Назад

Мониторинг качества графической подготовки студентов

Козлова Ирина Витальевна (Новгородский государственный университет)


В настоящее время средняя школа в целом стала заметно сдавать свои позиции в качестве политехнической. В связи с внедрением новых образовательных стандартов, где предмет «Черчение» отсутствует как таковой, и подготовку по этой дисциплине переносят на более раннюю стадию обучения, можно прогнозировать фрагментарное либо практическое отсутствие умений части школьников в этой области. В тоже время новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, hучебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки будущих выпускников технических вузов.

В сложившихся обстоятельствах мониторинг компетентности в области графики является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения пробелов в знаниях, полученных в довузовской подготовке, недостатков учебного процесса, и становится основой для принятия эффективных управленческих решений.

В работах ряда отечественных исследователей рассматриваются проблемы мониторинга в образовании (А.Н.Майоров, Д.Ш.Матрос, Д.М.Полевой, Н.Н.Мельникова и др.)[3,4], а так же тестирования качества профессионального обучения (В.П. Беспалько, А.Н. Майоров, Ю.А.Якуба и др.)[6]

Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В педагогике это новое перспективное направление, посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки абитуриентов и студентов; мониторинг федеральный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы вуза; мониторинг качества подготовки педагогических кадров; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения студентов становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введения новых образовательных стандартов.

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга недостаточно эффективны. Они имеют ряд серьезных недостатков:

Вышеизложенные недостатки определяют главный (для управления качеством) недостаток - отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных ошибок студентов, недочетов в работе преподавателей, выявить факторы, влияющие на их успеваемость. Поэтому сегодня идет работа по налаживанию функционирования системы непрерывного изучения состояния знаний студентов, что требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов. При этом, очевидно, что организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний и умений обучаемых. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития федеральной системы тестирования, которая на данный момент дискретна и не способна в полной мере отразить, полученные студентами знания, не соответствует требованиям новых образовательных стандартов. Задачи системы тестирования кратко можно сформулировать следующим образом:

При этом основными направлениями деятельности подразделений данной системы являются:

Важно отметить, что стабилизирующей основой, обеспечивающей единство требований и подходов к оценке учебных достижений, являются образовательные стандарты [5].

Обсуждая вопрос развития системы тестирования, необходимо учитывать, что обучение преподавателей и специалистов органов управления образованием технологии объективизации оценки уровня обученности и использования тестовых методик в целях мониторинга качества обучения, должно быть опережающим или осуществляться параллельно.

Современные требования, предъявляемые к самим исследованиям по измерению и оценке результатов обучения, обуславливают выделение ряда основных этапов подобных исследований:

  1. Определение целей исследования и формулирование гипотез исследования.
  2. Подготовка инструментария исследования, включающего: а) выбор показателей, характеризующих результаты обучения; б) разработку средств для получения этих показателей (например, контрольных работ, устных опросов, анкетирования студентов); в) разработку научно обоснованных методов получения на основе указанных показателей количественных оценок результатов обучения (результатов выполнения контрольных работ, устных ответов, а также результаты анкетирования).
  3. Выделение и качественный анализ факторов, которые предположительно могут оказывать влияние на учебный процесс и его результаты, и которые решено учитывать в проводимом исследовании.
  4. Выбор математико-статистических методов для поверки выдвинутых гипотез на основе данных, которые предполагается получить в исследовании, включая методы проверки гипотез о влиянии на результаты обучения выделенных заранее, то есть до проведения исследования, факторов и методы выявления латентных (скрытых) факторов, также влияющих на процесс обучения и его результаты.
  5. Определение выборки из исследуемой совокупности студентов, для которой проверяются результаты обучения (или анкетирования).
  6. Практическую организацию и проведение исследования, сбор первичных данных (например, заполнение проверяющими схем анализа контрольных работ).
  7. Статистическую обработку первичных данных и проверку гипотез.
  8. Качественный анализ и интерпретацию полученных в исследовании результатов и формулирование итоговых выводов по оценке проверяемых результатов обучения.

В заключение сформулируем предлагаемые меры по повышению качества образования на ближайшую перспективу:

  1. Создание единой системы оценки качества образования, включающую:1) внедрение новых образовательных стандартов; 2) совершенствование системы измерителей качества подготовки студентов и процедур промежуточных и итоговых аттестаций студентов; 3) создание статистической базы мониторинга качества подготовки студентов; 4) разработка системы управления качеством образования.
  2. Совершенствование системы оценки качества учебно-методической литературы, учебного книгоиздания.
  3. Создание "эталонных" учебников по предметам федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  4. Разработка технологии контроля качества деятельности образовательного учреждения.

В связи с введением мониторинга образования в области «Начертательной геометрии. Инженерной графики» с первокурсниками, высказывающим пожелания, чтобы изучение курса начиналось с повторения школьного материала. Проводится мониторинг исходной подготовки студентов по черчению и элементарной геометрии. Содержание контроля позволяет оценить:

Результаты входного контроля используются в педагогических целях: для согласования методики преподавания инженерной графики с реальными возможностями студентов, для организации дополнительных консультаций и целенаправленной индивидуальной работы с обучаемыми на основе специально разработанных дифференцированных заданий. Одновременно студенты получают возможность сопоставить свою подготовку по черчению и геометрии с вузовскими требованиями и сделать для себя вывод о необходимости серьёзного отношения к изучению начертательной геометрии и инженерной графики как базовой дисциплины инженерного образования.

В дальнейшем мониторинг знаний студентов позволяет индивидуально корректировать процесс последующего обучения, что дает возможность привести компетентность выпускников в данной области в соответствие с государственным образовательным стандартом третьего поколения.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(12 марта 2010 г. 18:24)
Здравствуйте Ирина Витальевна. Полностью согласен с Вами в том, что проблемы в школьном графическом образовании растут. У меня вопрос: как и когда по вашему мнению восполнять пробелы в школьной графической подготовке?
Фото
Максименко Любовь Александровна
(20 марта 2010 г. 2:40)
Здравствуйте, Ирина Витальевна!Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности», которая состоится 21 – 22 апреля 2010 года в Новосибирском государственном техническом университете. Информация о конференции размещена на сайте: http://www.graph.power.nstu.ru/ Адрес для связи: maksimenko_la@mail.ru
Козлова Ирина Витальевна
(24 марта 2010 г. 1:27)
Любовь Александровна. Большое спасибо за приглашение на конференцию. По возможности мы постараемся принять участие в ней.

Назад