Назад

Организация процесса обучения студентов инженерной графике строительных специальностей

Сергеева Ирина Александровна (Сибирский государственный университет путей сообщения)



Инженерная графика относится общепрофессиональным дисциплинам, основная задача которой - обучить студентов строить плоские изображения (чертежи) различных объектов и оформлять конструкторскую документацию согласно требованиям Государственных и отраслевых стандартов (ГОСТ) и Системой проектной документации в строительстве (СПДС). Следует отметить, что мы имеем недостаточный уровень школьной подготовки обучающихся по черчению и малое количество часов аудиторных занятий при большом объеме учебной информации. При обучении студентов строительных специальностей курс условно можно разделить на два блока: машиностроительное черчение и строительные чертежи.

Преподавание инженерной графики осуществляется на компьютерах в программе Компас. Данная программа позволяет создавать 2-d чертежи и 3-d модели. Первое задание курса Проекционное черчение знакомит студентов с ГОСТ 2.305-2008 «Изображения – виды, разрезы, сечения». Задания по данной теме направлены на отработку навыков создания плоского чертежа, выбора необходимого и достаточного количества изображений объекта. Параллельно обучающиеся осваивают ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений». Несмотря на то, что проекционное черчение является частью школьного курса дисциплины Технология, многим студентам сложно по двум проекциям представить конструкцию детали, построить заданные изображения (разрезы, сечения). Варианты, выданные в виде аксонометрической проекции, также вызывают затруднения: обучающиеся не могут «прочитать» отдельные элементы детали, найти необходимый размер. Задача 1 данной темы выполняется способом плоского чертежа: программа Компас в данном случае выступает в роли электронного кульмана. В процессе работы студенты учатся правильно интерпретировать графическую информацию, т.е. читать чертеж: по проекциям отдельных элементов детали представлять конструкцию в целом.

При выдаче Задачи 2 преподаватель демонстрирует возможности программы в создании твердотельной 3-d модели. Обучающимся необходимо мысленно представить объект, и на основе мнемического образа создать электронную 3-d модель. Переход к плоским изображениям происходит в автоматическом режиме при помощи панели инструментов «Ассоциативный чертеж»: выбирается необходимое и достаточное количество видов детали; разрезы (сечения) и изометрия выполняются в автоматическом режиме.

Следующее задание, выполняемое обучающимися - «Машиностроительный чертеж». Мы считаем этот раздел важной составляющей учебного курса строительных специальностей, т.к. студенты учатся работать с чертежами деталей, имеющих в конструкции резьбу: определять тип резьбы и её параметры, работать со справочной литературой. Впоследствии приобретенные навыки помогут в работе со сборниками стандартных изделий (подбор болтов, гаек, задвижек, тройников и т.д.). При выполнении задания обучающиеся самостоятельно принимают решения – при выборе способа построения чертежа (плоский или моделирование), количества и видов необходимых изображений, подборе справочных параметров резьбы (фаска, проточка), нанесении размеров. Контрольная работа по данной теме направлена на осуществление нормоконтроля чертежа – преподавателем выдаются карточки с вариантами, в которых допущены ошибки, как в изображениях, так и в простановке размеров.

Второй раздел учебного курса по дисциплине инженерная графика посвящен строительным чертежам. Студенты выполняют два задания – Конструирование узлов металлической фермы и Чертеж здания или мостового перехода. Во вводном занятии делается акцент на принципиальных отличиях строительных чертежей: в названиях изображений, нанесении размеров, обводке чертежа, оформлении основной надписи. Рассматриваются понятия конструктивный элемент (опора, устой, фундамент, кровля и т.д.), прокатный профиль (уголок, двутавр, швеллер). При выполнении чертежей студенты учатся пользоваться библиотеками стандартных изделий в программе Компас. Например, при выполнении плана здания, можно выбрать сетку координационных осей, задать шаг; затем тип стен (ширину, материал, величину привязки), марку оконных и дверных блоков. Маркировка и подсчет площадей помещений, составление экспликации занимает несколько минут. Также имеется возможность создавать свои библиотечные элементы (например, типы линий).

Для осуществления обратной связи в течение семестра нами проводится компьютерное тестирование с помощью программы Moodle. Зачетная работа состоит из трех заданий, охватывающих весь пройденный материал.
Выдача нового учебного материала происходит при помощи созданных в программе MS PowerPoint презентаций. Такой тип лекций широко применяется в обучении студентов. Достоинства заключаются в высокой наглядности, в лучшем восприятии материала по сравнению с плакатами или чертежами, созданными при помощи мела и линейки на доске. Есть возможность регулирования скорости чередования слайдов и анимации построений на слайде; при необходимости возможно вернуться к любому моменту занятия.

Опрос и анкетирование студентов показали наличие затруднений в обучении инженерной графике. Наиболее часто отмечается, что «дисциплина сложная», «мало часов занятий», «сложно самостоятельно выполнять задания». В то же время студенты положительно высказываются об организации занятий, объективности оценивания знаний и технической оснащенности кафедры (компьютеры, использование на занятиях различных пособий, плакатов и моделей). Большинством респондентов приветствуется изучение данной дисциплины с помощью графической программы Компас: быстро и легко исправляются ошибки, высокое качество чертежей. Многие считают компьютерное тестирование необходимой частью учебного процесса. Лекции – презентации также отмечены обучающимися как наиболее удобная форма ведения занятия.

Вопросы и комментарии к докладу:



Назад