Назад

Инновации в организации учебного процесса при заочной форме обучения

Фокина Нина Ивановна (Тюменский нефтегазовый университет)


Формирование компетентного специалиста той или иной отрасли является сложным многофакторным процессом, который в числе равных предполагает наличие следующих составляющих:

Заочная форма обучения имеет ряд особенностей, и процесс обучения значительно отличается от очной формы. Для нее характерен большой объем самостоятельной работы, рассмотрение материала по дисциплинам в сжатом и концентрированном виде в условиях ограниченного временного фактора непосредственной работы преподавателя со студентом. К тому же изменения в обществе повлекли приход на заочную форму обучения вчерашних школьников, а не производственников, как было раньше, у которых был практический опыт работы и возникал дефицит в определенных знаниях.

В 2009-2010 учебном году инновацией в организации учебного процесса заочной формы обучения в институте Транспорта Тюменского нефтегазового университета был отказ от проведения установочной сессии на первом курсе, но с выдачей заданий для самостоятельной работы. Задания выдавались там, где учебным планом предусмотрено выполнение контрольной работы, в том числе по дисциплинам «Начертательная геометрия», «Инженерная графика».

Кафедра оказалась готова к такому процессу работы со студентами, во многом благодаря наличию учебных пособий авторов А.Н. Богданова, П.Е. Наук «Инженерная графика» в электронных вариантах на сайте библиотеки университета. Организовать работу студентов во многом помогла и сама структура учебных пособий с разбивкой изложенного теоретического материала на отдельные модули, которые включают в себя все виды работ: изложенные лекции, вопросы для самоконтроля, условия для решения практических задач, тесты самоконтроля по темам и итоговый тест или контрольные работы. Для студентов кафедрой были разработаны соответствующие указания по самостоятельному изучению дисциплины и переданы методистам заочной формы обучения, которые непосредственно осуществляют связь со студентами заочниками.

Также была предусмотрена возможность информационного контакта студента с преподавателем средствами электронной почты. Однако следует отметить, что процент использования возможности обращения за консультацией был невелик. Возможно, это определяется рамками экономических проблем государства, но отрицать наличие соответствующего психологического фактора и отсутствие соответствующей организации нет смысла. Необходимо работать в этом направлении и подчеркивать уместность и эффективность работы в режиме Интернет связи и со студентами заочниками. Наработанные методики дистанционного обучения одновременно должны дополнить и найти достойное место также и в работе заочной формы обучения, особенно в условия «без установочной сессии». Следует заметить, что с учетом специфики предметов, заключающейся в необходимости графических построений, наличия чертежей, подготовка ответов на вопросы студентов заочников по электронной почте на первом этапе требует больших затрат времени и определенной квалификации, что должно учитываться соответствующими нормативными документами. Хотя, чем больше преподаватель будет работать со студентами в режиме Интернет связи, а от этого, в век огромного информационного пространства, мы не уйдем, тем быстрее сформируется банк наиболее задаваемых вопросов и в конечном итоге сделает работу обыденной, повседневной и не столь трудоемкой даже по дисциплинам графического цикла.

В работе с заочниками при отсутствии установочных лекций на первых курсах отрицательных моментов выявлено не было, наоборот, предварительно намечаются положительные тенденции: увеличение процента, самостоятельно выполненных работ, представленных к первому занятию. Студенты заочники с большим прилежанием выполняют привычные для них письменные задания (решают задачи, отвечают на вопросы для самоконтроля и тесты, приведенные в учебном пособии). На первоначальном этапе обучения графическим дисциплинам у студентов заочников присутствует психологический фактор боязни чертежей, выполненных на формате. Здесь конечно сказывается недостаточная школьная графическая подготовка и общественное мнение о трудности выполнения чертежей. Не секрет, что заочники в последнее время достаточно часто представляют, купленные и профессионально выполненные, чертежи, которые ничего кроме сожаления о потерянном времени и средствах не вызывают. Проработка студентами теоретического материала и решение задач по темам является для них более привычным видом работ и тем самым, создает базу для успешной работы во время сессии и безболезненное осознанное выполнение графических работ уже под руководством преподавателя.

Для последующей сессии дирекцией предусматриваются часы установочных занятий. Использование средств мультимедиа для чтения лекций и наличие вышеуказанных учебных пособий позволяют в короткие часы установочных занятий выдать весь необходимый материал и задать нужную направленность. Как правило, выполнение контрольных и графических работ мотивируется необходимостью получения стартовых знаний для дальнейшего изучения дисциплин во время сессии. На установочном занятии выдаются, и рассматриваются алгоритмы выполнения самостоятельных контрольных работ, графических заданий, к выполнению которых студенты уже психологически готовы.

Окончательные выводы о работе со студентами заочниками в условиях отсутствия установочных сессий пока говорить рано. Но, однозначно то, что четко выстроенная схема в подготовке компетентного специалиста заочной формы обучения и оптимальная организация учебного процесса может дать положительные результаты, а фактор экономии средств и времени является существенным в современных условиях как для учебного заведения, так и для студента.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Хейфец Александр Львович
(6 марта 2010 г. 1:13)
Уважаемая Нина Ивановна. Меня заинтересовала Ваша информация об Интернет-общении с заочниками. Я слышал, что такие формы общения есть у хозяев конференции, но что-то доклада от них на эту тему я не увидел (возможно, ошибаюсь). У нас были и продолжаются попытки такого Интернет-общения с заочниками, но они не удачные. Очень мало кто из заочников пересылает свои работы. Объективные причины - это должны быть либо компьютерные чертежи, либо файлы сканированных бумажных чертежей. Это требует дополнительных затрат времени и навыков. Да и преподаватели не очень настойчивы. Может, нужно запретить присылать бумажные работы и все будет в порядке? А представьте перспективу - у Вас свой сайт и все студенты, в том числе и дневники, пересылают на него свои работы, и все объяснения Вы даете через интернет-камеру. (И многочисленные прекрасные лица студентов Вы видите гораздо реже, чем сейчас...). Пока это сон и сказка. Но будем работать. А.Л. Хейфец
Фото
Дударь Елена Сергеевна
(10 марта 2010 г. 13:33)
Уважаемая Нина Ивановна! С интересом прочитала Ваше сообщение. Как учить заочников 1 курса без установочной сессии? Думаю, весь теоретический материал должен быть выложен на сайте кафедры или вместе с вариантами заданий выдаваться в виде файла. В настоящее время строительный факультет ПГТУ отказался печатать бумажные методички, все записываем на диски (каждому заочнику!) и выдаем в библиотеке. Сложно, много дополнительной работы, а что получиться - трудно сказать. Обратная связь (студент - преподаватель) в принципе мало меняется. Только дистанционная форма обучения предлагает новые форматы, а с заочниками все как обычно... С уважением, Елена С. Дударь
Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(11 марта 2010 г. 9:22)
Уважаемая Нина Ивановна! Для меня интересен такой вопрос, что Вы думаете об отмене контрольных работ у студентов заочного обучения и замене их на тестирование? С уважением, О.В. Ярошевич
Фокина Нина Ивановна
(11 марта 2010 г. 20:56)
Уважаемая Елена Сергеевна! Вот мы попробовали учить заочников без установочной сессии и оказалось не так и уж страшно. Привожу фрагмент выданного задания. Специальность АТХз, дисциплина «Начертательная геометрия» http://www.tsogu.ru → Студенту → Библиотека → Библиотечный информационный центр ТюмГНГУ → Информационные ресурсы → Полнотекстовые БД войти по ссылке: Ссылка на полнотекстовые БД ТюмГНГУ: http://app.tsogu.ru/lib в критериях поиска указать: Автор – Богданова А.Н. В списке выбрать Начертательная геометрия Автор: Богданова А.Н.,Наук П.Е. Год: 2009 Тип: Учебники и учебные пособия. В представленном учебном пособии изучить: Тема 1. Ответить на вопросы для самоконтроля стр. 15-16: графически решить 1.1-1.12; стр. 19 тест (тема1) Тема 2. Ответить на вопросы для самоконтроля стр. 27-28: графически решить 2.1-2.16; стр. 31 тест (тема2) Тема 3. Ответить на вопросы для самоконтроля стр. 39-41: графически решить 3.1-3.10; стр. 43 тест (тема3) Тема 4. Ответить на вопросы для самоконтроля стр. 52-53: графически решить 4.1-4.8 а)-в); стр.57 тест (тема4). По электронке вопросы от студентов тоже были, только на данном этапе это еще для них непривычно. Но если прийдем к безустановочной сессии окончательно, то это направление общения преподавателя и студнта войдет, я думаю, в обыденность. С ув. Фокина
Фокина Нина Ивановна
(11 марта 2010 г. 21:18)
Уважаемая Ольга Викторовна! Нам навязывают тестирование, и у дневной, и у заочной формы обучения. Я отрицательно отношусь к чрезмерному выделению тестирования в общем объеме работы, приветствуя тестирование, только как составляющую. При нашей-то специфики дисциплин!!!! Чертить надо, а еще лучше на компьютере!!! Отмечается, что при достойной организации процесса обучения, контрольные работы студентами выполняются достаточно успешно и минимум купленных работ. С ув. Фокина
Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(13 марта 2010 г. 8:46)
Здравствуйте Нина Ивановна! Дистанционные формы обучения в заочном образовании это очень хорошо. В каком виде выполняются индивидуальные графические задания и как предоставляются на проверку преподавателю? Я пытаюсь ДО использовать во всех формах обучения. Мои студенты выполняют эпюры с первого задания в электронном виде, (сразу скажу, что обучение программе проводится только в режиме консультаций и в процессе выполнения геометрических построений при решении задач, я работаю со интерактивной доской или мильтимедийным проектором), более того, у всех есть право выбора как делать чертежи. Все выбирают - электронный способ. Это в свою очередь позоляет профодить консультации через электронную почту и принимать графические задания на проверку как по электронной почте так и через систему Moodle. Студенты дневной и вечерней формы обучения активно используют современные коммуникационные технологии в учебном процессе, а заочники очень плохо, так для примера в прошлом году только один студент заочной формы обучения присылал свои работы на проверку по электронной почте.
Фокина Нина Ивановна
(14 марта 2010 г. 12:11)
Константин Анатольевич, добрый день! Дело в том, что установочной сессии у заочников не будет, мы узнали только в сентябре. Поэтому первоначально надо было как-то «выкрутиться» в этой ситуации, а потом позднее пришло и это: «Так в этом что-то есть!». По поводу заданий по начертательной геометрии я подробно ответила Дударь Елене Сергеевне. По начертательной геометрии у нас пока не получилось именно «индивидуальных» графических заданий, потому что реально было свести все к самостоятельному решению задач в учебном пособии. Но позитив есть и здесь. Где была хорошая организация, где методисты сработали хорошо, где был контакт с преподавателем - во время сессии студенты выполнили индивидуальные графические работы без проблем, сами. По инженерной графике было проще, так как непосредственно в учебном пособии представлено 10 вариантов контрольных работ по 12 графических вопросов в каждой. Вопросы, начиная с оформления чертежа и заканчивая чтением чертежа общего вида. Все задания выполнялись вручную, за небольшим исключением тех, кто самостоятельно работает в AutoCAD или Компас. Между студентом и преподавателем была только переписка и файловый обмен. По-моему мнению студентам заочникам все больше нравится работать с использованием режима ДО, созрела психологическая почва: среда интернет общения расширяется, становится делом привычным и как ее не использовать в обучающем процессе? Вам огромное спасибо за обмен опытом работы. Желаю творческих успехов! С уважением, Фокина
Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(15 марта 2010 г. 6:16)
Спасибо за ответ
Фото
Верещагина Татьяна Анатольевна
(15 марта 2010 г. 13:28)
Здравствуйте, Нина Ивановна! Я работаю на горно-нефтяном факультете. Наша методика и задания значительно отличаются от преподавания дисциплины ГН ИГ на всех других факультетах университета. Ваш вуз имеет нефтегазовую специфику. Как это находит отражение в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики? Расскажите пожалуйста (можно на сайте конференции или по e-mail alamanta@mail.ru ). С уважением Верещагина Татьяна Анатольевна.
Фокина Нина Ивановна
(18 марта 2010 г. 12:27)
Татьяна Анатольевна, вопрос интересный, и надо сказать, злободневный и больной вопрос, к которому мы периодически возвращаемся, но пока практически мало что меняется. В структуре вуза имеется институт геологии и геоинформатики вот там, также как у вас, собственная специфика. На кафедре имеется учебное пособие, специально созданное для геологов. В институте нефти и газа дисциплина мало чем отличается от стандартного курса. Единственная связь с нефтяным направлением существует в наличие небольшого количества задач прикладного характера по начертательной геометрии, да в инженерной графике небольшой акцент на темы, связанные с профессиональной деятельностью. Также региональный компонент стараемся вводить там, где возможно и уместно. Например, в студенческих конференциях. Были темы по замковой резьбе, трехмерному моделированию долота и т. п. Интернет-конференция заканчивается, а у нас остаются еще некоторые вопросы и возникают какие-то новые идеи, поэтому мой электронный адрес: nin-fokina@yandex.ru или fokina@tsogu.ru. Буду рада общению с единомышленниками. С уважением Фокина.

Назад