Назад

Размышления о графической культуре, технической грамотности и государственном курсе в светлое сказочное будущее

Фото Ларкин Михаил Юрьевич (Пермский государственный технический университет)




"Слушал я вас всех долго, терпеливо и внимательно и наконец понЯл: ну и дураки же вы все!" 

М.М.Жванецкий устами Райкина в далекие 70-е 


Ой, господа… Почитал я доклады… В таком светлом, воздушном мире живёте.. Аж завидно.

А я уже не умею. Ну не получается как-то… А хотите сказочку?Давеча вон дочери книжки смотрел, пограмотнее да поопрятнее.

Не поверите – перебрал 14 (четырнадцать!) Курочек Ряб. 

Помните? «… Мышка бежала, хвостиком махнула… Яичко упало и…»  

Что? Думаете – разбилось? Нееет!

По нашим книжкам – изжарилось. Ни в одной книге не нашёл СЫРОГО яйца! На деревянном полу не прозрачный, а уверенно белый белок, иногда с пузырчатыми краями. А вы говорите – виртуальные модели, горячая обьёмная штамповка (ГОШ). Это же уникальный объект, невозможно посмотреть, вдруг художник не видел никогда.  Скажете – ерунда? Нет, ребята, НЕ ерунда. А приучение с детства к разрешённости халявы. 

Вчера дочь, которой нет 5 на утренний «образовательный» мультик «Алекс в джунглях» по Рифей-ТВ аж рот открыла: «Как это у змеи нет костей???» Это она ещё не заметила, что коротконогая жирная зебра живёт В ДЖУНГЛЯХ. И это не проходящий факт, а вывод в конце фильма, типа энциклопедической статьи.

И это совсем не ерунда и не мимо темы опять Ларкин завёлся. Не дадут полностью разместить доклад – найду СМИ, напечатаю ПОЛНОСТЬЮ и со ссылкой на этот прискорбный факт. Это именно – о графической культуре.

В книжных и даже учебных иллюстрациях полно Фотошопа и 3-d объектов. Да вот только тени по той бревенчатой 3-d стене идут ПЛОСКИЕ. Вот вам и необходимость начертательной геометрии. Брёвна уходят к горизонту ВНИЗ, т.е. точка стояния ниже центра картинной плоскости, а у ходиков видна ВЕРХНЯЯ грань. Я уже молчу про подвес маятника и количество гирек-цепочек. Привык уже, что на даче все хватают ЗА ГИРЬКУ у тянут ВНИЗ. Даже не пытаясь подумать, что вниз она и сама умеет. Это именно воспитание обыденной, базовой технической микро-грамотности в массе населения.А расстрелянная БМВ у Музея так называемого Современного, извините, Искусства… Я уже писал в отзывах, если не выцензурили – пацанам-то что остается? Добуквенно по Плану Даллеса (например http://www.chekist.ru/article/886). Они же видят каждый день, что поганить и уничтожать всласть то, что не ты делал, ты не рисовал, не чертил, не вынашивал – «Типа, круто!».

Ведь вливаются миллионы в оболванивание нации – ведь все эти «Камеди клабы», Домы-2, «Бандитские Петербурги» стоят немалых денег. Значит – это кому-нибудь нужно (с).
 

 

Ах как все запуталось за последний год.

Думали - исправится, думали - пройдет.

Все-таки не мальчик и уже пора.

Пожелай мне, милая, ни пуха ни пера.

Помаши с балкона мне гаечным ключом,

Может быть, сантехником стану я еще.

Ничего само собой не наладится.

Надо было - за три моря ходили.

Я пришлю тебе зеленое платьице

И большой с красной кнопкой будильник. 

«Я Один Такой»  Вадим и Валерий Мищуки  Портвейн Блюз  1998

www.piter.fm/artist/вадим_и_валерий_мищуки

Теперь – о грамотности технической.

Мама моя работала с 1964 по 2005 год на заводе, который теперь Протон, простым контролёром ОТК.

Так их заставляли учить весь технологический процесс наизусть, они, простые девчонки из ПТУ могли инженерам ещё до выхода из режима сказать, что параметр уходит. Сегодняшним – что 10, что 10000 – пустая цифра. А модернизация – это отдельная песня. Кое-где регистрирующая аппаратура на стендах во 5-7 сроков выходила. Там уже не моральный, а физический износ. Выход прост – у испытателей берётся подписка, что в случае чего виноваты ОНИ САМИ.

А для детей – уважаемый замечательный образовательный канал Дискавери (и National Geography так же) – «молекулы глины», «вокруг самолёта возникла электрификация». А уж при переводах – такая чушь… Мили-ярды-футы-фунты-дюймы в метры с английского перевели, а цифры-то не обязательно. И получается высота полёта самолёта – выше Луны, а Армстронга в корабле вращало до 415 оборотов в СЕКУНДУ! Да он жидкостью бы растёкся. 

– Ну в минуту, подумаешь… 

Вот отсюда и катастрофы. Это же повседневный уровень. Тот же ММЖ (Жванецкий) давнооо говорил – «чуть не историю в школе надо по-другому читать» - ИМЕННО! Причём желательно начинать ещё с бабушек и дедов. 
 

 

А вы, бедняги, просите

Его Превосходительство:

- Кормилец, дай нам денюжку,

добавь хоть медный грош.

- Конечно же, берите же,

- вам говорит правительство.

А вы ему: - Так нету же!.. 

0но вам: - Так ото ж...

Тимур Шаов «Товарищи Ученые 30 Лет Спустя»

www:piter.fm/artist/ тимур_шаов/song_1068166

 


Сейчас на меня накинутся – «Опять на зарплату жалуется!»

Да нет, не жалуюсь. Я своё заработаю. Но свой товар - интеллект, опыт, мастерство, я продам тому, кто оценит их достойно. Альтруизмом уже давно переболел.

Вот и думаю. Как быть. Моей стране.

Бакалавриат – это замечательно. А кто будет учить? Не начитывать по книжке, как в компьютерной графике принято, не озабочиваясь собственным умением рисовать, а именно учить, растить? Рудиментарные, болеющие за державу и профессию? Совестью оборудованные? Так кончаются такие. Кормить детей-внуков надо. А чем?

Как смотреть в глаза студентам Государственного университета, платящим по 92 тысячи рублей в год, если преподаватели вынуждены набирать часы на износ, потому что государственная ставка – на уровне продуктовой корзины. Для одного. А детей кормить? А за садик-школу-студию? А за квартиру?

Почему государственный ВУЗ, не стыдясь брать оплату за обучение, забывает кормить тех, чьими руками эта услуга предоставляется? Почему вообще без расходов, даже на питание, без переработок годовой зарплаты преподавателя ВУЗа аж на треть не хватает на обучение у себя же? Или проще проПиАриться, дав школьникам стипендию в размере ставки доцента? А он-то дурак учился, работает, повышает квалификацию… Да многие бы вложили и душу и знания в родные кафедры, так ведь некогда, зарабатывать надо. 

Вот только что переделали программы на 6-летнее обучение, как «поворот все вдруг» на бакалавриат и болонскую систему. И невдомёк господам в министерстве, что разработка учебных программ – это серьёзное и отдельное дело. И не каждый успешно ведущий дисциплину по устоявшейся программе преподаватель способен продумать программу принципиально новую, с двойным сокращением некоторых дисциплин. А почему, собственно? ВУЗ-то государственный. Вроде бы по логике ГОС должен быть поддержан и программой, с возможностью корректировок на местные условия и возможности. Метод.разработки глобальных программ – это отдельное дело, не каждому доступное. А ведь платить за это никто и не собирался. Выживайте. Молчите – значит нравится. Не хотите – работодатель найдёт новых. По крайней мере – он так думает.

А тут ещё и половина часов – на самостоятельную работу. А ведь её, работу эту самостоятельную, проверять надо, это гораздо более трудоёмкий процесс – разобраться в сочинениях, найти не только ошибку, но и её источник и причину. Про уровень заочников и вечерников все знают, только говорить почему-то не принято.

«А я не понимаю!» (с) М.Н.Задорнов.


P.S.Тут стоит культурный парк по-над речкою.

В нем гуляю и плюю только в урны я.

Но ты, конечно, не поймешь, там, за печкою,

потому ты - темнота некультурная.

Ответ с Сельхозвыставки  

© Владимир Высоцкий. Текст, музыка, 1966 

http://www.wysotsky.com/1049.ru/008.htm

 

Вот, для иллюстрации не буду выставлять Красное фанерное безголовье за 200000 бюджетных рублей (http://kp.ru/daily/24557/732830/), 

расстрелянную БМВ (http://www.rg.ru/2010/05/19/reg-permkray/bmw-anons.html), 

Кафельное обгрызенное яблоко из битого кирпича против Пермской государственной библиотеки имени А. М. Горького (- Стоимость проекта порядка миллиона рублей, - сообщила руководитель паблик-арт программы PERMM Наиля Аллахвердиева. – Но стоит заметить, что по мировым расценкам это достаточно небольшие деньги.  - http://kp.ru/online/news/802344/). 

Желающие увидят в Интернете. Покажу то, что вы не увидите. Отказные и принятые иллюстрации для учебника «Информатика» для 3 класса (М.Плаксин и др., М. ЛБЗ, изд. Бином). 

 


Можете нападать, разубеждать. Но это – моя страна, и мне не безразлично, в чём будут жить, летать, ходить мои и не мои дети и внуки. 

Честь имею.

 Михаил Ю. Ларкин.

 



«Ну случайно, ну шутя

Сбилась с верного путя.

Но ведь я дитя природы. 

Хошь дурное, но дитя…»

Л.Филатов. «Про Федота-стрельца» 


Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Угадайте с трёх раз, какую группу картинок приняли для обучения малышей новому трудному предмету, а какая сочтена не соответствующей стилю и целям проекта?

И которая из них будет подтягивать к аккуратной, опрятной графике, а какая убедит, что уровень Масяни – это круто?




Рис. 2
Рис. 2

"Серьёзность - счастье глупцов"

 

Шарль Луи Монтескье

 

французский философ

Дата смерти — 1755

 

 

 

Я понял в чем Ваша беда — Вы слишком серьезны.

Все глупости на Земле  совершались именно с этим выражением лица!

Улыбайтесь, господа,  улыбайтесь...

Тот самый Мюнхгаузен — телевизионный фильм 1979 года,

Сценарий Григория Горина




Рис. 3
Рис. 3

Информатика. Базовый курс. 

Илл. М.Ю.Ларкина

Изд. БИНОМ М., 1996 и далее.

Издана и на татарском языке.




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Короткий Виктор Анатольевич
(22 февраля 2011 г. 21:20)

Мастер, ну что вы ворчите. Не огорчайтесь. Вы правы, но все равно - не ворчите. "Мы живем в России - самой дальней точке бытия. Мы живем в России - это просто родина моя." Вот так. Наплевать на программы всякие. Просто пусть сопливая девчонка-первокурсница с распахнутыми глазами будет знать, что есть такой классный парень Михаил Юрьевич, который учит непонятно чему, вечно всем недоволен, требует ручную работу, но с ним - интересно. Он - буйный, а настоящих буйных мало. Так?

Есть геометрия, есть мы, дураки. И споры у нас по сути дурацкие. Не о том и ни о чем. Ай-яй-яй, геометрия устарела, надо заменить ее компьютером. Или уж повременить? Противную проективную геометрию никто не понимает, на свалку ее, без нее обойдемся. А может, пригодится пока, в некоторых местах? Все задачи будем не в голове решать, а в 3D. Или пока еще, на переходном этапе, будем иногда что-нибудь черкать на бумаге? В общем, тратим время на пустые споры. А времени мало. "Не успели все разлить, а полжизни за кормою. И ни с лупой, ни с ружьем не найти ее следы."

В заключение - вопрос к докладчику.

"В мире тишь и безветрие,  чистота и симметрия,  на душе моей тягостно, и живу я безрадостно." Согласны ли вы с этой печальной декларацией? 

Привет из Челябинска. В. Короткий

 

 

 

 

 

 

Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(23 февраля 2011 г. 19:15)

Спасибо, Виктор Анатольевич.

Хоть один отзвук, остальные все праведники, не снисходят. 

Но с декларацией Вашей не согласен. На душе - да, тягостно за отцов, грустно и больно за страну. Но на своих местах я, дурак, всё равно пашу в разы больше оплаченного, а зачастую - и необходимого. С детства привили - сделать плохо - хуже, чем не делать совсем. Пример - стоматолог, ибо про пилотов теперь не принято. 

Но жить стараюсь именно радостно, и окружающим по мере сил и ума обеспечивать то же. И детишкам собственным троим, от 30 лет до 5, и троим внукам. Ну и студенты вроде на моё жужжание не очень жалуются, хотя я подозреваю, что думает добрая их половина...

Так что - жизнь прекрасна и удивительна. Чего и Вам желаю.

С ув. М.Ю.

Фото
Короткий Виктор Анатольевич
(23 февраля 2011 г. 19:47)

М.Ю., не будем отвлекать мудрых людей от мудрых споров. Мой адрес OSPOLINA@MAIL.RU

Будет желание -пишите. В.Короткий 


Назад