Личная страница

---------------
10 июня 2011 г.:: Сборник материалов КГП2011 готов
---------------
11 мая 2011 г.:: Предварительная информация о сборнике материалов конференции
---------------
5 апреля 2011 г.:: Закрытие конференции
---------------
31 марта 2011 г.:: ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
31 марта 2011 г.:: Дипломные работы
---------------
23 марта 2011 г.:: Обсуждение Проекта решения конференции
---------------
20 марта 2011 г.:: Завершающий этап конференции
---------------
19 марта 2011 г.:: Памяти Тунакова Алексея Павловича
---------------
6 марта 2011 г.:: С ПРАЗДНИКОМ
---------------
4 марта 2011 г.:: Обновление сайта конференции
---------------
1 марта 2011 г.:: Повторно о круглом столе
---------------
24 февраля 2011 г.:: КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ОБСУЖДЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ БАЗОВОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
---------------
21 февраля 2011 г.:: Немного статистики
---------------
3 февраля 2011 г.:: Как организовать диалог
---------------
1 февраля 2011 г.:: Начало работы конференции
---------------
31 января 2011 г.:: Публикация доклада
---------------
28 января 2011 г.:: Загрузка рисунков к докладу
---------------
25 января 2011 г.:: Разместите свои фотографии
---------------
20 января 2011 г.:: Открытие регистрации переносится на 22 января
---------------
18 января 2011 г.:: Требования к списку литературы
---------------
17 января 2011 г.:: Как загрузить доклад
---------------
16 января 2011 г.:: Регистрация участников конференции
---------------
13 января 2011 г.:: Первое информационное сообщение
---------------

Тунаков 

Национальный исследовательский университет
Казанский государственный
ордена Трудового Красного Знамени
и ордена Дружбы Народов
технический уни­верситет
им. А.Н.Туполева (КАИ)


ТУНАКОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ

11 марта 2011 года должно было исполниться 80 лет со дня рожде­ния и 50 лет научно-педагогической деятельности За­служенного деятеля науки и техники Российской Феде­рации и Республики Татарстан, член-корреспондента Академии Наук Республики Татарстан, доктора техниче­ских наук, заслуженного профессора КГТУ-КАИ ТУНАКОВА АЛЕКСЕЯ ПАВЛОВИЧА.

Тунаков Алексей Павлович родился и прожил всю жизнь в Казани. Закончил он Казанский авиационный институт с отличи­ем в 1954 году. С 1955 по 1958 год он обучался в аспирантуре у известного ученого профессора Г.С. Жирицкого, именем которого назван кратер на обратной стороне Луны. После ее окончания был оставлен на кафедре турбомашин для научной и педагогической работы.

В 1962 году, сразу же после защиты кандидатской диссерта­ции, им было создано новое научное направление "Системы авто­матизированного проектирования газотурбинных двигателей", элементы которого были уже в кандидатской диссертации. Упор­ные работы в этой области получили заслуженное признание. Раз­работанные программные комплексы начали применяться в про­мышленности, была создана проблемная лаборатория САПР ГТД и успешно защищена докторская диссертация в 1972 году.

Основной результат работы лаборатории - программный ком­плекс ГРАД, созданный под руководством и при непосред­ственном участии А.П. Тунакова. Им лично были написаны пер­вые варианты всех использованных алгоритмов. Комплекс начал широко применяться в промышленности с 1972 года, но до сих пор все известные в мире программные комплексы аналогичного назначения в чем-то уступают ему по своим возможностям.

Комплекс несколько раз полностью переделывался с появле­нием ЭВМ новых поколений. Он был дважды удостоен серебря­ной медали ВДНХ. Известно, что он был вывезен в Израиль и в настоящее время используется в Китае, во Франции, в Германии, в Канаде и в Южной Корее.

В бывшем Советском Союзе ГРАД в той или иной степени применялся практически во всех организациях, занимавшихся созданием или исследованием газотурбинных двигателей. В на­стоящее время нет ни одного современного отечественного газо­турбинного двигателя, предназначенного для авиации, при созда­нии которого не использовался бы для расчетов, хотя бы частич­но, программный комплекс ГРАД. Он использовался также при расчетах нескольких транспортных и стационарных газотурбин­ных установок. В 1992 году А.П. Тунаков был избран член-корреспондентом Академии Наук Республики Татарстан

После того как авиационная промышленность пришла в упа­док, фактически прекратилась разработка новых газотурбинных двигателей и финансирование этих работ, А.П. Тунаков вынужден был избрать новый вид исследовательской деятельности - эконо­мические науки. Он первым в 1995 году основал в институте но­вое учебное направление "Логистика", по которому им было опубликованы в соавторстве научные статьи, учебник и учебное пособие с грифами Минобрнауки. В его многочисленных статьях доказывается целесообразность строительства в Республике Та­тарстан «Логистического центра». Обсуждаются вопросы, связан­ные с его будущей эксплуатацией. По поручению Академии наук Республики Татарстан А.П. Тунаков дважды выполнял экспертизу документов, подготовленных для строительства этого центра.

А.П. Тунаков первым основал в институте новое учебное на­правление «Компьютерная графика» (1992) и выпустил для него несколько учебных пособий без соавторов. Он разработал новые курсы лекций по дисциплинам «Логистика» и «Компьютерная графика». Учеб­ное пособие «Как работать над диссертацией» выдержало три из­дания.

Всего А.П. Тунаковым издано около 400 научных и научно-методических работ, среди них 18 изобретений и 18 книг, включая переведенную и переизданную в Пекинском аэрокосмическом университете на китайском языке монографию «Методы опти­мизации при доводке и проектировании газотурбинных двига­телей». В 1991 году ему было присвоено почетное звание «Заслу­женный деятель науки и техники Республики Татарстан». В 1999 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

А.П. Тунаков являлся членом нескольких специализирован­ных советов. Он 87 раз выступал официальным оппонентом на защитах кандидатских и докторских диссертаций. Его учениками защищено 31 кандидатская и 4 докторских диссертации.

Научную работу А.П. Тунаков успешно сочетал с большой административной и общественной работой. В течение 23 лет (с 1975 по 1998 год) он заведовал кафедрами сначала «Автомобилей и автомобильных двигателей», а после ликвидации в КАИ авто­мобильного факультета кафедрой «Начертательной геометрии и машино­строительного черчения». В последнее время он работал профес­сором кафедры «Экономика и управление на предприятии».

В ночь 26 февраля, возвращаясь с конференции в Израиле, Алексей Павлович скончался в поезде. Это был удивительно красивый, спортивный (альпинист в молодости), разносторонний и увлекающийся человек. Будучи уже в возрасте освоил английский и на международных конференциях делал доклады сам. Нам, его ученикам, было очень интересно вместе с ним работать – мы занимались наукой в режиме реального времени применительно к разрабатываемым в стране изделиям. Результаты тут же находили практическое применение. Именно в практическом применении он видел основные цели всех прикладных областей наук, которыми он увлеченно занимался сам и вовлекал нас. То, что не работало на достижение цели в первую очередь, не отметал, нет. Прагматично оставлял на второй план, как некоторые задачи начертательной геометрии, к примеру. Все начинания по САПР авиационных двигателей и практическим приложениям компьютерной графики в авиа- и автостроении, так или иначе, проходили через нас. Все отечественные разработки по КГ и начальные версии Автокада применялись в учебном процессе на кафедрах «Автомобилей и автомобильных двигателей» и «Начертательной геометрии и машино­строительного черчения».

С уважением к этому интересному и замечательному человеку и ученому от всех его учеников и последователей

Рукавишников В.А.

Шацилло Л.А.