Назад

О плакате

Лемехов Леонид Иванович (Пермский государственный технический университет)


Посмотрев в очередной раз последний каталог международного конкурса плаката, я подумал: опять однообразие, сплошной Запад!

В начале шестидесятых годов у нас считался самым современным польский плакат. Помню в детстве с большим интересом и даже восхищением мы, мальчишки художественного кружка, рассматривали издания польского плаката. В них привлекала оригинальность и современность.

Такая оценка сегодня понятна: это было знакомство с другой культурой, точно также мы восхищались слушая первый рок-н-ролл в исполнении Била Хэйли.

В те годы мы подписались на журнал «Нойе вербунг» (новая реклама) Германской Демократической Республики. Хорошо иллюстрированный, с хорошей полиграфией, он некоторое время был нашим главным источником художественной информации, но однажды мой брат Володя сказал, что в библиотеке Академии Художеств, а это этажом ниже нашей школы (СХШ). Он обнаружил западногерманский журнал «Гебраус график», позже переименованный в «Новум». В нем давали обзор западной прикладной графики и рекламного плаката. К сожалению, политические и социальные плакаты в нем отсутствовали.

Позже мы поняли, что политический плакат это во многом советское изобретение, а Запад развивал рекламу.

В нашей повседневной жизни мы видели плакаты с призывами к очередному съезду или с изображением В.И. Ленина. Тогда многим это не нравилось, наслушавшись Голосов Америки и Би-би-си, считалось, что наша страна должна жить так же как весь «цивилизованный мир» (но это отдельный и сложный разговор: как западники превратились в патриотов).

Авторитет западной графики, благодаря просмотру журнала «Новум» был велик, и мы не только рисовали яркие плакатики, но и организовывали в школе выпуск стенной газеты, на английском «Файн Артс» и немецком языках. Делали мы эти газеты оригинальными, решая их плакатно. Начинал эту работу старший брат Володя, а затем она перешла ко мне. Это был первый серьезный опыт в плакате и дизайне графики. Газеты выпускались 4 раза в году. Надо отдать должное нашим преподавателям по рисунку, живописи и композиции, которые не мешали нам и даже иногда интересовались соревнованием «англичан» с «немцами».

К концу шестидесятых годов в Академии Художеств было уже 2-3 группы студентов, проводивших рекламные акции. Это и новогодние вечера, и традиционные вечера архитекторов и графиков. Оформлялись помещения, рисовались рекламные плакаты и все это с учетом последних международных (западных) тенденций. К тому времени журнал «Новум», «Арт ин Америка», «Домус» и «Дизайн» были известны многим.

А рядом, в Союзе Художников, в Графическом комбинате, как будто бы ничего не менялось. Там главенствовал советский плакат, со своим традиционным языком.

Повторюсь: нам это не нравилось. Но несмотря на наше мнение, плакатная жизнь потихоньку все же развивалась и изменялась, наличие западных источников мало кого интересовало. Не стоит забывать, что старшее поколение художников прошло через войну и источники из ФРГ и США воспринимались как вражеские.

Другое дело «Нойе Вербунг» ГДР и «Проект» Польша – журналы наших союзников, наших друзей. Мы тоже с интересом их смотрели. Например, в «Проекте» наблюдали за международными конкурсами плаката в Варшаве (Польша), Брно (Чехословакия), реже в Лахти (капиталистическая, но дружественная Финляндия). Между прочим, любимые нами западные журналы полностью игнорировали информацию об этих конкурсах (борьба систем!).

По Варшавской биеналие было интересно следить за тенденциями мирового политического и социального плаката. Я не ошибся, да мирового, т.к. в Варшаве принимали участие и прогрессивные художники из ФРГ, Франции, Японии, иногда из США.

Сейчас, правда, можно вспомнить определенную тенденциозность в отборе работ в основном представленных Советским Союзом. Похоже, что устроители конкурса уж очень хотели понравиться «свободному миру» и они создавали такие условия, которые подталкивали и советских молодых художников, желающих как-то прославиться, работать по западному образцу. Помню: узнаю, что в Варшаве лучшей признана работа советского плакатиста Ефима Цвика, посвященная 1 Мая. На нем изображена большая голова матери и 3 маленькие детские головки. И нарисованы они как бы детской рукой, никакого академизма, никаких традиций, модная такая западная манера.

Вместе с тем у нас успешно готовились профессионалы плакатисты-традиционалисты. В институте им. В.Сурикова (Москва) была специальная плакатная мастерская. Эти плакатисты получали прекрасное советское художественное образование. Самые известные из них Савостюк и Успенский, долгие годы работавшие вместе. По окончании ВУЗа многие становились сотрудниками мощнейшего издательства «Плакат» - это часть идеологического отдела ЦК. Издательство проводило огромную работу, по сути оно обеспечивало весь Советский Союз отличной идеологической продукцией.

Не следует забывать, что у Советского плаката богатая история и замечательные художественные традиции. Особенно хорошо он себя показал в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства.

Работы выдающихся художников, таких как Моор, Кукрыниксы, Дейнека, Ефимов, Говорков, Иванов, поражают и сегодня великолепием композиции, рисунка, простотой и убедительностью обращения к зрителю.

Некоторая модернизация проходила в «Плакате» благодаря как раз выпускникам художественных ВУЗов, но изменения были медленными и осторожными.

Надо заметить, что задолго до перестройки Советский Союз подвергался западному идеологическому давлению. Давали через часть продажных партаппаратчиков, через интеллигенцию, через часть несознательной студенческой молодежи, через стиляг и просто отщепенцев.

Чего стоит хотя бы удар, нанесенный нам английским вокально-инструментальным ансамблем «Битллз» и прочими шведами. Это уже не культурный обмен, а культурная, иногда и безкультурная агрессия.

Этим они перепрограммировали большую часть нашей молодежи. Похожая ситуация случилась и у художников. В 1968 году появился мультипликационный фильм «Елов субмарин» в котором действовали мультяшные битлы и где играла их музыка. Художник этого фильма Ханс Эдельман сразу стал всемирноизвестным. И ему, так же как Биттлз, стал подражать.

Очень характерная и эффективная манера рисования, от которой сам автор вскоре отказался, долгое время еще повторялась в работах его поклонников по всему миру и наших тоже.

Особое место в распространении рок-музыки, а за ней западного образца жизни и графического дизайна занимали виниловые пластинки. Конверты альбомов стали, своего рода, выставкой западной дизайн графики и конечно ознакомиться с такой графикой мог каждый. Таким образом, западная художественная культура (иногда её называют масс-культура) поселилась в нашем доме.

И наконец о перестройке.

Новая власть позволила политическому плакату немного расслабиться и покритиковать отдельные недостатки, критически посмотреть на нашу жизнь. И вот начав со здоровой критики, плакат, который долгие годы верой и правдой служил государству, превратился в антисоветский, антигосударственный и В.И. Ленин из гения стал сначала простым человеком, затем злодеем. Но этого уже никто не замечал. Мы сами открыли «границы» и многие перешли на противоположную сторону.

Вот в таком состоянии находится наш плакат и сегодня. Политика из него почти ушла, осталась немного социалки.и чуть-чуть культурного плаката.

Правда и здесь все не так: называть культурной афишу заслуженного артиста России Бориса Моисеева просто язык не поворачивается.

Наш киноплакат – калька с американских.

Ну а реклама…у нас их реклама…

Закончить хочется все же не так печально.

В нашей стране есть отдельные художники, отстаивающие наше понимание жизни, право говорить своим языком.

Так что, наверно, не все потяряно…

P.S. Есть очень серьезная тема:

Надо работать, товарищи!

Вопросы и комментарии к докладу:


Усанова Елена Владимировна
(17 марта 2010 г. 10:22)
Уважаемый Леонид Иванович! А по производственному плакату что - нибудь есть? Или также тихо скончался, как наше производство? У меня некоторые студенты - юмористы рисуют по теме "Промышленная графика" - Маяковский со своими "Окнами" отдыхает...Хотелось бы интернет-контакта на тему "Промышленный дизайн". Усанова Елена Владимировна

Назад