Назад

Какие знания, умения и взгляды надо успеть привить студентам-дизайнерам за 6 лет обучения?

Наместников Алексей Юрьевич (Пермский государственный технический университет)


Знак вопроса в заголовке означает призыв к коллегам обсудить эту проблему – вообще и то, что предлагает автор в частности.

Как и написанию хороших песен, и созданию стоящих фильмов, изобретательству и победе на олимпийских играх, «дизайну нельзя научить, но можно научить себя», – стало аксиомой, раз пока никто не доказал обратного. В Баухаузе стремились учить не тому, что известно, а тому, как стать творцом неизвестного. Опыт отцов-творцов дизайна осмысляется теоретиками и методологами, фиксируется в форме знания и зарывается в книги или развеивается по интернету. Знание через посредство преподавателей можно донести до учащих ся. Но встает вопрос: а где полный перечень этого знания? Перечень, который нет смысла расширять, но который можно углублять, как каталог в библиотеке?

Важнейшей дисциплиной в образовании специалиста-дизайнера для промышленности является «Проектирование и моделирование промышленных изделий» (раньше называлась лучше: «Дизайн-проектирование по специализации»); на ней не лекции слушают, а учат себя практически работать дизайнером. Кстати, учатся у узких специалистов-практиков (хорошо, если не у одного, а у разных), а работать-то придется не известно где и над чем! Все другие дисциплины, получается, служат для нее основой. Так, лекционная дисциплина «Основы теории и методологии проектирования в отрасли дизайна» призвана навести порядок в головах старшекурсников, показать им, что учить себя придется всю жизнь.

Очень важно не забыть о чем-нибудь необходимом завтрашнему дизайнеру, раскрыть перед будущим специалистом весь спектр знаний и умений, которые ему следует освоить или хотя бы опробовать или хотя бы знать об их наличии – для самостоятельного освоения. Нужен ПОЛНЫЙ СПИСОК, который покажет студенту, как широка его будущая специальность, как много еще он не знает и не умеет, как важно тренировать оба полушария своего мозга и их взаимодействие, а не одну-две любимые извилины в правом – «художественном». Преподаватели-практики смогут лучше маневрировать в своей индивидуальной работе с будущим дизайнером, когда у них будет такого рода навигационная карта. Заботясь об эффективности обучения, штурман избежит зацикливания на одном из островов архипелага (скажем, на популярном у младшекурсников приеме «бионический образ вещи»), когда впереди целое море неосвоенного.

Предлагается следующий полный список содержания дисциплины по аспектам. За основу взято содержание замечательной монографии ВНИИТЭ 1983 года «Методика художественного конструирования» (международный коллектив авторов под руководством Соловьева Ю.Б.). Монография, хотя и издана 27 лет назад, и стала библиографической редкостью (среди 1,5 млн. единиц хранения в библиотеке нашего вуза нет ни одного ее экземпляра), и написана очень трудным языком, но подкупает полнотой и четкостью структуры практически ориентированных знаний, зафиксированных в ней. Уверен, что попытки переложить ее на язык учебника или справочника практического дизайнера не ограничатся недавно вышедшим в издательстве «Питер» учебником [2]. Предлагаю коллегам обсудить полноту данного списка. Полагаю, что полученный в результате гармоничный перечень будет полезен высшему дизайнерскому образованию.

Элементы теоретического знания, практических умений и профессиональных взглядов специалиста-дизайнера, формируемых дисциплиной «Проектирование и моделирование промышленных изделий» (здесь приведены в смысловом порядке, а осваиваются в порядке «от простого к сложному»).

1. Категории проектной деятельности:

1.1. Категория «проектный образ»

Информативность формы.

Художественное моделирование по методу «планирование идеального проекта».

Художественное моделирование по методу «включение объекта в ситуацию выставки».

Художественное моделирование по методу «реконструкция «музея».

Художественное моделирование по методу «заимствование позиции».

Художественное моделирование по методу «отождествление себя с проектируемым объектом».

Художественное моделирование по методу «сценарное моделирование объекта».

Художественное моделирование по методу «заимствование аналогий из области искусства».

1.2. Категория «функции вещи»

Функциональные параметры и функциональная структура вещи.

Инструментальная функция вещи (вещь как инструмент, орудие человеческого действия).

Адаптивная функция вещи (вещь как средство адаптации человека к среде и/или процессу).

Результативная функция вещи (социальное функционирование вещи; вещь как средство достижения целей заказчика, потребителей, дизайнера, общества в целом; выявление этих целей).

Интегративная функция вещи (вещь как средство обеспечения сопричастности пользователя социальной группе).

1.3. Категория «морфология вещи»

Морфология, структура, компоновка, планировка, конструкция.

Приемы улучшения морфологии вещи: унификация и агрегатирование; трансформация; модульность; комбинаторная игра; компактность; свертываемость.

Функционально-техническая структура (техническая функция, материал как возможность формы).

Структура вещи вместе с человеком, окружением.

Поиск формы на основе перекомпоновки прототипа.

Поиск формы на основе преобразования связей морфологии прототипа.

1.4. Категория «технологическая форма вещи»

Материал, его конструктивные и технологические свойства.

Выразительные возможности разных материалов.

Выявление художественных возможностей материала и техпроцесса.

Принцип «естественности» в использовании материала.

Три точки зрения дизайнера на технологическую форму вещи: «реалистическая», «романтическая», «замалчивающая».

Технологические операции как источник технологического образа вещи.

Выразительность отделки детали.

Выразительность сборки деталей.

2. Профессиональные взгляды дизайнера на объекты своей деятельности

Системный подход в дизайне.

Система «человек – вещь – среда – процесс» (связи в разных аспектах). Индивидуальные и общественные потребности.

Свойства вещи: общественная целесообразность; соответствие назначению; удобство эксплуатации, обслуживания и ремонта; образность и эстетическая значимость; эргономичность; безопасность; рациональность; экономичность; экологичность; пригодность к утилизации; другие.

Массовый характер производства и потребления произведений дизайна.

Традиционное и новое в вещи; «современная форма», ее социально-культурный и эстетический смысл.

Связь стиля жизни и стиля предметной среды; социальная перспективность дизайнерского решения и факторы, от которых она зависит.

Графические элементы в изделии.

Специфика дизайна наборного текста (шрифт, возможности и средства типографики).

Специфика дизайна печатной продукции.

Специфика дизайна компьютерного интерфейса.

Специфика дизайна товарного знака.

Специфика дизайна объектов среды.

3. Процесс дизайн-проектирования

3.1. Типы представлений о процессе дизайн-проектирования:

«Нормативное» представление о процессе дизайн-проектирования (Система художественно-конструкторской документации «СХКД ВНИИТЭ» в увязке с ГОСТ 2.103 «Единая система конструкторской документации. Стадии разработки»).

«Операциональное» представление о процессе дизайн-проектирования (процесс дизайн-проектирования как многократное последовательное выполнение операций «познание, критика, преобразование» вплоть до получения намеченного результата).

«Субъектное» представление о процессе дизайн-проектирования (процесс дизайн-проектирования как рождение, развитие и воплощение замысла дизайнера).

3.2. Познание (предпроектные и проектные исследования)

Письмо-заказ дизайнеру; переписка с заказчиком.

Поиск литературы.

Анализ проектной ситуации; анализ прототипа (визуальные несоответствия).

Анализ аналогов.

Интервьюирование потребителей; анкетный опрос; наблюдение за пользованием.

3.3. Критика

Критика ситуации; критика прототипа.

Критика аналогов.

Контрольный перечень.

Критика своей работы, критика своих результатов.

Критика результатов работы коллег.

Выявление проектной проблемы; выявление конфликта (противоречия); выявление контекста конфликта.

3.4. Преобразование

Целеполагание: определение целей дизайн-проекта; разработка технического задания.

Эвристика: принцип поиска решения в выявленном конфликте (противоречии); эвристические методы разрешения конфликта; эвристические тактики в дизайн-процессе (морфологическая матрица; мозговой штурм; синектика; другие).

Художественно-образное проектирование (задачи, позиции дизайнера, средства).

Проектно-исследовательское моделирование:

Графическая модель; компьютерная двухмерная модель.

Компьютерная трехмерная модель.

Эскизы преобразования прототипа в той или иной степени.

Разработка форэскиза, оценка и выбор вариантов.

Разработка дизайнерской концепции.

Отработка компоновки; отработка планировки.

Отработка композиции; отработка формы; отработка цветового решения; отработка пластики.

Описание дизайнерского решения (проектных решений).

3.5. Обоснование проектных решений: обоснование выполнения требований технического задания; обоснование композиционного решения; обоснование проектного образа; обоснование новизны художественно-конструкторского решения изделия; обоснование оригинальности художественно-конструкторского решения изделия; обоснование функциональности вещи; обоснование морфологии вещи; обоснование технологической формы вещи; обоснование выбора материалов; обоснование эргономичности; обоснование безопасности; обоснование экономичности.

Разработка пояснительной записки.

Презентация проекта; защита проекта перед комиссией «заказчика» (преподавателей).

3.6. Правовая защита произведения дизайна

Действия дизайнера по патентованию промышленного образца:

Действия дизайнера по патентованию товарного знака:

4. Средства дизайн-проектирования

4.1. Проектные классификации

Проектная классификация по целесообразному основанию; выявление конфликта; преобразование конфликта в решение.

4.2. Композиционное формообразование

Свойства композиции: гармоничная целостность, образная выразительность.

Гармонизация связей между частями вещи.

Гармонизация связей между вещью и другими вещами (в комплексе, наборе, комплекте).

Гармонизация связей между вещью и человеком (привнесение человеческой меры в объекты и продукты техники).

Гармонизация связей между вещью и культурой.

Средства композиционного формообразования: средства гармонизации отношений частей вещи (членение и группирование, иерархия в композиции, центр, ось, контраст–нюанс–тождество, модуль, метрический повтор – ритмический повтор, пропорционирование, пластика (светотень, каркас бликов), тектоника,); средства гармонизации отношений вещи с другими вещами (форма и контрформа); средства гармонизации антропометрического строя вещи (структурирование человеческим действием; масштабность); средства гармонизации связей вещи с культурой (стилизация).

Приемы композиционного формообразования: приемы геометрической систематизации; приемы тектонического формообразования; приемы размерно-модульной гармонизации; приемы масштабной гармонизации; приемы визуализации человеческого масштаба в вещи; приемы стилизации.

4.3. Проектно-исследовательские и проектно-наглядные модели: набросок; поисковый рисунок; эскиз; эскизы-сценарии; соматографическая схема; аппликация; поисковый макет; компьютерная двухмерная модель; компоновочная схема; графические приемы «рентген», «взорванный вид»; планировка; планы; технический рисунок; чертеж внешнего вида с антуражем и стаффажем; ортогональный чертеж общего вида; развертка стен; чертеж формы; аксонометрия; перспектива; компьютерная трехмерная модель; компьютерная визуализация; компьютерная анимация; оригинал-макет; поисковый макет, доводочный макет; демонстрационный макет.

Для справки: автор закончил Свердловский архитектурный институт по специальности «промышленное искусство», занимается дизайном промышленных изделий с 1976 года, графическим, полиграфическим и рекламным дизайном с 1990, преподаванием с 1998.

Примечание: автор считает архитектуру «старшей сестрой» дизайна, а дизайн промышленных изделий – базовой специальностью для дизайна любых других объектов. То есть, предлагаемый список предполагает любое сокращение для обучения разных узких «компьютерных дизайнеров», «дизайнеров ногтей» и т.п. Список может стать полезным для написания учебников и пособий.

Подробности о программе дисциплины в ПермГТУ:

Специальность: 070601 (052400) Дизайн

«Проектирование и моделирование промышленных изделий»

Форма обучения очная

Семестры: 1-10 (по 2 семестра в год)

Трудоёмкость: Часов по ГОС ВПО 2003: 1716

Виды контроля по семестрам: Экзамен 10. Зачёт 1-9. Курсовой проект 1-9

Рабочая программа дисциплины утверждена летом 2008 г.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(11 марта 2010 г. 19:35)
И это всё в одну головушку??? Нонешние точно не вместят... Надо как-то расставлять приоритеты, выделять безусловно обязательную часть, расставить приоритеты. Не сплошным списком, а какой-то иерархией... Бедные дети... Тяжко им с нами...
Фото
Хейфец Александр Львович
(12 марта 2010 г. 0:30)
Уважаемый Алексей Юрьевич. 1. Откликаюсь на Ваше приглашение к обсуждению и дискуссии, но в связи со своей проблемой (уж извините за эгоизм). Проблема в том, что мне приказано на базе нашей кафедры графики создать выпускающую кафедру по дизайну. У меня есть два примера. Первый - это Ваша кафедра (я признателен В.А. Лалетину за готовность мне помочь). Второй пример - кафедра графики МАИ, которая выпускает специалистов по ИНФОРМАТИКЕ в области дизайна (направление 080801). Приятно, что мне и там оказали всяческую поддержку. У Вас дизайн как объект изучения, основа специальности. В МАИ - как объект приложения информатики. Из Вашего доклада я понял, что мы до дизайна не доросли (да, испугался). Займемся информатикой, она нам ближе. Но это преамбула. Вопрос в том, известно ли вам что-либо о направлении подготовки информатиков в области дизайна (т.е. о 080801). Что посоветуете? 2. Относительно реплики Михаила Юрьевича - видимо у вас на кафедре происходят творческие дискуссии. Это хорошо. Значит родится истина. А.Л. Хейфец
Фото
Адонкина Евгения Васильевна
(13 марта 2010 г. 16:47)
Уважаемый Алексей Юрьевич! Мне не понятен аспект Художественное моделирование по методу «реконструкция «музея».Значит ли,что он рассматривает отношение к эстетике в различные эпохи? Это первое, второе: пожалуй я бы поставила под сомнение унификацию и стандартизацию, дизайнерские разработки -это творчество и далеко не поточное, я имею в виду те виды дизайна, которые выходят за рамки промышленного. Весь список- это однозначно, это безумно интересно, ну а головушки, что делать-нонешние не все вместят, на подходе у нас дети "процессора" и дети индиго. С большим уважением и к Вам и к Михаилу Юрьевичу Е.В.Адонкина
Наместников Алексей Юрьевич
(16 марта 2010 г. 16:22)
Уважаемый Александр Львович, о направлении подготовки информатиков в области дизайна (080801) мне ничего не известно. Ничего конкретного посоветовать не могу. Уверен, что инженерам любой специальности необходимо давать ликбез по дизайну – чтобы хорошо взаимодействовали с дизайнерами и не ревновали к ним свою любимую технику. Сейчас, по-моему, есть огромная потребность в хорошем дизайне интерфейсов типа «человек-виртуальная машина» (программа, сайт и т.п.). Как и с обыденными механическими вещами(дверьми, ручками, бытовыми приборами...), здесь – уйма недоработок, широкое поле для инженера+дизайнера, который думает не только о функции, но и о душе человека. Успехов Вам – Наместников А.Ю.
Наместников Алексей Юрьевич
(16 марта 2010 г. 17:08)
Уважаемая Евгения Владимировна! Художественное моделирование вещи – это работа не культуролога-ученого, а дизайнера-проектировщика потребительских свойств вещи. Метод «реконструкция "музея"» описан методологами ВНИИТЭ в 1978, 1983 гг. Его принцип: найти аналоги проектируемой вещи в прошлом; реконструировать цепочку существования вещи в культуре, узнать кое-что полезное о «прошлом» вещи, учесть это знание в ее новом оформлении. Второе – об унификации. Унификация и стандартизация существуют так же давно, как ремесла. Канон – это ведь стандарт. Искусство древних египтян построено на канонах. Известен «канон Поликлета». Ордеры греков – это стандарты. Стандарт и унификация в архитектуре Ренессанса были еще строже, чем во времена готики. В любом самом индивидуалистском творчестве художника, писателя, артиста действуют нормы и правила культуры, эпохи, текущего десятилетия. Пушкин в своих стихах не только следовал стандартам стихосложения, но и унифицировал кирпичи, из которых сложил роман в стихах «Евгений Онегин» (стихи по 14 строк, с определенным рисунком рифм). Художник выражает свою неповторимую индивидуальность не без унификации цветов, мазков, композиционных приемов, сюжетов – иначе его не узнают, от него отвернутся поклонники-собиратели. У музыкантов сплошная стандартизация и унификация – клавир, аккорды, ритмы, гармонии, традиции. Дизайнер работает на фабрике (автозаводе, мебельном цехе, типографии, рекламном агентстве, ремонтно-строительной фирме), и без уважения к нормам, типовым решениям, ГОСТам, ОСТам, СНиПам, СанПиНам, СХКД, ЕСКД он ничего нужного людям не сотворит. С уважением – Наместников А.Ю.
Усанова Елена Владимировна
(18 марта 2010 г. 9:20)
Уважаемая Евгения Васильевна! Дети "индиго" пройдут мимо техвуза.Скорее будут дети "процессора".А это образы памяти.Ну, а когда в память закладываются элеметарные картинки - образы рождаются тоже элеметарные:от осины не родятся апельсины.А еще хлеще - дети Петерсон. Они уже учатся.Тут вообще не приходится говорить об образах воссоздающего творческого воображения.Если детей тренируют с детства мыслить алгоритмами на готовых изображениях, минуя и не развивая их собственное воображение. не развивая память - где взять потом изобретателей новой техники? Только работников индустриального конвейера... Ликбез по дизайну просто необходим. Давайте вдохнем хоть чуточку души в эти станки и машины - и нам уже будет не так скучно и грустно... В этом смысле очень согрела душу статья Ларкина. Очень не занудно. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Спасибо Столбовой за идею и её реализацию.Спасибо всем за возможность согласовать позиции по актуальным вопросам. С уважением, Е.В.
Усанова Елена Владимировна
(18 марта 2010 г. 9:38)
В дополнение:о 080801. Шифр мне ничего не говорит.Если о медиа дизайне так их дустом посыпай,работы не хватает, друг у дружки отбирают. Страна наплодила столько информатиков средней руки, и все считают что дизайн техники это просто. Вот как раз на эту сферу рисующим людям надо ориентироваться. С уважением, Е.В.

Назад