Назад

Использование современных компьютерных программ в преподавании курса «Дизайн интерьера»

Фото Богуто Денис Геннадиевич (Винницкий институт культуры Киевского национального университета культуры и искусств )
Фото Кормановский Сергей Иванович (Винницкий национальный технический университет)
Фото Скорюкова Янина Германовна (Винницкий национальный технический университет)



Дисциплина «Дизайн интерьера» является одной из центральных составляющих подготовки специалистов изучающих дисциплины «Дизайн интерьера» и «Дизайн пространства». Стратегия учебно-методической работы при подготовке студентов направлена на то, чтобы в течение 2-3 лет обучения дать как теоретические основы, так и развить практические навыки будущего специалиста.

Студенты, обучающиеся по указанным специальностям, получают знания, как в рамках общеуниверситетских учебных программ, так и по оригинальным программам. Те, в свою очередь, разрабатываются ведущими преподавателями и дизайнерами, и постоянно модернизируются с целью соответствия международным стандартам подготовки дизайнеров.

Основными задачами курса является:

-   изучение теоретических основ дизайна интерьера и дизайн проектирования;

-   практическое исследование принципов внутреннего и внешнего пространства;

-   получение профессионального опыта в художественно-архитектурном аспекте;

-   усвоение методов проектирования дизайна интерьера различного типологического и функционального назначения.

На изучение курса отводится 288 часов, из их – 56 лекций, 68 часа практики, 164 часа – самостоятельной работы, по окончанию курса  – защита курсовой работы и экзамен.

Проведение практических исследований в дизайне и наработку профессиональных навыков выполнения практических дизайнерских работ студенты получают следующим образом:

- на факультете (в творческих мастерских, спецлабораториях и классах компьютерного дизайн-проектирования) под контролем штатных преподавателей и внешних специалистов, которых факультет приглашает из разных сфер дизайна и прикладного искусства;

- в реальных производственных средах дизайнерских организаций или соответствующих профильных отделов организаций во время прохождения ежегодной учебно-производственной практики;

- выполняя задания преподавателей как самостоятельные внеаудиторные работы по курсовому дизайн-проектированию.

Наша современность сделала очевидной необходимость использования компьютерных технологий в работе современного дизайнера. Это и возможность пользования сетью интернет, и оформление текстовой и графической проектной документации. Но, в первую очередь, это возможность непосредственной реализации наглядности творческих замыслов.

То, что дизайнер видит в своем воображении, он не всегда может доходчиво объяснить заказчику. Возникающее в этом случае недопонимание по настоящему можно устранить только тогда, когда в 3-х мерном пространстве они оба видят готовый к реализации будущий интерьер [1]. Это позволяет сохранить значительные средства, избегнув дорогостоящих переделок в реальности. Можно получить сколько угодно 3-х мерных вариантов компьютерных фото дизайна интерьера квартиры. Несмотря на то, что работа эта достаточно трудоемкая и требует высокой квалификации, результат себя оправдывает.

Примером наглядных достижений в компьютерной графике может служить современная мультипликация, изображающая выдуманных героев настолько реалистичными, что они выглядят почти как живые. Применение этих же технологий в области дизайна позволяет выполнять трехмерные модели интерьеров настолько совершенно, что только специалист может отличить сделанную картинку-визуализацию от сфотографированного объекта.

Такой результат может обеспечить только определенное программное обеспечение. Популярные сегодня в среде частных дизайнеров программы Arcon, 3D-Flat и т.п.  выдают весьма приблизительные, «топорные» изображения интерьеров. Поэтому очень важным является изучение  и грамотное практическое использование студентами современных программных продуктов данного направления.

При изучении курса используются программы: 3ds Max, Adobe Photoshop, plugging V-Ray.

Очевидно, что подробное изучение каждого программного пакета в отдельности не целесообразно, поскольку займет много времени. Поэтому осуществлено распределение отдельных функций программ по соответствующим темам.

Тема 1. Классификация компьютерной графики. Классификация программного обеспечения за сферой использования. Этапы создания проекта и компьютерной модели проекта.

Классификация 2D и 3D  компьютерной графики. Основные отличия между растровой и векторной графикой. Программное обеспечение для работы растровой и векторной графикой. Особенности классификации  трехмерной графики.  Классификация программного обеспечения для работы с трехмерной  компьютерной графикой. Рассмотрение основных этапов создания проекта. Рассмотрение основных этапов создания компьютерной модели проекта.

Тема 2. 3dsmax. Интерфейс программы. Порядок налаживания. Основные термины и понятия.

Интерфейс программы 3ds Max. Особенности рабочего пространства программы. Назначение  и перечень команд «панели инструментов». Назначение  и особенности работы с панелью  «временная линия». Назначение и особенности отображения информации в строке «статус». Порядок налаживания видов рабочего пространства программы: масштабирование, налаживание  перспективы. Назначение и перечень основных команд вкладышей «дополнительной панели инструментов». Сохранение результатов работы в файл для дальнейшей работы [2].

Тема 3. Изучение основных методов формообразования трехмерных объектов.

Основные операции, которые  выполняются над объектами трехмерного пространства. Создание геометрических примитивов трехмерного пространства. Модификация геометрических примитивов. Создание примитивов. Создание  и налаживание необходимой формы. Налаживание  кривизны контрольных точек кривой. Создание трехмерных  объектов метод наращивания. Создание трехмерных объектов методом наращивания с фаской. Создание трехмерных объектов методом обращения кривой вокруг оси. Создание трехмерных объектов методом наращивания по заданной кривой. Булевы  операции создания сложных трехмерных объектов на основе булевых операций.

Тема 4. Моделирование  архитектурных объектов с использованием планов и разрезов.

Сканирование и подготовка изображений к  использованию. Использование изображений  планов для ускоренного моделирования  кривых, которые описывают контуры планов. Моделирование трехмерных поверхностей стен, пола потолка на основе кривых. Моделирование оконных и дверных проемов.

Тема 5. Работа с материалами. Создание и налаживание  материалов.

Редактор материалов. Основные элементы интерфейса редактора материалов. Пиктограммы быстрого доступа. Типы материалов и другие дополнительные параметры. Создание и  налаживание нового материала. Основные свойства материала и порядок их налаживания. Архитектурные материалы. Библиотеки материалов. Текстурированные  материалы. Налаживание текстурированых материалов.

Тема 6. Работа с источниками освещения

Типы источников освещения и их свойства. Порядок создания источников освещения. Порядок налаживания источника освещения. Налаживание  тени от источника освещения. Фотометрические источники освещения.

Тема 7. Работа с объектом «камера». Выбор ракурса визуализации.

Создание  объекта «камера». Налаживание  отображения вида «камера».  Выбор и налаживания ракурса камеры. Создание анимации.

Тема 8. Визуализация.

Визуализация. Порядок налаживания визуализации. Выбор размеров конечной картинки. Сохранение  результатов визуализации. Envіronment.

Тема 9. Моделирование рельефа на основе  топографических карт земельного участка.

Использование топографических карт земельного участка для  ускоренного моделирования кривых, которые описывают контуры топографических уровней высот. Моделирование трехмерных поверхностей рельефа на основе принципа созданных кривых. Моделирование  перепланирования рельефа земельного участка.

Тема 10. Моделирование  растений. Моделирование ландшафтного оформления проекта.

Моделирование простых растений. Моделирование цветочных растений. Моделирование  клумб. Моделирование «рассадка» растений по определенным зонам трехмерной поверхности рельефа. Моделирование кустов. Моделирование  деревьев.

Тема 11. Моделирование  искусственного освещения ландшафтного дизайна.

Моделирование  естественного освещения среды. Моделирование искусственного  освещения среды. Моделирование  вечернего освещения парковой зоны. Моделирование  вечернего освещения рекламных щитов, вывесок, и т.п.

Тема 12. Моделирование  фонтанов и водопадов в ландшафтном дизайне.

Моделирование  простых фонтанов. Моделирование  сложных  фонтанов. Моделирование  водопадов в ландшафтной среде.

Тема 13.  Анализ и особенности дополнительных визуализаторов.

Перечень дополнительных визуализаторов и особенности их использования. Использования визуализатора для получения фотореалистических изображений архитектурных проектов. Порядок использования V-ray визуализатора. 

Тема 14. Моделирование  естественного и интерьерного освещения.

Моделирование  прямого солнечного освещения. Моделирование  рассеянного естественного освещения интерьера. Порядок налаживания естественного  освещения интерьера.  Порядок создания и налаживание  теней интерьера.

Тема 15. Настройка V-ray визуализатора.

Порядок настройки вкладышей  «swіtch». Порядок настройки вкладышей  «system». Порядок настройки вкладышей  «QMC». Порядок настройки вкладышей  «іmage sampler».  Порядок настройки вкладышей  «global illumination».

Тема 16. Работа по V-Ray материалами. Создание и настройка материалов.

Порядок создания V-Ray материала. Основные особенности параметров V-Ray материала от стандартных материалов. Порядок настройки отражений V-Ray материала.  Порядок настройки прозрачности V-Ray материала. Порядок использования текстур в V-Ray материалах. Моделирование и порядок настройки каустических еффектов.

На рисунках 1, 2, 3 показаны примеры курсовых работ по дисциплине "Дизайн интерьера", выполненные студентами 5-го курса

Выводы:

 

Использование современных графических программ при подготовке дизайнеров позволяет дать будущим специалистам возможность достижения высокого уровня профессионализма. При овладении навыками работы в графических редакторах  3ds Max, Adobe Photoshop, plugging V-Ray студенты могут визуализировать виртуальное пространство максимально приближенное к реальному разрабатываемому интерьеру. Такой поход  способствует развитию творческого аспекта, совершенствует пространственное видение и эстетическое восприятие мира.

 

Список литературы

 1. Фрэнсис Д. Л., Винжелли Ч., Винжелли. К. Дизайн интерьера. Иллюстрированный справочник / Пер. с агнл. А. Андреев. – Харьков: ВАТ "Харківська книжкова фабрика ім. М. В. Фрунзе", 2007. – 336 с.

2. Мэрдок К. Л. 3ds max5. Библия пользователя / Пер. с англ. – А. Л. Соколенко, А. В. Франчук. – М: Издательский дом "Вильямс", 2003. – 1136 с.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1


Рис. 2
Рис. 2


Рис. 3
Рис. 3


Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Хейфец Александр Львович
(23 февраля 2011 г. 10:19)

Здравствуйте, коллеги.

Испытываю к Вам белую зависть (то есть рад за Вас) в связи с тем, что Вы имеете столько часов на этот замечательный курс. Мы с коллегами тоже учим архитекторов и дизайнеров построению интерьеров в курсе компьютерной графики и информатики. Поделюсь своими проблемами и опытом в этом плане.

На интерьеры выделяем 2 месяца, лекций нет. Все показываем в мультимедийной аудитории на 3…4 практических занятиях. Затем “строгим голосом” говорим, чтобы за оставшееся время были выполнены три интерьера:  гостиная, спальная и ванная комнаты. И они все делают (а куда им бедным деться, правда, у большинства студентов видим  активное понимание необходимости выполнения этой работы, которое придает им силы). Оставшиеся 3…4 занятия – это контроль и консультации по конкретным проблемам. В итоге к экзамену получаем хорошие работы, того же качества, что и приведенные Вами. V-ray даем на самостятельную проработку и на экзамене поощряем его применение.

Подолью немного “дегтя”. По моему, за выделенное Вам время можно дать значительно больший объем полезных заданий. Мы за следующий месяц даем построения высотного дома. Студенты понимают, что это их будущий хлеб.

С уважением. А.Л. Хейфец.


Назад