Назад

Система вариативного дидактического обеспечения как средство оптимизации учебного процесса

Афанасьева Ирина Борисовна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)
Иванова Наталия Сергеевна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)
Смирнова Ирина Сергеевна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)



     Гуманистическая направленность современной парадигмы образования обусловливает личностную ориентацию обучения. Результаты исследований в области педагогической психологии и педагогики доказали, что применение личностно-ориентированных технологий обучения приводит не только к овладению системой знаний, умений, навыков, но и к обогащению интеллектуального потенциала личности в процессе обучения.   

     Проблема индивидуализации обучения требует специального конструирования  учебного материала и способов его предъявления. Нами разработана система вариативного дидактического обеспечения – это спроектированная в соответствии с содержанием и методикой преподавания дисциплины, практически апробированная база заданий, адекватно соответствующая целям обучения.  На практических занятиях им используем задачи, являющиеся синтезом известных классификаций задач по Л.М.Фридману и Л.Н.Ланде. Также разработаны средства, с помощью которых осуществляется обучение их решению (алгоритмический, задачный подходы к обучению и соответствующие группе задач приемы) [1].
     Обогащение опыта студентов пространственными образами различных видов, а также развитие способности к конструированию, преобразованию пространственного образа является одной из важнейших задач и необходимой предпосылкой успешного обучения начертательной геометрии. Учет закономерностей развития пространственных представлений может качественно обогатить методику обучения и позволить более правильно и в короткие сроки решить  конкретные, практические задачи. В своей работе мы опирались на труды К.А.Вольхина, Н.Н.Зепновой, В.В.Степаковой, М.В.Лагуновой, Л.А.Найниш, В.И.Якунина и др., посвященные методическим аспектам обучения графическим дисциплинам.
     В обучении начертательной геометрии необходимо решить сложную проблему оптимального соотношения алгоритмического и эвристического подходов к обучению. Алгоритм как  средство управления умственной деятельностью учащихся является мощным дидактическим фактором (Л.Н.Ланда, Е.И.Машбиц, Н.Ф.Талызина). Как показал наш педагогический опыт, введение эвристических заданий целесообразно начинать примерно с пятой недели обучения, до этого - наиболее эффективны репродуктивно-алгоритмические и алгоритмические методы обучения.
     При обучении начертательной геометрии  студенты опираются на вспомогательные семиотические системы (эпюры, чертежи, схемы и  пр.), которые облегчают понимание и запоминание.  У студентов технических вузов в этом вопросе преимущество: они всегда могут получить и дать ответы невербально (графически). На рис.1 приведены в качестве примеров схема решения задачи (с выделением операций анализа и синтеза) и информационная схема, которые используются для визуализации учебного материала.
Знание собственных интеллектуальных особенностей является полезным инструментом для развития интеллектуальных сил личности, поэтому в учебный процесс мы включаем общие сведения об устройстве научных знаний, об особенностях разных методов познаний, об определенном проявлении интеллектуальной деятельности [2].
     Для наращивания интеллектуального потенциала мы предлагаем студентам различные мнемотехники, простейшие процедуры интеллектуальной самодиагностики. Например, для различных задач нами разработаны подсказки разного уровня и направленности; для увеличения объема запоминания вводим мнемоопоры («узелки на память»), для большей легкости запоминания геометрических понятий используем образы и т.д.
     Указанной цели могут способствовать  задания, которые знакомят учащихся с методами и основаниями математической, геометрической деятельности, правилами продуктивного мышления при решении проблем, а  именно:

     Групповая учебная деятельность в режиме диалога, обучающей дискуссии, совместного поиска решения поставленной проблемы,  а также коллективное обсуждение  стратегий  решения, введение заданий открытого типа  и т.п. (т.е. организация  вариативной, насыщенной образовательной среды),  несомненно, позволяет оптимизировать учебный процесс для каждого студента в субъект-субъектном взаимодействии [3].
     Мы считаем, что внедрение в практику обучения указанной системы заданий оптимально адаптирует учебный процесс к индивидуально-типологическим особенностям студентов и позволяет эффективно управлять учебно-познавательным процессом.

Список литературы

  1.  Афанасьева И.Б. Учет когнитивно-стилевых особенностей студентов в обучении/И.Б.Афанасьева //Известия РГПУ им.А.И.Герцена. 2009. № 105. С.60-65.
  2.  Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания./Ю.Г.Фокин; М: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2000. 424 с. (Серия «Педагогика в техническом университете»).
  3.  Хуторской А.В. Современная дидактика./А.В.Хуторской;  СПб.: Питер. 2001. 544 с.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

а) Схема решения задачи                                                            б) Информационная схема




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(10 февраля 2011 г. 7:44)

Здравствуйте Ирина Борисовна, Наталия Сергеевна  и Ирина Сергеевна.

Учет индивидуальных особенностей студентов в процессе обучения, несомненно, создает комфортные условия для развития личности, и способствуют повышению эффективности учебной деятельности.

Какие индивидуальные особенности студента, учитываются Вами для разработки системы заданий?

Согласен с Вами, что эвристические задачи – задачи в процессе решения, которых можно оценить уровень компетентности студента в изучаемом вопросе. Я сталкиваюсь с проблемой на этапе репродуктивно-алгоритмических задач (рассчитанных на то, что повторение последовательности предложенных действий на решении подобной задачи, приведет к правильному результату), незначительное отличие исходных данных становится непреодолимым препятствием для некоторых студентов. Поэтому решение алгоритмических задач это предел для основного контингента студентов. Эвристические и не стандартные задачи рассматриваются только в пределах кружковой работы со студентами, проявившими желание  участия в олимпиадной деятельности.

Буду очень признателен, если Вы приведете пример эвристического задания, решаемого студентами.

Вы не рассматриваете П3 как стандартную профильную плоскость проекций?

С уважением Вольхин К.А. 

Афанасьева Ирина Борисовна
(11 февраля 2011 г. 0:15)

Здравствуйте, уважаемый Константин Анатольевич!

Большое спасибо за внимание к нашему докладу. С удовольствием ответим на Ваши вопросы.

Система заданий разрабатывалась на конценции индивидуального ментального опыта (М.А.Холодная "Психология интеллекта") и когнитивных стилях обучаемых. Мы учитывали: способы кодирования информации на основе субъективно предпочитаемых модальностей ментального опыта (слово, знак, образ, действие), индивидуальные темпы переработки информации и типы реагирования, стратегии личности в учебной ситуации.

На темах Точка. Линия. Плоскость. Поверхности на практических занятиях мы в основном проецируем на две плоскости, правда, Рабочая тетрадь содержит задания и на три. Профильная плоскость отрабатывается на заданиях Тело с вырезом. Пересечение поверхностей.

В качестве эвристик мы предлагаем задачи такого типа: Построить общий перпендикуляр к двум скрещивающимся прямым общего положения (без использования способа преобразования плоскостей проекций) или Построить проекции пирамиды ABCD  с основанием ABC, при условии, что угол между АВС и ABD равен 60 и DA=DB=DC. На эпюре одна проекция АВС - проецирующая, другия - прямоугольный треугольник с прямым углом при вершине А, сторона АВ - линия уровня.

Константин Анатольевич, позвольте выразить глубокую признательность за Ваши научные разработки и лекции на сайте. Огромное спасибо и доброго Вам здоровья и успехов во всем.

От авторов с уважением Афанасьева И.Б.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(12 февраля 2011 г. 18:43)

Здравствуйте Ирина Борисовна.

Спасибо за внимание к моей деятельности и добрые пожелания.

С уважением Вольхин К.А.


Назад