Назад

Лабораторный практикум курса «Графические редакторы САПР»

Фото Асекритова Светлана Вениаминовна (Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева)


Современные САПР применяются для сквозного автоматизированного проектирования, технологической подготовки, анализа и изготовления изделий в машиностроении, для электронного управления технической документацией.

Сегодня при сотрудничестве с зарубежными компаниями необходимо представление всей документации в электронном виде. Продаваемый продукт и его производство подлежат международной сертификации, подтверждающей их высокие характеристики. Сертифицирование проходят не только само изделие, но и методы его проектирования, изготовления, способы и формы передачи информации об изделии.

Дефицит квалифицированных специалистов, способных использовать современные компьютерные технологии на производствах, - главная преграда на пути комплексной автоматизации инженерной деятельности. Поэтому так важно изучение и внедрение современных САПР в учебный процесс при выполнении курсовых и дипломных проектов, как по общеинженерным, так и по специальным дисциплинам.

При внедрении компьютерной графики в учебный процесс, приходится делать выбор в пользу лишь одного графического программного продукта. Для осуществления более глубокой подготовки специалистов, владеющих современными технологиями в области проектирования, необходима единая политика для общеинженерных и специальных кафедр по внедрению САПР в учебный процесс. Важно также, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники вуза владели методиками проектирования изделий, которые используются на предприятии. Решающим при выборе графической системы Unigraphics в качестве САПР, внедряемой в учебный процесс в рамках курса «Графические редакторы САПР», стал факт использования данной компьютерной технологии проектирования и производства в компании ОАО «НПО «Сатурн».

Система Unigraphics занимает ведущее место среди трехмерных систем автоматизированного проектирования и производства для предприятий аэрокосмической, автомобильной промышленности, машиностроения.

Банальная причина нехватки аудиторного времени, привела к тому, что приходится в экстремально короткие сроки осваивать такую мощную, а, следовательно, универсальную систему как Unigraphics. И здесь очень важно выработать правильный подход, который позволил бы прочувствовать и понять концепцию проектирования системы UG, которая очень удобна для пользователя.

Так как в учебном плане курса «Графические редакторы САПР» лекционные часы отсутствуют, то приходится вышеперечисленный материал в сжатом виде выдавать на лабораторных занятиях и ограничивать их тематику.

За 34 часа необходимо дать общие сведения о системе, рассмотреть операции построения примитивов (рис.1), технологических и конструктивных элементов: отверстий, проточек, пазов, фасок, скруглений, резьб (рис.2), дать понятие о проектировании с помощью базовых кривых и эскизов (рис.3), о формировании электронных документов конструкторских (ЭДК), познакомить студентов с созданием и редактированием сборок.

Требования к выполнению графических конструкторских документов и в частности электронных документов конструкторских (ЭДК) основываются на соблюдении стандартов Единой системы конструкторской документации. Для выпуска чертежной документации в системе Unigraphics имеется набор средств, с помощью которых можно создать любой чертеж на базе существующей трехмерной геометрической модели твердого тела. Полная ассоциативная связь чертежа с этой моделью позволяет всегда получать чертеж, точно соответствующий геометрической модели. Процесс создания чертежа представляет собой размещение назначенных и автоматически построенных ортогональных и дополнительных видов с удаленными невидимыми линиями. Далее чертеж дополняется необходимыми сечениями, разрезами, дополнительными видами, местными разрезами. Остается проставить размеры, спецсимволы (сварка, шероховатость поверхности, допуски на геометрические отклонения) и разместить тексты. Множество разнообразных функций, облегчающих создание чертежа любой степени сложности, делает выпуск чертежной документации делом совсем нетрудным.

Из готовых изделий можно формировать сборку.

Спецификация (а точнее, список состава изделия) формируется на этапе работы с моделью сборки и сопровождается сборочным чертежом.

Поля спецификации назначаются, исходя из списка атрибутов, который был определен в файле каждой детали. Помимо информации о компонентах, составляющих эту сборку, спецификация может быть дополнена информацией о применяемых материалах. Спецификацию можно выводить как на поле чертежа, так и в информационном окне, сохранить в виде файла.

Так как курсовая работа предполагает почти стопроцентное самостоятельное выполнение всех заданий, то и компьютерная сборка, как один из этапов проектирования, может быть поначалу несложной.

Глубокая подготовка специалистов, владеющих современными технологиями в области проектирования, возможна лишь при условии сквозного применения САПР на всех общеинженерных и специальных кафедрах и закреплении навыков проектирования во время прохождения производственной практики и целевой подготовки специалистов. Тогда, несомненно, студенты будут проявлять интерес к изучению различных систем компьютерного моделирования, что положительно отразится на качестве их конструкторской и технологической подготовки.

Рис. 1
Рис. 1 Моделирование на основе базовых элементов


Рис. 2
Рис. 2 Моделирование с использованием конструктивных элементов


Рис. 3
Рис. 3 Моделирование на основе базовых кривых и с использованием эскизов


Вопросы и комментарии к докладу:


Дохновская Ирина Владимировна
(10 марта 2010 г. 2:56)
Светлана Вениаминовна скажите, пожалуйста, какой у Вас курс изучает UG? Сколько лабораторных работ Вы делаете? Есть ли у студентов возможность выполнять курсовые работы дома, а не в компьютерном классе?
Фото
Асекритова Светлана Вениаминовна
(10 марта 2010 г. 13:34)
Уважаемая Ирина Владимировна!Очень рада с Вами пообщаться хотя бы виртуально. UG у нас изучают студенты 1-го и 2-го курса. Разработано 7 лабораторных работ, причём некоторые из них 8-и часовые.Большинство студентов выполняют курсовые работы дома, но у них есть возможность работать и в компьютерном классе в выделенное специально время для КП. С уважением, Асекритова.

Назад