Назад

4. ГГП в условиях уровневой системы образования для выпускников технических вузов, ориентированных на профессииональную деятельность в наукоемких областях машиностроения

Фото Усанова Елена Владимировна (КГТУ им. А.Н.Туполева)
Фото Шацилло Людмила Анатольевна (КГТУ им. А.Н.Туполева)



В  условиях глобализации мировой экономики и сращивания рынков все более очевидной становится необходимость поиска общих подходов в области образования. Реализация ФГОС ВПО  3-го поколения с 1 сентября 2011 года должна позволить по завершении ООП  выдавать студентам по всей стране  дипломы, которые будут признаваться во   всех  странах ЕС.

 ФГОС ВПО по направлениям  подготовки в таких наукоемких областях как:  авиа-,  автомобиле- и  двигателестроение определяет, в основном, следующие виды профессиональной деятельности для бакалавров и инженеров (специалистов):

Магистр должен быть подготовлен к выполнению следующих видов и задач профессиональной деятельности:

Конкретно к этим видам  деятельности  техническим вузам следует готовить будущих выпускников технических вузов в области техники и технологии. В соответствии с видами деятельности, организовывать модульное обучение, поскольку  современные потребности  наукоемких производств на базе  PLM – технологий поддержки жизненного цикла выпускаемой продукции таковы, что не позволяют задерживать вступление нового поколения молодых специалистов в активную профессиональную деятельность.  Поэтому использование таких форм обучения и подготовки, когда студент включается в профессиональную инженерную или научно-практическую деятельность, обучается решению задач автоматизации подготовки конструкторской и технологической  документации с применением CAD/CAM/CAE/CE- систем, становится одной из основных  форм реализации деятельностного подхода к современному инженерному образованию. Сейчас от выпускников вузов даже требуется сертифицированное владение этими технологиями.

Такой прагматический подход к образованию ставит  акцент на увеличение  практико – ориентированной содержательной части учебного плана и рабочих программ.

В уровневой  системе современного высшего профессионального образования компетентностные модели специалистов (бакалавров, специалистов-инженеров, магистров) включают совокупность знаний, умений, навыков владения современными инженерными ИКТ,  а также социально-личностных и культурных качеств, которые должны позволить выпускнику ВУЗа успешно работать в избранной профессиональной сфере.

Логичным решением вышеозначенных задач в области геометро-графической подготовки, должна стать такая  организация образовательного процесса, когда сначала,  в процессе базовой подготовки (БГГП),  приобретаются компоненты общепрофессиональных компетенций, а далее, в проектно-конструкторской  и профильной конструкторской подготовке  профильно – ориентированных и специальных. Для реализации новых компетентностно-ориентированных учебных планов в нашем вузе  предполагалась модель ГГП (рис.1).

После поездки в США  по приглашению фирмы BlackBoard в ведущие университеты аэрокосмический - Embry Riddle Aeronautical University (Daytona Beach, Florida) и  автомобильные - Kettering University (Flint, Michigan) и The University  of Michigan-Flint (Flint, Michigan) (классические тоже посетили), нам хотелось бы подправить  свои позиции в моделировании ГГП. Все университеты в США имеют мощную лабораторную базу. Декларативную часть – практически всё в электронном виде.   Хотим мы этого или не хотим, сами студенты выбирают электронное образование. Практика на предприятиях – ежесеместрово по две недели поочередно: одна группа модуля, потом вторая и т.д. Т.е. студенты не копят в себе теорию – немедленно  испытывают ее на практике и закрепляют ее в деятельности, не отдаленно, а в этом же семестре. Связь с производством налажена. В вышеперечисленных вузах, с которыми мы будем работать на партнерских условиях, ГГП ведется по схемам (рис.2, рис.3). Чисто базовая подготовка, которая относится к сфере наших кафедр, осуществляется за один семестр.  Лекционные  часы – 2ч. в неделю, практика – 4ч. Кредиты – по 4 во всех вузах. Содержательная часть разная для разных специализации, широкий спектр элективных дисциплин на 4-м курсе.

Для наших переходных условий, когда даже не все предприятия еще перешли на PLM-технологии, вузам приходится мобильно настраиваться на работодателя, а теоретизировать будем позже, когда процесс «перезагрузки»     в стране установится.

 

P.S. Просьба к участникам конференции: Елена Владимировна серьезно сломала вторую руку и не может отвечать со своей почты. У Людмилы Анатольевны почта  shatcillo@ mail.ru  работает только на отправку, сообщения от участников  не получаю. Система повреждена. Могу читать комментарии только с сайта конференции. Если есть вопросы - прошу. Переустановлю систему за выходные - и поговорим, обсудим.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

                                             Модель ГГП выпускника




Рис. 2
Рис. 2

                Схема подготовки в модуле для проектно- конструкторской и производственно- 

                   технологической деятельности в The University  of Michigan-Flint (4 года)




Рис. 3
Рис. 3

             Схема подготовки в модуле для проектно- конструкторской и производственно-

                       технологической деятельности в Kettering University (4,5 года)




Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(20 марта 2011 г. 12:12)

Уважаемые Людмила Анатольевна и Елена Владимировна!

Сколько з.е. планируется в КГТУ отводить на "базовую подготовку, которая относится к сфере наших кафедр" при переходе на ФГОС ВПО? Есть ли там место для начертательной геометрии?

С уважением, И.Столбова

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(20 марта 2011 г. 19:07)

Уважаемая Ирина Дмитриевна!
По Институту Авиации, Наземного Транспорта и Энергетики (ИАНТЭ) вышла разнарядка: не более 8 предметов в семестр, не более 5экз. Предложено по граф. дисциплинам:
1.Начертательная геометрия и инженерная графика
Семестры: 1,2    3+3  = 6зет. 1 сем. - НГ

Компьютерная 2D графика
Семестры:  3    3 зет

Это ведет базовая кафедра.

2.  3D-моделирование в CAD– cистемах высокого уровня
Семестры:  4, 5     4+5 = 9 зет
Это ведут специальные кафедры.   В результате обучения студенты должны получать сертификат на профессиональнее владение системой и быть знакомыми и уметь выполнять модели изделий в своей предметной области. К тому времени они уже освоят теоретический  курс геометрического моделирования на кафедре Инф.технологии в машиностроении (4 семестр.)

Так задумано. Но в этом году еще никто не подготовил уч. планы и 2011/2012 г. будем работать по-старому. Вообще думаю, перестраиваться будем постепенно. И кадров современных и опытных негусто, и мыслят многие еще старыми категориями. Новые автомобильные дела будем открывать, сразу все будем делать по – новому.  И никаких 2D. Буду от 3D к 2D. Пока отмашку не дают. Ждем, откуда подует ветер перемен.

Людмила Анатольевна.

Маркова Татьяна Владимировна
(22 марта 2011 г. 12:31)

Здравствуйте, Людмила Анатольевна и Елена Владимировна.

Скажите, пожалуйста, какие CAD– cистемы высокого уровня предполагается так глубоко (с получением сертификатов - и возможно ли это?) изучать в 4-5 семестрах, а какие в 1-2 семестре в курсе инженерной и компьютерной графики? А как следствие, вопрос такой: если для профессиональной деятельности нужны системы одни (высокого уровня), и уже после 5-го семестра студенты будут при выполнении всех работ использовать именно их, то зачем вообще на первом курсе изучать другие, 3D или 2D - без разницы? Может, лучше приобрести базовые знания вообще по-старинке, вручную? "Рука-голова" работают.

Сама активно выступаю за внедрение автоматизации, и как Вы - от 3D к 2D, но, тем не менее, вопрос такой возникает. Кроме того, есть ведь и специальные кафедры (Инф.технологии в машиностроении) - и в нашем вузе тоже.

С уважением, Маркова Т.В.

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(22 марта 2011 г. 14:12)

Уважаемая Татьяна Владимировна!

1. Мы имели в виду ProE and Unigraphics.  Систему Unigraphics использует наш  флагман (не факт, что для всех найдется работа), а мы для автостроения, которое планируется разворачивать в РТ, имели в виду обе эти системы, поскольку нам, возможно, придется работать с заводами-партнерами в США? А у них все на этом..

2. Пока составили уч. план в соответствии с теми рекомендациями, которые спустили на институт Авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ) люди, отвечающие за образовательный процесс. Он им так видится. Видимо из-за низкого качества базовой ГГП решили на 2D сначала учить. Теперь еще и Автокад планируется  преподавать на базовой кафедре. То же непонятно, солить что ли все эти ЗУВ по CAD – системам?  Но Большаков же в своем учебнике по КОМПАСу дает упражнения даже по аксонометрии в 2D режиме. Можно полагаться на его опыт. Была в Ленинграде на учебе в Гиперметоде. Но к нему не было возможности заехать, а хотелось очень для Елены Владимировны что-то привезти. У нее сын еще дошкольник, поэтому оперативная форма интернет-конференции для нас идеально подходит. А длинные наши размышлизмы можно и журналы отправлять.

3. В первом семестре на базовой кафедре Нач.Геом. и Инж.Граф. дают вручную. Не верю, что можно поставить руку за один семестр. Как за рубежом? Лекции на ГСПИ- технологиях можно вообще совмещать с практическими занятиями. Объяснил – тут же показал на практике. Рабочее место студента, как в КБ, оснащено и столом и компьютером слева или справа, кому как удобнее. Эскизируют  и чертят на компьютере в одной той же аудитории. Нет вандалов, протыкающих экран. И пока учатся, делают учебные проекты, все рисуют и руками, и на компьютере.

4. Сертифицированное владение CAD- системой запланировано на 3-м курсе.


Назад