Назад

Проблемы аттестационных мероприятий на пути совершенствования системы образования

Фокина Нина Ивановна (Тюменский нефтегазовый университет)


Качество образования является социальной категорией, определяющей состояние и результативность образовательного процесса. Совершенствование системы образования немыслимо без поиска новых образовательных технологий. Одним из направлений новой формы организации учебного процесса является проведение Тюменским нефтегазовым университетом межсессионного аттестационного контроля. Сущность его заключается в проведении в течение семестра, примерно через равные промежутки времени, трех аттестаций, по итогам которых выставляется экзаменационная оценка или зачет по дисциплине. Следует сказать, что только положительная оценка автоматически засчитывается как результат экзамена или зачета. Получение отрицательной итоговой оценки по аттестации приводит к обязательной сдаче экзамена или зачета в период сессии.

Автор, понимая достаточно большую меру сложности и многофакторности проводимого эксперимента, в статье останавливается лишь на основных моментах, с которыми столкнулся в результате своей практической деятельности, делится своими наблюдениями, проведенными исследованиями и выводами.

Практика показывает, что проведению аттестационных мероприятий должен предшествовать подготовительный период. В это время, по заранее подготовленным единым требованиям к проведению аттестации, осуществляется методическая и психологическая подготовка к ней. Так как возникает необходимость оценить знания студентов несколько раз, в зависимости от числа планируемых промежуточных аттестаций, нужны соответственные контрольные задания, которые бы оптимально отразили картину успеваемости и вместе с тем охватывали бы базовые знания студентов по дисциплине с учетом профессионального профиля выпускника. Это влечет корректировку рабочих программ.

Одним из оптимальных методов в условиях межсессионного контроля является построение рабочей программы на основе требований государственного образовательного стандарта блочно-модульным способом. На подготовительном этапе необходимо учесть и специфику некоторых дисциплин. Например, при изучении цикла графических дисциплин, во временном равенстве трех аттестационных периодов невозможно сформировать три блока равнозначных по трудоемкости изучаемого материала. Первоначально учебное время уходит на обучение основам графической грамоты, и только в последующее время имеется выход на наиболее емкие практические задания с большей доли значимости. Возможно, аналогичные нюансы присущи и другим дисциплинам. Для оптимизации аттестационных мероприятий, требуется выявление этих особенностей и поиск рационального решения в каждом конкретном случае.

Ниже в таблице приводятся результаты двух сессионных периодов, в течение которых проводился эксперимент. Дисциплина – начертательная геометрия, инженерная графика. Контингент студентов – учащиеся первого курса, форма обучения очная, «по договору» и бюджету совместно.

Эксперимент Группа Кол-во студентов Средние показатели аттестаций
Первая Вторая Третья
Первый год 1 30 3,05 3,15 3,38
2 29 2,91 4,25 4,32
3 31 3,25 4,1 4,15
Второй год 4 28 3,38 3,58 3,62
5 28 3,35 3,71 3,71
6 23 3,43 4,72 3,76

Из анализа полученных результатов можно сделать следующие предварительные выводы:

  1. В аттестационных мероприятиях необходим подготовительный этап. Это подтверждается и тем, что данные по первой аттестации первого года обучения ниже, чем данные для первой аттестации второго года обучения. Владение информацией об аттестационных мероприятиях сказывается на результатах;
  2. Аттестация является механизмом активации учебного процесса. Об этом говорит то, что показатели последующих аттестаций в сравнении с первой по каждой группе испытуемых более высокие. В данном процессе присутствует социально-психологический дух соревнований;
  3. Аттестация способна стимулировать самостоятельную работу студента. Она направлена на самооценку и внутреннюю саморегуляцию студента с целью дальнейшего роста его как личности и специалиста в целом;
  4. Аттестационные мероприятия заставляют работать ритмично, последовательно. Отмечено, что сократилось число занятий, пропускаемых студентами без уважительной причины;
  5. Достаточно короткий срок обучения позволяет полностью определиться с перспективами дальнейшей учебы. Примерно 38,5% учащихся делают для себя выводы и улучшают свои качественные показатели сразу после первой аттестации. Из числа студентов, получивших неудовлетворительную оценку в первой аттестации, примерно 15,3% «опускают руки», но это тоже является положительным моментом, потому что ошибочный выбор специальности, осознание того, что ты находишься не на своем месте, проходит на первом этапе обучения.

В целом аттестационные мероприятия, о которых говорилось выше, заслуживают внимания. В комплексе они способны оптимизировать управление образовательным процессом в вузе, улучшить обратную связь преподаватель – студент, а также во взаимосвязанной структуре они обеспечат прочную образовательную среду, способную подготовить специалиста высокого уровня и востребованного на современном этапе развития общества.

Вопросы и комментарии к докладу:



Назад