Назад

О формировании культуры подачи графических материалов студентами-дизайнерами по специальности 070601 «Промышленный дизайн»

Фото Бояшова Елена Петровна (Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет)



Культура графической подачи является одним из основных факторов в высшем образовании, который обеспечивает полное, информативное, компетентное представление материалов заказчику (в случае учебной подачи – группе преподавателей). На сегодняшний день грамотное владение графическими средствами изображения особенно актуально, потому что сама специальность «Дизайн» ориентирована на самые передовые технологии и использование новейших материалов и средств изображения. Графическую деятельность по нашей специальности мы рассматриваем как процесс моделирования объекта, обладающего большой информационной насыщенностью и доступностью восприятия. В процессе выполнения  образного отражения задуманного объекта автор выступает не только в качестве создателя непосредственно объекта изображения (воплощения идеи), но и организует плоскость листа, на которой размещаются поисковые эскизы и выбранный окончательный вариант.

В графическую подачу входят геометрически-структурные модели объекта изображения, опирающиеся на лаконичное и рациональное представление трехмерной объемно-пространственной формы на плоскости листа и отражающие поисковую деятельность автора. Для эмоционально-образного насыщения окончательного варианта  используется тональная разработка. Кроме того, студент-дизайнер как разработчик новой вещи, облегчающей жизнь человека, должен изобразить ситуацию, где вновь созданный предмет взаимодействует с человеком. Все вышеперечисленное должно производить внятное по геометрическим и антропометрическим параметрам впечатление. Вновь созданная вещь должна быть понятна с точки зрения ее назначения, функции, способа использования. Изображение при этом должно быть максимально информативным, легко читаемым даже неподготовленным зрителем, не требовать дополнительного словесного объяснения.

Проблема состоит в том, что студенты, поступающие на специальность «Промышленный дизайн» зачастую не подготовлены к решению всего этого комплекса задач. Вся наша система обучения, начиная со школы, основывается, скорее, на вербальном описании предметов и явлений, на умении облекать в словесную форму свои мысленные образы, графическая культура же практически не сформирована.

Промышленный дизайн по своей сути близок к скульптуре, к философии объемов, и студент, обучающийся этой специальности, должен в полной мере обладать навыками пространственного мышления, умением мыслить пространственными образами, анализировать пространственные свойства предметов, трансформировать реальные трехмерные объекты в графические изображения. Однако в работах некоторых студентов присутствует неряшливость исполнения (главное – «идея», о которой зритель должен догадаться сам), нечеткая, неясная, мятая форма объема, несовпадение силы тональных пятен с заявленной линией, беспорядочность в оформлении всего листа подачи, перенасыщенность количеством рисунков, желание показать все, что есть в активе, отсутствие разделения на главное и второстепенное.

Многочасовые занятия академическим рисунком дают, скорее, бесконечные возможности  для анализа натурной постановки, но не дают знаний о конструктивных особенностях объектов, необходимых для быстрого эскизирования и мысленного оперирования пространственными образами.

Таким образом, проблема налицо, в рамках существующего учебного процесса она практически не решается. Необходимо научить студента переводить  мысленные образы в особую систему графических знаков и символов, замещающих реальные объекты, с относительной легкостью прочтения и понимания объемной формы человеком. В освоение общей графической культуры входит также понимание и умение изображать объемную форму на плоском листе бумаги, элементарный навык проведения линии, передаче объемно-пространственной формы с сознательным применением опорных, опознавательных, конструктивных точек изображения.

Нами предпринята попытка поэтапного формирования навыков пространственного мышления и графического исполнения во взаимосвязи таких дисциплин, как «Начертательная геометрия», «Рисунок», «Основы композиции», «Информационные технологии в дизайне». Начертательная геометрия вплотную подошла к исследованию многомерных многообразий различной структуры поверхностей, поэтому на первом этапе при изучении дисциплины «Начертательная геометрия» студенты учатся читать чертежи и решать  разнообразные геометрические задачи. Одновременно с занятиями по начертательной геометрии занятия по рисунку организуются таким образом, чтобы учащиеся могли рисовать по представлению, знакомиться с правилами и приемами изображения трехмерного объема на двухмерной плоскости листа, реалистично представлять сложную поверхность объемной формы. На занятиях по основам композиции прививаются навыки организации отдельных элементов в общее целое.

На втором этапе дисциплина «Информационные технологии в дизайне» позволяет студенту придавать видимой форме разную фактуру, материальность, различное освещение. Такие программы, как  3DsMax, Maya, Alias, LightWave и другие, дают понимание   соответствия используемого материала и его технологических возможностей выбранной   форме предмета. В соответствии с разработанной методикой преподавания этих графических дисциплин студенты, выполняя определенные задания, получают такие знания, которые позволили бы им достичь более грамотного исполнения быстрых эскизов объемной формы, изображения объектов технического мира, уменьшить несоответствие замысла реальному воплощению идеи на бумаге.

На пути к формированию пространственного мышления при проведении экспериментального обучения у наших студентов  возникали сложности, поскольку некоторым бездумное срисовывание казалось более легким и доступным, позволяющим добиться быстрых  результатов в передаче иллюзии объема без решения какой-либо поисковой  задачи. Нелегко было также объяснить и показать на натурной постановке принципы построения падающих теней (требуется специальное освещение и отсутствие посторонних источников света). Нужно отметить, однако, что, выполняя ряд практических заданий по активации таких рабочих психических процессов, как восприятие, воображение и графическая трансформация реальных объектов, студенты смогли повысить качество графически представляемых проектов, что было отмечено экспертами с кафедры промышленного дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Говорить об абсолютном успехе экспериментального обучения пока рано, поскольку в работах еще наблюдаются визуальная перенасыщенность отдельными элементами, второстепенными деталями, несоответствие выбранного шрифта к общей подаче.

Таким образом, наш опыт показывает, что проблема формирования культуры подачи графических материалов студентами-дизайнерами в принципе может быть решена. Очевидно, однако, что предлагаемая нами методика нуждается в дополнительном психолого-педагогическом обосновании и дальнейшем совершенствовании.

 

 

 

Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(23 марта 2011 г. 16:37)

Елена Петровна!

Я всегда готова к общению. Мой  e-mail: shatcillo@mail.ru


Л.А.Шацилло

Фото
Ларкин Михаил Юрьевич
(4 апреля 2011 г. 9:29)

А вот у нас по академическому рисунку при БРАКалавриате часы сокращаются в 7!!! раз.

Фото
Бояшова Елена Петровна
(4 апреля 2011 г. 9:59)

То есть было (сколько?) и стало в семь раз меньше?  У нас рисунка в неделю 6 или 8 часов в неделю (сейчас, у специалистов)


Назад