Назад

Какой он, студент нынешний?

Ратовская Ирина Александровна (Сибирский федеральный университет г. Красноярск)



Ежегодно со студентами первого и второго курсов строительного и дорожно-строительного факультетов на кафедре инженерной графики автор проводит социологические исследования  в пределах одного строительного вуза Сибири. Основной целью исследований является выявление сложных для понимания и изучения студентами тем в курсе начертательной геометрии, черчения и машинной графики  и, как следствие,  изменение подачи материала  для  улучшения качества учебного процесса.  Вопросы подобраны таким образом, чтобы получить максимальную информацию из ответов студентов.  Например, на прямой вопрос о качестве занятий студенты отвечают, что практические занятия проходили на высоком профессиональном уровне, темы рассмотрены  подробно. А в косвенных вопросах  те же студенты отвечают, что многие темы остались неясными , хотелось бы постоянных консультаций, т. к. преподаватели не уделяют и десяти минут на обсуждение графической работы, а практические занятия проходили недостаточно углубленно.

Интересовало  и новое  качество  учащихся,  как личностей, их представление о социальной действительности, о своей будущей роли в сложившемся обществе, а также уровень подготовки в средней школе  и отношение к высшему образованию, в том числе, к получению высшего образования в данном конкретном вузе.

Необходимо отметить, что этот временной период реформ и жестких преобразований в различных областях промышленности, сельском хозяйстве, экономике и др. отраслях  народного хозяйства страны не мог не сказаться на качестве образования, в частности, высшего.

Нервозность и растерянность, нестабильность в социальной сфере, неуверенность в завтрашнем; дне - все факторы вместе влияли и влияют на формирование личности студента, его отношения к законам общества, сложившимся на данный момент, к получению знаний, к надеждам на будущее. Или это психически здоровый и самостоятельный человек, уверенный в своем будущем, с сильным чувством патриотизма, болеющий за свою Родину, или сломленный, не способный самостоятельно принимать решения, анализировать исторические события, прогнозировать целостную модель развития общества.

Социологический опрос проводили в трех группах дорожно-строительного факультета первого и второго курсов и в пяти группах строительного факультета второго курса.Ниже приведены выборочные данные (в %):

Предложенные вопросы

Дорожно-строительный факультет.

Год поступления- 2007

Дорожно-строительный факультет.

Год поступления- 2009

 

Строительный факультет. Год поступления-

 2006

Строительный факультет. Год поступления-

 2008

1

Выпускники сельских школ

70%

 

27,6%

30%

 

40%

 

2

Я помню школьных преподавателей 

 

 

 

 

 

-геометрии

 

100

86,2

100

63,3

 

-черчения

36,7

 

 

10

 

3

Я любил геометрию в школе

62,26

75,9

65

66,7

4

Я получил хорошее среднее образование

 

26,5

82,8

62,4

76,7

 

Не могу оценить качество образования

 

46,9

-

-

2,0

5

Мой любимый предмет в Вузе

Физ. культура (16%), ин.яз (7%), инж. графика (6%)

Физика (5%),

ин.яз (6%), инж. графика(7%)

История (9%), физика(4%), тер.мех.(3%)

Сопромат (10%),

таковых нет (11%)

6

Я изучал НГЧ легко

 

 

28,6

44,8

55,2

40

7

На выполнение чертежа (А-3) затрачивал :

3часа-60%

3-5часав-70%

2-3часа-68%

3-4 часа-80%

8

Считаю что времени, предусмотренного программой на изучение НГЧ, достаточно.

-

24,1

-

63,3%

9

Занятия по НГЧ проходили:

 

 

 

 

 

-доступно, понятно

44,1

65,5

55,2

60

 

-на высоком уровне

55,1

31

-

10

 

- «так себе»

-

-

2,0

23,3

10

Если бы я был деканом, то ввел бы дополнительные:

 

 

 

 

 

-лекции

3,0

4,0

-

13,3

 

-практические занятия

5,2

48,3

7,0

33,3

 

-консультации

 

51,0

55,2

79,3

63,3

11

Я всегда мечтал получить инженерно-техническое образование

46,3

51,3

50,4

63,3

12

Я поступил в строительный вуз, так как

 

 

 

 

 

-вижу себя только инженером-строителем

30,6

72,4

72,7

73,3

 

-была возможность поступить только в этот вуз

49,2

24,1

41,4

16,3

13

После окончания вуза хочу

 

 

 

 

 

-стать хорошим специалистом в своей области

59,2

79,3

58,6

53,3

 

-найти высокооплачиваемую работу

36,7

31

44,8

16,6

14

Я хотел бы получить образование

 

 

 

 

 

-в своем городе

46,9

58,6

34,5

36,7

 

-в столичном вузе

18,4

34,5

6,9

10,2

 

-в другой стране

 

14,2

6,9

27,6

33,3

15

Считаю, что высшее

образование

 

 

 

 

 

-необходимо

-

60,3

-

36,7

16

Думаю, что инженеру необходимо разбираться в вопросах религии

-

-

-

50

17

Считаю, что женщине необходимо заниматься только воспитанием детей

-

5,6

9,0

23,3

18

Я не против заниматься преподавательской деятельностью после окончания вуза на кафедре инженерной графики

18,0

55,2

3,5

13,3

19

Хотел бы выполнять графические работы в электронном виде

-

100

-

80,2

Зажатость и откровенный страх читался на лицах студентов первых курсов, проходивших обучение в период 1993-1998гг. Но при этом большая часть (70%) обучавшихся сравнительно «легко» усваивала материал, т.к. студенты занимались самостоятельно, посещали библиотеку, активно работали с учебной и справочной литературой, прорабатывали материал методических указаний, не боялись участвовать в олимпиадах и конференциях.

Чувствовался запас знаний, полученных в средней школе. При этом студенты специальности «Промышленное и гражданское строительство»  обладали более прочными системными знаниями и держались более уверенно по сравнению со студентами  дорожно – строительного  и экологического факультетов. Студентами специальности «Промышленное и гражданское строительство» являются, чаще всего,  выпускники городских школ (более 60%).  У 50% студентов родители работают в сфере строительства или являются сотрудниками вуза.

В этом году студенты стали осторожнее, опасаются даже анонимных опросов, стараются отвечать нейтрально. Но некоторые пишут очень резко и откровенно.  Половина респондентов считают, что образование в Сибири не хуже зарубежного.   Первокурсники желают учиться, учиться и учиться!

Опираясь на результаты опроса можно сказать, что студенты в своем большинстве ведут себя в соответствии со сложившейся обстановкой в стране и в системе существующего образования. Внутренние переживания, несмотря на скупость вопросов, прорываются неуверенностью в собственном предназначении.  Будут ли востребованы нынешние студенты как специалисты?  Более 95% полагают, что высшее образование дает большую возможность получения работы по специальности с более высокой заработной платой. Кроме того, студенты полагают, что  высшее образование дает возможность заниматься политической деятельностью. Многие студенты (18%) надеются на помощь родителей при устройстве на работу.  

Замечательно, что более половины  участников опроса  искренне  хотят стать высококвалифицированными специалистами.         

Список литературы

1 . Ратовская И.А. О чем думают студенты? / Молодежь и наука : ХХI века: Сб. материалов Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 7 ч. Ч.5/ МИОЦ ФГОУ ВПО «СФУ».- Красноярск, 2008.-с.185.

2. Новикова Н.В. Социологический анализ тенденций возрастания инновационно- управленческого потенциала студентов инженерного вуза  / Молодежь и наука : ХХI века: Сб. материалов Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 7 ч. Ч.5/ МИОЦ ФГОУ ВПО «СФУ».- Красноярск, 2008.-с.190.

Вопросы и комментарии к докладу:



Назад