Назад

Анализ результатов интернет-тестирования по начертательной геометрии и инженерной графики

Фото Александрова Евгения Петровна (Пермский государственный технический университет)
Фото Крайнова Марина Николаевна (Пермский государственный технический университет)
Фото Шахова Алевтина Бруновна (Пермский государственный технический университет)


Инновационные технологии все уверенней внедряются в образовательный процесс, устраняя намечающийся разрыв между бурно развивающимся техническим и информационным обеспечением образования с относительно консервативными технологиями. При этом и в новых технологиях важная роль отводится этапу контроля знаний студентов.

В ПГТУ задача организации новых форм контроля решается путем внедрения в образовательный процесс автоматизированной системы контроля знаний и умений студентов, разработанной в рамках АСУ-ВУЗ УМУ. Разработанная система направлена прежде всего на получение достоверных и объективных данных о качестве усвоения студентами учебного материала, включенного в тесты преподавателем соответствующей дисциплины, а также на установление соответствия этого материала требованиям вузовского и государственного образовательных стандартов высшего образования. С практической стороны, внедрение системы тестирования подразумевает создание, пополнение и совершенствование общей базы тестовых заданий ПГТУ. Общая база университета складывается из баз тестовых заданий по учебным дисциплинам, реализуемым факультетами и кафедрами. Комплект тестовых заданий по каждой из учебных дисциплин каждая кафедра, как правило, разрабатывает самостоятельно.

Следует отметить, что внедряемая в учебный процесс система тестирования ни в коем мере не предполагает отмены других форм контроля (контрольные работы, зачеты, экзамены), являясь лишь дополнительным (рубежным) контролем на определенном этапе учебного процесса.

За период с 2008 года по настоящее время была разработана достаточно обширная база вопросов для проведения независимого интернет-тестирования по начертательной геометрии и инженерной графике в рамках разработанной системы вуза. В качестве разработчиков выступил коллектив кафедры ДГНГ, приведя в соответствие содержание тестовых вопросов с тематической направленностью учебных программ различных специальностей вуза.

При разработке тестов семестровая учебная программа каждой специальности предварительно была разбита на 2 или 3 блока – модуля. Каждый модуль, в соответствии с рекомендациями организаторов тестирования, включает от 120 и более вопросов, распределенных по темам, а каждая тема состоит, как правило, из четырех ключевых слов.

Для тестирования применена закрытая форма заданий с выбором одного правильного ответа из 4 – 5 предложенных вариантов. При этом использовались вопросы легкого, среднего и сложного уровней. Все тестовые вопросы были подготовлены в текстовом редакторе Мicrosoft Word в соответствии с требованиями организаторов контроля к подготовке тестовых заданий.

Практическая реализация автоматизированной системы контроля в полной мере состоялась пока лишь на отдельных факультетах ПГТУ, но и по уже имеющимся результатам тестирования можно сделать определенные выводы.

Во-первых, можно подтвердить уже озвученный ранее тезис о том, что положительным результатом внедрения в учебный процесс контролирующей системы является обеспечение регулярного отслеживания качества получаемых при обучении знаний и умений с предоставлением преподавателю объективной и оперативной информации об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала. При этом, контролирующее мероприятие происходит без затраты времени, отведенного на аудиторные занятия.

Во-вторых, внедрение системы тестирования обеспечивает возможность проверки знаний студентами без участия преподавателя, и этот фактор может иметь положительный эффект за счет исключения из оценки знаний обучаемого «субъективности» со стороны преподавателя, наблюдаемой в отдельных случаях при непосредственном общении студента с преподавателем. Опрос студентов показал, что большинство предпочли бы именно тестовую форму контроля в сравнении с общением с преподавателем.

Следует отметить, что максимального эффекта от внедрения системы тестового контроля можно достичь в учебном процессе лишь при наличии достаточно совершенной базы тестовых заданий. Вследствие этого основной задачей разработчиков после проведенного анализа результатов тестирования становится модернизация базы тестовых заданий.

Прежде всего, следовало обратить внимание на разделение вопросов по уровням сложности и выравнивания заданий в рамках одного уровня. Наиболее оптимальным разделением вопросов в зависимости от уровня сложности внутри каждого модуля принято соотношение 60% - первого уровня, 30% - среднего уровня, 10% - сложного уровня. Затем откорректировано время на обдумывание ответа, при этом учитывался объем представленной в задании графической информации с пропорциональным увеличением времени относительно объема.

В группу сложных вопросов с увеличением времени на обдумывание ответов отнесены также задачи с подключением выбора алгоритма решения. На рисунках 1, 2 и 3 приведены примеры тестовых заданий разного уровня сложности, представляющих интерес для обсуждения.

В целом, можно сделать вывод, что интернет-тестирование:

Рис. 1
Рис. 1 Пример тестового задания I уровня сложности


Рис. 2
Рис. 2 Пример тестового задания II уровня сложности


Рис. 3
Рис. 3 Пример тестового задания III уровня сложности


Вопросы и комментарии к докладу:


Фокина Нина Ивановна
(3 марта 2010 г. 21:06)
Евгения Петровна, добрый день! Скажите пожалуйста о организации тестирования. Когда проходит тестирование: по мере изучения тем, или итоговое после изучения дисциплины? И вопрос в какое время вы это делаете, т.е. как эти часы учтены в вашей нагрузке?
Фото
Акатьева Любовь Сергеевна
(4 марта 2010 г. 14:56)
Добрый день! Отвечаю на Ваш вопрос о сроках проведения тестирования. Весь объем семестрового материала разбит на три модуля в соответствии с количеством проводимых деканатом аттестаций. Первая аттестация проводится как раз по окончанию изучения материала первого модуля. Для каждой группы указывается число и время проведения тестирования в специально подготовленном расписании. Преподаватель не участвует, а только получает распечатки результатов. С ув. Александрова Евгения Петровна.
Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(10 марта 2010 г. 13:08)
Уважаемая Евгения Петровна! Каково Ваше мнение о тестировании в графических дисциплинах? Нам навязывают замену традиционных контрольных работ для студентов заочного отделения тестированием. Мы против! Так как считаем такую форму только дополнительным элементом. Как считаете Вы? А также еще один маленький вопрос: Почему Вы выбрали только одну форму тестов? С уважением Ярошевич Ольга Викторовна!
Фото
Токарев Владимир Адольфович
(10 марта 2010 г. 17:42)
Здравствуйте, Евгения Петровна! При интернет-тестировании в 2008 году в ряде вопросов по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» отсутствовала полоса прокрутки, поэтому не было возможности просмотреть такой вопрос, а в некоторых случаях и невозможно (теоретически и практически) было выбрать правильный ответ, т.к. он находился вне доступного поля. В ряде вопросов неверно кодировались обозначения углов, а также диаметров, поэтому можно было только случайно угадать правильный ответ. В Вашем докладе на рисунках также присутствует непонятная кодировка в начале вопроса. Поясните, как разработчик, пожалуйста, как могли появиться такие ошибки и как обеспечить их отсутствие. С уважением Токарев Владимир Адольфович. Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева
Фото
Крайнова Марина Николаевна
(12 марта 2010 г. 10:07)
Добрый день, Ольга Викторовна! 1. В рамках нашего вуза организация тестирования на данном этапе носит аттестационный характер. Эта независимая аттестация студентов лишь дополняет ( но не заменяет!) контрольные мероприятия, проводимые преподавателем в аудитории. К тому же наличие графических заданий, предусмотренных дисциплиной, не может полностью заменить (даже для заочников) контролирующие мероприятия на тесты. 2. Относительно формы выбора тестов. На разработку тестов организаторами было выделено очень мало времени при наличии большого объема тестовых заданий. Поэтому пока была использована эта наиболее простая форма тестов. В дальнейшем она будет усложняться.
Фото
Крайнова Марина Николаевна
(12 марта 2010 г. 10:17)
Уважаемый Владимир Адольфович! Поясняю волнующие Вас моменты в организации тестирования. Во-первых, интернет-тестирование организовано для работы только в рамках нашего вуза. База тестовых заданий подготовлена преподавателями вуза по большинству дисциплин и введена в специально разработанную вузом систему контроля. Во-вторых, представленные в статье примеры тестовых заданий подготовлены для введения их в систему. Кодировка в начале вопроса фиксирует "тему", "ключевое слово", "уровень сложности" и "правильный ответ". Все это коды разработчиков именно для введения в систему. Студенты же работают в обычном режиме тестирования.
Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(20 марта 2010 г. 19:21)
Уважаемые коллеги, очень интересует каким образом можно оценить качество самих тестов, т.е.каковы критерии оценки качества теста как дидактического средства обучения и контроля знаний? (Надежность теста, валидность и т.д.)Кто-нибудь занимался этой проблемой?Хотелось бы обозначить требования к отбору и применению тестовых заданий.

Назад