Назад

Из истории олимпиад

Фото Шахова Алевтина Бруновна (Пермский государственный технический университет)



    До 1988г. олимпиады по графическим дисциплинам проводили в рамках ВУЗА и города. Как правило, это было два направления: Начертательная геометрия, где предлагалось решить две задачи повышенной сложности по дисциплине, и Инженерная графика, на которой тоже решалась задача по начертательной геометрии, но менее сложная; или задача по проекционному черчению, усложненная построением линий пересечения элементов детали методами  начертательной геометрии.

    В 1988г. в Перми была проведена вторая Всесоюзная олимпиада по дисциплинам графического цикла учащихся и студентов всех уровней обучения: т.е. школьников, учащихся ПТУ, техникумов и студентов технических ВУЗОВ. Данная олимпиада проводилась под эгидой Самарского центра, который занимался проблемами графической подготовки учащейся молодежи всех уровней. Безусловно, этот центр был образован стараниями энтузиастов и людей, искренне преданных конструкторскому делу и изобретательству.

    Это было начало большого олимпиадного движения, которое, продолжается, и по сей день. Олимпиады по данной схеме проводились несколько раз в  г. Рыбинске (РГАТА) и г. Саратове (СГТУ). Уровень организации олимпиад в г. Рыбинске  остается эталоном четкости и точности соблюдения регламента, проведения мероприятий такого уровня.

    Интересным и характерным для того времени был весь спектр проводимых конкурсов. Все категории учащихся участвовали в личных состязаниях, и помимо этого обязательным был конкурс капитанов и конкурс идей. На конкурсе идей предлагалось решить  конструкторскую задачу силами команды, состоящей из школьника, учащегося ПТУ, техникума, студента и капитана, работающей как конструкторское бюро. В течение 4х часов необходимо было дать техническое предложение с детальной проработкой конструкции предложенной идеи на заданную тему, при условии ее реальной работоспособности. При оценке данного конкурса силами профессионалов учитывалась проработка конструкции,  эстетическая, рекламная и коммерческая  сторона вопроса.

    Для подготовки работоспособной команды на уровне городских олимпиад определялись победители, из которых формировалась команда с учетом психологической совместимости участников. Завершающим этапом олимпиад 80-х была олимпиада международного уровня в г. Ташкенте в 1994г.

    После чего наступили времена неопределенности в стране и на некоторое время, в олимпиадах по дисциплинам графического цикла наступил перерыв.

    Однако все развивается и в нашу жизнь пришел век новых информационных технологий, и, конечно, же внедрение использования графических пакетов, позволяющих автоматизировать процесс разработки и изготовления любого продукта. Изменились и формы проведения олимпиад по дисциплинам графического цикла.

    Большой вклад в активизацию учебного цикла с использованием новейших компьютерных технологий внес Нижегородский государственный технический университет. На протяжении 15 лет данный ВУЗ проводил олимпиады по графическому и дизайнерскому направлениям с использование новейших версий международных графических пакетов фирмы «Autodesk». Эту эстафету с успехом перенял Новосибирский государственный технический университет.

    Наряду с этим не забыта и начертательная геометрия, первоначально Брянский государственный технический университет под патронажем МИТХТ а затем и сам МИТХТ успешно проводят олимпиады Всероссийского уровня по дисциплинам графического цикла: Начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике.

Характерным для данных олимпиад является сочетание знаний  фундаментальных основ  начертательной геометрии с использованием новых технологий  проектирования т.е 3Dмоделирование.

    В последнее время все чаще приходится слышать о том, что начертательная геометрия является умирающей наукой. Возможно, что действительно с появлением возможности создавать чертеж с помощью 3D технологии, иногда нет необходимости знать методы решения задач  начертательной геометрии, но есть моменты, когда все же теоретические основы НГ очень необходимы. Помимо этого существует еще работа ума, это как игра в шахматы, так  и задачи по начертательной геометрии тому подтверждение. От студентов очень часто приходится слышать, что они полюбили начертательную геометрию только после того, как стали ее понимать. Это подтверждают олимпиады,  с каким интересом студенты решают задачи  повышенной трудности, предлагая совсем неординарные решения, не совпадающие с решением авторов.    

    В связи с новыми реалиями  жизни,  возрождением высокотехнологичного модернизированного потенциала новых производств, возрастает роль компетентного инженера конструктора, который должен владеть всеми современными методами конструирования и создания документации, и, безусловно,  современная графическая подготовка студента в техническом ВУЗЕ должна соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Олимпиады же по направлениям дисциплин графического цикла позволяют активизировать процесс познания данных дисциплин.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Хейфец Александр Львович
(4 февраля 2011 г. 23:01)

Здравствуйте, Алевтина Бруновна. Рад Вас здесь встретить и пообщаться. Несколько реплик по Вашему докладу:

1. Приведите, пожалуйста, примеры "тех моментов, когда теоретические основы начертательной геометрии очень необходимы". Я таких не знаю. Наоборот, уверен, что если возникла потребность потеоретизировать, то начертательная геометрия только во вред тем, ко владеет новыми методами исследования и геометрического моделирования. Она мало что даст в сравнении с новыми возможностями 3D-компьютерного геометрического моделирования и только отвлечет от поставленной задачи.

Хотя по прежнему считаю, что знание основ НГ необходимо ибо "поскольку экран компьютера - это плоскость, начертательная геометрия вечна".

2. Согласен, с Вашим сравнением, что начертательная геометрия как игра в шахматы. Но нам не до игр, а поэтому нужно всерьез задуматься о новых направлениях в нашей работе, а не заниматься играми.

3. Студенты часто говорят не то, что думают, а то, что приятно услышать преподавателю. Вот они и говорят тем преподавателям, кто не умеет включать компьютер, что они полюбили начертательную геометрию. (Конечно, это я не о Вас - мы ведь с Вами компьютерщики, а скорее о части преподавателей нашей кафедры).

4. Абсолютно согласен, что "современная графическая подготовка студента в техническом ВУЗЕ должна соответствовать требованиям сегодняшнего дня". Жаль, что каждый это понимает по своему, с учетом своих возможностей и интересов, а не объективно. Не исключаю, что и я субъективен, но все-таки, думаю, что объективно воспринимаю реалии сегодняшнего дня, говоря, что пора переходить от начертательной геометрии к современным методам обучения.

С искренним уважением. А.Л. Хейфец

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(6 февраля 2011 г. 23:27)

Здравствуйте Алевтина Бруновна.

В октябре 2010 года в Самаре состоялась Всероссийская студенческая олимпиада «Компьютерные технологии в машиностроении» (3-й тур).

По нашей специальности на этой олимпиаде была номинация «Компьютерная графика Компас 3D»

На мой взгляд, эта олимпиада не просто заполнила вакуум в условиях двухлетней паузы Нижегородской олимпиады, но показала участникам много примеров практического выхода геометрического моделирования в машиностроении. Считаю, что привязка олимпиады по геометрическому моделированию к потребителю этих знаний очень полезна. Эта олимпиада проводится, по крайней мере, с 2007 года.

Информацию об этой олимпиаде 2007 года я нашел по ссылке:

http://elementy.ru/events/427079?page_design=print

На олимпиаде 2010 года были те же номинации.

С уважением Алексей Алексеевич Головнин

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(9 февраля 2011 г. 21:28)

Здравствуйте Александр Львович! очень рада вас сЛышать и слушать, у нас с Вами вечный спор и полемика по вопросу НГ и КГ, конечно, я за новые формы обучения  спомощью техники, чем мы на кафедре и занимаемся, но вы ведь сами утверждаете, что самые фундаментальные знания по начертательной геометрии все равно неоходимы. Безусловно студент элементарно выполнит модель конуса, и задав нужную плоскость получит нужное сечение, но он ведь должен для этого знать какие бывают у конуса сечения и т.д...., это я про олимпиады в МИТХТ, где ежегодно на конкурсе по компьютерному моделированию это используется.

 С уважением Шахова А.Б.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(9 февраля 2011 г. 21:34)

Здравствуйте Алексей Алексеевич, В Самаре мы однажды были и эта информация нам известна., но данные олимпиады в большей степени касаются выпускающих кафедр.,поэтому мы в них не учавствуем.  Очень хорошо что вы помните про Олимпиадное движение, приезжайте В Новосибирск, мы все теперь традиционно встречаемся там.

 С уважением Шахова А.Б.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(11 февраля 2011 г. 6:14)

Здравствуйте Алевтина Бруновна.

Олимпиадное движение это очень хорошо. Комментариев к статье у меня нет, кроме того, что поддерживаю проведение любых олимпиад, чем их будет больше, тем лучше. Я решил воспользоваться трибуной этого собрания, чтобы поприветствовать Вас. До встречи в Новосибирске.

С уважением Вольхин К.А.

Фото
Хейфец Александр Львович
(11 февраля 2011 г. 22:54)

Здравствуйте, коллеги. Что слышно о Новосибирске в этом году. Будет ли, если будет, то что, и когда? Есть ли у Вас приглашение?

А.Л. Хейфец

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(15 февраля 2011 г. 21:00)

Здравствуйте Александр Львович. Пришло сообщение из Новосибирска о конференции, 20-22 апреля, видимо и олимпиада тоже в Это время.

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Максименко Любовь Александровна
(22 февраля 2011 г. 21:43)

                                                Уважаемые коллеги!   

        Приглашаем Вас принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности», которая состоится 20-21 апреля  2011 года в Государственном образовательном учреждении Новосибирский государственный технический университет.

Для связи: maksimenko_la@mail.ru


Назад