Назад

Особенности изучения инженерной и компьютерной графики студентами заочной формы обучения в дистанционных условиях

Джеджула Елена Михайловна (Винницкий национальный аграрный университет)
Слободянюк Елена Валериевна (Винницкий национальный технический университет)



В статье представлена методика дистанционного обучения инженерной и компьютерной графике студентов заочной формы обучения.

Изучение инженерной и компьютерной графики (ИКГ) является неотъемлемым элементом подготовки студентов технического ВУЗа. Обеспечение высокого уровня графических знаний и умений предусматривает непрерывное усовершенствование традиционных методик за счет использования новых информационных технологий обучения. Большинство дистанционных курсов по дисциплине «Инженерная и компьютерная графика», которые размещены в сети Интернет, представляют собой электронные учебники. Но дистанционный учебный процесс имеет более сложную структуру и объединяет не только изучение теоретического материала, а и взаимодействие между студентами и преподавателем, работу в группах [1].

На основе возможностей платформы дистанционного обучения eLearning Server 3000 в Винницком национальном техническом университете разработан и проводится дистанционный курс «Инженерная и компьютерная графика» для студентов заочной формы обучения направлений инженерии: 6.050901, 6.050902, 6.050903, 6.050101, 6.050103, 6.050102, 6.170101, 6.170103.

Методика обучения ИКГ состоит из следующих этапов:

-      подготовительный этап проведения дистанционного курса;

-      процесс обучения;

-      оценка результатов обучения.

  1.  Подготовительный этап.

Организация учебного процесса преподавателем. Перед началом обучения преподаватель должен подготовить материалы, необходимые для проведения дистанционного курса. На основе проведенных исследований была разработана структура организации учебных материалов дистанционного курса «Инженерная и компьютерная графика» для студентов-заочников, которые представляются в виде информационного, контрольного и аттестационного блоков [2]. На рис. 1 представлена программа дистанционного курса.

Информационные модули состоят из теоретических материалов, примеров решения задач на заданную тему, заданий и примеров выполнения контрольной работы, которая состоит из трех графических работ, в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. В теоретическом (лекционном) материале выделяются: тема, цель, вступление, основная часть, выводы, вопросы для самостоятельной работы (рис.2).

Практические занятия состоят из выполнения графических работ и задач для самостоятельного решения. Материалы к практическим занятиям заранее готовятся преподавателем.

Тьютор составляет план проведения занятий. При этом определяются тема, цель каждого занятия, последовательность изучения и способ организации доступа к учебным материалам (доступ через «Учебный модуль», «Библиотеку» или «Задания»).

Подготовка учебной группы. Перед началом обучения тьютор создает информационное сообщение, которое содержит: название курса; цель курса; что узнают и чему научатся студенты; информацию о тьюторе; особенности курса; информацию о том, как зарегистрироваться в курсе. Для того чтобы обучаться в дистанционном курсе студенты должны иметь навыки работы с операционной системой Windows; навыки работы и возможность пользоваться Интернетом, электронной почтой [3].

На подготовительном этапе формируется учебная группа. Учитывая особенности дисциплины и дистанционного обучения, в группе должно быть не более 15 человек. После регистрации тьютор открывает каждому студенту доступ к материалам курса. На регистрацию выделяется одна неделя. Тьютор составляет список рассылки, в который включаются все студенты учебной группы.

Дистанционный курс состоит из 7 занятий (информационных модулей). Длительность каждого занятия – одна или две недели, в зависимости от сложности учебного материала.

   2. Процесс обучения.

Работа с учебными материалами. В начале каждого занятия студенты получают план работы, в котором определены:

-    продолжительность занятия;

-    перечень учебных материалов, которые необходимо проработать;

-    перечень практических заданий, которые необходимо выполнить;

-   информацию об организации общения в течение этого занятия (форум, чат, список рассылки).

На протяжении первого занятия студенты знакомятся с функциями меню дистанционного курса, технологией обучения в системе eLearning Server 3000. Во время работы в дистанционном курсе оцениваются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебных материалов, работа в дистанционном курсе; ответы на дополнительные вопросы; выполнение практических заданий; выполнение тестов для самопроверки и проверки знаний преподавателем; обсуждение учебных вопросов при помощи электронной почты, форума; участие в тематических чатах; выполнение графических работ.

Каждое выполненное задание оценивается определенным количеством баллов. В теоретических материалах есть примеры решения задач, вопросы для самопроверки знаний, выполнение которых позволяет студентам подготовиться к выполнению практических заданий.

Практические задания дистанционного курса состоят из задач для самостоятельного решения по текущей теме и заданий для выполнения контрольной работы с примерами. Контрольная работа состоит из трех графических работ, каждая из которых выполняется на протяжении нескольких недель. Задание на контрольную работу студент может получить очно, в дистанционном курсе (в разделе «Задания») или при помощи электронной почты. Для выполнения практических задач студентам предлагается групповая форма работы. Тьютором формируются группы по 2-3 студента, каждая из которых решает одну задачу. Это предусматривает коллективное обсуждение и решение проблемы, взаимодействие между студентами, подготовку общего решения с использованием списка рассылки, форума. Графические работы выполняются по индивидуальным заданиям. Номер варианта и условие задачи высылаются каждому студенту электронной почтой. Для получения задания также можно воспользоваться библиотекой учебных материалов курса.

Организация общения. В течение первого занятия проводится ознакомительный чат. Целью ознакомительного чата является выяснение основных проблем, возникших при работе с материалами курса. Обсуждается график обучения. Например, результаты учебной недели подводятся во вторник. Информацию о проведении чата студенты получают при помощи разделов «Объявления» и «Расписание занятий». Информационное сообщение содержит тему чата, перечень вопросов, которые необходимо подготовить или повторить при подготовке к чату. Графический чат позволяет при синхронном общении использовать чертежи, что значительно повышает эффективность такого общения. Участие в чате оценивается по активности студента при обсуждении учебных вопросов. Обсуждение вопросов в форуме и чатах оценивается преподавателем с учетом количества информационных реплик и ответов на поставленные вопросы. Особое внимание уделяется организации общения между тьютором и студентом в тематических форумах и списке рассылки (при помощи электронной почты).

В соответствии с рабочей учебной программой дисциплины, для студентов-заочников проводится одна консультация по выполнению контрольной работы за семестр. Пользуясь возможностями дистанционного курса, студент может получать необходимую информацию от тьютора в течение всего семестра в удобное для него время. Это позволяет повышать мотивацию, способствовать учебной активности студента.

   3. Оценка результатов обучения.

В дистанционном курсе оцениваются активность студентов; тестирование; обсуждение учебных вопросов в форуме; участие в чатах; выполнение практических заданий. Тестирование состоит из тестов для самопроверки знаний, тестов для проверки знаний и умений преподавателем, вопросов для защиты контрольной работы для студентов заочной формы обучения. По результатам тестирования автоматически формируется база данных для каждого студента. Студенты-заочники в графическом чате могут защищать контрольную работу. Для оценки уровня усвоения учебного материала можно также воспользоваться возможностями системы eLearning Server 3000. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Для некоторых типов вопросов количество баллов, полученных студентом, определяется автоматически. Если ответ на вопрос не полный, это учитывается при выставлении баллов. Система автоматически вычисляет результат тестирования. Поскольку тестовая проверка уровня знаний и умений используется, в основном, для самопроверки, у студентов есть возможность проходить тестирование не один раз. Кроме того, преподаватель имеет возможность проанализировать статистику ответов на вопросы теста; количество времени, потраченное на ответы; количество попыток тестирования. Результаты тестирования имеют большое значение для самооценки знаний, для стимулирования студентов при обучении, для контроля и коррекции учебного процесса со стороны преподавателя.

Студент должен проходить тесты, разработанные к каждому занятию. Тесты позволяют тьютору наблюдать за ходом учебного процесса и вовремя оказывать необходимую помощь. Выполнение практических заданий оценивается преподавателем с учетом качества работы, сроков ее исполнения. Защита контрольной работы проводится при помощи разработанных тестов и тематического чата «Защита контрольной работы». Те студенты, которые не справились с тестированием, или не смогли принять участие в чате, защищают контрольную работу перед началом сессии в традиционном режиме.

Экзамен студенты сдают очно в аудитории во время сессии. Возможно проведение экзамена в дистанционной форме в специализированных центрах в соответствии с графиком сессии в присутствии преподавателя. На экзамен выносится пять заданий (один теоретический вопрос и четыре задачи) по изученному материалу. Оценивание проводится с учетом кредитно-модульной системы.

Во время апробации дистанционного курса возник ряд проблем учебно-методического и психолого-педагогического характера: разные уровни компьютерной грамотности студентов; коммуникативной грамотности студентов; разные возможности доступа к Интернету и его сервисам; психологическая готовность студентов учиться дистанционно; недостаточный уровень самостоятельности студентов при работе с материалами курса; отсутствие у некоторых студентов достаточного уровня мотивации и самодисциплины и др. Решение этих вопросов требует дальнейшего исследования использования дистанционной формы обучения при изучении ИКГ.

Выводы. Таким образом, использование разработанной методики дистанционного обучения ИКГ для студентов-заочников позволяет: совмещать дистанционную и заочную формы обучения для эффективной организации самостоятельной работы студентов; увеличить количество консультаций и расширить возможности для самостоятельного выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения; расширить возможности для полноценного восприятия учебного материала и создания необходимых условий для результативной работы и личностного развития студентов.

Список литературы

  1. Биков В. Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: [Монографія] / Валерій Юхимович Биков. К.: Атіка, 2008. 684 с.
  2. Слободянюк О. В. Інтеграція дистанційної та традиційної форм організації навчального процесу / Мокін Б. І., Мельник О. П., Слободянюк О. В. // „Вісник ВПІ”. 2009. № 2. С. 115 ‑ 119
  3. Слободянюк О. В. Використання інформаційних технологій при дистанційному вивченні інженерної та комп’ютерної графіки / О. В. Слободянюк // Наукові записки ТНПУ. Серія: Педагогіка. 2008. №8. 156 с.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Программа дистанционного курса «Инженерная и компьютерная графика»




Рис. 2
Рис. 2

Форма представления информационного модуля в системе eLearning Server 3000




Рис. 3
Рис. 3

Форум информационного модуля дистанционного курса «Инженерная и компьютерная графика» для студентов заочной формы обучения




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(16 февраля 2011 г. 0:52)

Здравствуйте уважаемые Елена Михайловна и Елена Валериевна!
Очень обстоятельный доклад.
Вопросы:
1. К какой части студентов относятся проблемы, перечисленные в конце Вашего доклада? Если эта часть значительна, то какая часть школьников Украины поступает в ВУЗы? (Есть статистические данные, что в РФ число поступающих в ВУЗы, больше числа заканчивающих школы, с учетом получающих второе высшее.)
2. В каком случае студентам засчитывается участие в чате: достаточно просто войти в чат или вы общаетесь персонально с каждым?
3. Присутствие преподавателя при проведении экзамена в дистанционной форме необходимо для того, чтобы на экзамене не присутствовали посторонние или для исключения списывания или еще с какой-то целью? По нашему опыту разрешение заочникам пользоваться на экзамене литературой не слишком сильно изменяет результаты экзамена.
4. В какой форме и по каким темам выполняются графические работы, уменьшается ли количество работ по сравнению с традиционной заочной формой обучения?
С уважением Головнин Алексей Алексеевич

Слободянюк Елена Валериевна
(14 марта 2011 г. 15:49)

Уважаемый Алексей Алексеевич!

1. Большая часть студентов заочной формы обучения - это бывшие школьники, закончившие школу в текущем году. Проблемы, перечисленные в докладе, относятся к 30 % студентов.

2. Участие в чате оценивается по количеству информационных реплик и ответов на поставленные вопросы. Просто войти в чат недостаточно.

3. Присутствие преподавателя (в нашем ВУЗе обязательно присутствие двух преподавателей) при проведении дистанционного экзамена необходимо для: организации и проведения самого экзамена, для исключения возможности сдачи экзамена посторонним лицом вместо вашего студента.

4. Графические работы (1 семестр) выполняются по темам: "Исследование многогранника", "Пересечение поверхности плоскостью общего положения", "Пересечение поверхностей". Состав графических работ может меняться в зависимости от специальности. Количество работ не зависит от формы обучения. Студент имеет право самостоятельно выбирать форму выполнения (бумажную или электронную) и форму сдачи (дистанционно или очно) графической работы.

 


Назад