Назад

Современные методы и принципы разработки системы контроля в вузе

Пьянкова Жанна Анатольевна (Уральский государственный университет путей сообщения)


Усложнение программ и нарастание потоков научно-технической ин-формации требует энергичного внедрения новых методов контроля знаний, умений и навыков студентов. Повышение надежности и объективности контроля и самоконтроля занимает существенное место в проблеме совершенствования процесса обучения.

Известно, что рационально организованный контроль максимально способствует повышению качества обучения в целом и может выступать средством модернизации процесса обучения, воспитания и развития при овладении любой образовательной дисциплиной [1].

Проблема повышения эффективности управления образовательной деятельностью посредством модернизации контролирования в рамках развивающего обучения особенно актуальна, так как контролирующее звено заключает в себе возможность активного воздействия на учебно-воспитательный процесс, способствует оптимизации, стимулированию, интенсификации учебно-познавательной деятельности, воспитанию творческой самостоятельности личности и содержит в себе мощный развивающий резерв.

Контроль является одним из средств активизации обучения, анализа практических результатов внедрения различных контролирующих систем (в том числе систем тестового и рейтингового контроля). По некоторым данным доля времени всего образовательного процесса, уделяемого контролю, может достигать 30%.

Несмотря на достаточно большое внимание к вопросу оптимизации контролирования в высшей школе, до сих пор не рассматривалась проблема совершенствования управления учебно-познавательной деятельностью студентов на основе модернизации контролирующего звена в контексте подготовки по отдельным дисциплинам.

Для того, чтобы повысить уровень геометро-графической подготовки студентов с помощью контролирующего звена, необходимо разработать систему контроля, наилучшим образом подходящую для изучения дисциплины геометро-графического цикла.

По-мнению авторов, новая система контроля должна разрабатываться по следующим принципам:

В настоящее время наиболее распространены следующие виды контроля: традиционные – это тематический и текущий контроль знаний, экзаменационный контроль во время сессий, к современным видам контроля можно отнести тестирование и рейтинговую систему оценки деятельности студентов (РС ОДС). Также можно выделить контроль со стороны преподавателя, родителей и самоконтроль.

Важное место в совершенствовании контроля усвоения знаний, на наш взгляд, должна занять разработка и применение тестовых заданий как одно из основных средств повышения эффективности работы студентов. Метод тестирования, как справедливо отмечают тестологи, выполняет важные обучающие функции, он дает преподавателю объективную информацию об уровне знаний обучающихся, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии [2].

Опыт работы в вузе показывает, что студенты младших курсов не могут сами контролировать ход учебы, систематически и напряженно трудиться в течение семестра. На решение этих проблем направлена рейтинговая система оценки деятельности студентов (РС ОДС) как средство формирования у студентов познавательной активности в течение всего периода обучения. Такой метод оценки успеваемости студентов способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины, формирует у них навыки самоконтроля, требовательности к себе, стимулирует самостоятельную систематическую работу, а также помогает выявить сильных и способных студентов [3].

Кроме контроля со стороны преподавателя также очень важным является самоконтроль студентов. Уже отмечалось, что дисциплины геометро-графического цикла изучаются на первых курсах. В это время студентам очень сложно сориентироваться в образовательном процессе и грамотно распорядиться своим временем, поэтому преподаватель, на наш взгляд, должен помочь студентам организовать самостоятельный контроль своих знаний. Это возможно с помощью проведения занятий методами активного обучения, таких как деловые игры, применением рабочих тетрадей.

При работе с рабочей тетрадью студент вынужден обращаться к учебной, учебно-справочной литературе и ГОСТам, таким образом, получая знания не только на занятиях, но и во внеаудиторное время. Деловые игры приучают студентов работать в коллективе, что весьма важно для будущей профессиональной деятельности. В ходе деловой игры повышается ответственность студента перед коллективом за выполнение того или иного задания, появляется интерес к происходящему на занятии, все студенты вовлечены в учебный процесс.

Родительский контроль для многих студентов-первокурсников неотъемлемая часть успешной учебы, но об успехах своего ребенка родители могут узнать либо с его слов, либо по итогам сессии. Для решения этой проблемы на официальном сайте Уральского государственного университета путей сообщения есть возможность ознакомиться с результатами сессий, а также промежуточных аттестаций по рейтинговой системе оценки деятельности студентов. Для этого необходимо лишь знать номер зачетной книжки студен-та.

Опыт работы Уральского государственного университета путей сообщения в данном направлении:

  1. Разработана и внедрена рейтинговая система оценки деятельности студентов [4, 5];
  2. На кафедре графики разработаны тестовые материалы по начертательной геометрии и инженерной графике (500 заданий);
  3. Внедрена в учебный процесс система тестирования АСТ-Тест;
  4. Разработаны учебные тетради по начертательной геометрии [6, 7];
  5. Разработаны деловые игры по темам инженерной графики: «Проекционное черчение», «Условности машиностроительного черчения», «Эскизирование»;
  6. На сайте университета родители по номеру зачетной книжки могут три раза в течении семестра ознакомиться с текущей успеваемостью своего ребенка.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Ефремов Геннадий Викторович
(11 марта 2010 г. 14:01)
Уважаемая Жанна Анатольевна, благодарим Вас за доелад. Одно из направлений научно-исследовательской работы нашей кафедры - "Исследование методов контроля знаний студентов в период адаптации к учебному процессу". Тема Вашего доклада нам интересна и поэтому разрешите задать Вам несколько вопросов: 1. Из какого источника взята Вами информация. что время время уделяемое на контроль знаний может достигать 30%. 2. Вы пишете: "Преподаватель должен помочь студентам организовать самостоятельный контроль своих знаний. Это возможно с помощью проведения занятий методами активного обучения, таких как деловые игры, применением рабочих тетрадей." Каким образом осуществляется самоконтроль знаний студентов при проведении деловых игр? 3. Есть ли возможность ознакомиться с Вашим тестовыми материалами? С уважением Г.В. Ефремов
Фото
Токарев Владимир Адольфович
(12 марта 2010 г. 16:51)
Здравствуйте, Жанна Анатольевна! Поясните, пожалуйста, технологию передачи Вами численных данных об успеваемости в сайт 3 раза в семестр. Сколько времени отводится на выполнение этой работы? Или работа полностью автоматизирована? С уважением Токарев Владимир Адольфович. Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева
Пьянкова Жанна Анатольевна
(17 марта 2010 г. 16:17)
Спасибо за проявленное внимание! Отвечаю на некоторые Ваши вопросы: 2. В сценариях деловых игр может быть предусмотрен этап индивидуальной работы студентов, после которго обычно начинается групповая работа, в ходе которой студенты обсуждают мнение каждого члена группы и принимают коллективное решение. На заключительном этапе преподаватель отмечает все ошибки и недочеты, допущенные студентами в ходе деловой игры. 3. Весь банк заданий хранится в электронном виде. Тестирование проводится с помощью программы AST-TEST. Часть заданий есть методисеском пособии под общ. ред. В. А. Антропова "Педагогический квалиметрический инструментарий: теория и практика" ч.2, УрГУПС, 2003г. При желании мы можем выслать Вам это пособие. 4. В рамках РС ОДС три недели в семестре являются аттестационными. В это время преподаватель подводит промежуточные итоги деятельности студентов. Результаты передаются инженеру кафедры, который заносит их в специально разработанную программу. Эта программа является составной частью АСУ-ВУЗ. Затем система автоматически рассчитывает рейтинг каждого студента по отдельным дисциплинам и в совокупности с учетом трудоемкости каждой дисциплины.И уже в понедельник после аттестационной недели можно ознакомиться с результатами аттестации на сайте УрГУПС.

Назад