Личная страница

---------------
10 июня 2011 г.:: Сборник материалов КГП2011 готов
---------------
11 мая 2011 г.:: Предварительная информация о сборнике материалов конференции
---------------
5 апреля 2011 г.:: Закрытие конференции
---------------
31 марта 2011 г.:: ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
31 марта 2011 г.:: Дипломные работы
---------------
23 марта 2011 г.:: Обсуждение Проекта решения конференции
---------------
20 марта 2011 г.:: Завершающий этап конференции
---------------
19 марта 2011 г.:: Памяти Тунакова Алексея Павловича
---------------
6 марта 2011 г.:: С ПРАЗДНИКОМ
---------------
4 марта 2011 г.:: Обновление сайта конференции
---------------
1 марта 2011 г.:: Повторно о круглом столе
---------------
24 февраля 2011 г.:: КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ОБСУЖДЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
---------------
21 февраля 2011 г.:: Немного статистики
---------------
3 февраля 2011 г.:: Как организовать диалог
---------------
1 февраля 2011 г.:: Начало работы конференции
---------------
31 января 2011 г.:: Публикация доклада
---------------
28 января 2011 г.:: Загрузка рисунков к докладу
---------------
25 января 2011 г.:: Разместите свои фотографии
---------------
20 января 2011 г.:: Открытие регистрации переносится на 22 января
---------------
18 января 2011 г.:: Требования к списку литературы
---------------
17 января 2011 г.:: Как загрузить доклад
---------------
16 января 2011 г.:: Регистрация участников конференции
---------------
13 января 2011 г.:: Первое информационное сообщение
---------------

Бояшова Елена Петровна


Фото
Город: Санкт-Петербург
Организация: Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

О формировании культуры подачи графических материалов студентами-дизайнерами по специальности 070601 «Промышленный дизайн», Бояшова Елена Петровна
(4 апреля 2011 г. 9:59)

То есть было (сколько?) и стало в семь раз меньше?  У нас рисунка в неделю 6 или 8 часов в неделю (сейчас, у специалистов)

Универсальный подъёмник , Группа Д-05
(31 марта 2011 г. 21:02)

Здравствуйте, уважаемые авторы! С большим  интересом пересмотрела все ваши представленные проекты. Интересные темы. Макеты объектов выполнены своими силами, в ваших мастерских?

С уважением, Е.П. Бояшова

Интерфейс стоматологического комплекса, Ларкин Михаил Юрьевич
(31 марта 2011 г. 20:39)

Здравствуйте, Михаил Юрьевич! Приятно видеть ручную графику в Вашем проекте. Скажите, пожалуйста, с рисунками людей авторы справились самостоятельно или скачивали  с интернета?

С уважением, Е.П. Бояшова

Элементы технического дизайна в курсе компьютерной графики, Хейфец Александр Львович
(23 марта 2011 г. 14:44)

Здравствуйте, уважаемая Людмила Анатольевна!

Благодарю за Ваш отклик на мои замечания по поводу ошибок в изображении. Если бы дело заключалось только в том, чтобы сделать тут потемнее, там посветлее, здесь убрать, тут подправить и дизайн случился, и все вокруг счастливы. Скорее всего, нужно говорить о дизайне как об образе мышления человека, его создающего. Промышленный дизайн как специфическая деятельность находится  на стыке технической и гуманитарной областей, то есть продукт дизайна должен обладать такими качествами как надежность, безопасность (техническая составляющая), удобство использования (эргономика), высокая конкурентоспособность (эстетическая составляющая), и все вместе предполагает взаимодействие предмета с человеком. Ни одна из этих областей не должна преобладать над другой. В нашем университете специальность «Дизайн» открыта достаточно давно, но проблемы есть до сих пор. Занимаясь со студентами на начальном этапе, проходим обязательно вручную (карандаш, лист бумаги) азы изобразительной грамоты (перспектива, тон, цветоведение, стилистика, принципы формообразования),  исследуем адаптацию трехмерного объекта к двумерной плоскости листа графическими средствами (рисунок графика, живопись, компьютерная графика). Мы передаем уже готовый, податливый материал (если так можно выразиться про студентов), способный к восприятию и преобразованию в руки дизайнеров. И только после этого начинается непосредственно проектирование, создание новой вещи. На представленных выше изображениях, я не вижу ни человека, ни как это устройство работает, какое место занимает это изделие в конструкции машины, не понятно, как ею пользоваться. О субъективности  в данном случае можно говорить ЧТО изображено (какую мысль хотел донести до нас автор), а не КАК изображено, здесь у нас строгие правила.  До тех пор, пока мы будем относиться к рисованию как к развлечению, а не как к важному аспекту развития личности человека, с места не сдвинемся, и будем воспитываться на объектах дизайна из «Китая» или покупать все красивое «там». Я с радостью поделюсь опытом преподавания, готова к сотрудничеству, встречам, общению, замечаниям. В своих комментариях к докладу Солодухина Е.А. Вы упоминаете динамические пространственные представления, о научной школе в этой области. Меня  очень волнуют проблемы развития пространственного мышления  у студентов-дизайнеров. Мне интересны Ваши мнение и опыт в разрешении данного вопроса.

С уважением, Е.П. Бояшова

Элементы технического дизайна в курсе компьютерной графики, Хейфец Александр Львович
(17 марта 2011 г. 20:55)

Уважаемый Александр Львович!

Вы говорите о том, что Ваш проект создавался студентами специальностей «Динамика и прочность машин» и «Строительная механика». Несколько соображений по этому поводу.

      Прежде всего, позвольте Вас спросить, зачем это нужно данному контингенту обучаемых? Зачем студентам технических специальностей иллюзия того, что они якобы владеют изобразительной грамотой? Внимательно прочитала ГОСы, не обнаружила никаких указаний на необходимость формирования данных компетенций. Конечно, можно говорить о расширении рамок стандарта, но не думаю, что есть вузы, столь богатые аудиторной нагрузкой, чтобы позволить себе жертвовать насущным с целью приобрести избыточное.

Предположим, однако, что Вы говорите о факультативах. Даже в этом случае возникает ряд возражений. Если уж давать представление о некоторых отраслях человеческой деятельности, то давать его нужно грамотно. В этом плане студенты технических специальностей не нуждаются ни в каком снисхождении. Раз они решили, что им это нужно, пусть учатся выполнять работу без ошибок. Странно было бы предположить, что человек, факультативно изучающий иностранный язык, будет учиться говорить в духе «моя твоя ходить гулять».

      Цель Вашего педагогического эксперимента Вы формулируете как «знакомство с материалами, светом и тенью в пакете AutoCAD», но именно тени и применены неграмотно! Так что цель, увы, реализована с большими ошибками.

      Вашу статью я оцениваю в данном случае отнюдь не как «воспылавший негодованием художник». Принципы изображения придуманы не мною, и они должны быть  в каждом изображении на плоскости; существуют объективные законы восприятия, они одинаковы для художника, конструктора, технолога – для любого зрителя.

 

Теперь отвечаю на Ваши высказывания по пунктам.

  1. Вопрос не в художественном методе (в частности, соцреализме), а в грубых ошибках, которые Вы допускаете. В рекламе (во всяком случае, в приличной рекламе) таких ошибок нет и быть не может.
  2. Не смею подвергать сомнению квалификацию профессионалов-дизайнеров, проверявших работы Ваших студентов. Могу предположить, что они были чересчур снисходительны, как мы все можем быть снисходительными к рисунку двухлетнего ребенка, впервые взявшего в руки карандаш.
  3. Вопрос о тенях, как я уже писала, важнейший, ведь тени – это цель Вашего задания. Компьютер – это всего лишь инструмент в руках, своего рода большой карандаш. Произвольно расположенные тени на объекте окончательно путают зрителя. Если столь странно расположенные тени – результат работы программы, то это еще одно доказательство того, что компьютерная программа AutoCAD не предназначена для «фотореалистичной визуализации объекта». Кстати, ни один уважающий себя дизайнер заниматься визуализацией в этой программе не будет; для этого есть хотя бы программы Alias и 3DsMax  той же фирмы, а также много аналогов других производителей.
  4. О фотореалистичности. Вы говорите о дизайне, поэтому следовало бы ожидать, что и терминологию Вы будете использовать так, как принято у дизайнеров. В противном случае имело бы смысл по-другому озаглавить статью и по-другому формулировать  цели и задачи Вашего «смелого» педагогического эксперимента. Вообще-то у дизайнеров «фотореализмом» принято ругаться, а Вы поставили своей целью его добиться. Совершенно непонятно, является ли «художественная» раскраска той информацией, которая способствует восприятию конструкции? Для чего конструктору отвлекающий от основной задачи цвет?
  5. Условный игровой сказочный сюжет (как, впрочем, и любой другой) требует профессиональной реализации. Повторю свой вопрос: для чего технарям это? Они, как следует из приведенных Вами примеров,  не владеют даже азами изобразительной грамоты, но будут думать, что полноценно развили навыки художественно-графической коммуникации. И при этом делать грубые ошибки в изображении. В том числе, возможно, и в своей профессиональной деятельности, что совсем грустно. И уж совсем грустно будет, если такой выпускник, занявший командный пост и не понимающий сложности проблемы, будет требовать от компетентных подчиненных молниеносного решения сложных графических задач, мотивируя это тем, что он сам это может легко сделать за несколько часов!  
  6. Уверяю Вас, что «фотореалистичная передача формы машиностроительных деталей и узлов в элементе [каком, кстати? – Е.Б.]» – это отнюдь не технический дизайн. Дизайном обычно называют творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое, а технологии – форму вещи. В Вашем случае нет ни творческого процесса как такового, ни создания новой вещи, ни эстетической составляющей.
  7. Я серьезно отношусь не только к конкретной студенческой работе, а вообще ко всему, что связано с дизайном. К сожалению, тот предметный мир, который мы чаще всего видим сегодня вокруг себя, - результат превратно понятого «дизайна».

 

И еще. Тема конференции, в которой мы все участвуем, связана с культурой графической подготовки, в том числе и культурой графической подачи, если говорить о дизайне. Если в материалах нашей конференции размещаются материалы с заведомо допускаемыми ошибками и эти ошибки трактуются как нормальное явление, то статус конференции снижается. Вследствие этого можно ожидать существенное снижение интереса специалистов-профессионалов в конкретных предметных областях к публикуемым материалам.

 

С уважением

Е.П.Бояшова.

Элементы технического дизайна в курсе компьютерной графики, Хейфец Александр Львович
(15 марта 2011 г. 16:30)

Здравствуйте, уважаемый Александр Львович!

 

У меня как у художника есть несколько замечаний к представленным Вами изображениям.

1. Нарушены принципы построения изображений трехмерного объекта на двумерной плоскости листа, отчего картинка воспринимается двояко. Двойственное представление изображения негативно отражается на восприятии и понимании структуры объекта.

2. Падающие и собственные тени на объекте размещены случайно, не соответствуют форме, отчего вогнутые поверхности воспринимаются как выпуклые.

3. В представленных эскизах неясно, что главнее для зрителя – объект или чертеж под ним. Чертеж в данном случае воспринимается, как декоративный элемент.

4. Определение «фотореалистично» неприменимо к данным изображениям. Ими нельзя без определенных потерь заменить фотографии.

5. В архитектурных проектах присутствуют стеклянное море, плоское небо, нереальный берег. Отсутствует «глубина» изображения, деление на первый и дальний планы, не ясен масштаб представляемых объектов.

6. Современный уровень компьютерных технологий предполагает более высокое качество подачи графического материала.

 

И последний вопрос: где конкретно здесь технический дизайн?

 

С уважением,

Е.П.Бояшова

О проблемах преподавания начертательной геометрии и инженерной графики, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(9 марта 2011 г. 12:17)

Спасибо за приглашение, Дмитрий Евгеньевич! Обязательно приду, с уважением,Бояшова Е.П.

О проблемах преподавания начертательной геометрии и инженерной графики, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(26 февраля 2011 г. 13:23)

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Прочитав Вашу статью, нашла много общего со своими мыслями. В течение нескольких лет наблюдаю, как развивается пространственное мышление у моих студентов-дизайнеров. Это очень большая проблема, которая меня волнует и которую приходится решать ежедневно. По своему опыту знаю, что большинство студентов, поступающих на нашу специальность, не готовы мыслить пространственно, что мешает им решать учебно-профессиональные задачи. Многие из них в соответствии с принципами  академического рисунка приучены видеть однопланово. Меня волнует системный подход к оценке этих проблем. Хотелось бы (если Вы не будете возражать) подробнее ознакомиться с методикой проводимого Вами тестирования  и поделиться мыслями по этому поводу.

С уважением Бояшова Е.П.

Начертательная геометрия. Есть ли у нее будущее в вузе?, Волошинов Денис Вячеславович
(22 февраля 2011 г. 16:56)

Уважаемые коллеги!

Хочу изложить свое видение проблемы. Я - художник, выпускница ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, то есть имею гуманитарное образование. Преподаю рисунок и живопись студентам-дизайнерам. Опыт моего преподавания показывает следующее: любой студент инженерной специальности, прошедший курс начертательной геометрии, относительно легко справится с задачей представления воображаемого объекта с любой стороны, что очень трудно сделать нашему брату-художнику, привыкшему рисовать с натуры. Нетрудно понять, насколько важно обладать этим умением промышленному дизайнеру. Изучение начертательной геометрии – один из простейших и эффективнейших путей решения этой задачи. Для студентов-дизайнеров – предмет важнейший! Для расширения своих творческих и педагогических возможностей сама посещаю лекции по начертательной геометрии и испытываю от этого не только интеллектуальное, но и эмоциональное удовольствие!