Назад

Актуальные вопросы перехода на образовательные стандарты нового поколения

Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский государственный технический университет)


Модернизация Российского высшего образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Дискуссии о том, нужны ли новые стандарты, произойдет ли когда-нибудь этот переход или все останется на уровне разговоров, уходят в прошлое. На сайте Минобрнауки активно появляются приказы об утверждении очередной партии ФГОСов ВПО по различным направлениям и уровням подготовки с указанием: «Ввести в действие с 1 января 2010 года». И это не опечатка, именно такая резолюция ставится на все приказы. То есть мы живем уже в условиях реального действия стандартов нового поколения.

Автор не понаслышке знает реальное отношение академического сообщества к переходу на образовательные стандарты нового поколения. Так сложилось, что уже несколько лет мне приходится заниматься этими вопросами; участвовать в конференциях, семинарах и совещаниях различного уровня, посвященных переходу на ФГОС ВПО, разработке новой методологии компетентностного подхода; проводить занятия на курсах повышения квалификации преподавательского состава Пермского государственного технического университета. Случилось так, что наш университет попал в число исследовательских университетов России и вынужден опережать события, связанные с вопросами модернизации российской высшей школы.

Памятуя о том, что «знающий вооружен» хотелось обсудить те актуальные проблемы, которые возникают в связи с данной ситуацией. Поскольку мои пристрастия и опыт преподавательской работы в высшей школе связан с оптимизацией графического образования студентов, то невольно эти болезненные процессы проецируются на реализацию новых образовательных стандартов в рамках разработки инновационных программ обучения и формирования графических компетенций у обучаемых. Рассмотрим те нововведения, которые неизбежны в связи с переходом на ФГОС ВПО (новый стандарт стал называться Федеральным в соответствии с Конституцией РФ).

Реализация уровневой подготовки в ВПО

ФГОС ВПО законодательно вводит уровневое высшее профессиональное образования по направлениям подготовки: бакалавриат (4 года обучения) + магистратура (2 года обучения). Ранее такая подготовка велась на уровне экспериментов и различных инициатив. Причем прием в магистратуру планируется гораздо меньше, чем количество выпускников-бакалавров. Т.е. на рынок труда будут выходить, в основном, выпускники, освоившие только бакалавриат по утвержденным направлениям подготовки.

Специальности остаются только для особых профессиональных областей: военных, медицинских, относящихся к государственной безопасности и творческих. К последним относится и Дизайн. Срок подготовки специалистов традиционный 5-5,5 лет. Перечни направлений и специальностей на сегодняшний день утверждены.

Как уровневое образование отражается в предметной образовательной подготовке? Принципиальная организация образования на общеобразовательных кафедрах, к которым относятся кафедры геометро-графических дисциплин, зависит от заказа со стороны выпускающих кафедр на формирование у студентов современной графической культуры, обеспечивающей им востребованность в данной профессиональной области.

Участие работодателей в подготовке специалистов

ФГОС ВПО декларирует обязательное привлечение работодателей при подготовке студентов. Механизмы взаимодействия высшей школы и работодателей должны обеспечить выпускникам актуальность получаемого профессионального образования. На сегодняшний день такие механизмы начинают формироваться (например, проведение анкетирования среди работодателей и выпускников, по выявлению актуальности компетентностной модели выпускника, см. мою статью на сайте), но всеобъемлющего взаимодействия на сегодняшний день нет.

Для преподавателя в области графических дисциплин важно знать, где работают выпускники данного направления подготовки, какие технологии проектно-конструкторской и проектно-технологической деятельности используют, чтобы своевременно актуализировать потребности рынка проектно-конструкторских разработок вашего региона и создавать условия для «опережающего обучения».

Компетентностный подход

Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход. Прогнозная модель выпускника, состоящая из общекультурных и профессиональных компетенций, является первоосновой для разработки вузом основной образовательной программы по данному направлению и уровню подготовки. Базовая часть программы (не более 50% подготовки бакалавра, 30 % магистра и 70 % специалиста) берется из ФГОС ВПО, вариативную вуз разрабатывает самостоятельно, отражая свое видение процесса подготовки выпускника и учитывая потребности регионально рынка труда.

Дидактических единиц в новых образовательных стандартах нет. Содержание образования вузом, общеобразовательной кафедрой подбирается под проектируемый результат, т.е. гарантированное формирование заявленных компетенций студента, выпускника.

Для организации предметного обучения необходимо получить проекцию компетентностной модели выпускника на область графической подготовки, обеспечивающую целенаправленную подготовку студента и гарантирующую в конце обучения целостность сформированной у студента требуемой компетентностной модели.

Мониторинг качества подготовки студента

Компетентностный подход является результативно-целевым подходом. ФГОС ВПО предусматривает обеспечение гарантированного качества подготовки студентов, т. е. обязательное достижение требуемых результатов, в том числе и результатов предметного обучения. Для этого разрабатывается структура результатов предметного обучения в виде целевых требований: что и чем студент должен на каждом этапе образовательного процесса знать, уметь и владеть. Данная структура позволяет гарантированно реализовать формирование требуемой части компетентностной модели, например, графических компетенций обучаемого.

Система менеджмента качества предусматривает контроль достижения каждого из элементов структуры результатов обучения, разработки с этой целью средств контроля, показателей и критериев качества. Мониторинг достигаемых результатов позволяет подключить механизм обратной связи, т.е. вовремя откорректировать неудовлетворительные результаты освоения компетенций у обучаемых.

Уровень освоения компетенций оценивается на основании интегрированных оценок, т.е. «собирания воедино всех достигнутых результатов» и оценки уровня сформированности каждой из компетенций (пороговый, средний, высокий) у каждого из обучаемых.

Индивидуализация обучения

Компетенция – это личностное качество, определяющее продуктивное выполнение действий по решению возникающей проблемы. Она связана с формированием у индивидуума собственных алгоритмов по актуализации требуемых знаний, умений и навыков. Поэтому организация обучения на основе компетентностного подхода требует использования личностностно-ориентированных технологий обучения. Большинство современных технологий обучения ориентированы на использование компьютера.

Необходимо отметить, что восприятие у обучаемых различно, поэтому в ходе обучения требуется выстраивание индивидуальных траектории обучения студентов для учета их личностных особенностей. Это предполагает вариативность построения образовательной программы.

Именно таким способом можно решить, например, основную проблему графической подготовки студентов – большой разброс возможностей у студентов в развитии пространственного воображения. Необходимо установить, что есть пороговый уровень развития этой компетенции для конкретного направления подготовки и не требовать у студента больше этого минимума, если это ему не дано.

Содержание образования

ФГОС ВПО данного направления подготовки содержит перечень базовых дисциплин, которые являются обязательными. В большинстве проектов или уже утвержденных стандартов в области техники и технологии, с которыми я знакомилась, в профессиональном цикле запланирована к изучению «Инженерная графика» или «Компьютерная графика» с расшифровкой в целевых дескрипторах освоения основ графических дисциплин в современном его понимании. Приведу требования, относящиеся к графическим дисциплинам одного из утвержденных стандартов:

Конкретная детализация содержания программ изучения дисциплин выполняется в рамках разработки основной образовательной программой вуза, в том числе разработки рабочей программы конкретной дисциплины.

Поэтому спор о том, что надо изучать, чем должны владеть студенты решается просто: что востребовано, то и имеет право на существование. Конечно, немаловажное значение имеет здесь и опыт предшествующей подготовки в области графических дисциплин.

Таким образом, с приходом новых образовательных стандартов нас ждет узаконенное многообразие. Единых обязательных программ больше не существует. Авторские решения по реализации компетентностной модели графической подготовки утверждают себя тем, что способствуют подготовке востребованных специалистов, не имеющих проблем с трудоустройством.

В этих условиях очень ценны механизмы взаимодействия между преподавателями- предметниками различных вузов России. Обмен опытом, обсуждение актуальных проблем, самоутверждение в правильности взглядов на пути их решения в диалогах и дискуссиях среди единомышленников, компетентных коллег по предметной области – актуальная проблема сегодняшнего дня. Наша сегодняшняя конференции, по-моему, как раз и является такой платформой для сотрудничества.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(13 марта 2010 г. 9:14)
Здравствуйте Ирина Дмитриевна! Вы подняли очень серьезную проблему. Осознать ее, по моему, трудно до тех пор пока не начнется распределение зачетных единиц между дисциплинами и практическая реализация. В проекте стандартов для бакалавров строительства для математического, естественнонаучного и общетехнического цикла отводится 65-75 зачетных едениц, базовая часть - 50-55 на девять дисциплин (в том числе "Инженерная графика", Начертательная геометрия не выделена совсем). К примеру на нашу дисциплину выделено - 10 з.е. а для перехода к новому уровню требуется 60, если студент может набрать эти единици без ИГ, то ее можно не изучать. Студент может формировать состав дисциплин для набора необходимого количества зачетных единиц или нет? Сегодня при переходе на двухуровневую систему обучения мы потеряли не так много нагрузки как из-за демографии, но потери будут расти, если содержание наших дисциплин не будет удовлетворять современным требованиям.
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(13 марта 2010 г. 10:40)
Здравствуйте, Константин Анатольевич! В переходе на образовательные стандарты нового поколения, действительно, много пока непонятно. Самое инновационное и поэтому непредсказуемое, с моей точки зрения, это то, что реализовывать и разрабатывать методики проектирования новых ООП должны сами вузы. Т.е. распределение зачетных единиц в том числе, должно быть организовано в вашем вузе. В методиках расчета з.е.: 1 з.е.= 36 ак. час. Так что на наши дисциплины (я видела в некоторых проектах) отводится 3-4 з.е. Но это не есть образец или правило, все зависит от того, как вы себя "поставили" в вузе, насколько "уважают вас" выпускающие кафедры, для которых вы ведете предметную подготовку. Есть ведь еще вариативная часть ООП, которую вуз может распределять сам. Предполагается, что УМО будут разработаны примерные основные образовательные программы по направлениям подготовки и примерные рабочие программы дисциплин (вопрос: кто такие программы разрабатывает по нашим дисциплинам?). Но примерные - это рекомендации, их не обязательно исполнять. Хотелось бы еще заметить, что наши дисциплины чаще относят к профессиональному циклу (если в стандарте они отнесены к базовым дисциплинам). Базовые дисциплины обязательны к изучению (но объем опять же определяется вузом). Вариативные дисциплины (это 50 % для бакалаврита) добавляет вуз. Они делятся на обязательные и по выбору студента. Дисциплины по выбору в ООП должны быть обязательно в объеме 1/3 от вариативной части. Студенты в дисциплинах по выбору должны набрать определенное количество з.е. А обязательные дисциплины (базовые и вариативные вузовские) изучаются всеми. Так что в наборе дисциплин индивидуальность образовательных траекторий не такая большая. Индивидуализацию в большой степени можно предусмотреть как раз в рамках изучения конкретной дисциплины. Постаралась ответить на Ваши вопросы, может быть, не очень четко. С уважением, И.Столбова
Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(15 марта 2010 г. 6:46)
Спасибо за ответ.
Усанова Елена Владимировна
(17 марта 2010 г. 11:39)
Ирина Дмитриевна! Что востребовано, то и имеет право на существование… Востребовано сейчас? А как же прогностика? Вот тут и становится понятным, что образование должно быть не на всю жизнь, а в течение всей жизни. Век живи… Что дураком помрешь, понятно. Отрадно, что не полным, а образованным. Л.А.
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(17 марта 2010 г. 20:36)
Уважаемая Елена Владимировна! В компетентностной модели выпускника в рамках ФГОС нового поколения обязательно запланированы те качества современного специалиста, которые помогают ему адаптироваться к изменяющимся условиям современного постиндустриального общества. А прогнозная модель выпускника строится с учетом "опережающего развития", перспектив развития науки и техники. Но, придя на работу на конкретное предприятие молодой специалист должен быть готов "играть по установленным там правилам". Способствовать, конечно, развитию нового, но на основе сложившихся традиций. Компетенция в области профессиональной этики тоже входит в число компетенций выпускника в ряде образовательных стандартов. С уважением, И.Столбова
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(18 марта 2010 г. 12:36)
Уважаемый Александр Львович! Мне кажется, у Вас сложилось впечатление, что я являюсь тормозом в развитие технологий трехмерного моделирования. Уверяю Вас, Я являюсь Вашим единомышленником. Крайне негативно реагирую, когда преподаватели в качестве задания предлагают ручное построение аксонометрической проекции модели детали. В рамках компьютерной графики всегда включаю раздел о построении трехмерных моделей. Конечно, в этом плане продвинулась не так далеко, как Вы. Но речь идет совсем не об этом. Я всегда сторонник того, как из сложившейся ситуации извлечь максимальную пользу. Избежать перехода на новые стандарты, вероятнее всего не удастся. Значить необходимо научиться работать в новых условиях, и двигаться в развитии образовательных технологий дальше. В стандартах нового поколения закладывается большая вариативность. Принят так называемый "рамочный регламент". И нужно уметь этим пользоваться, конечно в целях повышения качества современного уровня графического образования студентов высшей школы. Я не поняла, что вызвало наибольший скепсис из приведенных положений моего доклада. Готова дать комментарии, т.к. материал представлен очень тезисно. С большим уважением, И.Столбова
Фото
Касаткина Елена Петровна
(18 марта 2010 г. 23:16)
Здравствуйте, уважаемая Ирина Дмитриевна! Вы замечательно мудро относитесь к современной ситуации. Действительно, надо суметь извлечь пользу…. Итак, «музыку» заказывает работодатель, а платит за образование в основном государство (студентов, обучающихся по договорам с предприятиями у нас ничтожно мало). Значит, государство должно установить правила, по которым работодатели оплачивают выполненный вузом заказ. Наши же работодатели ссылаются на то, что они платят налоги. Но налог обезличен, а надо чтобы он поступал именно тому вузу, чьи выпускники успешно работают на конкретном предприятии. Вот тогда все споры о рейтингах вузов прекратятся сами собой и достойные вузы получат достойное финансирование. Сейчас же в цепи управления образованием нет обратной связи. Можно заказать любые самые современные компетенции, но их реализация потребует серьёзных затрат. Поэтому считаю, что новая модель подготовки специалиста (имеются в виду все три уровня подготовки) не может быть реализована полностью и с ожидаемой пользой без пересмотра экономической модели взаимоотношений ГОСУДАРСТВО- РАБОТОДАТЕЛЬ- ВУЗ. С уважением, Е.П. Касаткина.
Фото
Хейфец Александр Львович
(19 марта 2010 г. 0:34)
1. Уважаемая Ирина Дмитриевна. О скепсисе Вы напрасно. Из Вашего доклада я выделил мысль о востребованности выпускников, как важнейшем критерии нашей работы. Наш выпускник должен и уверенно сесть за компьютер, а не говорить, что его на графике этому не учили, и уметь "на коленке" начертить эскиз рабочему. О переходе на новые ФГОС №3. Сегодня мне руководство сказало, пока неофициально, что с 1 ноября мы будем по ним работать, якобы все решено. В связи с этим выскажу одно опасение. Диктовать нам будут выпускающие кафедры. А у них есть и свой интерес. Я столкнулся с тем, что ряд кафедр неохотно разрешают учить по-новому. Говорят, учите карандашом, а доучивать на компьютере будем мы. У них для этого есть немало различнах предметов: САПР и проч. Иногда я вижу или узнаю, как и чему они учат в нашем деле - ужас. К сожалению, надяться на помощь не приходится. Где наш Научно-методический совет? (Валерий Алексеевич, Вы ведь в него, кажется, входите). Так что, коллеги, готовьтесь к борьбе за правое дело. 2. Здравствуйте, Елена Петровна, рад, что Вы отликнулись на мое предложение пообщаться на этой замечательной конференции. О том, чтобы работодатель напрямую платил вузу за купленных выпускиков. Во первых, это не реально, государство свего не упустит. Во вторых, а знает ли заказчик, что ему нужно. В фирмах зачастую крутые ребята и не более. В третьих, да и мы слабы. Над нами нужен котроль, а то все и сведется к прямым контактам (вы меня понимаете). Так что Ваша мысль романтична. С уважением. А.Л. Хейфец
Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(19 марта 2010 г. 9:24)
Уважаемые коллеги! Обсуждаемая проблема, пока у нас не приобрела такой окраски. Годе-то в верхах, глядя на Россию ее активно обсуждают. И вероятно на нас может свалится точно также в виде приказа. Согласна с тем, что выпускающие кафедры неохотно принимают наши действия по компьютеризации графической деятельности. Ведь, когда сам не знаешь, то и другому мешаешь. Да и преподаватели наших кафедр, осмелюсь сказать, зачастую весьма далеки от компьютера. Максимум освоили 2D і считают это достаточным. Естественно, что с уменьшением сроков обучения, уменьшится количество часов на дисциплины, и как всегда это коснется наши дисциплины, так как управлять будут выпускающие кафедры. К сожалению здесь заказчик не всегда прав. Подходя с позиций спецдисциплин, они конечно сузят нашу предметную область. Работодатели пока не проявляют особого и интереса, и дело может окончится только подписью в нужном месте. Не знаю, насколько у вас выражены ностальгические настроения по простым документам ( имеется в виду маленькие типовые программы) бывшего СССР, но мы часто смотрим на них и сравниваем свои распухшие от слов. И сожалеем... Замечательно, что такой важнейший вопрос поднят. Удачи в доведении его до нужных РЕШЕНИЙ! С уважением Ярошевич О.В.
Фото
Максименко Любовь Александровна
(20 марта 2010 г. 2:23)
Здравствуйте, уважаемая Ирина Дмитриевна! В нашем образовательном процессе появилась еще одна "робкая" тенденция: на первый курс приходят школьники, знакомые с графическими редакторами. Во многом мы зависим от школы.
Фото
Максименко Любовь Александровна
(20 марта 2010 г. 2:26)
Уважаемая Ирина Дмитриевна! Приглашаем Вас принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности», которая состоится 21 – 22 апреля 2010 года в Государственном образовательном учреждении Новосибирский государственный технический университет. Информация о конференции размещена на сайте: http://www.graph.power.nstu.ru/ Адрес для связи: maksimenko_la@mail.ru
Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(20 марта 2010 г. 10:53)
Здравствуйте Любовь Александровна! Робкая тенденция приобретения навыков построения чертежа в электронном виде будет расширяться. Сегодня в городском конкурсе по моделированию в КОМПАС участвовало 27 человек из 12 школ (лицеев, гимназий) г. Новосибирска в региональном - 22 из 10, и 2 школы в AutoCAD - это лучшие, они завтра послезавтра наши студенты. Сегодня в в пакет первой ПОмощи, бесплатного программного обеспечения школ включен КОМПАС-LT, что позволяет учителям использовать его в учебном процессе. Кроме того, в городском центре информатиззации я видел оборудование приобретенное для экаспериментального деского сада - детская мебель со встроенными компьютерами. Как бы не получилось так, что учить держать в руках линейку и карандаш не пришлось нам в вузе, тем более, что наши кафедры оснащены техникой намного хуже, да и не все преподаватели умеют работать с компьютером.
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(20 марта 2010 г. 11:27)
Уважаемая Елена Петровна! Изменение вопросов законодательства -- это не наш уровень компетенций. На уровне вуза возможны договора о подготовке специалистов "под заказ" с соответствующей оплатой в рамках договора, использование оборудования предприятий, лабораторных помещений и т.д. И это реально существует уже сегодня. Ходят разговоры, что предприятиям государство будет выделять денежные средства (гранты или в другой форме??), если они участвуют в подготовке специалистов. Они эти средства будут направлять в вузы. Поживем -- увидим. С уважением, И.Столбова
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(20 марта 2010 г. 11:42)
Уважаемый Александр Львович! Рада, что вы выделили то, главное, что имело место в размещении материала данного доклада. На перепутье необходимо определиться с собственной позицией и активно отстаивать собственную точку зрения в целях создания условий для формирования современного уровня графической культуры у выпускников для обеспечения инновационного развития экономики. Прямые контакты с работодателями, анкетирование -- новые механизмы, позволяющие подкрепить нашу аргументацию в диалоге с выпускающими кафедрами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! С уважением, И.Столбова
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(20 марта 2010 г. 11:57)
Уважаемые коллеги, Любовь Александровна и Константин Анатольевич! Я считаю, что профориентация старшеклассников технической направленности должна обязательно включать графическую подготовку, в том числе и работу в графическом редакторе, например, КОМПАС-LT. По поводу обязательных навыков ручного эскизирования у меня был такой случай. На консультации студенту-дистанционнику я долго объясняла суть задания, потом, исчерпав все слова, я предложила: возьмите лист бумаги и начните строить, а я буду вам помогать. А он мне говорит: "А КОМПАС у вас есть?" Сел за компьютер и с моими подсказкам по сути выполнения за 15 минут сделал все задание. Так что, уважаемые коллеги, все очень индивидуально. Такой и в цех пойдет для эскизирования с ноутбуком под мышкой. С уважением, И.Столбова
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(20 марта 2010 г. 12:14)
Уважаемая Ольга Викторовна! Приказом перейти на компетентностный формат обучения невозможно, поэтому сейчас сверху требуют организации в вузах такого переходного периода и последующей аттестации вузовских организаторов этого процесса. В что это выльется -- посмотрим. Безусловно, тестом на профпригодность современного преподавателя становится информационно-коммуникационная компетентность. И если в школе -- это требуют обязательно, то преподаватель вуза должен осознавать это сам. Отрадно, что наша конференция собрала вместе такое количество компетентных вузовских преподавателей в области графических дисциплин! С уважением, И.Столбова
Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(21 марта 2010 г. 11:11)
Уважаемая коллеги! Я очень рада, что имею возможность "поприсутствовать на такой замечательной КОНФЕРЕНЦИИ. Обмен мнениями, высказанные точки зрения еще больше укрепляют собственные позиции, а порой и добавляют новое направление. Сейчас все обсуждения в основном сконцентрировались в рамках одного доклада автора. И это хорошо. Здесь несколько выразились трудности Интернет-конференции. Хотелось бы высказать свое огромное Спасибо организаторам и просить их взять на себя инициативу проведения подобных конференций регулярно (хотя бы раз в два года). Извините, что не по теме доклада, но пока нет другой возможности. Вероятно стоит включать еще раздел для свободного общения и обмена мнениями. С уважением О.В. Ярошевич
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(21 марта 2010 г. 12:29)
Уважаемые коллеги! Предлагаю перейти к общему обсуждению проблем за круглым столом : http://dgng.pstu.ru/conf2010/sections/6/ И.Столбова
Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(25 марта 2010 г. 8:23)
Дополнительная информация об ФГОС ВПО из примерной ООП по направлению "Оптотехника": 1. Дисциплина "Начертательная геометрия и инженерная графика" отнесена к базовым дисциплинам профессионального цикла с трудоемкостью 3 з.е. (102 часа). 2. Целевые задачи дисциплины: **знать** * правила оформления чертежей, конструкторской документации, * инструментальные программные средства инженерной и компьютерной графики, работу с прикладными пакетами и графическими редакторами инженерной графики; **уметь** * оформлять чертежи и конструкторско-технологическую документацию оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем с использованием ПЭВМ; **владеть** * методиками применения прикладных пакетов и графических редакторов инженерной графики; 3. К освоению в дисциплине заявлена общепрофессиональная компетенция **способность применять современные программные средства для разработки и редакции проектно-конструкторской и технологической документации, владеть элементами начертательной геометрии и инженерной графики (ПК-6)**

Назад