Назад

Разработка методического обеспечения для студентов-дизайнеров

Фото Князева Елена Валерьевна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)



     Современная система образования находится на пути серьезного реформирования, связанного с переходом на новые формы обучения и глобальной информатизации общества. По прогнозам ученых в ближайшее время около 80% информации будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая такую мировую тенденцию графической информатизации общества, необходима организация новых педагогических подходов и методического обеспечения для преподавания дисциплин графического цикла.

      Методическое обеспечение – система учебно-программной документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для качественной реализации образовательной программы [1].

Анализируя методическое обеспечение, которое используется в учебном процессе в настоящее время в различных вузах, было выявлено следующее:

  1. наибольшая часть учебников, учебно-методических пособий, плакатов и др. по курсу начертательной геометрии ориентирована на подготовку специалистов машиностроительных и архитектурно-строительных специальностей;
  2. методическое обеспечение по курсам «Пропедевтика в дизайне», «Цветоведение и колористика» практически отсутствует.

       Сегодня же существенно повысилось значение преподавания графических дисциплин для художественно-графических специальностей (дизайнеров, реставраторов, художников и др.). Это связано с развитием новых художественно-графических направлений, имеющих большое практическое значение.

       Автор статьи приводит перечень разработанного и апробированного в учебном процессе методического обеспечения для студентов-дизайнеров по следующим графическим дисциплинам «Начертательная геометрия и технический рисунок», «Пропедевтика в дизайне» и «Цветоведение и колористика».  

   Методическое обеспечение курса  «Начертательная геометрия и технический рисунок» содержит:

Конспект лекций,  состоящий из 14 лекций, содержащих следующие темы:

  1. Операция проецирования. Моделирование точки и прямой на эпюре Монжа.
  2. Моделирование плоскости на эпюре Монжа.
  3. Геометрические построения. Аксонометрические проекции.
  4. Моделирование геометрических тел на эпюре Монжа. Линейчатые поверхности.
  5. Моделирование геометрических тел на эпюре Монжа. Поверхности вращения
  6. Сечение тел плоскостью. Построение разверток (конус, цилиндр).
  7. Сечение тел плоскостью. Построение разверток (призма, пирамида).
  8. Взаимное пересечение геометрических поверхностей. Пересечение многогранников. Пересечение многогранника с поверхностью вращения.
  9. Взаимное пересечение геометрических поверхностей. Пересечение поверхностей вращения.
  10. Тени
  11. Перспектива
  12. Технический рисунок
  13. Модели многогранников. Тела Платона и Архимеда. 
  14. Примеры практического применения начертательной геометрии в различных видах дизайна.

   Практические задания

         Принимая во внимание современное состояние геометро-графической подготовки студентов 1 курса  лекционный материал, сформирован таким образом, что на первых лекциях даются основные понятия и определения из курса начертательной геометрии. И по мере углубления теоретической подготовки и появления новых дополнительных навыков, практические задания усложняются. Таким образом, практические задания  представлены в виде комплекса уровневых заданий в последовательности от «простого к сложному». Они ориентированны на индивидуальные особенности студентов (скорость переработки информации, темпы восприятия и обучения, склад мышления, творческие способности и т.п.), а также на различные уровни начальной графической подготовки. Студенты с минимальной графической подготовкой на начальном этапе выполняют простые задания. Студенты с базовой графической  подготовкой  выполняются  более сложные  графические задания с дополнительными условиями. Количество заданий при этом зависит от индивидуальной подготовки студентов.

  Задания с элементами творческого подхода

       С целью активизации мышления вводились задания с элементами творческого подхода, требующие анализа, сравнения, обобщения, использующие межпредметную связь курса «Начертательная геометрия и технический рисунок» с художественно-графическими дисциплинами. Выполнение творческих заданий [2,4] развивает интеллект, пространственное мышление, приобретаются навыки макетирования, что способствует переходу на новый, более высокий уровень геометро-графической и художественно-графической подготовки.

  Самостоятельные работы представлены набором из 15 вариантов (10 задач в каждом) с рекомендациями по их выполнению и оформлению.

 Наглядные средства обучения - иллюстративно-раздаточный материал и объемные геометрические модели (рис.1).

       Оценка качества графических работ:

      Графические работы оценивались двумя отметками, дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления работы. В конце семестра  каждый студент создавал свой портфолио [3].

Основные функции портфолио:

       Подобная форма контроля в учебном процессе,  позволяет объективно оценить не только знания по каждой теме, но также их умение графически грамотно представить изученный материал.

     Методическое обеспечение художественно-графических дисциплин выразилось в следующим:

     Альбома заданий «Пропедевтика в дизайне» - электронный вариант.

       Многогранность курса первоначального обучения студентов «Пропедевтика в дизайне», необходимость развить знания по многим разнообразным направлениям      композиции предполагает хорошую подготовительную учебно-иллюстративную базу. В рамках этой задачи был собран и проанализирован обширный объем материала (работы студентов-дизайнеров 1 курса кафедры «Прикладная геометрия и дизайн» СПбГПУ с 2005-2010г.).  На основе подобранного материала разработан альбом заданий с примерами выполнения по различным темам курса: «Плоскостная композиция», «Графика», «Ритм», «Рельеф», «Визуальная трансформация и иллюзорные композиции», «Цвет в композиции», «Включение графики в объемную композицию» и др. (рис.2).

    Набор учебно-демонстрационных плакатов

       Под руководством преподавателя студентами-дизайнерами скомпонованы и оформлены 15 плакатов по различным темам курса «Пропедевтика в дизайне». Каждый плакат – студенческая работа (рис.3), участвующая на выставке или в смотре-конкурсе, прошедшими на кафедре ПГиД и вошедшая в методический фонд кафедры [2].В результате студенты-дизайнеры "погружаются" в профессиональную или смоделированную профессиональную деятельность уже на 1 курсе. 

    Конспект лекций по курсу «Цветоведение и колористика» состоит из 8 лекций и включает в себя следующие темы:

  1. Краткий исторический обзор учения о цвете
  2. Физические основы учения о цвете
  3. Зрение и его особенности
  4. Типы цветовых гармоний
  5. Цветовые модели
  6. Физиология восприятия цвета и его психологическое воздействие
  7. Применение цвета в графическом дизайне
  8. Применение цвета в средовом дизайне

   Тематика 7 и 8 лекций может меняться в зависимости направления дизайна. 

      Каждая лекция сопровождается мультимедиа-презентацией с большим набором иллюстрационного материала, что способствует увеличению  визуальной составляющей процесса обучения и повышает его эффективность.

     Практические задания

         Лекционно-теоретический материал подкреплен рядом практических заданий. Практические задания выполняются как традиционными художественно-графическими средствами: акварельные краски, гуашь, акварельные карандаши, восковые мелки с использованием различных сортов бумаги (ватман, акварельная бумага и др.) так и с помощью графической программы CorelDraw.  

       Данный подход в обучении дает возможность студенту наглядно видеть различия в выполнении заданий и их зрительном восприятие при выполнении традиционным способом с помощью краски и кисти, так и с помощью компьютерных программ.

       Перечень практических заданий по художественно-графическим дисциплинам может меняться в зависимости от индивидуальных способностей студентов, начального уровня подготовки и направления  дизайна.

        В ходе разработки методического обеспечения учитывались межпредметные связи, что позволило повысить эффективность усвоения геометро-графических и художественно-графических дисциплин.  Например, в творческих заданиях по курсу «Начертательная геометрия и технический рисунок» использовались знания, полученные при изучении курса «Цветоведение и колористика», а при выполнении заданий по созданию объемных и глубинно-пространственных композиций по пропедевтике использовать знания из курса начертательной геометрии.     

        Разработанное методическое обеспечение было апробировано и внедрено в практику учебного процесса на кафедре «Прикладная геометрия и дизайн» СПбГПУ, отдельные  методические разработки на кафедре «Дизайн» Невского института управления и дизайна. Методическое обеспечение использовалось в учебном процессе для очной и очно-заочной форм обучения.

В заключении хочу отметить:

Список литературы

  1. Гомоюнов К.К. Теория и практика высшего профессионального образования / К.К. Гомоюнов, В.Н. Козлов, В.И. Никифоров, А.И.Сурыгин. — СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2008. — 140с.
  2. Князева Е.В. Организация самостоятельной работы у студентов-дизайнеров в техническом университете.//Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: материалы IX Международной научно-практической конференции – СПб: СПбГПУ, 2009. – С. 59–61.
  3. Князева Е.В. Проектная деятельность преподавателя в процессе изучения инженерно-графических дисциплин. // Психология, коммерция, дизайн: актуальные проблемы подготовки специалистов: Сборник научных трудов №1. – СПб: НИУД, 2008. – С. 32–35.
  4. Лагунова М.В. Бригадная форма взаимодействия как условие творческого саморазвития студентов / М. В. Лагунова, М. Н. Рыскулова // Высшее образование сегодня = Higher education today : Реформы. Нововведения. Опыт.— М., 2010 .— №2 .— С. 83-86

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

 

Макеты геометрических тел с применением различных техник: покраска, аппликация из цветной бумаги, напыление с помощью аэрографа и коллаж.



Рис. 2
Рис. 2

а) Иллюзорные композиции и визуальная трансформация

б) Цветовая графическая композиция 




Рис. 3
Рис. 3

Плакат на тему "Ритм в объемной композиции". 




Вопросы и комментарии к докладу:



Назад