Назад

Особенности методологии преподавания дисциплины "Цветоведение и колористика" для студентов-дизайнеров

Фото Никитина Татьяна Александровна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)



Дисциплина «Цветоведение и колористика» предназначена для студентов, специализирующихся в области дизайнерской деятельности. Она относится к циклу общеобразовательных дисциплин. Целью дисциплины является изучение одного из самых субъективных средств композиции — цвета, психологии его восприятия и механизма воздействия на цветовые рецепторы глаза. Знания, полученные при изучении курса, являются основой для таких дисциплин как «Живопись», «Рисунок», а также для курсового и дипломного проектирования. Традиционно в дисциплине «Цветоведение и колористика» рассматриваются вопросы возникновения, систематизации и современного состояния науки о цвете, смешение цветов, физиология восприятия цвета и его психологическое воздействие, приемы цветовой гармонизации.

Как правило, вопросы применения этих знаний при дальнейшем обучении и в дизайнерской практике в рамках данного курса затрагиваются недостаточно. В то же время трудно переоценить значимость подготовленности в вопросах колористики не только будущих специалистов в области промышленного дизайна, но и умение студентов использовать знание основ цветоведения при выполнении курсовых и дипломных проектов.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) разработан авторский учебный курс «Цветоведение и колористика», предназначенный для подготовки промышленных дизайнеров. В нем сделана попытка наряду со сведениями по теории цвета познакомить студентов с различными аспектами практического приложения колористики — выбор цветовых решений промышленных изделий различного назначения. В изданных по этой дисциплине учебных пособиях [2, 3] обобщен опыт многих ведущих машиностроительных фирм, показаны тенденции развития цветового оформления оборудования, а также цехов и участков предприятий с хорошо известным фирменным стилем. Значительное место в пособиях уделено также колористике проектной графике: от опыта использования цветовых решений различного рода схем до обсуждения предлагаемых цветовых вариантов разрабатываемого изделия и колористического решения подачи курсового (дипломного) проекта в целом. На конкретных многочисленных примерах в учебных пособиях рассматривается сложная многокритериальная проблема выбора цветового исполнения различного оборудования.

Показано, как от удачного выбора цветового решения во многом зависят психологический комфорт сотрудников, травматизм на предприятии или успех продвижения товара на рынке.  Одной из важных задач пособий является  формирование «чувства цвета», стиля и определенной культуры мышления в выборе цветовых решений. Классические учебники по цвету и монографии, изданные ранее, во многом не отвечают задачам подготовки промышленных дизайнеров. В современной литературе освещены, главным образом, вопросы применения цвета в изобразительном искусстве, интерьере, графическом или ландшафтном дизайне.

«Цветоведение и колористика» — одна из дисциплин, основные теоретические и прикладные положения которой сразу используются студентами при выполнении дизайнерских курсовых и дипломных проектов. Недостатки преподавания и неполное усвоение материала студентами этого курса видны сразу.

Как альтернатива существующим подходам предлагаются авторские структура курса и соответствующая методика обучения, прошедшая многолетнее опробование при подготовке промышленных дизайнеров в СПбГПУ.

Структуру дисциплины составляют теоретическая и практическая части. Обучение проходит с обязательным использованием персональных компьютеров. Этим обеспечивается возможность быстрого просмотра большого  количества иллюстраций и справочных материалов, перебора вариантов цветовых решений.

Каждая лекция сопровождается компьютерной презентацией с большим количеством наглядных примеров и поясняющего текста. В пособиях в конце каждого раздела помещены вопросы для самоконтроля облегчающие усвоение материала, в систематизированном виде представлено большое число иллюстраций по всем разделам дисциплины, в том числе выполненных студентами специальности «Дизайн» в рамках курсов «Цветоведение и колористика» и «Проектирование».

Для материально-технического обеспечения курса  разработаны:

- стенд для наблюдения цветных теней;

- стенд для демонстрации аддитивного смешения цветов;

- стенд для демонстрации контрастов и смешения цветов.

Кроме изучения теоретического материала, предполагается выполнение студентами ряда практических работ, направленных на освоение знаний по всем разделам дисциплины. Наряду с традиционными заданиями по выполнению колористических композиций и растяжек важное место в методике обучения принадлежит тренингу по выбору цвета  изделий промышленного дизайна.

Предусматривается выполнение заданий как вручную с использованием красок и других необходимых материалов, так и методом цветового компьютерного моделирования.

Процесс формирования умений и навыков цветомоделирования складывается из ряда последовательно решаемых студентами практических задач:

  1. Изучить основные характеристики цвета и выполнить ахроматические композиции в разных светлотных диапазонах и монохроматические композиции с выкрасками цветовых рядов (рис. 1, а, б). Предложить варианты цветографических решений промышленных изделий в монохроматической и ахроматической гамме (рис. 1, в, г).  Показать, как определенное цветовое решение способствует объединению формы объекта, его простой вписываемости в интерьер.
  2. Выявить искажения цветового тона при различном освещении и построить композиции при утреннем, дневном, вечернем и ночном освещении (рис. 2, а).
  3. Изучить виды цветовых контрастов и построить композиции (рис. 2, б). Показать применение контрастов в цветовом решении объектов промышленного дизайна. Предложить варианты цветографических решений (рис. 2, в,г). Показать, как цветовыми контрастами достигается установление четкой видимости деталей объекта и органов управления ими или происходит объединение отдельных частей машины в единое целое, подчеркиваются контура или смягчается форма. 
  4. Изучить воздействия цвета на человека, связанные с образными ассоциациями и построить композиции, выражающие различные эмоциональные состояния.  Показать, как цветовое решение объекта  может оказывать определенное психологическое воздействие, приводить к возникновению ассоциаций, помогающих раскрыть сущность вещи. Предложить варианты цветографического решения изделия.
  5. Освоить принципы построения цветовой гармонии и выполнить цветовые композиции. Показать  практическое применение основ цветовой гармонии на примере цветографических решений промышленных объектов.

Проверка, оценка и закрепление знаний осуществляется на протяжении семестра по результатам выполнения студентами практических графических заданий. Для контроля усвоения теоретической части дисциплины предусмотрено электронное тестирование, как наиболее информативный при современной организации учебного процесса метод проверки знаний [1].

Программа для проверки остаточных знаний учащихся работает в форме диалога — автоматически в случайном порядке предъявляются заранее подготовленные преподавателем вопросы и фиксируются ответы на них (рис. 3, а, б). Время выполнения теста ограничено и задается преподавателем. По окончании тестирования программа автоматически формирует отчет с результатами тестирования, которые демонстрируется на экране (рис. 3, в). Аттестация студента происходит автоматически. Результаты тестирования записываются в файл в закодированном виде с целью исключения их фальсификации. Имя файла определяется фамилией, именем и отчеством учащегося. Преподаватель имеет возможность декодировать файл с результатами теста с целью их последующего просмотра, вывода на печать и архивации.

Наименование столбца «Дидактические единицы по ГОС» и его содержание в отчете может быть изменено при подготовке теста преподавателем на «Компетенции» в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения для контроля усвоения студентом соответствующих компетенций дисциплины.

Важным фактором для совершенствования методики обучения является регулярное участие преподавателя в просмотрах и защитах курсовых и дипломных проектов.

Список литературы

  1. Иванов Б.С. Принципы и технология тестирования студентов: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Н. Козлова. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. 80 с.
  2. Никитина Т. А. Цветоведение и колористика. Основы теории и систематизации цвета. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. – 88 с.
  3. Никитина Т. А. Цветоведение и колористика. Цвет в промышленном дизайне. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. – 144 с.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

а. Ахроматическая композиция

б. Монохроматические композиции

в. Варианты ахроматического решения соковыжималки

г. Варианты монохроматического решения фотоаппарата




Рис. 2
Рис. 2

а. Композиция при различном освещении (утро, день, вечер, ночь)

б. Цветовые контрасты

в. Варианты цветографического решения строительного фена (контрасты)

г. Варианты цветографического решения шуруповерта (контрасты)




Рис. 3
Рис. 3

а. Окно программы тестирования

б. Окно программы тестирования

в. Отчет с результатами тестирования




Вопросы и комментарии к докладу:


Афанасьева Ирина Борисовна
(12 февраля 2011 г. 0:19)

Здравствуйте, Татьяна Александровна!

С интересом ознакомилась с Вашим докладом. Не могли бы Вы поделиться опытом организации тренингов по выбору цвета изделий?

С уважением, Афанасьева И.Б.

Фото
Никитина Татьяна Александровна
(12 февраля 2011 г. 2:38)

Уважаемая Ирина Борисовна!

Спасибо за проявленный интерес к докладу.

Тренинги по цвету проводятся в форме диалога. В нем обсуждаются либо возможные варианты цветографического решения объекта, либо недостатки или достоинства уже готового выполненного студентом решения. При этом выслушиваются мнения других студентов группы, рассматриваются поверхности изделия, которые могут быть окрашены. В качестве инструмента используется компьютер (если варианты решения представлены студентом в компьютерной форме) или ручные инструменты краски, фломастеры. Обсуждаются примеры удачных и неудачных цветовых решений уже существующих промышленных объектов. Приводятся последние цветовые тенденции, применяемые в окраске промышленного оборудования.

 С уважением Никитина Т.А.

Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(18 февраля 2011 г. 10:30)

Уважаемая Татьяна Александровна!

Как я по первому образованию физик, а всю жизнь рисую, и учу этому, причём с 1987 - на компьютерах, ооочень бы интересно ознакомиться с этими разработками:

- стенд для наблюдения цветных теней;

- стенд для демонстрации аддитивного смешения цветов;

Конечно в допустимом обьёме. Есть кое что из идей. Мою физику и оптику ещё с 1980 ребята любили, и сейчас, в 45-47 помнят, недавно общались. Поэтому идей много, есть и опробованные. Если интересно - предлагаю продолжить общение в почте, дабы не утомлять кворум. И по комп. обработке и подбору есть идеи.

С ув. М.Ю.

Фото
Никитина Татьяна Александровна
(21 февраля 2011 г. 16:46)

Уважаемый Михаил Юрьевич!

Спасибо за внимание к моей работе.

С удовольствием обменяюсь с Вами своими идеями и наработками. Мой электронный адрес: nik_tatiana@mail.ru


Назад