Назад

КОМПАС в графической подготовке студентов направления «Строительство»

Фото Астахова Татьяна Анатольевна (Сибирский государственный университет путей сообщения)
Фото Вольхин Константин Анатольевич (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин))



Инженерное графическое образование в настоящее время переживает серьезные изменения, связанные с тем, что проектно-конструкторская деятельность без компьютерного сопровождения стала неэффективной. В связи с этим целесообразность изучения систем автоматизированного проектирования (САПР) в высшем профессиональном образовании не вызывает сомнения. По мнению авторов, чем раньше мы начнем привлекать студентов к использованию современных информационных технологий для решения учебных задач, тем выше будет информационная компетентность выпускника университета. Дисциплины «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» практически для всех направлений подготовки изучаются на первом курсе.

Стремительное изменение статуса молодого человека – выпускник школы – абитуриент – студент, приводит к тому, что начальный период обучения в университете кроме освоения предметного содержания дисциплин направлен на формирование навыков правильной организации учебной деятельности. Процесс познания всегда происходит эффективно, если есть осознание необходимости изучения содержания дисциплины для дальнейшей профессиональной деятельности, если учебная информация понятна и интересна. Использование САПР на начальном этапе графической подготовки в вузе способствует формированию положительной мотивации к учению. Уровень информационной компетентности выпускника школы, позволяет легко освоить инструментальные возможности чертежно-графических программ. Предоставление возможности выполнения графических работ на компьютере в процессе изучения начертательной геометрии повышает интерес к изучению последней. Мы можем говорить сегодня только о предоставлении этой возможности, потому что изучение интерфейса чертежной программы и приобретения навыков работы, происходит во время внеаудиторной самостоятельной работы студента, а это как минимум требует наличие у студента персонального компьютера. Представление учебной информации с использованием мультимедийной техники, позволяющей преподавателю все геометрические построения выполнять в среде графического пакета, способствует ознакомлению с его инструментальными возможностями. Для этих же целей, авторами подготовлено электронное учебное пособие, предназначенное для самостоятельного изучения КОМПАС (рис.1). С пособием можно ознакомиться на сайтах кафедр «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения и «Начертательная геометрия» Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин).

Кроме того, на консультациях по электронной почте и аудиторных, проводимых в терминальном классе, студент решает с помощью преподавателя проблемы, возникшие при изучении, как предметного содержания, так и  инструментальных возможностей системы трехмерного моделирования КОМПАС.

Следует отметить, что возникают единичные проблемы с отставанием от учебного графика студентов по причине отсутствия или поломки компьютера, но даже предложение со стороны преподавателя начать оформлять задания карандашом не приводят к отказу от использования графического пакета.

Индивидуальные задания по инженерной графике для студентов строительных специальностей можно разделить на две группы, предназначенные для изучения правил оформления конструкторской документации и проектной документации для строительства. Навыки работы с графическим пакетом, приобретенные студентами при изучении начертательной геометрии,  позволяют изучение правил оформления конструкторских документов выполнять в режиме создания трехмерной модели детали и оформления ассоциативного чертежа. Вследствие этого происходит перераспределение временных затрат на оформление чертежа, в пользу ознакомления с требованиями ЕСКД к представлению других данных, необходимых для изготовления и контроля детали. Выполнение задания,  предусматривающего создание деталей, соединение их в модель сборочной единицы и оформление чертежей деталей, сборочного и составление спецификации в режиме ассоциативной связи с моделью, с нашей точки зрения, позволяет по новому развивать навыки восприятия информации с чертежа.

При изучении правил оформления проектной документации для строительства одним из заданий является оформление архитектурно-строительного чертежа. Содержание, которого сводится к тому, что требуется оформить чертёж, содержащий план, фасад, разрез здания и узел строительной конструкции. В процессе работы над заданием студент знакомится с последовательностью оформления чертежа, при перечерчивании исходных данных и доработки изображения размещением на изображение стандартных элементов, таких как двери и окна и т.п. Для информационного сопровождения этого  задания и перевода его в  среду строительной конфигурации КОМПАС подготовлены электронные методические рекомендации "Строительное черчение в КОМПАС" (рис.2). Материалы рекомендаций представлены таким образом, что могут применяться как для самостоятельного изучения библиотек СПДС и приемов работы в системе, так и для проведения практических занятий под руководством преподавателя. Рекомендации рассчитаны на тех, студентов которые  уже знакомы с интерфейсом и инструментами черчения КОМПАС, поэтому не содержит подробного описания инструментальных возможностей. Их можно рассматривать как приложение к учебному пособию «Основы черчения и трехмерного твердотельного моделирования в КОМПАС-3D».

Методические рекомендации содержат описание последовательности оформления архитектурно-строительного чертежа с использованием библиотек  СПДС КОМПАС, от создания нового документа с основной надписью по ГОСТ 21.1101-2009 и вида с масштабом, отличным от натуральной величины, до использования библиотечных элементов, таких как окна и двери в оформлении плана и фасада (рис.3).

В рекомендациях имеются контрольные вопросы, которые выполнены  в виде гиперссылки на соответствующее место в тексте рекомендаций,  представлен список литературы, использованной для создания рекомендаций и рекомендованной для подготовки к защите задания.

В последних версиях редактора КОМПАС появился новый инструмент «Менеджер строительства», позволяющий по чертежам поэтажных планов здания, сформированных из библиотечных элементов, создавать электронную модель здания, которая в дальнейшем может использоваться для оформления ассоциативного чертежа. В рекомендациях этот инструмент пока не представлен, но в перспективе планируется предусмотреть его использование и расширить содержание до учебного пособия по изучению правил оформления проектной документации для строительства. Методические рекомендации к выполнению задания «Архитектурно-строительный чертеж» находятся на этапе подготовки к регистрации и экспериментального применения в учебном процессе.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Стартовая страница пособия «Основы черчения и твердотельного моделирования в КОМПАС-3D»




Рис. 2
Рис. 2

Стартовая страница пособия «Строительное черчение в КОМПАС»




Рис. 3
Рис. 3

Пример оформления задания «Архитектурно-строительный чертеж»




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(16 февраля 2011 г. 19:29)

Уважаемые Татьяна Анатольевна и Константин Анатольевич! Хотелось бы выразить вам огромную благодарность всех пользователей  ресурсов Интернета по графическим дисциплинам. Доступность ваших учебных пособий и рекомендаций для широкого использования заслуживает уважения.

В учебном процессе мы также обращаемся к вашим пособиям.

Спасибо!

С уважением О.В.Ярошевич

Фото
Токарев Владимир Адольфович
(17 февраля 2011 г. 21:41)

Уважаемые Татьяна Анатольевна и Константин Анатольевич!

Поясните, пожалуйста, какие библиотечные элементы кроме окон и дверей Вы использовали? По каким причинам Вы отказались от использования стен из библиотеки? Ведь ручное построение проёмов является крайне трудоёмкой и редко применяемой работой.  Исходя из опыта преподавания дисциплины «Дизайн жилого интерьера» и проектирования выявлены ряд неудобств в использовании библиотек СПДС КОМПАСа. В частности, при автоматическом формировании разрезов и планов в месте стыка стен часто возникают дефекты штриховки и появления дополнительных линий, которые приходится довольно долго редактировать. Может быть, по этой причины Вы не используете стены из библиотеки? На рис. 3 фасад 1-3 и разрез 1-1 выполнены вручную или ассоциативно связаны с трёхмерной моделью (в рекламе на рис. 2 элемент такой модели Вы представили)? Не возникают ли у Вас проблемы с трёхмерной моделью здания в КОМПАСе? Данные вопросы возникли, т.к. к сожалению, с пособием (рис. 2), насколько мне удалось понять, пока нельзя ознакомиться. Кроме этого решается в РГАТА вопрос об использовании КОМПАСа или другой специализированной программы для документов, оформляемых в соответствии с СПДС. Какие преимущества (кроме цены) КОМПАСа Вы обнаружили перед другими программами СПДС?

Заранее благодарен.

Токарев Владимир Адольфович

Фото
Астахова Татьяна Анатольевна
(19 февраля 2011 г. 17:45)

Здравствуйте, Владимир Адольфович.

Спасибо за внимание к нашей работе.

Задание по оформлению архитектурно-строительного чертежа в электронную среду мы пытаемся перевести недавно. В связи с этим, в настоящий момент (и об этом говорится в выступлении) трехмерные модели зданий не используются. При этом оформление чертежа происходит в строительной конфигурации КОМПАС с использованием Библиотек СПДС-обозначений – для создания сетки координационных осей и оформления, Библиотек проектирования зданий и сооружений АС с помощью, которой задаются параметры стен, дверей и окон. Каталог Архитектурно-строительных элементов используется пока только для расстановки санитарно-технического оборудования.

Дефекты оформления, возникающие при прорисовке разрезов в ранних версиях КОМПАС, устранены в версии V12, поэтому для прорисовки стен мы используем библиотеки.

Говорить о проблемах работы с трехмерным зданием, мы еще не готовы, так как сейчас находимся сами на этапе освоения этих инструментальных возможностей. Первые попытки формирования модели здания, не вызвало серьезных нареканий, а построение по готовой модели ассоциативных разрезов, планов и фасадов, показалось достаточно удобным.

Искать преимущества КОМПАС СПДС перед другими программами, мы не ставили себе цели. Выбор КОМПАС как инструмента определялся несколькими факторами. Первый – это его предоставление и обновление компанией АСКОН, в счет организации и проведения Летней школы АСКОН в г. Новосибирске (поэтому цена нам даже не известна). Второй - то, что в школах города широкое распространение получает этот продукт и к нам уже начали приходить абитуриенты, владеющие пакетом. И последнее инструментальные возможности позволяют выполнять весь спектр заданий НГ, машиностроительного и строительного черчения. Мы ставим перед собой в первую очередь задачу научить читать и оформлять конструкторские и проектные документы, а знакомство с инструментальные возможности САПР является вторичным.

Мы понимаем, что Revit и Allplan в настоящий момент превосходят КОМПАС в направлении BIM (информационного моделирования зданий), но эти программные продукты не применимы для машиностроительного черчения.

С уважением Вольхин К.А., Астахова Т.А.


Назад