Назад

Мимолетные моменты, обыденность и искусство хёсо

Фото Ларкин Михаил Юрьевич (Пермский государственный технический университет)

Соавтор(ы): Латашенко Владислав Владимирович

Как известно, при должном отношении к обучению рисунку, да и живописи, остаётся изрядная масса учебных работ – рисунков, эскизов, набросков, подмалёвков и быстрых этюдов. Кроме того, что в последствии они так и пропадают в пыльных шкафах и коробках, бывает очень жалко первых непосредственных работ. Учебные работы как раз и характерны своей свежестью, живостью, набитой рукой, упругим штрихом, так как рука в это время достаточно тренирована, изображения уверенные, порой даже при некоторой неграмотности. И когда через многие годы, разбирая пыльные пожелтевшие завалы, удивляешься этой свежести почерка. Вот и возникает мысль – а разве нельзя было оформить и повесить эти первые милые каракули?

А когда смотришь лаконичные, изящные до лаконичности и каллиграфии работы мастеров востока, начинает казаться, что это очень несложно… По крайней мере, до тех пор, пока не попробуешь сам сделать что-нибудь подобное.

А если объединить две эти мысли? И обрамить простенькие учебные беглые и лаконичные наброски и этюды, воспользовавшись основами древнего восточного искусства обрамления? Сделать простые проходные вещи предметами пусть простого, но изящного искусства, выявить вложенное в них тепло души, настроение, свежие и непосредственные эмоции. Чтоб не хоронить их в пыли архивов на многие годы, а показать людям, да и освежить свои эмоции и воспоминания. Чтоб было, на что полюбоваться в доме, офисе. И не тиражную казённую ерунду, а свежие и милые в своей непосредственности изящные, пусть и неумелые почеркушки. Никому не будет хуже, если в доме будет несколько вещичек, хранящих тепло души, энергию руки, будящих воспоминания об пролетевших моментах нашей и не нашей такой скоротечной жизни. Согласно философии Дзен, человек должен какое-то время в день обязательно проводить созерцая гармонию. Пусть кто-нибудь объяснит, кому от этого станет плохо?

Порой беглый набросок ручкой на полях конспекта может разбудит ь воспоминания об упущенном, о пролетевших днях, о безоблачном времени студенчества или школы… Даже у совсем не умеющего рисовать человека порой остаются рожицы, завитушки, вензеля, узоры, прочие каракули…. Почему обязательно погребать их в папках с давними письмами, вместе с которыми они, весьма вероятно и будут нечаянно выброшены? Беспорядок наводить не надо, он прекрасно произойдёт и сам, без нашей помощи. А вот добавить, точнее – вернуть в мир каплю тепла и гармонии – это в наших силах, причём без надрыва и особых усилий…

Согласно восточным философиям Чянь-буддизма и Дзен-буддизма, человек ежедневно, какое-то время должен созерцать красоту. Источником красоты может послужить даже обыкновенная учебная работа. Её простота и недосказанность может нести в себе гораздо больше, чем это, кажется на первый взгляд. Именно недосказанность, воздействуя на воображение созерцателя, даёт возможность по-новому ощутить увиденное. Подобное существует в суми-э – картина, писанная тушью. В наши дни принято называть суми-э любое изображение, написанное тушью с использованием технических приёмов работы кистью. Искусство суми-э зародилось в Китае около 6000 лет назад но интерес к нему не ослабел и сегодня. Наиболее характерной особенностью суми-э является то, что для написания работы достаточно несколько мазков посредством которых можно передать суть изображения его дух. Главное-это уловить момент во времени. Рисунок кистью не стремится к включению каждого листочка. Вместо этого композиция содержит только необходимое для опознания предмета и его отличительных качеств – по сути, как карикатура. Очарование суми-э в том что оно оставляет многие детали для воображения зрителя – зритель может созерцать каждый день новую картину.

Традиционные суми-э нельзя просто повесить на стену не оформив. Поэтому вслед за развитием искусства рисунка тушью и художественное обрамление картин – искусство хёсо. Именно искусство, в отличие от привычного нам впихивания в рамку….

Процесс обрамления в двух словах состоит из приклеивания грубой бумаги сюань с обратной стороны картины. Это не только защищает картину от повреждений но и улучшает внешний вид. Далее картину окаймляют дамастом (шелк с узорами подходящего цвета). И в конце на обратной стороне картины приклеивают ещё один лист бумаги.

По способу внешнего оформления картины подразделяют на три вида: вертикальный свиток, горизонтальный свиток-рулон и плоские картины, сброшюрованные в альбом.

Картины в форме вертикального свитка обычно вешаются на стену или укрепляются на створке ширмы.

Картины в форме горизонтального свитка свертываются в рулон а рассматриваются путём постепенного разворачивания, причём читать картину надо слева направо. Для того чтобы свёрнутая в рулон картина дольше хранилась, она помещается в специальный футляр.

Небольшая плоская картина может быть оформлена в виде листа небольшого формата, несколько картин объединяются в альбом.

Искусство обрамления работы для его демонстрации, на Востоке часто ценится и уважается наряду с живописью и каллиграфией.

Кроме способа сохранения, обрамление несет в себе большую эстетическую и эмоциональную нагрузку.

С помощью качественного обрамления можно работу художника довести до совершенства. Пословица гласит “30% успеха картины зависит от таланта художника, а 70%- от работы оформителя“. Хотя это, конечно, и преувеличение, но доля истины здесь есть. Не зря же и в других культурах известны фразы, вроде «Короля делает двор». И поэтому представляется если не обязательным, то весьма желательным хотя бы ознакомление студентов с основами древнего искусства обрамления, чтобы их проекты, находки могли стать ярче, цельнее, гармоничнее.

Рис. 1
Рис. 1 Лист учебных эскизов - разработка штриха, стиля мазков и т.д.


Рис. 2
Рис. 2 Кадрированный фрагмент рабочего листа.


Рис. 3
Рис. 3 Оформленный учебный рисунок с декором.


Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Хейфец Александр Львович
(9 марта 2010 г. 20:10)
Уважаемый Михаил Юрьевич, в ответ на Ваши замечания о роли начертательной геометрии: 1. Геометрия - святая наука. Ее роль никто не оспаривает. Речь идет о начертательной геометрии. Между ними "две большие разницы". Надеюсь Вы их знаете. Я говорю о начертательной геометрии, как уходящем методе исследования. 2. Компьютерная графика весьма разнообразна. Из Вашего доклада видно, что Вы художник, дизайнер. Преподаете ли Вы 3D-технологии. Интересуетесь ли 3D-методами исследования пространственных свойств? Если Ваши интересы связаны с пакетами Photoshop или CorelDraw, то мы говорим на разных языках. 3. О слабых студентах, которые не понимают пространства. Они могут не понимать пространство, изучая его по проекциям, то есть по 2D. Это нормально. Если они изучают 3D-технологии и все-таки не понимают пространства, то на них не нужно тратить силы. Сейчас немало студентов, которые просто купили право посещения занятий. С уважением. А.Л. Хейфец
Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(9 марта 2010 г. 21:06)
Спасибо за реакцию, Александр Львович. 1. Скорее - несколько ОТХОДЯЩЕМ, сдающим часть позиций новым, более наглядным технологиям. НГ нам замечательно читали в НТГПИ, не поверите - любимый предмет, головоломки. Потому, что принципы проекционного черчения вовремя объяснил отец ещё ДО школы )) 2. 3D моделлингом и его преподаванием занимаюсь более 15 лет, ещё с ДОСовских пакетов. 3. Кому-то достаточно посмотреть, а кому-то надо потрогать, простроить. Не всем хватает пассивного видеоряда, компетенция и подразумевает навыки, и я как раз о той части ребят, которые хотят знать, понимать и мочь. С ними хлопотнее, но интереснее. Их понимание и не хочется терять. С уважением, М.Ю.Ларкин
Фото
Хейфец Александр Львович
(10 марта 2010 г. 23:03)
Уважаемый Михаил Юрьевич, честно говоря, я ожидал от Вас агрессивного ответа. Поэтому рад, что мы понимаем друг-друга. Агрессия при обсуждении роли начертательной геометрии, с которой я сталкиваюсь на конференциях и в беседах с коллегами, вызвана зачастую непониманием ими происходящего вокруг, а также известным менталитетом: "не знаю, но осуждаю...". О том, что начертательная геометрия "замечательная наука" полностью согласен. Еще три года назад я читал ее, поверьте, 17 лекций в 1-ом и еще 18 лекций во втором семестре, поскольку веду программу архитекторов. Поэтому, вероятно как немногие сейчас, я знаю предмет, о котором с сожалением говорю, что это уходящая наука. Сейчас читаю всего-лишь 17 лекций, вторую часть, став заведующим, вынужден был передать своему коллеге, увлекающемуся начертательной и проективной геометриями(та тоже прекрасная и забытая наука, всему свое время). Еще раз о 2D. Да, начертательная геометрия развивает мозги, поскольку заставляет преодолевать много трудностей, чтобы по проекциям понять пространство. Но мы же не можем только из-за этого цепляться за нее, если появились новые современные производительные и понятные 3D-технологии. Это все равно, что при необходимости перекидать гору щебня применять лопату, несмотря на то, что есть бульдозер. Просто из-за того, чтобы получить удовольствие от физической работы... Кстати о моем коллеге, которому я передал свой курс "Перспектива и тени". Очень досадно, что Ваши организаторы отклонили его доклад по проективным делам, опасаясь, видимо, что "народ" его не поймет. О несчастных ребятах, которые не понимают. Ну что же делать, ведь не всем дано иметь высшее образование. Приходится также рационально относиться к своей нагрузке. Поверьте, я не борюсь с ними, я их жалею и с третьего раза в любом случае поставлю им тройку (если не нахал), и как заведующий призываю к этому своих коллег. К сожалению, у нас и, наверное, у вас тоже, есть такие, что получают удовольствие или видят свой долг в борьбе с такими студентами. Бороться нужно ЗА умных студентов, а не СО слабыми. Возможно, я уже Вас утомил, просто накопилось. Готов пообщаться еще. С уважением А.Л. Хейфец
Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(11 марта 2010 г. 11:28)
Спасибо, Александр Львович. С докладом было бы интересно ознакомиться, ибо организаторы - цикл графики инженерной, а мы - дизайн, и не всегда понимаем проблемы друг друга, хотя и не ссоримся. Если позволите - с удовольствием примем его на Larkin@pstu.ru для внутреннего ознакомления. Туда же стоит перенести и общение, дабы не грузить народ. М.Ю.
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(11 марта 2010 г. 17:39)
Уважаемые коллеги! Извините, что не по теме дискуссии. По поводу упомянутого доклада коллеги Александра Львовича. Доклад не отвергнут, а его вернули на редактирование, т.к. был оформлен не по требуемому формату. И название можно было бы подкорректировать, чтобы соответствовало заявленной секции. Доклад есть на сайте конференции (для Михаила Юрьевича) и ждет соответствующей правки со стороны автора. Все зависит только от его желания. С уважением, И.Столбова
Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(12 марта 2010 г. 21:35)
Здравствуйте Михаил Юрьевич. Картинки красивые, а споры о 2D и 3D и начертательной геометрии ведутся почти во все докладах, конечно 3D это очень наглядно и понятно. С уважением Шахова А.Б.

Назад