Назад

Использование инновационных технологий обучения в образовательном процессе

Кочурова Людмила Владимировна (Пермский государственный технический университет)
Турицына Ирина Александровна (Пермский государственный технический университет)


Профессиональная графическая компетентность инженера предполагает осознанное применение графических знаний, умений и навыков. На повышение качества подготовки специалистов направлены инновационные методы обучения, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий.

В соответствии с планом реализации мероприятий инновационной образовательной программы ПГТУ издано электронное учебное пособие «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для направления «Строительство». Это новый электронный образовательный ресурс введен в электронную оболочку МООДУС и направлен на повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

Данный электронный ресурс является дополнением к основному курсу «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для студентов технических вузов и рассчитан на уровни бакалавра, специалиста и магистра направления «Строительство» в системе дистанционного образования ПГТУ.

При создании данного курса для студентов, обучающихся на факультете дистанционных образовательных технологий (ФДОТ) перед разработчиками первоначально стояла задача разработать концепцию дистанционного обучения как одного из направлений современных образовательных технологий, которые бы позволили преподавателям и учащимся взаимодействовать на расстоянии, обеспечивая при этом непосредственную и интерактивную коммуникацию между ними.

Для организации процесса обучения в дистанционной форме на базе электронной оболочки МООДУС был сформирован пакет программного обеспечения, дидактических материалов, информационной базы, которые бы явились основой по реализации обучения студентов данной дисциплине.

На первом этапе было разработано и создано учебно-методическое обеспечение (учебно-методические ресурсы и контрольные мероприятия) в электронном виде.

Для создания учебно-методических ресурсов были написаны учебные пособия по темам, предусмотренным для изучения, доступно и методически грамотно выстроен лекционный курс, составлен глоссарий основных терминов и определений, подобраны указатели литературы, рекомендуемой для изучения.

В качестве контрольных мероприятий по соответствующим темам были разработаны и составлены:

  1. Варианты индивидуальных графических заданий с методическими указаниями по их выполнению и примерами оформления.
  2. Задачи для самопроверки.
  3. Рабочая тетрадь с печатными основами для решения задач.
  4. Опросы. Опрос представляет собой составленный по теме изученного материала вопрос с вариантами ответов, из которых студент, с его точки зрения, выбирает правильный.
  5. Контрольные вопросы.
  6. Контрольные билеты.
  7. Тесты. Проверочное тестирование содержит набор вопросов по пройденной теме и предназначено для самооценки студентом полученных знаний. Электронная оболочка МООДУС позволяет оценить знания студентов по результатам теста и опроса в электронном журнале контроля.

Вторым этапом в работе по созданию нового курса явилось введение методических разработок в электронную оболочку МООДУС (рис.1).

Таким образом, с одной стороны разработка курса для дистанционного обучения является более трудоемкой по сравнению с традиционной, а с другой — учебный материал выглядит более выразительно и наглядно с использованием средств современных инновационных технологий.

В настоящее время на заочном отделении строительного факультета ПГТУ создается электронный вариант методического обеспечения студентов. В связи с этим авторы курса рекомендуют использовать данное электронное учебное пособие для поддержки процесса обучения студентам заочной, а так же и дневной форм обучения.

Новизной пособия является изложение материала с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Электронное учебное пособие является интерактивным, имеет доступный языковой стиль, дружественный интерфейс, простую навигацию по учебному материалу; в нем широко использованы практические примеры, необходимые справочные данные и иллюстративный материал. Разработанные тестовые контрольные мероприятия по всем темам курса предназначены для самооценки студентами полученных знаний.

Пособие отвечает стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям: научности, доступности, наглядности, информативности, систематичности и последовательности обучения, помогает развитию общих и специализированных компетенций, имеет практическую направленность, так как его разделы включают круг понятий, связанных с будущей специальностью студентов.

Рис. 1
Рис. 1 Пример размещения учебно-методических ресурсов в электронной оболочке МООДУС


Вопросы и комментарии к докладу:



Назад