Назад

Бально-рейтинговая оценка графических работ в условиях системы зачетных единиц ECTS

Фото Максименко Любовь Александровна (Новосибирский государственный технический университет)


Рейтинговая система оценки знаний в преподавании графических дисциплин давно нашла свое место в учебном процессе, но всестороннее изучение разрабатываемых методик использования бально-рейтинговых систем становится возможным только при переходе образовательного процесса России к Болонской декларации. Ориентирование учебного процесса на зачетные единицы, количество и порядок применения которых определяется документом European Credit Transfer System (ECTS)[1] выявляет ряд вопросов, которые не находят пока широкого освещения в учебно-методической литературе.

Подходы к реализации бально-рейтинговой системы по дисциплине могут быть различными, в зависимости от особенностей предмета, педагогического опыта и компетентности ведущего преподавателя. Бально-рейтинговая система вносит ряд очевидных преимуществ в изучение дисциплин графического цикла, одним из которых является «прозрачность» оценки выполненной студентом аудиторной или домашней графической работы.

В системе зачетных единиц E C T S успеваемость оценивается суммой в 100 баллов [1]. За учебный семестр необходимо набрать 60 баллов и 40 баллов за экзамен или 80 баллов в семестре и 20 баллов за зачетную работу. Структура бальной семестровой оценки формируется в рабочей программе учебной дисциплины. Исходя из максимально возможных баллов, определяется количество заданий выполняемых в течение семестра, а уровень сложности задания назначается в соответствии с количеством часов на самостоятельную работу по учебному плану соответствующей специальности. Пример распределения баллов за выполнение работ в течении семестра, при изучении курса «Инженерная графика» приведен в таблице ниже.

Таблица - Пример распределения баллов при изучении курса "Инженерная графика"

Выполняемые работы Количество баллов
Посещение лекционных занятий (в том числе решение задач по НГ) 5 баллов
Посещение практических занятий (выполнение электронных чертежей) 5 баллов
Выполнение семестрового плана самостоятельной работы (РГР) 45 баллов
Контроль знаний (тесты, коллоквиумы, контрольные работы) 5 баллов
Итого за семестр: 60 баллов
Экзамен 40 баллов
Всего: 100 баллов

Установление рейтингового регламента по заданиям расчетно- графических работ выполняемых в семестре предполагает присвоение каждому заданию определенной суммы баллов. Весовое соотношение между баллами за конкретное задание определяется трудоемкостью выполнения данной работы, уровнем сложности задания. Рейтинговая оценка за одно задание, как правило, оценивается в общепринятой пятибалльной системе. Суммарная оценка за семестр и экзамен (зачет) определяет успеваемость студента.

Проведение экзамена по дисциплинам графического цикла возможно также в нескольких формах. Во-первых, это традиционный экзамен (устаревшая форма), предполагающий билет, содержащий 3 - 5 задач средней сложности, выполняемых на бумаге чертежными инструментами. Во-вторых, билет, содержащий тестовые задания в количестве 6 – 30 вопросов сгруппированных по дидактическим единицам курса. В третьих, комбинированный билет, содержащий "проблемную задачу" и тестовые вопросы.

Наибольший интерес представляет третий вариант составления билета на основе проблемной задачи, которая выполняется на компьютере в одном из графических редакторов, и тестовых вопросов по изучаемому курсу. В настоящее время, в образовательных стандартах, как правило, на изучение графики отводится один семестр, а учебное время составляет 55 – 200 часов. За этот, небольшой промежуток времени, обучаемый должен освоить все разделы курса «Инженерная графика» и подтвердить процесс обучения положительным результатом на внешнем тестировании, которое проводится в обязательном порядке во всех учебных заведениях. Поэтому тестовые вопросы экзаменационного билета должны быть тщательно подобраны не только по дидактическим единицам курса, но и сформулированы по всем требованиям составления тестов [2].

Требованиям, предъявляемым к проблемным задачам, соответствует задание на построение трех видов, и аксонометического изображения с вырезом одной четверти. Как показывает опыт, на решение подобной задачи среднему студенту необходимо 2-2,5 час., при условии, работы на компьютере (на подобную работу, выполняемую чертежными инструментами требуется 4-4,5 час.). Следует отметить, что основным способом решения задачи, является 3D моделирование и формирование изображений по модели. Применяется также и другой подход, когда для поcтроения видов, разрезов и аксонометрии используется 2D ортогональный и изометрический режим (при работе в графическом редакторе AutoCAD). На рис.2 приведены примеры моделей для составления чертежа.

Итоговая сумма двух частей балльной оценки освоения дисциплины (за семестр и экзамен или зачет) переводится в международную буквенную оценку (А, В,С,D, Е, FX, X) и ее числовой эквивалент [1]. Проверка «работы» рейтинговой системы выполняется на основе рекомендаций [1]: оценку отлично (категория А) получают примерно 10 % студентов, очень хорошо (категория В) – 25 %; хорошо (категория С) – 30 %; удовлетворительно (категория Д) – 25 %; посредственно (категория Е) -10 %. Если есть значительные отклонения от среднего рейтинга, необходимо пересмотреть распределение оценочных баллов.

В качестве вывода, можно отметить, что при внедрении бально-рейтинговой системы в учебный процесс необходимы сведения о трудоемкости и времени выполнения графических работ для идентификации оценочных баллов.

Рис. 1
Рис. 1 Пример распределения баллов при изучении курса "Инженерная графика"


Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(11 марта 2010 г. 23:54)
Уважаемая Любовь Александровна! Из доклада не понятно, по результатам освоения дисциплины начисляются зачетные единицы (кредиты в European Credit Transfer System) или выставляется традиционная академическая оценка: оценка за экзамен или зачет/незачет? С уважением, И.Столбова
Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(12 марта 2010 г. 14:06)
Здравствуйте Любовь Александровна! Рейтинговая система использовалась у нас в учебном процессе лет 15 назад, но затем произошел возврат в прежнюю систему оценки знаний студентов, Как долго вы этим занимаетесь и считаете ли данную систему совершенной? С уважением Шахова А.Б.
Фото
Максименко Любовь Александровна
(17 марта 2010 г. 13:50)
Здравствуйте, Ирина Дмитриевна! По результатам изучения дисциплины выставляется бальная и традиционная оценка, соответствие между которыми установлено в European Credit Transfer System. С уважением Л.Максименко
Фото
Максименко Любовь Александровна
(17 марта 2010 г. 14:36)
Алевтина Бруновна, здравствуйте! Рейтинговая система в настоящее время предполагает сопоставимость оценок в разных "образовательных пространствах". Рейтинг имеет много положительных моментов, перечислять их нет необходимости, а в качестве недостатка можно ометить отсутствие каких-либо методических материалов по назначению зачетных баллов. Тем более, что все мы перешли или постепенно переходим на "компьютерные" чертежи. Оценивается, конечно, твердая копия чертежа,его качество, но как оценить трудоемкость его изготовления? 100-бальный рейтинг прошел в осеннем семестре впервые. Студенты, наверное, вы со мной согласитесь, воспринимают рейтинг положительно. Преподавателям - дополнительная работа. Но, поскольку, к рейтингу мы все время возвращаемся, рейтинг совершенствуется?! С уважением Л.Максименко

Назад