Назад

Инновационная образовательная технология "MOBILE-LEARNING" в преподавании начертательной геометрии

Презентация
Фото Кайгородцева Наталья Викторовна (Омский государственный технический университет)

Соавтор(ы): Колмогорова С.С., Лузгина В.Б.

   Современные тенденции развития технологий и растущая интенсивность жизни задают новый уровень использования технологий. Различные технические устройства позволяют значительно повысить эффективность используемого человеком времени. В настоящий момент насчитывается около 1,5 биллиона мобильных телефонов во всем мире, это в три раза больше чем ПК [1]. По мере технического прогресса, мобильные устройства получают новые технические возможности, растет скорость и надежность при передаче данных в каналах беспроводной связи. Мобильные телефоны становятся основной частью цифровой жизни человека.

   Необходимые условия среды мобильного контента [3] представлены на рисунке 1. Предложенная структура позволяет разработать некоторую систему мобильного обучения, учитывая такие аспекты как технические и технологические требования, педагогические и методические особенности зарубежной и отечественной практики.

   Современное и своевременное использование новых технологий в образовании активизирует познавательный интерес студентов, дает возможность студентам и преподавателям варьировать процесс обучения по интенсивности, способу получения информации и другим аспектам процесса обучения, снижает ограничения для получения образования вне зависимости от местонахождения с помощью портативных устройств. Инновационная технология  "Mobile-learning" (мобильное обучение) сфокусирован на мобильности обучаемого, использующего портативные технологии, поддерживает, развивает и дополняет растущую мобильность современного общества.

   Мобильные устройства, используемые в технологии mobile-learning, разнообразны и включают: электронные книги; смартфоны, КПК; портативные аудио-, видеогиды; современные игровые консоли; портативные аудиоплееры; планшетные ПК и другие виды современной аппаратуры. Однако наиболее актуальными для среды mobile-learning являются мобильные коммуникационные технологии, предполагающие наличие разнопланового функционала в сочетании с высокоскоростным мобильным доступом к сети Интернет.

   При разработке технологии мобильного обучения, были определены и учтены особенности, присущие мобильному контенту. К основным из них относятся:

1) Доступность - возможность доступа к контенту с большинства мобильных устройств;

2) Универсальность – адаптация видеопотока контента к конкретному устройству, поддержка большинства платформ;

3) Компактность -  компонент мобильного обучения короткий по продолжительности и имеет малый размер выходного файла.

   Анализируя особенности самостоятельной работы студентов, разработчики пришли к выводу, что наиболее эффективной формой подачи теоретического материала по данной дисциплине станет набор коротких тематических видеолекций. Пришлось категорически отказаться от формата традиционной лекции продолжительностью 1,5 часа, так как это вызывает отторжение у аудитории, снижает (до исчезновения) познавательный интерес и перечеркивает все возможности и преимущества изложения материала при помощи мультимедиа технологий. Поэтому за основу каждой видеолекции выбран видеоряд, т.е. чередование видеофрагментов общей продолжительностью от 5 до 13 минут [4]. Предложенная  видеолекция представляет собой информативно сжатую, структурированную дидактическую единицу, включающую чередование лекторского пояснения, иллюстраций и 3D-анимаций с аудиосопровождением. Мультимедиа средства были подобраны таким образом, чтобы повысить познавательную активность обучаемых путем разнообразия подачи материала, при этом стояла задача индивидуализировать и интенсифицировать лекционный процесс.

   Так как начертательная геометрия занимается изучением отображения объемных предметов на плоскости, появляется необходимость демонстрации пространственных объектов и процессов на плоскости ортогонального чертежа. С этой целью в видеолекцию введена анимация процесса решения пространственной задачи на двумерных проекциях чертежа со звуковым пояснением этапов алгоритма построения, что способствует запоминанию символьно-знаковых обозначений и специфической терминологии изучаемого предмета.

   Особенности методики преподавания по технологии m-learning состоят в доступности студентов к учебному материалу в любое свободное время в любом удобном месте, что невозможно было сделать ранее из-за ограниченного времени работы библиотек и зачастую отсутствия учебной литературы в достаточном количестве. Технология m-learning позволила решить проблему оперативного изменения и дополнения учебного материала, реализации мультимедийных технологий для прогрессивного представления материала (особенно это касается пространственных объектов, рассматриваемых начертательной геометрией), доступа к учебному материалу студентов-заочников и студентов, обучающихся по дистанционной форме обучения, включая студентов с ограниченными возможностями, а также появились неограниченные по времени условия хранения и использования информации. Наличие пояснений лектора одушевляет учебный процесс, что было не возможно при использовании учебников в электронной форме в виде текста с гиперссылками. И еще одна особенность заключается в краткости изложения материала, компактными логическими блоками, которые наиболее удобны при подготовке к экзамену.

   На рисунке 2 представлен интерфейс мобильного устройства, компоненты комплекса, которые адаптированы для доступа с любых портативных устройств.

   Кроме того существует возможность демонстрации учебного материала в лекционной аудитории при помощи проектора, что позволяет использовать разработанный курс на аудиторных занятиях (рис. 3).

   M-learning – технология будущего, которая должна и будет развиваться, так как ее простота и доступность использования неоспорима и призвана превращая учебный процесс в увлекательное занятие, насыщать студентов прочными, качественными знаниями, которые перерастая в компетенции формируют будущего высококвалифицированного специалиста, конкурентного на рынке труд.

Список литературы

1. Big Issues in Mobile Learning: Report of a workshop by the Kaleidoscope Network of Excellence Mobile Learning Initiative. Mike Sharples. Learning Sciences Research Institute, University of Nottingham 2007 40 Pages

2. Sharples, M. (2000). "The design of personal mobile technologies for lifelong learning". Computers & Education 34: 177–193. doi:10.1016/S0360-1315(99)000445

3. Innovative Mobile Learning: Techniques and Technologies By Hokyoung Ryu, David Parsons Publisher: Information Science Reference 2008-10-07 434 Pages ISBN: 1605660620

4. Серов  В.Н. Основные концепции создания видеолекций для электронного учебника  [Электронный ресурс]. – режим доступа:  http://www.tcde.ru/?43703

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Компоненты среды m-learning




Рис. 2
Рис. 2

Интерфейс видеолекций по дисциплине «Начертательная геометрия» на мобильном устройстве iPhone




Рис. 3
Рис. 3

Изображение рабочего окна видеолекции на экране лекционной аудитории и в портативном устройстве студента




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(11 февраля 2011 г. 15:06)

Здравствуйте, уважаемая Наталья Викторовна!

Спасибо за очень интересный доклад. Хотелось бы уточнить: доступ студентов к вашим ресурсам mobile-learning свободный или ограничен с помощью системы паролей? Хотелось бы узнать также, развиваете ли Вы систему мобильного тестирования?

С уважением, И.Столбова

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(11 февраля 2011 г. 15:52)

Добрый день, Ирина Дмитриевна!

Доступ к ресурсам ограничен. Преподаватель выдает ссылки для входа. Образовательный контент размещен на YouTube, но чтобы его найти и нужны ссылки.

Мобильное тестирование - это интересная тема, но так как YouTube только просмотрщик видео, то поэтому ищем инные пути для реализации возможностей тестирования!

Спасибо за проявленное внимание!

С уважением, Н.Кайгородцева

Фото
Короткий Виктор Анатольевич
(11 февраля 2011 г. 19:54)

Наталья Викторовна, будьте добры, скажите, предусмотрено ли музыкальное аудиосопровождение предлагаемого контента? Если да, то какое (рок, джаз, кантри..)?

Спасибо. Виктор Короткий.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(11 февраля 2011 г. 20:28)

Добрый день, уважаемая Наталья Викторовна!

Спасибо за весьма интересный и познавательный доклад! Использование данной ситсемы в качестве обучающего ресурса для меня является новым (я думаю и для многих других). Я сама с удовольствием использую iPhone. Но к сожалению, есть одно весьма серьезное препятствие в широком использовании данной технологии - это высокая стоимость таких мобильных устройств, как самих, так и и их функций в процесе работы. Это одна сторона вопроса. Вторая (лично для меня) - небольшой экран и трудность чтения и просмотра иллюстративного материала именно для мобильных устройств, смартфонов и т.п.. Ну и конечно же скорость и возможности наших сетей.

Несмотря на это, все-таки весьма оригинальное решение с большой перспективой!

Вопрос: как я поняла найти все-таки ваши ресурсы на You Тube возможно, используя поисковик? Или нет? Можно ли познакомится с данным ресурсом в режиме демо?

С уважением Ольга Викторовна Ярошевич.

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(11 февраля 2011 г. 23:08)

Дорогой, Виктор Анатольевич!

Конечно же данный контент имеет аудиосопровождение, но, увы, это не рок, не джаз и даже не кантри...!!!!

Каждая лекция сопровождается тематическими аудио комментариями автора.

Спасибо за проявленный интерес к статье!

С уважением к Вам, Н.Кайгородцева.

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(11 февраля 2011 г. 23:31)

Здравствуйте, Ольга Викторовна!

Вы правы! Данная образовательная технология весьма нова для Российского образования. За Рубежом она широко используется, но надо заметить, что контент по начертательной геометрии является первым и пока единственным.

В России существует такая технология в обучении экономике.

Действительно, портативные устройства имеют достаточно высокую (в настоящий момент) цену, но мы провели исследование-опрос студентов, который позволяет сделать вывод, что количество владельцев таких мобильных устройств увеличивается, а сами устройства медленно, но дешевеют.

Малый размер экрана для студентов, на самом деле, не является проблемой. Общение в ICQ и социальных сетях - это большая часть жизни современной молодежи. При этом размер экрана для них не имеет значения. К тому же, каждая лекция сопровождается аудио комментариями автора, а текстовый материал сокращен до минимума (заголовки и переходы).

Ну, и будем надеяться, что в скором времени появятся новые портативные устройства с большим размером экрана; скорость соединей увеличится и тогда, наши студенты смогут получать нужную информацию быстро и в любую точку земного шара.

"Мобильное обучение" - это технология будущего! 

В данный момент не могу ответить на просьбу о знакомстве с ресурсом, но обещаю это сделать в ближайшее время.

Огромное спасибо за проявленный интерес и комментарии!

С уважением, Н.Кайгородцева!

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(12 февраля 2011 г. 17:37)

Добрый день, Наталья Викторовна! Конечно, устройства с большим экраном появятся и уже появляются. Правда опять ценовая политика.

Но мне очень импонировало Ваше решение выставлять материалы для сопровождения учебного процесса в You Tube. Конечно в этой неструктурированной "свалке" трудно без ссылок. Но зная адрес, можно найти. тем более что можно сохранить и использовать на компьютере. Это конечно в некотором роде лишает мобильности. Но каждый выбирает по себе.

Приветсвую также Ваши стремления и работу по созданию такого курса. Ибо знаю не по наслышке, КАКОЙ ЭТО ТИТАНИЧЕСКИЙ труд.

Большое спасибо за представленную информацию.

С уважением О.В.Ярошевич

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(12 февраля 2011 г. 19:03)

Уважаемые коллеги!

Как и обещала, предлагаю Вашему вниманию ссылки на некоторые темы курса начертательной геометрии,  представленных в виде аккаунта GeometryDescriptive1  на сайте YouTube, где можно познакомится с электронным контентом, использующимся в описанной в данной статье образовательной технологии "M-learning".

1. Основные положения начертательной геометрии / Osnovnye polozheniya nachertatel'noi geometrii

http://www.youtube.com/watch?v=ZzUYJv3D1e8

7. Способ замены плоскостей проекций / Sposob zameny ploskostei proektsii

http://www.youtube.com/watch?v=i8Hxl0XY46o

14. Кривые линии Винтовые поверхности / Krivye linii Vintovye poverhnosti

http://www.youtube.com/watch?v=74MiaCRg4VQ

 

Н.Кайгородцева

Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(13 февраля 2011 г. 22:07)

Спасибо, Наталья Виктровна, за интересный материал. Действительно новая и необычная подача информации. Еще раз спасибо!

Фото
Никитина Татьяна Александровна
(25 февраля 2011 г. 0:23)

Уважаемая Наталья Викторовна.

 Скажите, пожалуйста, для какой формы обучения (очной, заочной) предназначены Ваши тематические видеолекции? Используете ли Вы их как дополнение к объяснениям лектора на обычной доске или процесс обучения начертательной геометрии полностью проходит с использованием мультимедийных средств? Сдают ли Ваши студенты, наряду с решением задач, теоретический материал на экзамене?

 Никитина Т.А.

Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(25 февраля 2011 г. 16:33)

Спасибо, Татьяна Александровна, за интерес проявленный к нашей статье.

Данный электронный контент универсален. Его можно применять в качестве иллюстративного материала на лекционных и практических занятиях, на консультациях и особенно он ценен при подготовке к экзамену.

Стоит заметить, что в его мобильность особо выгодна для заочной, дистанционной форм обучения, но при этом не будет лишним применить пространственные анимации наиболее сложных тем и разделов для дневной формы.

Что касается учебного процесса, то лекционные занятия проводятся полностью с использованием мультимедийных технологий с обязательными лекторскими комментариями и пояснениями, а при выполнении графических заданий используется какая-либо из CAD-систем (выбор инструмента зависит от пожеланий выпускающей кафедры).

На экзамене мы все больше склоняемся к использованию тестирующих систем. Годы проведения экзамена в форме теста показывают, что оценка подтверждает уровень знаний студента, охватываются почти весь материал курса и значительно экономит время на проведение экзамена.

С уважением, Н. Кайгородцева

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(2 марта 2011 г. 15:20)
Уважаемая Наталья Викторовна!

Лихо! А на рисовом зернышке не пробовали графическую информацию подавать? Это еще более экстремальное новье!

Дамы и господа! (Как некогда обращался к нам с трибуны конференции в Севастополе С.А. Фролов) Мы здесь не только для трансляции обучающей информации. Она в данном случае подана без учета положений педдизайна, эргономики, психологии восприятия и усвоения материала с применением экранных средств предъявления информации и т.д. и т.п. - много чего можно добавить.

Те, кто пользуются мобильным обучением – это занятые бизнес-men и women. Они читают эту информацию на ходу и в автомобильных пробках. Это качественно другая информация, не техническая. Для них можно.

Полагаю, что напрягаться с передачей обучающей информации с целью формирования графической части проектно-конструкторских компетенций такими средствами , даже убеждена, НЕ НАДО!

7 дней как вернулась из США, посетив 5 ведущих технических Университетов. Пригласили посмотреть, как при использовании электронных контентов   на платформе Black Board обучаются бакалавры и магистры. ВВ используют mobile-возможности как раз для гуманитарного и экономического образования. Технические специалисты – штучный товар! 17 летний опыт наблюдений электронного образования в UK тоже дает мне основания утверждать это. Давайте добиваться качества российского образования основательно, чтоб не хуже чем у них: в практической и научно - практической деятельности.

Л. А. Шацилло
Фото
Кайгородцева Наталья Викторовна
(3 марта 2011 г. 11:47)

Уважаемая, Людмила Анатольевна!

Данная технология создана именно для  занятых бизнес-men и women.

Не знаю как у Вас, но у нас многие студенты дистанционной формы обучения работают вахтовым способом на нефтяных установках, в тайге, по полгода. И вот именно для них был разработан данный контент, чтобы таким образом компенсировать отсутствие близ расположенных библиотек, и не возможность получения информации непосредственно от преподавателя из-за удаленности места работы от места учебы. Зачастую находясь на рабочем месте студентам доступна только мобильная связь!

Кроме того, данная разработка оказалась востребована студентами дневной формы обучения. Особенно при подготовке к экзамену, так как содержит краткую, сжатую информацию по всем разделам. Малый размер и мобильность – это и явилось основой для использования разработки в любом месте, в любое время.

Что касается "педдизайна, эргономики, психологии восприятия и усвоения материала", то здесь позвольте с Вами не согласиться. Разработка и создание данной технологии проводилась с непосредственным участием психолога, Web-дизайнера и педагогов, имеющих научную педагогическую степень.

Наша разработка не является панацеей!!! Но позволяет решить многие важные аспекты учебного процесса!!!! И отнюдь ни каким образом не ухудшает качество обучения.

С уважением к Вам и Вашему мнению, Н. Кайгородцева.

Фото
Усанова Елена Владимировна
(2 апреля 2011 г. 11:00)

Вот про качество и засомневалась. Ваша технология прекрасно пошла бы на тестирование. Разработайте лучше тесты для надежного усвоения знаний в ДО. Ваши нефтяники запоют от счастья - ездить на сессии не надо! И  придумайте что-нибудь для отслеживания "владений" - цены Вам не будет! Валидных тестов для этого в ДО еще никто не изобрел. Вам с Вашим напором и энергией, и умением хорошо считать - знамя в руки! От всего сердца желаю удачи.

Не могла отвечать- система с лета еще нарушена. Ирина Дмитриевна мои комментарии вставляла. Сейчас вот заработала, я ничего не переустанавливала.

Л.А.

Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(3 апреля 2011 г. 20:11)

Дорогие дамы, но для подобной подачи, с таким дефицитом экранного пространства, неудобночитаемостью, слепотой иллюстраций или возможностью рассматривать только фрагментарно придётся на корню перерабатывать "густоту" подачи информации. На планшетах, типа Ай-падов или РоверПадов ещё куда ни шло, там хоть прочитать абзац можно. А если на мобильниках - тяжеловато. Специально не поленился, посмотрел предельные по чёткости файлы на своём Ровере G7, а у него экран далеко не самый слабый - всё-таки полноценные 640х480 цветных точек. Тут придётся вырабатывать супер-лаконичный стиль, под скальдов или хокку.

"Плоскость секущая конус прошла.

Случится ль гипербола? Или парабола?

Угол какой?!

Вообще-то расработки в эту сторону существуют. Дайте поиск "Анна Каренина в СМСках" или "Война и мир в комиксах".

Но в каждой шутке есть доя шутки. Ехидство и издёвки отшелушатся, а полезный контент останется. Но для этого надо работать. И народ провоцировать.

Иначе ничего не сдвинется. Без стружек и опилок скульптуры не бывает. А их надо сделать. Иначе бревно останется бревном.

Удачи!


Назад