Назад

Эргономика в образовательном процессе

Фото Адонкина Евгения Васильевна (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин))


Основной проблемой современного дизайна является недостаточное внимание, уделяемое эргономике.

Дизайн – комплексная научно-практическая деятельность по формированию согласной, эстетически полноценной среды жизнедеятельности человека и разработке объектов вещественной культуры. По задачам и методам влияния, с определенной стадией условности, дизайн можно сопоставить с формой проектируемого объекта, а эргономику – с его содержанием. В таковом контексте совершенно бесспорна их взаимная обусловленность и необходимость одновременного использования, в отличие от обычного подхода.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".

Мидиэргономика и микроэргономика исследуют взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач: а также исследование и проектирование систем "человек - машина". Сюда же включаются интерфейсы "человек - компьютер" (компьютер рассматривается как часть машины, "человек – компьютер - человек", "человек-компьютер-процесс", "человек - программа, ПО, ОС" [1].

Определяющим в данной системе отношений должен служить моральный принцип Гиппократа «Не навреди», изложенный им в исторически первой форме врачебной этики (460-377 гг. до н.э.) «Клятве».

Эргономика физической среды рассматривает вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье. [1]

Одна из основных проблем, с которыми регулярно сталкиваются пользователи компьютеров - это компьютерный зрительный синдром. Так называется совокупность нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и органа зрения, возникающих у людей, отводящих работе на компьютере длительное время. Напомним, что особенностью зрительной активности при пользовании компьютером являются дискретность изображения на мониторе, самосветимость этих изображений, а также периодичность мерцания экрана монитора и символов. По данным некоторых экспертов, компьютерный зрительный синдром развивается у 75% пользователей компьютеров.

С развитием и совершенствованием компьютерной техники развивается направление когнитивной эргономики (представления о способах обработки информации) в котором рассматривают 4 уровня взаимодействия «человек—машина»: от физического до абстрактного (лексический, синтаксический, семантический и концептуальный).

Эргономика участвует в анализе пользователей, чтобы исключить проектирование как типовое, а показать разнородные типы, при этом перед ней встают следующие задачи: поддержка пользователя; повышение его знаний о системе; необходимость сделать работу эффективной. [1]

Обычно овладение знаниями о пользовании техникой происходит двумя способами: умозрительно (книги, пособия) и по методу проб и ошибок (в процессе работы). В задачи эргономики входит создание интеллектуальной системы, которая приспосабливается к поведению пользователя и учитывает как первый, так и второй способы получения знаний.

Мультимедийная презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Это особенно важно при изучении предметов, связанных с запоминанием: химия, фармакология, анатомия, экология и др. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память студентов. Использование мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.

Эргономика экрана

Физиологические особенности восприятия

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при создании творческих работ (разумеется, если вы хотите адекватной реакции от зрителя). Превосходя по своим возможностям современные компьютеры, мозг отличается от них тем, что имеет склонность концентрировать внимание на определенных объектах и исключать из внимания не интересующие его. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям:

Угол зрения

Глаз обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57 градусов, оптимальный - 35-40 градусов. Эти данные позволяют вычислять наиболее благоприятные размеры рекламы на различных расстояниях. Если экран находится на расстоянии в среднем 35-40 см от глаз, то оптимальный размер изображения составляет 15 - 18 см по высоте и 10-14см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения).

Фокусировка взгляда

Важен не только благоприятный размер, но и определенное размещение особо важных элементов в композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой зоне, а остальную, ближе к краям как бы размывает. На самом деле мозг просто отметает эту информацию.

Психологическое восприятие цвета

Сетчатка глаза имеет так называемые палочки и колбочки, при этом палочки отвечают за восприятие тона, а колбочки - за восприятие цвета. У разных людей соотношение палочек и колбочек различно, поэтому и восприятие совершенно различно. Одни люди больше воспринимают цвет, а другие - форму. Но однозначно определено, что у мужчин преобладают палочки, а у женщин-колбочки. Из этого следует, что в дизайне для женщин больше имеет значение цвет, а следовательно - настроение, а для мужчин - форма, а значит и содержание. [2]

Требования к подготовке слайда

Стиль

Фон

Использование цвета

Анимационные эффекты

Содержание информации

Расположение информации

Шрифты

Для выделения информации следует использовать способы:

Объем информации

Виды слайдов

Требования к цветовым характеристикам

Требования к пространственному размещению информации на экране

Наиболее важные типы полей восприятия графической информации:

Вопросы и комментарии к докладу:



Назад