Назад

О концепции предметного обучения в рамках компетентностного подхода

Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский государственный технический университет)



                Традиционно отечественное высшее образование реализуется через организацию предметно-дисциплинарного обучения. В технических вузах, предоставляющих инженерное образование, существуют кафедры, относящиеся к общеобразовательным (математики, физики, инженерной графики и др.), которые заняты базовой подготовкой будущих специалистов, закладывают фундамент в высшее профессиональное обучение инженерной направленности. Студенты подавляющего большинства направлений и специальностей вуза при освоении основных образовательных программ (ООП) обучаются на данных кафедрах по рабочим программам дисциплин, которые в условиях перехода на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) должны быть адаптированы к идеологии компетентностного подхода [1].
                Современным итоговым результатом обучения в вузе (формируемым и контролируемым при освоении ООП) является сформированность у выпускника заявленного набора общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВПО данного направления и уровня подготовки и требованиям регионального рынка труда. Для организации предметного обучения необходимо получить проекцию компетентностной модели (КМ) выпускника на область предметной подготовки, обеспечивающую целенаправленную подготовку студента и гарантирующую в конце обучения целостность сформированной у студента требуемой КМ [2].

Необходимо выработать новую концепцию предметного обучения при реализации вузовских компетентностно-ориентированных ООП ВПО. Отметим следующие особенности реализации предметного обучения в рамках ФГОС ВПО.
    1. Разработанная КМ предметного обучения (иерархия всех дисциплинарных результатов обучения) должна:

Фактически структура дисциплинарных компетенций является проекцией разработанной КМ выпускника на данную предметно-дисциплинарную область. Здесь под дисциплинарной компетенцией понимается часть заявленной компетенции выпускника, формируемая в рамках данной дисциплины.
    2. ФГОС ВПО декларирует обязательное привлечение работодателей при подготовке студентов. Механизмы взаимодействия высшей школы и работодателей должны обеспечить выпускникам актуальность получаемого профессионального образования. Такие механизмы начинают формироваться (например, проведение анкетирования среди работодателей и выпускников по выявлению актуальности компетентностной модели выпускника), но всеобъемлющего взаимодействия на сегодняшний день нет.

Преподавателями-предметниками также может быть исследована важность дисциплинарных компетенций [3], что, в свою очередь, позволяет выстроить приоритеты в изучении дисциплины с учетом мнения заинтересованных сторон и актуальности запланированного предметного обучения.
    3. В соответствии с выявленной актуальностью (важностью) компетенций выпускника в ООП вуза закладывается уровень их освоения (пороговый, продвинутый, креативный). Соответственно определяется и глубина освоения предметной области (т.е. уровень освоения дисциплинарных компетенций), что отражается при разработке программы освоения дисциплины в рамках данной ООП. Для каких-то направлений подготовки достаточен ознакомительный дисциплинарный курс с небольшой трудоемкостью и коротким временем освоения, а для иных – необходимо более глубокое изучение дисциплины и широкое освоение дисциплинарных компетенций.
    4. Понятие компетенции носит междисциплинарный характер, что предполагает при компетентностном подходе реализацию модели интегративного обучения (освоения компетенций) на основе синтеза компетенций из сформированных дисциплинарных составляющих [4].

Междисциплинарная интеграция предполагает преодоление фрагментарности предоставляемых знаний для взаимосвязи различных дисциплин; установление связей конкретной дисциплины с другими; определение ее места в образовательном процессе; максимальное задействование уже полученных в рамках предыдущих дисциплин результатов обучения; введение в образовательный процесс компетентностно-ориентированных заданий.
5. Компетенция – это личностное качество, определяющее продуктивное выполнение действий по решению возникающей проблемы. Она связана с формированием у индивидуума собственных алгоритмов по актуализации требуемых знаний, умений и навыков. Поэтому организация обучения на основе компетентностного подхода, в том числе в рамках предметного обучения, требует использования личностностно-ориентированных технологий обучения. Большинство современных технологий обучения ориентированы на использование компьютера.
Поскольку восприятие у обучаемых различно, в ходе обучения требуется выстраивание индивидуальных траекторий обучения студентов для учета их личностных особенностей и притязаний. Это требует модульного построения программы дисциплины, что дает возможность ее вариативного освоения.

Таким образом, для обеспечения качества предметного обучения необходима разработка инновационной образовательной среды в виде электронного учебно-методического комплекса дисциплины. Современный УМКД – это мультимедийный и интерактивный комплекс, который обеспечивает реализацию предметной подготовки студентов на качественно новом уровне за счет современных информационных технологий и средств телекоммуникаций; содержит систематизированные теоретические, практические и контролирующие учебно-методические разработки дисциплины и соответствует модульному построению учебного материала.
6. Компетентностный подход является результативно-целевым. ФГОС ВПО предусматривает обеспечение гарантированного качества подготовки студентов, т. е. обязательное достижение требуемых результатов, в том числе и результатов предметного обучения. Для этого разрабатывается модульная структура результатов предметного обучения в виде целевых требований: что и чем студент должен на каждом этапе изучения дисциплины знать, уметь и владеть. Данная структура позволяет осуществить формирование и проверить качество дисциплинарной части КМ на требуемом уровне освоения.
7. Отдельной и в настоящее время неисследованной проблемой является поэтапный контроль формирования компетенций (и их составляющих) у обучаемых. Безусловно, составляющими предметных компетенций являются те дидактические понятия, которые традиционно контролировались при проведении предметного обучения. Но компетенция – это иной качественный результат образования, личностно ориентированный и связанный с мобилизацией способностей обучаемого на достижение запланированного результата (даже в условиях неопределенности). Коротко говоря, компетенция – это знания в действии.

Для оценки комплексного результата предметного обучения – сформированности предметных компетенций (как части компетентностной модели выпускника) необходимо интегральное оценивание предметной подготовки студентов. В рамках предметного обучения необходимо разработать систему критериев и индикаторов, методику вычисления на их основе интегральной оценки достижений студента и установление у него как итогового результата предметного обучения уровня сформированности предметных компетенций (порогового, продвинутого, креативного).

Надеюсь, что дискуссии настоящей конференции помогут в продуктивном разрешении вышеперечисленных проблем компетентностно ориентированного предметного обучения.

Список литературы

1. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня, 2009, № 5. С. 24-29.

2. Столбова И.Д. Механизмы управления содержанием компетентностно ориентированной основной образовательной программы вуза // Высшее образование сегодня. – 2011. № 1.С. 32-37.

 3. Столбова И.Д. Выявление состава актуальных компетенций графической подготовки // Проблемы качества графической подготовки в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. – Пермь: Изд-во ПермГТУ, 2010. – C. 14-21. (http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/6/)

4. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Роль междисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компетентностную парадигму // «Инновации в образовании» – 2010. – № 11. С. 5-17.

Вопросы и комментарии к докладу:



Назад