Назад

Формирование творческого потенциала специалиста в процессе обучения инженерной компьютерной графики

Фото Ярошевич Ольга Викторовна (Белоруссккий государственный аграрнотехнический университет )


Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой

В современных условиях качество подготовки специалиста определяется не столько уровнем и объемом знаний, которым он владеет, сколько интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом, нестандартностью мышления, умением ориентироваться в потоке информации.

Инженерная графика занимает особое место в формировании профессиональных компетенций инженера. Между тем, ситуация, сложившаяся с преподаванием инженерной графики за последние годы, отнюдь не способствует даже традиционному репродуктивному усвоению знаний, а тем более решению подобных задач. Практически полное отсутствие графической подготовки в школе, малое количество часов на аудиторные занятия в ВУЗе привело к формированию у студентов отношения к инженерной графике как к второстепенной дисциплине и негативно сказывается на их готовности по ее усвоению. Изучение правил выполнения и оформления чертежей, выполнения изображений различных соединений, сборочных чертежей т.е. непосредственное изучение и применение теоретического материала классической инженерной графики, которые надо усвоить, воспринимается студентами неохотно. Что такое чертеж? Какие изображения содержатся на чертеже? Как классифицируются чертежи? И т. д. Эти и многие теоретические основы инженерной графики вызывают трудности в понимании, тем самым охлаждение к процессу изучения предмета. Таким образом, мы поставили перед собой задача активизировать процесс усвоения дисциплины, найти соответствующие средства и технологии.

Большие возможности для развития творческой активности студентов имеет проектная учебная деятельность. Она способствует формированию умений работать с информацией, добывая ее из различных источников, обрабатывая, выделяя нужную, структурируя и на этой основе создавать новую информацию, обобщать и делать выводы. Это также возможность научиться планировать свою работу, разбивать ее на этапы, достигая результата на каждом этапе в намеченные сроки. При этом развивается и коммуникативная культура, чему способствует индивидуальное заинтересованное общение с преподавателем, со студентами. Но самое главное в тот, что студентам предоставляется возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего творческого интеллектуального потенциала.

Проанализировав значительное количество материалов, освящающих современный уровень преподавания графических дисциплин и на основании собственного многолетнего педагогического опыта, мы пришли к заключению, что в сложившейся ситуации приемлемо и значимо внедрение в практику графической подготовки студентов проектных работ. Проектная деятельность, в той или иной форме, была, есть и будет одним из наиболее эффективных методов подготовки профессионалов любого плана. Данный вид деятельности не характерен для графических дисциплин, используется в некоторых вузах (СПб, МГТУ им Баумана, МАИ, НГТУ и др.), тем не менее, его преимущества очевидны. С одной стороны, проект, как результат проектной деятельности – это первый информационный продукт, самостоятельно созданный студентом, что повышает уровень его самооценки и значимости, создает положительную мотивацию в освоении дисциплины. С другой стороны, кафедра заинтересована в самом продукте, так как он выполнен по ее запросам и может быть использован в качестве учебно-методического материала, является составляющим элементов архива кафедры.

Казалось бы, научные студенческие кружки, олимпиады, учебно-исследовательская работа студентов могли бы эффективно решать эту проблему. Но это не так, так как зачастую это просто система отчетности и за редким исключением имеет реальный практический результат. Проблема не в том, что нет методов и форм. Они есть, но они не работают, так как отсутствуют соответствующие рычаги стимулирования, нет мотивирующих факторов, утрачены сложившиеся ценности.

Недостатком работы в данном направлении является также низкий процент охвата контингента студентов. Это связано с тем, что графические дисциплины изучаются на первом курсе, а для некоторых специальностей и за один семестр. За такое короткое время весьма сложно выделить студентов, склонных к творческой, исследовательской работе. А порой и сами студенты не слишком хотят включаться в исследовательскую деятельность. Нам видится целесообразным включать студентов в проектную деятельность со второго семестра первого курса, когда уже прошел процесс адаптации к вузовской системе образования, студент сформулировал свои личные установки, ознакомился с организацией учебного процесса в ВУЗе и приобрел некоторые навыки самостоятельной работы, а преподаватель выделил студента из группы, определил его склонности.

Особо незаменима проектная технология на занятиях по инженерной компьютерной графике [1, 2]. Она позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Компьютеры уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации. При изучении программного и технического обеспечения у студентов высокая мотивация, устойчивый интерес к изучаемому материалу.

Под проектом в инженерной графике мы понимаем расчетно-графическое задание с элементами теоретических выкладок, геометрического моделирования, проектно-конструкторских решений, в результате выполнения которого студенты создают продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Основные положения, взятые нами в процесс организации творческой проектной деятельности:

  1. Творческие способности присущи любому человеку, необходимо только их раскрыть и развить.
  2. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
  3. Творческая деятельность не может выйти за пределы имеющихся у индивидуума знаний.
  4. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.

Перед студентами в ходе проектной деятельности ставились следующие задачи: 1) получить представление о проектной деятельности; 2) освоить технологию самостоятельной работы над проектом; 3) научиться проектным умениям и навыкам: выбор темы, целеполагание, планирование, выбор средств, сбор данных, оформление результата проекта, презентация проекта, оценивание, прогнозирование дальнейшего развития; 4) применять современные информационные графические технологии; 5) научиться создавать мультимедийные презентации для оформления проектов; 6) научиться предъявлять результат проектной деятельности при защите проекта.

Выполнение проектов способствует развитию творческого потенциала при соблюдении следующих педагогических условий:

Студенты из объекта деятельности превращаются в субъект.

Так как тон в любом виде деятельности задают ведущие и творчество немыслимо без элитарного образования, при внедрении проектной деятельности в учебном процессе мы ориентировались, прежде всего, на студента с высоким уровнем способностей. И вот в этом аспекте проектная деятельность один из реальных, органически вписанных в учебный процесс видов деятельности.

Проектная деятельность позволяет преподавателю выявить в студенческой среде лидеров, сформировать лидерскую группу, обладающую уже на начальном уровне с первых курсов определенными профессиональными компетенциями. Это возможность способным студентам получить хорошее высшее техническое образование.

Есть и еще одна положительная сторона данного процесса. За лидерами тянутся остальные. А если это еще подкрепляется поощрительными мерами (дипломами, наградами, благодарственными письмами родителям и др.), то фактор мотивации налицо. Таким образом, проектная деятельность обучаемых выступает как инструмент развития их мотивационной сферы.

Проектная деятельность позволяет преподавателю выявить в студенческой среде лидеров, сформировать лидерскую группу, обладающую уже на начальном уровне с первых курсов определенными профессиональными компетенциями. Это возможность способным студентам получить хорошее высшее техническое образование.

Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов учебной программы дисциплины, значима для профессиональной подготовки, доступна. Весьма актуальна межпредметная тематика, но на первом курсе она очень сложна для реализации.

Значительное место должны занимать проекты с элементами конструирования, например создание параметризированных чертежей деталей машин (в основном это типовые детали) и параметризированные фрагменты чертежей, а также шаблоны оформления конструкторской документации. Все это создает условия для творческого конструирования.

Целесообразно выполнять проекты как комплекс геометрических и графических моделей (3D-модели сборки и отдельных деталей, 2D-модели - электронные чертежи, сборочного и рабочих чертежей несложной сборочной единицы со спецификаций и в отдельных случаях с расчетно-пояснительной запиской). Проект должен быть выполнен в принятых графических, офисных и сетевых стандартах. Его можно без всякой доработки включить в электронный архив кафедры. В качестве информационного ресурса проектные работы должны быть доступны студентам и использоваться ими как обучающим ресурсом. Таким образом, создание проектов преследует две главные цели: учебную и методическую.

Приведем примеры проектных заданий одинаковой направленности:

  1. Построение моделей сложных геометрических объектов по предложенным изображениям - индивидуальным заданиям. Индивидуальные задания могут варьироваться как по степени сложности, так и по тематике, в зависимости от индивидуальных предпочтений учащегося.
  2. Построению моделей объектов, созданных или придуманных самими студен-тами. В этом случае преподаватель предлагает тему и накладывает условия.
  3. Создание трехмерных моделей сборок.
  4. Разработку лабораторных работ по дисциплине.
  5. Углубленную проработку теоретического материала с созданием электронных моделей.

Каждый студент выбирает тему проекта из предложенных преподавателем. Но проект может быть выполнен группой студентов, при этом для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта. В завершении оформляются результаты проектных исследований, а затем проект защищается перед группой. Лучшие проекты рекомендуется для участия в конференциях и конкурсах.

Критерии оценки проектов по инженерной графике: полнота раскрытия темы; оригинальность, адекватность, четкость представления, доступность, техническое совершенство, эстетичность, качество выступления в ходе защиты проекта.

В заключении необходимо отметить, что работа над проектами:

Внедрение и активное использование метода проектов создает благоприятные условия для межпредметного взаимодействия.

Вопросы и комментарии к докладу:


Усанова Елена Владимировна
(16 марта 2010 г. 10:21)
Уважаемая Ольга Викторовна! Методом проектов обучают с начальных классов, например, в Англии. В классе до 5 взрослых,учат всему, чему требуется по проблемам проекта. Этот интегрированный урок наз. "technology". По крайней мере, так было 20 лет назад. Там и рисование,станки,и вышивка и т.д - все межпредметные связи. И нет общероссийсеого плача по школьной подготовке по черчению: необходимые 4 составляющих для графдеятельности (по Ломову) сами собой сформировываются в методе проектов.Поэтому все студенты к концу первого курса, даже из других стран, владеют 3D(как лего)многотельным моделированием.Работу в CAD-системах высокого уровня изучают как дополнительное образование(платят), если есть договор с работодателем или на перспективу: это сведения 5-и летней давности.Поэтому, коллеги: CAD-системы среднего уровня как иструмент на занятиях по графдисциплинам, а не предмет изучения.И верной дорогой идете, товарищи! С уважением,Е.В. и Л.А.
Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(17 марта 2010 г. 23:04)
Спасибо, Елена Бруновна! В работе над проектами удается сформировать заинтересованность в результате. Важна постановка проблемы. Студенты понимают, что компьютерные навыки будет востребованы в дальнейшем. Главное "погрузить" в проблему и "заставить" работать. С уважением О.В.Ярошевич
Усанова Елена Владимировна
(18 марта 2010 г. 17:05)
Уважаемая Ольга Викторовна! И заставлять - то не надо, они на мотивации работают прекрасно,если есть интерес и необходимость знать, уметь, владеть.С уважением,Е.В.Усанова, КГТУ им. А.Н. Туполева
Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(19 марта 2010 г. 9:32)
Уважаемая Елена Владимировна! Вероятно я использовала не то слово. Порой весьма сложно вызвать интерес. На первом курсе они не всегда представляют, что им будет нужно в дальнейшем. С уважением О.В.Ярошевич

Назад