Назад

Разработка «комплекса» педагогического сопровождения самостоятельной работы студента при изучениии графических дисциплин

Фото Мокрецова Людмила Олеговна (Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС")

Соавтор(ы): Головкина Валерия Борисовна

Сегодня коренная реконструкция образовательной деятельности ориентирована на формирование модульной основы организации учебного процесса на базе кредитной системы. Основной целью учебного процесса становится овладение студентами способами приобретения новых знаний, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов студентов требует построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого учащегося. В вузах США и Европы широкое распространение получило студенто-центрированное (личностно-ориентированное) обучение, которое предполагает принципиальное изменение ролевых функций студента и преподавателя. Студент из пассивного объекта обучения, принимающего информацию от преподавателя, становится активным субъектом учебного процесса, способным к самообразованию и саморазвитию, участвующим в формировании  собственной «траектории» образования. Смыслом учения становится не оценка, поставленная преподавателем, а самооценка студентом достигнутых личных результатов.

Изменение образовательного процесса оказывает значимое влияние и на роль преподавателя. Из «транслятора» готовых знаний он становится партнером студента в совместной деятельности обучения - учения. При этом новая роль не умоляет значение преподавателя как педагога. Преподаватель - лектор, методист, исследователь - приобретает новые качества - консультанта (тьютора), так как процесс самообучения студента не исключает действия руководителя, консультирующего и контролирующего выполнение заданий. В новых условиях, преподаватель создает необходимую учебную среду и осуществляет управление деятельностью студента. Общемировая тенденция обучения включает передачу студентам «поддерживающих» («сопровождающих») материалов, облегчающих им возможность самостоятельной работы.

На кафедре Инженерной графики и дизайна (ИГД) НИТУ «МИСиС» первым шагом новой организации работы послужило создание учебной лаборатории на базе чертежных классов, удовлетворяющая современным требованиям мультимедийного оснащения. В течение трех лет было проведено ряд мероприятий по изменению технологий преподавания графических дисциплин с применением КОМПАС 3D и AutoCAD. Уже с первых занятий, студенты технических специальностей изучают начертательную геометрию и инженерную графику как традиционным способом (на бумаге с помощью чертежных инструментов), так и используя программный комплекс Компас 3D. В соответствии с анализом прогнозируемых целей обучения, коллективом кафедры был подготовлен и внедрен в учебный процесс базовый раздаточный материал, на основе которого каждый студент создает личное портфолио (папку учебных достижений) по дисциплине «Инженерная графика».

«Портфолио» рассматривается нами как один из современных инструментов обучения и оценки работы студентов в процессе освоения курса, связывая это понятие с новым пониманием сути учебного процесса и целями образования. Внедрение раздаточного материала позволило решить несколько серьезных; задач по интенсификации учебного процесса, но, вместе с тем, выявило ряд серьезных проблем.

Стала выраженной зависимость студента от преподавателя в вопросах: получения задания,выбора варианта, оформления работ и пр. Раздаточный материал, перегруженный определениями и методическими пояснениями, не позволял студенту в полной мере проявить инициативу в поиске информации. Отсутствие знаний терминов, определений и навыков поиска необходимой информации приводило к снижению мотивации студентов в изучении дисциплины. Отсутствие разных уровней сложности заданий не позволяло первокурснику в полной мере оценить свою базовую подготовку и выбрать собственную траекторию обучения, что уравнивало как сильно, так и слабо подготовленных студентов. Размытые временные критерии сдачи домашних заданий приводили к срыву учебного графика,снижению качества работ и физической перегрузке как студентов, так и преподавателей в конце семестра.

В 2009 году нами был разработан «Комплекс материалов по педагогическому сопровождению студента при изучении курса «Инженерная графика» («Комплекс»), предназначенный для организации работы студентов первого курса высшего профессионального образования (ВПО) технических направлений подготовки в рамках освоения общеуниверситетской дисциплины.Цель «Комплекса» состоит в обеспечении условий для формирования системно-деятельного подхода к процессу обучения студентов и достижения ими необходимых результатов обучения. Основные задачи, которые решаются путем внедрения данного раздаточного материала: организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студента; повышение мотивации студента для приобретения новых знаний по дисциплине независимо от уровня его начальной подготовленности, путем максимального раскрытия его потенциала; стимулирование осознанной необходимости самостоятельных действий студента через самоорганизацию, самооценку, самоконтроль; обеспечение возможности демонстрировать личные достижения студента при выборе собственной траектории обучения; проведение систематической оценки достижений студента и осуществление корректировки дальнейших действий.

Степень начальной подготовленности студента к освоению дисциплиныочень важна и зависит от многих факторов:предшествующей подготовки (школа, лицей, колледж, предшествующей дисциплины в рамках вуза); свойств личности (мотивации, самостоятельности, ответственности и пр.); компетентности преподавателя, технических средств обучения и пр. Мотивация студента по освоению дисциплины определяется: знаниями задач изучения как дисциплины в целом, так и отдельных её разделов (модулей); возможностью самостоятельно выбирать уровень заданий, посильный для выполнения; возможностью самостоятельно выбирать более сложный уровень заданий, следуя рекомендациям в сопроводительных документах; возможностью двигаться по собственной образовательной траектории; уверенностью, в том, что он успеет в срок выполнять и сдавать задания; уверенностью в своем постоянном образовательном росте; уверенностью в возможности самостоятельного выполнения задания.

Традиционно, на первом занятии второго семестра проводится анкетирование студентов для определения их уровня подготовленности к освоению дисциплины. Результаты мониторинга студентов первого курса представлены следующими цифрами: 71% студентов заявили, что им было интересно изучение "Начертательной геометрии"; как на практических, так и на лабораторных занятиях с привлечением графического пакета «Компас3D». Такой же процент студентов свидетельствует о том, что в целом понравилось изучение графической  дисциплины; 79% опрошенных отметили, что все задания первого семестра  выполняли самостоятельно; 58,3%- привлекали Интернет-ресурсы при  подготовке к практическим, лабораторным занятиям, а так же контрольным мероприятиям. Вместе с тем, 31% учащихся заявили о  том, что считают оценку,  полученную за экзамен заниженной.  Причину  этого они видят в том, что не  смогли при выполнении графических заданий продемонстрировать свои знания  и умения в полной мере. Отметим,  что  «будущее за компьютерными чертежами,  а чертежи от руки уходят в прошлое» - считает 21% опрошенных; 45,8% - инженер должен одинаково хорошо выполнять чертежи от руки и с помощью графических пакетов; 8,3%  -считают, что  на первом курсе больше должно быть чертежей от руки, а графические пакеты надо изучать на старших курсах.  Вместе с тем, 24,9% студентов заявили, что им хотелось бы выполнять все работы второго семестра в Компас 3D, но не уверены, что справятся с выполнением всех  заданий. Анализ показал, что около 30% студентов так и не смогли  в полной  мере продемонстрировать собственные учебные достижения при сдаче экзамена,  а 25% учащихся выбирают смешанный способ выполнения заданий во втором  семестре, так как не уверены в собственных силах при полном отказе от ручного  прочерчивания.

Учебный материал педагогического сопровождения составлен  с учетом трех уровней сложности: пороговый, продвинутый, высокий. Пороговый  (базовый) уровень содержит задания  для выполнения слабо подготовленными  студентами. В продвинутый уровень  включены усложненные задания первого уровня, а в высокий – усложненные задания второго уровня. Очевидно, что пятибалльная шкала оценок слишком мала для реальной оценки деятельности  студента, поэтому была разработана рейтинговая система оценок (из расчета максимум 100 баллов за весь курс), с последующим переводом ее в пятибалльную  шкалу.

Системность при разработке «Комплекса» заключается в том, что изучаемый раздел дисциплины  был разделен на отдельные самостоятельные, но взаимосвязанные составные части – модули. Число модулей определялось содержанием и трудоемкостью дисциплины. Каждый модуль содержит  информацию об учебных достижениях студента. По мере освоения студентом соответствующего  модуля осуществляется промежуточный контроль. Каждое учебное занятие  «работает» на формирование у студента компетенции или её элемента. Студент  должен знать, уметь и владеть критериями и результатами данного занятия.

С позиций компетентностного подхода, цель представляемого раздела дисциплины  «Инженерная графика» состоит в формировании у студентов частей или элементов  общекультурных (ОК) компетенций. Разработка «Комплекса» осуществлялась  с привлечением компьютерных технологий, что позволяет  преподавателю предоставить студенту различные средства диагностики (тесты, задания для самопроверки, анкеты и др.). Это дает возможность легко систематизировать  и обрабатывать полученные результаты; студенту - повысить заинтересованность к изучаемому материалу, дают ощущение выполнимости заданий, возможности его усвоения,  веры  в собственные силы и способности, стремление к повышению уровня своего образования.
Все материалы «Комплекса» разработаны в электронном виде и размещены на рабочих столах компьютеров в свободном доступе. Рабочая тетрадь - единственный документ, который студент должен распечатать. В содержание «Комплекса» вошли следующие документы: описание «рабочая тетрадь по дисциплине «Инженерная графика»; методические указания по разработке «портфолио»; презентации по каждому модулю дисциплины; глоссарий (толковый словарь) по курсу «Инженерная графика»; критерии оценки графических работ.

Путем анкетного опроса  были получены следующие результаты: 69,6% студентов подтвердило, что работа с документами «Комплекса» помогла им в освоении дисциплины «Инженерная графика». К положительным результатам работы с учебно-методическим материалом первокурсники отнесли: грамотный системный подход в организации занятий; возможность работать с опережением графика, самостоятельно осваивая новые разделы и выполняя задания; возможность самостоятельного выбора уровня сложности заданий; возможность работы с реальными деталями и сборочными единицами; отсутствие спорных моментов по итогам выполненных работ. К отрицательным сторонам было отнесено: малое количество часов аудиторной нагрузки; наличие графика выполнения и сдачи заданий в семестре; большой объем учебного материала, выделенного на самостоятельное изучение. Самостоятельный выбор студентами уровня сложности заданий распределился в следующем процентном соотношении: высокий уровень выбрали 19,4% студентов; средний (продвинутый) 41,5%; пороговый (базовый) уровень выполнения заданий выбрали 12,5% студентов; выбор уровня проигнорировали 26,6% студентов. Результаты опроса полностью соответствуют реальной ситуации. Студенты, которые отказались от выбора уровня освоения дисциплины, вынуждены были придерживаться базового уровня, игнорируя при этом график сдачи домашних заданий и выполнения контрольных мероприятий.


По результатам работы можно сделать выводы: «Комплекс» является путеводителем по дисциплине «Инженерная графика» и позволяет студентам самостоятельно осваивать темы, выполняя упражнения и задания разного уровня сложности с консультацией преподавателя; разноуровневый по сложности дидактический материал дает возможность  индивидуализировать работу учащихся, сделать процесс усвоения знаний и умений посильным для студентов, имеющих разный уровень начальной графической подготовки; анализ возможных ошибок по каждому модулю мотивирует студентов к самостоятельной проверке и внесению исправлений в свои чертежи; достаточное число заданий развивает у студентов необходимые практические навыки выполнения чертежей; балльно-рейтинговая система повышает мотивацию студентов; система зачетов по каждому модулю, регулирует процесс обучения, не позволяя переходить к последующим модулям, не освоив предыдущие.  Положительное отношение студентов к самостоятельной работе развивается на каждом ее этапе, постепенно формируя у них умения самостоятельной постановки задач и выбора цели.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(24 февраля 2011 г. 15:03)

Здравтсвуйте, уважаемая Людмила Олеговна!

Рада новой встрече с Вами, хотя бы виртуальной.

Вы, как всегда, впереди  по реализации принципов модернизации Российского образования, которые в большинстве вузов лишь декларируются: студентоцентрированности; модульности курса; индивидуальности образовательных траекторий; формированию компетенций, включающих у студентов, в том числе, и мотивированной отношение к образовательному процессу; оценки достижений обучающихся, как с помощью портфолио, так и анкетирования...

Мне бы хотелось уточнить, каковы методы оценки компетенций, формируемых в процессе изучения графических дисциплин? Зависит ли окончательная оценка, выставляемая студенту по дисциплине от уровня сложности заданий, которые они выбрали?

Внедрена ли у Вас система зачетных единиц или переход этот запланирован на следующий год?

С уважением, И.Столбова
Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(25 февраля 2011 г. 1:32)

Добрый вечер, Ирина Дмитриевна! Спасибо за отзыв на доклад. Нам действительно осенью пришлось очень много работать над новыми ООП , а , главное, над собтвенным стандартом. У нас будет ( по словам ректора) уникальный образовательный

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(25 февраля 2011 г. 1:45)

Извините, Ирина Дмитриевна , нажала случайно на ввод. Разрешите, продолжу ответ.

Наш стандарт будет строиться по модульному принципу, но модули будут строиться по приоритетным направлениям программы развития НИТУ "МИСиС". В ближайшие дни мы увидим эту структуру в первой итерации.

Возвращаясь к оценке, могу сказать, что до сих пор нет у нас требуемых компетенций( скорее всего ОК будет 5-6 шт) Приблизительно, это будут: ответственность при решении практических задач( или проблем), работа в команде, способность предствлять свои результаты и т.д., Только после этого , можно будет говорить об оценках, но рейтинговая система войдет в жизнь с сентября, соответственно, будет информационная система и расчет. Головкина В.Б. учитывает , конечно, уровни сложности при выполнении ДЗ. У нас есть таблица и есть статистика за два года. Весь учебный план сейчас расписывается по трудоемкости модулей. Вызывает опасение большое количество з.е. модули ПНР и малое их количество на специальные дисциплины, тем более профили?!

Рада буду ответить еще на вопросы коллег, с уважением, Л.О.Мокрецова


Назад