Назад

Перспективы использования интегративной модели графической подготовки студентов в вузе при переходе на образовательные стандарты нового поколения

Козлова Ирина Витальевна (Новгородский государственный университет)
Мельников Василий Евгеньевич (Новгородский государственный университет)


Начало XXI века характерно глобализацией, как и в сферах экономики, так и общественной жизни. Современное же образование имеет весьма широкий и привлекательный спектр образовательных услуг, особенно в специальностях технологий, языкознания, компьютерных технологиях и т.п. Все это расширяет возможности для инноваций и интеграции высшего образования в открытое образовательное пространство. Причина этого в том (И.И.Калина), что “наша экономика развивается, становится все более похожа на европейскую и поэтому требует изменений в структуре подготовки специалистов” [9].

Современный этап развития образования и соответственно модернизация высшей школы, связан во многом с переходом вуза на образовательные стандарты нового поколения. В старом Государственном образовательном стандарте профессионального высшего образования (ГОС ВПО) представлены только требования к уровню подготовки студента. Т.е. существующая образовательная программа по своей структуре определяет конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. В ГОС ВПО третьего поколения профессиональная квалификация выпускника разработана на основе компетентностного подхода и характеризуется требованиями к знаниям и умениям, которые должен приобрести студент в процессе обучения по тому или иному циклу дисциплин. В идеале системообразующим фактором такой подготовки должны были стать компетентностные характеристики специалистов, вузовское образование которых непосредственно учитывает мнение конкретного заказчика [1, 7].

При определении профессиональной компетентности, вытекающей из профессиональной характеристики выпускника, обращают на себя внимание трактовки понятий, данные В.П.Симоновым и М.А.Чошановым [8]. Они полагают под компетентностью обеспечение эффективной реализации компетенций. Следовательно, компетентность — «это не просто овладение знаниями (в таком случае мы говорим об эрудиции), но скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела», компетентность - необходимое условие «конвертируемости» специалиста.

Компетентность как особый тип организации знаний представляет собой общее интеллектуальное развитие личности, сформированность базовых компонентов умственного опыта, механизмов эффективной переработки информации, индивидуальной избирательности интеллектуальной деятельности, позволяющих объективно оценивать требования окружающей действительности и максимально эффективно решать профессиональные вопросы.

Проблемное поле составляют вопросы содержания подготовки студентов их ориентация на продолжение непрерывного образования, соединяя обучение студентов с их реальной специализацией, возможностью реализации идей опережающего образования. Для решения этих задач возникает необходимость интеграции различных составляющих содержания подготовки студентов технологического образования. Все это позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса индивидуализировать и дифференцировать обучение, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.

Понятие интегративного подхода и его особенностей основаны на анализе работ отечественных ученых, изучавших интегративные тенденции в образовании (В.И.Загвязинский, М.А.Берулава, М.И.Махмутов, Ю.С.Тюнников Н.К.Чапаев и др.)[2]. Сущностной характеристикой интегративного подхода является взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой и творческой деятельности студентов, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в условиях внутрипредметной и междисциплинарной интеграции.

Интегративный подход подготовки студентов высшего профессионального образования будет способствовать формированию их профессиональной компетентности при условии: интеграции общетехнической, специально-технологической и графической подготовки; создания организационно-педагогических условий интеграции различных видов учебной деятельности: академической, организационно-исследовательской и рефлексивно-аналитической. Основой для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов служит выявление мотивов и потребностей студентов, (мотивационный этап), разработка содержания индивидуального продвижения студента (проектировочный этап), рефлексия и корректировка образовательных результатов (рефлексивно-корректировочный этап).

Следовательно, интегративный подход служит для создания у студентов целостного представления об окружающем мире, синтеза их общетехнической, специально-технологической и графической подготовки в вузе как средства теоретического осмысления фактов практического опыта, способствующего формированию у них инженерной культуры.

Такой подход создает условия для формирования у студентов умения использовать научное содержание дисциплин и различных технологий обучения в качестве методологического средства для установления широких связей, как между различными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция); определения своей профессиональной компетентности и выбора личностно- значимых ценностей жизни.

На основе интегративного подхода сделана попытка сконструировать модель графической подготовки студентов с инженерным образованием. (Рис. 1)

Моделирование должно осуществляться на общей стратегии системного подхода к формирования будущего инженера. Таким образом, построение данной модели должно соответствовать требованиям профессиональной деятельности инженера, а также современному уровню образования и социально-экономическим условиям.

При конструировании нашей модели мы исходили из того, что она должна отражать:

Целеполагание данной модели направлено на развитие профессиональной компетентности студентов. Профессиональная компетентность по мнению ряда исследователей (Б.С.Гершунский, И.А.Зимняя, А.Е.Марон, А.П.Тряпицына и др.) [3, 5] предполагает овладение студентами профессионально важными предметными областями технико-технологического образования, развитие готовности к выполнению на качественном уровне инженерных функций, умение инициативно, творчески мыслить и решать профессиональные проблемы.

Содержательно-технологический компонент модели предусматривает синтез базовых общетехнических, технологических и специальных знаний в подготовке студента, а так же создание новых междисциплинарных модульных программ и междисциплинарных модулей, являющихся структурно-содержательными единицами подготовки студента с инженерным образованием.

Деятельностный компонент модели раскрывает способы формирования профессиональной компетентности студентов за счет интеграции различных видов деятельности обучающихся (академической, организационно-исследовательской, проектно-технологической), в которые погружаются студенты в процессе обучения в вузе. Для этого определены организационно-педагогические условия подготовки студентов на основе интегративного подхода:

Результативный компонент модели ориентирован на формирование профессиональной компетентности студентов с инженерным образованием как интегративного понятия, предусматривающего развитие не только конструкторско-технологической компетентности, но комплекса ключевых компетентностей:

В результате обучение студентов с инженерной подготовкой в вузе нашло практическое применение интегративного подхода в модульном обучении. Для определения результатов развития профессиональной компетентности студентов нами были разработаны показатели и диагностические методы их определения. В качестве показателей компетентности необходимо отслеживать профессиональные знания, умения и способности студентов, формируемые в процессе обучения по междисциплинарной модульной программе.(Таблица 1)

Таблица 1 - Структура показателей профессиональной компетенции студентов с инженерной подготовкой

Компетенции Показатели Метод оценивания
Конструкторско- технологическая компетенция
  • конструкторско-технологические базовые знания и умения;
  • способность разрабатывать технологию изготовления и конструкторско-технологическую документацию на изделия;
  • творческое решение технических задач;
  • графические знания, умения, оформление чертежей в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД, в том числе с помощью компьютера;
  • способность использовать Интернет-технологии.
  • предметная оценка;
  • технологическая практика;
  • анкетирование

Комплекс ключевых компетенций:

  • социальная,
  • языковая,
  • информационная,
  • специальная
  • способность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых;
  • умение владеть несколькими языками (включая компьютерные), необходимыми для устного и письменного общения;
  • способность владения новыми информационными технологиями;
  • способность к самообучению, рефлексии.
  • технологическая практика;
  • анкетирование;
  • наблюдение

Основными методами диагностики сформированности данных компетентностей будут: предметная оценка по соответствующим дисциплинам, многочисленные наблюдения в период технологических практик, анкетирование и тестирование.

Вышеуказанные показатели, по нашему мнению, являются основными для оценки профессиональной компетентности студентов.

В заключение можно отметить, что использование интегративного подхода в подготовке студентов при переходе на образовательные стандарты нового поколения должно существенно повысить качество обучения студентов в вузе. Такая модель графической подготовки студентов даст возможность повысить уровень развития профессиональной компетентности выпускников. Данная модель не является идеальной, но позволяет прогнозировать обучение опережающего образования, особенно актуальное в масштабах широкого внедрения различных форм обучения переподготовки кадров в современных сложных условиях экономического развития мировой и отечественной экономики.

Рис. 1
Рис. 1 Модель конструирования содержания интегративной подготовки студентов технологического образования в вузе


Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(11 марта 2010 г. 23:44)
Уважаемые Ирина Владимировна и Василий Евгеньевич! Хотелось бы узнать: 1. Какие способы предметной оценки предусматриваются для показателей конструкторско-технологической компетенции? 2. Модульное обучение предусматривает интеграцию всех дисциплин, ответственных за конструторско-технологическую подготовку студентов, в единый образовательный модуль или все-таки остается предметное обучение?
Мельников Василий Евгеньевич
(31 марта 2010 г. 16:14)
Ирина Дмитриевна! Большое спасибо за вопросы по компетентности студентов. На первый вопрос о способах предметной оценки показателей данной компетенции можно предложить следующие: 1) балльно-рейтинговое оценивание, применяемое более 10 лет в НовГУ, 2) кредитные суммы, которые начинают применяться с этого года в университете и которые направлены на оценивание компетенции, 3) накопительная система баллов применяемая в модульной системе, с учетом движения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам. На Ваш второй вопрос можно ответить так, да модульное обучение предусматривает интеграцию всех дисциплин, ответственных за конструторско-технологическую подготовку студентов, но разработанная междисциплинарная модульная программа на кафедре НГиИГ НовГУ предусматривает не предметное обучение в чистов виде, а обучение в рамках модульного блока - модулям по соответствующим направлениям, отвечающим за соответствующую компетентность студентов.

Назад