Назад

Новый этап в высшем профессиональном образовании

Фото Лалетин Валерий Алексеевич (Пермский государственный технический университет)



Переход на образовательные стандарты нового поколения не изменяет сути задач, стоящих перед работниками высшей школы: основное - это обучение студентов. Те же задачи, но звучат они по-новому: модернизации Российского образования; компетентностный подход; компетентностная модель; инновационные образоваельные программы; мониторинг качества подготовки; индивидуализация обучения и т.д. Осозновая новые  понятия, приходишь к мысли: «Неужели все так плохо было в старые Советские времена»?

По мнению автора, действительно огромный шаг вперед сделан в области использованием компьютеров и информатизации сферы образования. Этот инструмент позволяет решать любые графические задачи «в разы» быстрее и качественнее.

Вместе с тем "для отработки" новой системы подготовки специалистов потребуется время и немалое. Почему?

Прежде всего меня, как заведующего кафедрой, волнует кадровый вопрос. В большинстве ВУЗов страны кафедры, отвечающие за графическую подготовку, укомплектованы, в основном, преподавателями из прошлого столетия. Новое поколение по известным причинам активно не идет им на смену.

Кроме того, потеряны связи со школами из-за отсутствия графической подготовки в их учебных программах. В 80-ых годах прошлого века наша кафедра владела информацией о состоянии преподавания черчения во всех школах, училищах, техникумах г. Перми и области. Мы проводили совместные конференции, семинары с участием преподавателей школ, училищ и техникумов, на которых делились опытом внедрения вычислительной техники в учебный процесс, методикой преподавания, литературой, организовали курсы повышения квалификации.

Под нашим началом проводились областные олимпиады, по результатам которых комплектовалась для участия во Всероссийских конкурсах сборная команда Пермской области, составленная из победителей среди школьников, учащихся училищ, техникумов и студентов ВУЗов города. Благодаря этим мероприятиям повышалось качество графической подготовки, а, следовательно, росла компетентность как преподавателей, так и студентов.

Многие из тех, кто участвовал в данных мероприятиях, поступали к нам в университет. Это была одна из форм выбора будущей специальности. Кроме того, многие из поступивших и в дальнейшем принимали активное участие в олимпиадах по начертательной геометрии и инженерной графике. В настоящее время актуальность подобной работы утрачена.

Сегодня многое говорится о снижении общей подготовки выпускников школ по всем общеобразовательным предметам. В связи с этим студентам тяжело даются и наши графические дисциплины, тем более, что они встречаются с данной областью впервые. У многих студентов потерян интерес к учебе. Возможно, это связано с тем, что получаемые баллы по ЕГЭ не стимулируют осознанного выбора той или иной специальности, а идет простой процесс зачисления в соответствии с полученным рангом.

Несмотря на вышесказанное, мы должны работать с сегодняшними студентами, и в соответствии с требованиями к выпускникам высшей школы о готовности их к профессиональной деятельности. В рамках графической подготовки мы должны формировать у них готовность к проектно-конструкторской деятельности. Для обеспечения современного качества графического образования на кафедре проделана следующая работа:

  1. Повышается уровень компетентности преподавательского состава через различные формы повышения квалификации. Все преподаватели прошли обучающие семинары по владению графическими пакетами «КОМПАС» и AutoCAD.

  2. Разработан электронный и учебно-методический комплекс графических дисциплин (ЭУМК), который:

  3. Произведена модернизация всех учебных аудиторий с установкой современного мультимедийного оборудования.

  4. Устанавливается активное взаимодействие с выпускающими кафедрами для улучшения качества графического образования.

  5. Делаются попытки повысить заинтересованность студентов с помощью различных форм: через участие в вузовских олимпиадах по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике; путем освобождения от экзаменов (простановкой "автомата") при успешном прохождении учебного графика и т.п.

Современная образовательная среда кафедры представлена на рисунках 1-3. В этих условиях обучаются сегодняшние студенты. Что касается оценки конечных результатов подготовки специалистов в вузе, то для этого потребуется время.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Мультимедийная аудитория




Рис. 2
Рис. 2

Во время лекции




Рис. 3
Рис. 3

Лаборатория компьютерной графики




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(2 марта 2011 г. 20:23)

Здравствуйте Валерий Алексеевич.

Вы очень хорошо отметили положение кадрового состава кафедр, про прошлый век звучит ….

Мысли «Неужели все так плохо было в старые Советские времена?» при рассмотрении всех реформ образования думаю, посещают всех. 

Мне кажется проблема в том, что мы жили надеждой на светлое будущее, а современное поколение хочет жить сегодня и сейчас. Альтруизм вышел из моды.  С другой стороны у нас идет постоянное снижение нагрузки и о принятии на работу молодых и перспективных вопрос не стоит (правда и очереди нет), для поддержания значимости ВУЗа нужны кандидаты и доктора наук.

Современные аппаратные и программные средства открывают такие возможности представления учебной информации, какие лет 10-ть назад даже предположить было невозможно. И для их использования нужно постоянно учиться самим.

С уважением Вольхин К.А.


Назад