Назад

Проблемы, возникающие во взаимоотношениях преподавателя и студента на экзамене

Фото Мальцева Галина Александровна (Сибирский государственный аэрокосмический университет)

Соавтор(ы): Краева Галина Федоровна, Муренкова Нина Васильевна

Искусство обучать и искусство учиться – неразрывные части образовательного процесса. На экзамене появляется возможность выяснить: усвоены ли знания предмета студентом и будут ли они инструментом решения других познавательных и практических жизненных и профессиональных задач.

Особенностью взаимодействия на экзамене является то, что партнеры не равноправны; лидером в силу своего социального статуса является преподаватель. На него ложится ответственность за успешность общения на экзамене, а также он должен определить и оценить качество знаний по дисциплине, которыми владеет студент.

В педагогической литературе по глубине усвоения различают следующие виды знаний:

узнавание – поверхностные ненадежные знания;

репродукция – механическое запоминание;

применение – понимание знаний и умение их применить;

творчество – высшая степень усвоения знаний, свободное владение ими в нестандартных ситуациях.

Экзамен в вузе – это необходимый момент обучения и нередко последняя возможность преподавателя научить студента или, по крайней мере, постараться поддержать интерес к предмету для возможности дальнейшего самообразования. Во время экзамена преподаватель получает в результате обратной связи оценку качества собственной работы в течение семестра, оценку своего умения преподавать знания, а также информацию о том, какие разделы программы наиболее сложны или несовершенны. И, конечно же, экзамен – это одно из главных средств, которое помогает активизировать учебную деятельность студентов.

Что касается студентов, то их стремление выдержать экзамен обусловлено несколькими мотивами. На основании опроса студентов первого курса института космической техники СибГАУ, авторами были выделены следующие мотивы (по степени значимости): 1)  успеваемость («чтобы не отчислили»); 2) материальная заинтересованность («чтобы не лишили стипендии»); 3) стремление поддержать высокую самооценку («быть не хуже других»); 4) интерес к предмету («мне нравится инженерная графика »). Как правило, эти мотивы действуют одновременно. Ожидали ли мы другого результата? Да, надеялись, что интерес к дисциплине будет хотя бы на третьем месте.

Экзамен – это диалог, в котором у каждого из участников свои цели. В зависимости от того, как соотносятся у каждого из собеседников установка на взаимодействие и установка на реализацию собственных интересов, стратегии общения могут быть различными, а иногда могут возникать небольшие конфликтные ситуации. Если преподаватель и студент стремятся взаимодействовать, они приходят к согласию. Если преподаватель выбрал стратегию противоборства, а студент уступчив, то конфликтная ситуация также не наступает. Возможно молчаливое взаимное избегание трудностей, о которых подразумевают оба, тогда конфликта не происходит, но и задачи экзамена не будут выполнены. Важно иметь в виду, что конфликт может не проявиться в явной форме, но экзамен отложится в памяти участников как неприятное, возможно, неосознанное переживание, которое даст о себе знать в следующем семестре или выразится в других жизненных ситуациях. Как правило, каждый преподаватель имеет свой опыт разрешения конфликтных ситуаций. Но в любом случае преподаватель должен обеспечить возможность студенту продемонстрировать свои знания. Даже если студент ошибся, можно ему помочь, не прерывая хода его рассуждений, используя краткие уточняющие вопросы и перефразировки, например: «Если я Вас верно понимаю, Вы утверждаете…». Благодаря этому, студент может еще раз проверить свою мысль или изменить ее ход. Обязательно нужно давать обратную связь во время ответа, причем это можно делать и невербальными средствами – покачиванием головы, улыбкой, кивком и т. д. Если студент неверно решил задачу, следует задать наводящие вопросы и дать возможность исправить решение. Если преподаватель ограничивается репликой «Неправильно», это лишь вызовет в дальнейшем негативное отношение к дисциплине или у студента возникнет сомнение в объективности оценки, поставленной преподавателем.

Для успешного общения важен момент начала экзамена. Несмотря на ограниченность во времени, преподавателю следует начать экзамен с абстрактно-доброжелательной фразы типа «Поздравляю с первым экзаменом по любимому вами предмету»… или «Сегодня вы, наконец, сможете отдохнуть от учебы». Согласно психолого-педагогической литературе [1], для студента, сдающего экзамен, типично одно из четырех состояний: 1) здоровая тревожность; 2) повышенная напряженность; 3) перевозбуждение; 4) апатия и переутомление. В первом случае могут возникнуть проблемы педагогического характера, которые легко устраняются. Во втором случае важно снять напряжение. Следует обратить внимание на позу студента, на его движения: если он ссутулился, скрещены руки и ноги, задавать вопросы бессмысленно. Необходимо снять напряжение посторонним вопросом или небольшой просьбой, например: «Не могли бы Вы одолжить мне ваш карандаш» и т.д. В третьем случае, когда студент перевозбужден, он будет говорить много, торопясь и повторяясь. Дожидаться конца ответа не имеет смысла, чувство времени на экзамене у студентов исчезает. Перевозбуждению сопутствует громкий голос, быстрая речь, множество лишних движений. В четвертом случае мы имеем дело со студентом, который пришел на экзамен после бессонной ночи. В этом случае общение для него – почти непосильная нагрузка. Вопросы ему следует задавать от общего к частному, чтобы он мог легче вспомнить то, что им твердо усвоено, но что он не в силах сейчас воспроизвести.

Изучение инженерной графики совпадает по времени с адаптацией студентов к учебному процессу в вузе. Невысокий результат на экзамене не всегда свидетельствует о том, что данный студент неперспективен как будущий профессионал; это может означать, что он еще не адаптировался к новой для него обстановке. Поэтому на экзамене очень важна эмоциональная поддержка.

Самым надежным способом контроля знаний является проверка способа обращения с информацией, алгоритма действия. С этой точки зрения студент, способный решить на экзамене впервые увиденную задачу, более перспективен в научном и профессиональном плане, чем умеющий верно воспроизвести чужие рассуждения.

Что касается получения представления об объеме знаний студента, то здесь многое зависит от того, какие вопросы задает преподаватель. Экзаменационные вопросы, несущие казалось бы сугубо контролирующую функцию, могут выполнять в неявном виде еще одну чрезвычайно важную задачу – обучающую. Вопросы на экзамене ставят студента в проблемную ситуацию, в которой он должен принять ряд решений: решить задачу, подготовить ответ на теоретический вопрос. Насколько сложной будет ситуация, какой практической значимостью она обладает – это зависит от педагогической грамотности преподавателей, которая в данном случае воплощается в сформулированных ими вопросах и задачах. Экзаменационные вопросы – это такое звено в процессе обучения, которое оказывает определяющее влияние, с одной стороны, на методику педагогической деятельности преподавателя, а с другой стороны, на познавательную деятельность самого студента. Одни преподаватели стремятся выяснить, что студент знает, другие – чего он не знает. В зависимости от этого меняется форма и содержание вопросов. По мнению авторов, вопросы должны быть конструктивными и развивающими, т.е. должны содержать некоторую информацию с тем, чтобы студент мог сориентироваться в предмете, и проблему, чтобы дать ему возможность начать рассуждения и тем самым обнаружить как свои знания, так и пробелы в них. Если студент растерян, преподаватель может задать вопрос, например следующим образом: «В Вашей задаче необходимо определить точку пересечения прямой с плоскостью. Для этого используется дополнительная плоскость. Как она задается и какова последовательность построений?»

Иногда преподаватели задаются вопросом, стоит ли подсказывать студенту на экзамене, и как в таком случае оценивать его знания. Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский выделял два уровня знаний: актуальное знание (что студент может сделать сам) и так называемую «зону ближнего развития» (ЗБР), т. е. набор заданий, которые студент может сделать с помощью преподавателя. По мнению Л.С. Выготского, определения ЗБР важнее, т. к. позволяет судить о том, какими знаниями студент овладеет завтра. [2] Поэтому не следует избегать подсказок и наводящих вопросов.

Следует отметить, что по степени взволнованности студента ни в коем случае нельзя судить о подготовленности или неподготовленности его к экзамену. Она отражает выраженность тревожности как черты личности, значимость ситуации и др. Так, хорошо успевающий студент может очень волноваться, а отстающий – быть невозмутимо спокойным. Результат экзамена зависит также от уровня притязаний отвечающего и обусловлен этим уровнем поведения: стремлением избежать неудачи, либо стремлением добиться успеха. Эти характеристики связаны с тревожностью и поэтому мало отражают реальную подготовленность студента. Не всегда низкие притязания говорят о слабой подготовленности, это может быть связано с глубинными структурами личности студента, его самооценкой и т. д. Часто можно услышать от студентов: «Мне достаточно тройки» или «Лишь бы сдать». Как правило, в диагностике этих проявлений преподаватели доверяют собственной интуиции. Из сказанного следует, что преподаватель должен быть в какой-то мере и психологом и даже психотерапевтом.

Мы рассмотрели лишь некоторые психологические проблемы, возникающие во взаимоотношениях преподавателя и студента при сдаче экзамена. Можно проводить экзамен письменно или заменить его тестированием. Но это уже в большей степени контролирующие мероприятия, чем обучающие. Конечно, можно говорить о необъективности оценки в силу каких-то обстоятельств. Можно доказывать, что личное общение на экзамене преподавателя со студентом имеет ряд преимуществ. Все зависит от цели экзамена и от цели высшего образования в целом.

 Основы знаний, умений и навыков закладываются в вузе, но совершенствуются, а, нередко, и меняются только во время реальной деятельности выпускника на производстве. Рассматривая обучающую функцию экзамена, нужно помнить, что это не только знания по конкретной учебной дисциплине – это, по сути, становление специалиста, руководителя и просто человека.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация опроса на уроке. / Б.Г. Ананьев. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.// М., 1980. 155 - 161 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6-ти томах// М., 1991.Т.2. 360 с.

3. Кравченко А.И. Психология и педагогика./ А.И. Кравченко. Учебник. // М.: ИНФРА – М, 2008. 400 с.

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Хейфец Александр Львович
(1 марта 2011 г. 23:49)

Уважаемые коллеги. С интересом и удивлением прочел Ваш доклад. Интерес вызван Вашим изложением основ педагогики, а удивление – несоответствием ее реалиям сегодняшнего дня.

По моему, экзамен – это контролирующее мероприятие, а не обучающее, учить на нем уже поздно, за исключением, конечно норм и культуры поведения, что мы должны делать всегда. Учитывать на экзамене личность и эмоции студента, а попросту, завышать ему оценку за то, что он волнуется, просто недопустимо. Кстати, некоторые из них очень хорошо волнуются, отработано  в школе.

Когда Вы говорите об общении на экзамене, о “мимике и жесте” преподавателя и о позах студента (“скещены ли у его руки или ноги”), я с тоской вспоминаю, что у нас, такое общение, уже в прошлом. Сейчас экзамен проводится в письменной форме, включая теоретические вопросы. Это категорическое требование сегодняшнего дня и нашей администрации. Вопросы на экзамене задавать просто опасно – обязательно придется по ответу снижать оценку. А как хочется  хотя бы поставить несколько пятерок.

У меня экзамен проходит в письменной форме. Объявляю право студента задать один вопрос на 30…40 минуте. Кроме этого, конечно, сам подсказываю, а иначе…

Беда в том, что студенты совсем перестали готовить теоретический вопрос. Просто не готовят, и все. По телевизору слышал термин, извините, “дебилизация” молодежи. Согласен с этим полностью. Это не моя возрастная неприязнь к молодежи. Эта констатация факта. Вынужден допускать ответ без теоретического вопроса на тройку. Еще недавно “без теории” выгонял, сейчас смирился. Недавно с удивлением узнал, что многие коллеги уже давно так смирились, просто неловко об этом говорить вслух.

При всем том, умных студентов еще много, ради них и работаю.

Студенты на экзамене делают ставку на решение двух предложенных задач. Многие просто надеются их списать. Поэтому приходился быть в аудитории. Уж не обессудьте, но в очень слабых группах приходится сознательно выходить из аудитории, чтобы снизить количество двоек.

Сегодня оценки на 1 балл завышаем, в сравнении с тем, что было еще 2…3 года назад.

Вот таковы реалии, в отличие от изложенной вами теоретической педагогики.

Извините за эмоции. А.Л. Хейфец

Фото
Славин Борис Матвеевич
(3 марта 2011 г. 15:15)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! С интересом прочитал Вашу статью. С ее отдельными положениями можно согласиться. Но, в целом, я присоединяюсь к мнению Александра Львовича. К сожалению, современные реалии не вписываются в эти замечательные теории. После введения ЕГЭ уровень знаний основного контингента студентов упал просто катастрофически. Поэтому применима только одна "теория": закрыть глаза и тянуть из-за всех сил. Печально, а что делать?

С уважением, Б.М.Славин 

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(8 марта 2011 г. 22:51)

Здравствуйте, уважаемая Галина Александровна. Полностью согласен с вашей "теоретической педагогикой". А сводить экзамен к формальному контрольному мерприятию легче всего. В своё время я прочёл замечательную статью математика и литератора И.Грековой (Венцель) в журнале Вестник Высшей школы (или Альма Матер?) о том, чем должен быть экзамен в высшей школе. В ней много созвучного с вашей статьёй. Желаю успехов в борьбе с формализмом и пофигизмом.

С уважением Д.Е.Тихонов-Бугров.

Фото
Мальцева Галина Александровна
(14 марта 2011 г. 10:37)

Здравствуйте уважаемый Александр Львович! Благодарим Вас за внимание к нашему докладу. одним из направлений научно -иследовательской работы на нашей кафедре является совершенствование методов контроля знаний студентов в период их адаптации к учебному процессу. После многолетней работы с тестами и анализом письменных экзаменоционных работ студентов, авторы статьи являются сторонниками "классического" экзамена. Для руководства самостоятельной подготовкой студентов к контрольным и практическим занятиям издан сборник заданий в тестовой форме, а также студентам предлагается его электронная версия. На каждом практическом занятии проводим пятиминутный программ. контроль. Все это дает хорошие результаты для запоминания теоретического материала. Имея на руках рейтинговый план работы на семестр, обладая информацией о правилах получения допуска к экзамену и проведения самого экзамена, студенты не строят иллюзий (преподаватели не создают условий для списывания, а задачи в билетах меняем). Чтобы получить допуск к экзамену, студент обязан защитить эпюры, написать на положительную оценку контрольные работы и программ. контроли, заполнить и защитить рабочую тетрадь. Как правило, студент, получивший допуск на экзамен в состоянии его сдать. О обучающей функции экзамена много сказано в педагогической литературе, твердая убежденность авторов по этому вопросу подтверждается многолетним опытом работы со студентами. За волнение на экзамене мы не повышаем оценку, а помогаем студенту справиться с ним. Позвольте не согласиться с Вами, что следует работать ради "умных студентов". Можно много говорить о том, что ум и мышление - это разные вещи. Умные люди, плохо владеющие навыками мышления, часто попадают в "интеллектуальную ловушку", а многим не самым умным удается развивать в себе навыки мышления до очень высокого уровня. Так как мышление - это навык, который можно приобрести, тренировать и развивать, так почему это не делать? Для того мы и нужны, чтобы научить студента мыслить. Большая часть мышления происходит на уровне восприятия. Какими бы гениальными ни были компьютеры при обработке материала, это все равно не сможет компенсировать неполноценность восприятия. И еще, Александр Львович, Вы правы в своем замечании "о мимике и жесте". К сожалению, не до того преподавателям сейчас, чтобы уделять внимание эмоциям студента. Иногда пытаемся пользоваться методами нейро-лигвинистического программирования, потому следить за взглядом, движением рук это уже привычка. С уважением Г.А. Мальцева, Г.Ф. Краева, Н.В. Муренкоква.

Фото
Мальцева Галина Александровна
(4 апреля 2011 г. 23:28)
Здравствуйте уважаемый Дмитрий Евгеньевич! Благодарим Вас за поддержку. Спасибо и за информацию о статье И.Грековой, обязательно прочитаем. Удачи Вам во всем! Коллектив кафедры ИГ СибГАУ.
Фото
Мальцева Галина Александровна
(5 апреля 2011 г. 2:26)
Уважаемый Борис Матвеевич, здравсвуйте! Спасибо , что проявили интерес к нашей статье. Действительно, введение ЕГЭ негативно сказалось на уровне знаний сегодняшних студентов, но тем не менее студенты успешно осваивают геометрическое моделирование и многое другое, что связывают с будущей профессией. Возможно дело в мотивации, а студенты не так уж безнадежны. В Красноярске СибГАУ считается вузом, в котором "нужно учиться" (с долгами по результатам сессии долго не держат), потому слабые студенты поступают в другие вузы города. Мы даже гордимся своими студентами, в этом году они заняли первое командное место в региональной олимпиаде по графическим дисциплинам. Есть конечно и слабые группы, но мы стараемся, применяем свои"педагогические теории", чтобы увидеть интерес в глазах студентов. А если это удается, то успех "неизбежен". Г.А. Мальцева, Н.В. Муренкова, Г.Ф. Краева. Борис Матвеевич, еще раз спасибо Вам за теплый прием и прекрасную организацию конференции в Астрахани. Г.А.Мальцева.
Фото
Славин Борис Матвеевич
(5 апреля 2011 г. 23:39)

Извините, произошел сбой, поэтому повторяю сообщение.

Искренне Вам завидую, что у Вас имеется определенная возможность выбора студентов. В Астрахани, к сожалению, наш АГТУ единственный технический ВУЗ, поэтому кто придет тому и рады. Благодарю за комплименты. Все мне пишут одни и теже благодарности, даже лопатки чесаться начали - наверное крылья растут. Складывается обманчивое впечатление, что да это наших коллег никто никогда не принимал в другиз городах - это же не так. Надеюсь, что в этом году удасться опять встретиться. Говорят наш приглашает Гошков Г.Ф., в Москву.

С уважением, Славин Б.М.


Назад