Назад

Вопросы по терминологии в рекомендуемых Примерных основных образовательных программах

Фото Токарев Владимир Адольфович (Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А.Соловьева)



Примерные основные образовательные программы (ПрООП), разработанные на основе ФГОС, рекомендованы учебным заведениям для использования при разработке основных образовательных программ (ООП). Данная рекомендация была принята в Рыбинской государственной авиационной технологической академии  имени П. А. Соловьёва (РГАТА) для разработки ООП высшего профессионального образования (ВПО) подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Доработка ООП и других рабочих документов продолжается.

Как и при любом существенном изменении в нормативных документах, в процессе данной работы появилось множество вопросов. В настоящем докладе предлагается, в качестве примера,  рассмотреть частный вопрос о терминологии.

Перечень терминов по конкретной дисциплине (дидактических единиц), содержащихся в государственных образовательных стандартах (ГОС) второго поколения, в обязательном порядке должен был присутствовать в разрабатываемых программах вуза. В ФГОС ВПО (третьего поколения) в отличие от прошлых ГОСов формулируются компетенции, лишь неявно предполагая требуемый перечень терминов, соответствующих, в частности, специфике графических дисциплин. В ООП и в других рабочих документах набор конкретных терминов в содержании графической дисциплины в основном определяется внутри вуза, т. к. ПрООП имеет рекомендательный, а не обязательный характер.

Рассмотрим, в качестве примера, некоторые термины, рекомендованные в ряде ПрООП: «Рабочие чертежи деталей», «Выполнение эскизов деталей машин», «Современные стандарты компьютерной графики», «Базовая графика, пространственная графика».

Единообразие в терминологии удобно по многим причинам. В качестве примера для учебного процесса можно привести необходимость расшифровки студентами термина «Рабочий чертеж детали» при централизованном интернет тестировании. В соответствии с ЕСКД чертежи деталей разрабатываются на стадии  рабочей документации и на стадии технического проекта (по требованию). Документ носит название «Чертёж детали». Словосочетания «Рабочий чертеж детали», «Учебный чертёж детали», «Эскиз рабочего чертежа детали» встречаются в учебной литературе. Возможно, что у преподавателей графики существуют ещё какие-либо удобные для учебного процесса разновидности чертежей деталей. Всегда ли необходимо следовать требованиям ГОСТ по терминам в учебниках, учебных пособиях, ООП и т.д.? На этот вопрос автор данного доклада просит ответить в процессе возможного обсуждения в рамках данной конференции.

Термин «Эскиз детали» расшифровывается в учебной литературе. Проанализируем термин В. С. Левицкова из одного [1] из многочисленных изданий его известного учебника, имеющегося в свободном доступе в интернет. Указывается [1, с. 85]: «В курсе черчения для развития соответствующих навыков эскизы выполняют от руки без применения чертёжных инструментов, в глазомерном масштабе, сохраняя приблизительную пропорциональность между элементами детали и соблюдая все требования стандартов ЕСКД». В данном определении подчеркивается применимость данной работы для конкретного учебного процесса. Приведённому выше термину обычно ставится в соответствие терминология стандарта [2] об эскизных конструкторских документах. Выделим два обязательных условия в термине «Эскиз детали»: 1) выполнение от руки и 2) масштаб – глазомерный. В стандарте [2] первое обязательное условие отсутствует, а инструментом, в частности, может быть любое оборудование и программное обеспечение ЭВМ. Второе условие в [2] является допустимым: «Эскизные КД допускается выполнять без точного соблюдения масштаба, если это не искажает наглядности изображения и не затрудняет их восприятия».

Проанализируем термин «Современные стандарты компьютерной графики». При рассмотрении действующих стандартов обычно начинают со стандартов GKS [3, 4]. Можно ли данные стандарты назвать «несовременными», ввиду того, что их обычно называют первыми международными стандартами по компьютерной графике? Автор доклада не склонен к отнесению стандартов GKS  к разделу несовременных, а предпочитает разделение стандартов на действующие и отменённые стандарты. GKS (Graphical Kernel System) в литературе переводят в нескольких вариантах: ядро графической системы, базисная графическая система или коротко – базовая графика. Стандарты GKS [3, 4] определяют, в частности, базовые функции двумерной и трёхмерной графики, двумерные и трёхмерные примитивы вывода, которые в данном случае относятся к базовым примитивам. Поэтому из встречающегося в ПрООП сочетания двух терминов «Базовая графика, пространственная графика», по мнению автора доклада, целесообразно убрать второй термин.

При обсуждении на данной конференции доклада  Вольхина К. А. и Головнина А. А. «Уточнение задач графического образования в условиях автоматизации проектных работ»  рассматривался термин «Электронная модель изделия» стандарта [5]. Вызывает удивление, что в ряде ПрООП используется термин «Твердотельное моделирование» данного стандарта, но при этом не предлагаются к изучению другие удобные и  широко применяемые типы трёхмерных электронных геометрических моделей, определение которых приведено в [5].

Проблемы, возникающие при несоответствии стандартной терминологии в обозначении линий в ряде компьютерных программ, рассмотрены автором в докладе [6] на предыдущей конференции.

Приведённая в настоящем докладе информация предлагается к обсуждению, так как одно из наиболее существенных и значимых особенностей данной Интернет-конференции (как и предыдущей) является оперативное ознакомление с различными мнениями. При этом вполне возможна корректировка своего первоначального мнения, например, после жесткой критики или дружеских рекомендаций профессионалов. Автор не склоняется к крайности, что все термины в графических учебных дисциплинах должны быть в обязательном порядке определены в ГОСТ. При детальном описании удобного в учебном процессе термина, при необходимой проработке и принятии метода его использования отказываться от применения термина не целесообразно. В качестве такого примера в докладе проанализирован термин «Эскиз детали» [1], обоснованный В. С. Левицким.  На мировоззрение автора доклада оказали влияние прослушанные в своё время убедительные лекции и обоснования проф. Владимира Сергеевича Левицкого, который был в СССР одним из ведущих специалистов в области стандартизации.

Список литературы

1. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение. М.: Высш.шк., 1988. 351 с.

2. ГОСТ 2.125-2008 ЕСКД. Правила выполнения эскизных конструкторских документов. Общие положения.

3. International standard ISO 8806 Information Proceedings Systems - Computer Graphics, Graphical Kernel System for Three Dimensions (GKS-3D) language bindings - Part 1: Fortran, ISO 8806-1, Part 2: Pascal, ISO 8806-2, Part 3: Ada, ISO 8806-3, Part 4: C ISO 8806-4, International Standards Organization (ISO), 1991.

4. International standard ISO 7942 Information Proceedings Systems - Computer Graphics, Graphical Kernel System (GKS) Functional Description. International Standards Organization (ISO), 1985.

5. ГОСТ 2.052-2006 ЕСКД. Электронная модель изделия. Общие положения.

6. Токарев В. А., Токарев В. В. Некоторые проблемы исполнения стандартов ЕСКД в компьютерной графике // Проблемы качества графической подготовки в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: доклады Международной Интернет-конференции КГП-2010. Пермь. Март – апрель 2010 г. С. 69 – 73. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/77/.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(13 февраля 2011 г. 6:21)

Здравствуйте Владимир Адольфович.

Подмеченные Вами неточности в применяемой терминологии показательны, список можно расширить. Я заметил, это как диалект присутствует на кафедрах и передается из поколения в поколение. При этом все друг друга понимаем.

И очень часто, поправки приводят в недоумение оппонентов.

Про эскиз.

В соответствии с ГОСТ 2.125-2008  основное отличие эскизного конструкторского документа от не эскизного документа – разовое использование.

Если рассматривать эскизный документ, выполненный карандашом на бумаге, то фразу: «без применения чертежных инструментов», можно понимать так, что допускается использовать подручные средства. Инструмент, которым пользуются сегодня студенты при оформлении графических заданий, вообще очень трудно назвать чертежным.

С уважением Вольхин К.А.

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(13 февраля 2011 г. 12:54)

Здравствуйте Константин Анатольевич!

Спасибо за высказанное Вами мнение и пояснение!

Мы, как преподаватели графики, действительно обычно друг друга понимаем. Есть некоторая трудность. Нужно, чтобы ещё и студенты понимали, что во время централизованного тестирования или в учебной литературе им могут предложить нестандартную расшифровку термина или нестандартный термин взамен стандартного.

Вполне возможно, что с переходом на образовательные стандарты третьего поколения некоторые стандартные термины в графических дисциплинах могут уйти в прошлое. Не хотелось бы. Извините за «игру» с актуальным словом.

С уважением Токарев Владимир Адольфович.

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(22 февраля 2011 г. 23:25)

Добрый день, уважаемый Владимир Адольфович!

Вопросы терминологии в наших дисциплинах являются основополагающими именно сейчас, в системе студенто-центрированного подхода к обучению. Так как студент  становится активным субъектом учебного процесса, его общение с преподавателем и своими сокурсниками  в терминах и определениях является фактором успешного обучения и его мотивация  очень зависит от  понимания терминов наших дисциплин.

С уважением, Л.О.Мокрецова

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(24 февраля 2011 г. 11:21)

Здравствуйте, уважаемая Людмила Олеговна!

Спасибо за Ваше внимание к докладу. Совершенно согласен с Вашим отзывом.

В разработанной Вами Рабочей тетради по инженерной графике (Раздаточный материал для бакалавров технических направлений, 2010 г.) используется термин «Рабочий чертеж детали». Поясните, пожалуйста, почему Вы считаете, что этот термин целесообразнее применять в данной работе студентов, чем термин «Чертёж детали», определённый ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов?

Какой из этих двух терминов Вы можете рекомендовать другим вузам, так как  МИСиС является головным вузом для разработки ПрОПП, в частности, для направления 150400 Металлургия? К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют разработанные в МИСиС и утвержденные ПрООП по данному направлению. В РГАТА разрабатываются ООП без этих рекомендаций. Поэтому этот вопрос (по терминам), наверное, можно оперативно решить именно на данной конференции.

По этой же причине актуален вопрос о термине Рабочей тетради «Эскизы деталей» и термине «Эскизные КД» (в данном случае «Эскизные чертежи деталей») по ГОСТ 2.125-2008 ЕСКД. Правила выполнения эскизных конструкторских документов. Общие положения. Если планируется использовать оба данных термина в ПрООП, то, мне кажется, целесообразно указать на применимость термина  «Эскиз детали» именно к учебной работе.

Заранее благодарен, Токарев В.А.

 


Назад