Назад

Выявление состава актуальных компетенций графической подготовки

Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский государственный технический университет)


При переходе на компетентностный формат обучения важно выявить перечень актуальных компетенций, которые необходимо сформировать в рамках предметного обучения. Существуют специальные методики выявления перечня компетенций выпускника, учитывающие мнения заинтересованных групп респондентов, а также ранжирования компетенций по степени их важности [1, 2]. В указанной методике важность компетенции О оценивается по следующим критериям:

В 2009 году на факультете повышения квалификации Пермского государственного технического университета было проведено исследование по формированию актуальной компетентностной модели выпускника в области техники и технологии. В качестве респондентов выступали работодатели предприятий Пермского региона, выпускники и преподаватели ПГТУ. Респондентам для анализа был предложен достаточно широкий перечень компетенций выпускника. Для выявления актуальности компетенций графической подготовки рассмотрим две группы компетенций: общекультурных и профессиональных для проектно-конструкторской деятельности.

Перечень исследованных общекультурных компетенций приведен в табл.1. К компетенциям, которые необходимо формировать в рамках графической подготовки, можно отнести 6, 8, 12, 13, 16 и 18 (данные компетенции выделены жирным шрифтом).

Таблица 1

Перечень общекультурных компетенций выпускника

№ п/п Компетенция
1.1. Общенаучные
Готовность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
Способность привлечь для решения профессиональных задач соответствующий физико-математический аппарат.
Готовность использовать знания гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности.
1.2. Социально-личностные
Способность работать в коллективе.
Способность использовать этические и правовые нормы.
6. Способность к самосовершенствованию и повышению профессионального уровня.
Готовность к духовному и физическому совершенствованию.
8. Способность проявлять в профессиональной деятельности личные качества, в соответствии с ситуацией (ответственность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность способность управлять и др.).
Способность к критике и самокритике.
Готовность к активному проявлению гражданской позиции.
Способность работать в международной среде.
12 Способность работать самостоятельно.
13 Готовность проявлять инициативу.
Готовность проявлять предприимчивость.
1.3. Инструментальные
Готовность к письменной и устной коммуникации на государственном (русском) языке.
16 Готовность находить и перерабатывать информацию с использованием современных информационных технологий.
Способность к письменной и устной коммуникации на иностранном языке.
18 Способность использовать компьютерную технику на уровне пользователя
Способность анализировать полученные экспериментальные и литературные данные и формулировать выводы.
Способность к анализу и синтезу.
Способность общаться со специалистами из других областей.

На рис.1 приведена оценка важности общекультурных компетенций каждой из групп респондентов: преподавателями, работодателями и выпускниками. Анализируя приведённые на рисунке графики видно, что в целом оценки различных групп респондентов не противоречат друг другу и только несколько отличаются количественно. Все респонденты солидарно относят данные компетенции к очень важным. Исключением является компетенция №6 в оценке выпускников, отнесенная ими к желательным. Это имеет свое объяснение, поскольку выпускники, участвовавшие в опросе, имеют стаж работы 3-5 лет, и занимают, в основном, рядовые должности, поэтому вузовского багажа для выполнения профессиональных функций на занимаемой должности в течение этого срока пока достаточно.

Ранжирование выбранных общекультурных компетенций, которые формируются в рамках графической подготовки, на основе интегральной оценки по всем группам респондентов приведено в табл.2. Таким образом, все перечисленные компетенции попали в разряд очень важных.

Таблица 2

Интегральная оценка важности общекультурных компетенций графической подготовки

№ п/п № компетенции Формулировка компетенции Интегральная оценка
1 12 Способность работать самостоятельно 1,96
2 18 Способность использовать компьютерную компьютерную технику на уровне пользователя 1,81
3 16 Готовность находить и перерабатывать информацию с использованием современных информационных технологий 1,79
4 8 Способность проявлять в профессиональной деят ельности личные качества, в соответствии с си туацией (ответственность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, способнос ть управлять и др. 1,73
5 6 Способность к самосовершенствованию и повышен ию профессионального уровня 1,67
6 13 Готовность проявлять инициативу 1,58

Перечень исследованных профессиональных компетенций для проектно-конструкторской деятельности приведен в табл. 3. Жирным шрифтом выделены компетенции 1, 2, 5, 7, 8 и 15. Это те компетенции, в формировании которых могут быть задействованы дисциплины графической подготовки.

Таблица 3

Перечень компетенций проектно-конструкторской деятельности

№ п/п Компетенция
1 Готовность пользоваться государственными стандартами, техническими условиями и другими руководящими методическими и нормативными материалами.
2 Способность использовать методы проекционного черчения, выполнять и анализировать чертежи и схемы.
Готовность применять методы прочностных расчетов статических конструкций, элементов механизмов и машин.
Готовность использовать методы физического и математического моделирования технологических процессов и аппаратов.
5 Способность выполнять конструкторские работы: разрабатывать и оформлять чертежи технических изделий и технологических схем, составлять спецификации.
Готовность использовать методы системного анализа.
7 Способность использовать средства автоматизации проектирования.
8 Способность применять методологию технического творчества.
Готовность проектировать новые технологические схемы, выбирать технологические параметры.
Способность производить технологические расчёты и выбор оборудования.
Готовность разрабатывать проектно-сметную документацию.
Способность производить анализ и техническую оценку альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов на основе широкого использования математических моделей.
Способность производить анализ и техническую оценку альтернативных вариантов технологического оборудования и его отдельных узлов.
Способность производить оценку экономической эффективности проектируемого оборудования и технологических процессов.
15 Способность разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы.

Необходимо отметить, что в рамках данного исследования среди профессиональных компетенций разных видов деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской) респондентами выше оцениваются компетенции проектно-конструкторской деятельности. На рис. 2 приведена оценка важности профессиональных компетенций, относящихся к данной группе, каждой из групп респондентов: преподавателями, работодателями и выпускниками.

Анализируя выделенные выше профессиональные компетенции по приведённым на рисунке графикам, заключаем, что в целом они имеют достаточно высокую оценку, а оценки различных групп респондентов не сильно различаются, за исключением компетенций 7 и 15. Выпускники выше оценивают способность использовать средства автоматизации проектирования (7), в то время, как преподаватели оценивают эту компетенцию ниже (аналогичная ситуация при оценке общекультурных компетенций 16 и 18, связанных с компьютерными технологиями).

В этой ситуации хотелось бы отметить, что мнения выпускников более соответствуют конъюнктуре рынка проектно-конструкторских разработок, т.к. молодежь быстрее адаптируется к новейшим технологиям проектирования, проявляет к нововведениям больший интерес и легче отказывается от устаревающих технологий, приемов и методов. Преподавателям, видимо, в своих оценках новых информационных технологий необходимо усилить их значимость. Компетенция 15 перекликается по содержанию с 5, но в ней проставлены другие акценты. Поэтому в оценке компетенции 15 выделяются мнения работодателей о важности оформления законченных проектно-конструкторских разработок, т.к. их ментальными приоритетами являются планирование и отчетность. К сожалению, солидарно достаточно низко все респонденты оценивают методологию творчества при выполнении конструкторских разработок (компетенция № 8). И если работодатели и выпускники в этой ситуации могут уповать на наличие природной одаренности, то роль педагога – эти качества развивать.

Ранжирование выбранных профессиональных компетенций проектно-конструкторской деятельности, которые формируются в рамках графической подготовки, на основе интегральной оценки приведено в табл. 4. Четыре из перечисленных компетенций попали в разряд очень важных, а две – желательных.

Таблица 4

Интегральная оценка важности профессиональных компетенций проектно-конструкторской деятельности, формируемых в рамках графической подготовки

№ п/п № компетенции Формулировка компетенции Интегральная оценка
1 2 Способность использовать методы проекционного черчения, выполнять и анализировать чертежи и схемы 1,91
2 5 Способность выполнять конструкторские работы: разрабатывать и оформлять чертежи технических изделий и технологических схем, составлять спецификации 1,73
3 1 Готовность пользоваться государственными стандартами, техническими условиями и другими руководящими методическими и нормативными материалами 1,71
4 7 Способность использовать средства автоматизациии проектирования 1,61
5 15 Способность разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы 1,43
6 8 Способность применять методологию технического творчества 1,02

Приведенные данные показывают, что в компетентностной модели выпускника компетенции графической подготовки занимают важное место и являются актуальными для формирования компетентности будущего специалиста в области техники и технологии. Проведенное исследование показывает важность графической подготовки студентов в вузе, а также выявляет возможные пути совершенствования образовательного процесса при обучении графическим дисциплинам в рамках подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

Рис. 1
Рис. 1 Анализ актуальности общекультурных компетенций


Рис. 2
Рис. 2 Анализ актуальности компетенций проектно-конструкторской деятельности


Вопросы и комментарии к докладу:


Усанова Елена Владимировна
(17 марта 2010 г. 11:45)
Ирина Дмитриевна! А почему в качестве респондентов не присутствовали никакие научные учреждения, эти двигатели прогресса? Смею заметить, что без них эксперимент не корректен. Потому и получилось, что самая важная компетенция №20 - без неё вообще нельзя, а техническому специалисту - просто опасно нельзя. Неполная выборка респондентов была. Нонешние выпускники про это, видимо и не догадываются, знаю, кого учим, у производственников голова о другом болит, у преподавателей - аналогично, да и время выбрано в период, когда заказов на работу у предприятий минимум – выводы должны быть не утешительные. Л.А.
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(17 марта 2010 г. 20:04)
Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна! В данном исследовании анализ проводился среди потенциальных работодателей выпускников, т.е. участвовали те предприятия, с которыми выпускающие кафедры поддерживают отношения, где работают выпускники. Представители научных учреждений тоже участвовали в этом вопросе. Где-то процентов 20 для данного исследования. Конечно, оценка в каждой из групп респондентов осредняется. Поэтому конкретную оценку каких-либо компетенций со стороны научных учреждений сейчас выявить невозможно. В рамках нового стандарта участие работодателей в составлении прогнозной модели выпускника обязательно. Но это вовсе не значит, что нужно идти у них на поводу. Нужно налаживать контакты, устанавливать взаимосвязи, объяснять работодателям потенциальные перспективы. Последнее слово в реализации остается за академическим сообществом. Но... Выпускники должны быть востребованы, работодателей должен удовлетворять уровень их подготовки. Выпускники должны работать по полученной специальности. Это показатели качества, они в новой системе каким-то образом будут оцениваться. Про компетенции № 20 я не поняла. Это **Способность к анализу и синтезу**? По полученным данным все группы респондентов отнесли ее к очень важным. Уточните, пожалуйста, ваш вопрос. С уважением, И.Столбова
Усанова Елена Владимировна
(18 марта 2010 г. 1:35)
Ирина Дмитриевна! Тут уж точно мы с Вами не поняли друг друга. В тексте таблицы Вы не выделили №20, а графики просто не отвечают моим цветовым пристрастиям. Почему все в таких цветах? Специально в Пензенские материалы заглянула. Вот значит, какую шутку может сыграть графическое представление информации. И причем, только цветом. Специально показываю студентам слайд с цветным рисунком пола, по которому ходишь с большой осторожностью.Значит все больше 0,5 и весь список нужно включать? Извините, ну просто не поняли друг друга. Е.В.
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(18 марта 2010 г. 13:13)
Уважаемая Елена Владимировна! Сбор данных и обработка их результатов выполнены не мной, в рамках курсов по повышению квалификации преподавательского состава на ФПК нашего университета. Мне показалось полезным продемонстрировать данный материал и извлечь из него информацию по обоснованию важности графической подготовки в рамках реализации компетентностной модели выпускника. По поводу результатов, действительно, большинство исследованных компетенций, следует отнести к разряду важных и обязательных к освоению. С уважением, И.Столбова

Назад