществляется администрирование дистанционного обучения в ВУЗе. Адрес ЦДО:http://cde.vstu.vinnica.ua/. С уважением, Слободянюк Е.В.
Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(19 марта 2010 г. 19:18)
Уважаемая Елена Валериевна! Хотелось бы знать, каков подход к разработке тестовых заданий, а именно,тестами занимаются отдельные преподаватели или же это специально подготовленная группа преподавателей с высоким уровнем профессионализма? Каковы критерии оценки самих разработанных тестов? С уважением, Зеленовская Н.В. Белорусский государственный аграрный технический университет
Фото
Слободянюк Елена Валериевна
(30 марта 2010 г. 20:06)
Уважаемая Наталия Вячеславовна!Тестовые задания разрабатываются преподавателями в соответствии с формами, заложеными в программной оболочке. Уровень сложности заданий предполагает выполнение тестовых заданий студентом со средним уровнем подготовки и учитывает знания дисциплины, которые должны быть доведены до навыка. Содержание тестов обсуждается на методическом семинаре кафедры и проходит предварительную апробацию. По результатам апробации вносятся коррективы в содержание тестовых заданий. С уважением, Слободянюк Е.В.
Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(2 апреля 2010 г. 12:56)
Спасибо!

Назад