Назад

Интернет-конференция как пример межвузовской кооперации

Фото Лалетин Валерий Алексеевич (Пермский государственный технический университет)
Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский государственный технический университет)



Модернизация системы российского высшего профессионального образования направлена на решение актуальных проблем постиндустриального общества и предполагает внедрение федеральных образовательных стандартов нового поколения, основанных на компетентностной модели обучения, а также создание информационно-технологической среды вуза для обеспечения нового и конкурентно-способного качества высшего профессионального  образования.

Сегодня молодое поколение еще до поступления в высшее учебное заведение знакомо с основами компьютерной грамотности и информационной культуры, обладает навыками обучения в информационно насыщенной среде, стремится соответствовать запросам и требованиям информационного общества. В этих условиях актуализируется проблема подготовки и повышения квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, т.к. критерием профпригодности современного вузовского преподавателя становится его «ИКТ-компетентность». ИКТ-компетентность предполагает наличие не только знаниевой характеристики личности, а большой степени личностно-деятельностной составляющей, что означает готовность к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия средств и методов, предлагаемых информационно-компьютерными технологиями.

Необходимо также отметить, что ввод в действие новых государственных образовательных стандартов расширяет автономию вузов при разработке основных образовательных программ  на основе ФГОС ВПО и одновременно усиливает их ответственность за обеспечение требуемого качества предоставляемого профессионального образования. Новой проблемой становится «встраивание предметного обучения» в компетентностную модель подготовки выпускника. Для этого нужны механизмы взаимодействия между преподавателями-предметниками различных вузов России. Обмен опытом, обсуждение актуальных вопросов компетентностно-ориентированной предметной подготовки, самоутверждение в правильности взглядов на пути их решения в диалогах и дискуссиях среди единомышленников, компетентных коллег по предметной области – актуальная проблема сегодняшнего дня.

Чрезвычайно полезной и малозатратной формой для сотрудничества преподавтелей-предметников является платформа Интернет-конференции по актуальным проблемам качества подготовки студентов высшей школы. Пример этому – опыт проведения I Международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения» на базе Пермского государственного технического университета в феврале-апреле 2010г. [1].

Общее число участников конференции составило 75 человек из 15 регионов России, Белоруссии и Украины. Представители 22 вузов России и ближнего зарубежья приняли участие в конференции, в том числе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного аграрного технического университета, Винницкого национального технического университета, Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева, Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", Московского энергетического института (ТУ), Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, Новгородского государственного университета, Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин), Новосибирского государственного технического университета, Омского государственного технического университета, Пермского государственного технического университета, Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А. Соловьева, Сибирского государственного аэрокосмического университета, Сибирского государственного университета путей сообщения, Таганрогского технологического института при Южном Федеральном университете, Тюменского нефтегазового университета, Уральского государственного университета путей сообщения, Южно-уральского государственного университета и других учреждений.

Для работы Интернет-конференции была создана web-платформа, которая позволяла проводить автоматическую регистрацию участников конференции, загрузку и опубликование докладов, предоставляла сервисы обсуждения докладов, проведения круглого стола и обсуждения проекта решения конференции. Временное обновление новостного раздела конференции осуществляло управление порядком ее прохождения. На заключительном этапе конференции было проведено Интернет-голосование по принятию согласованного проекта решения конференции.

Для каждого участника конференции была организована его личная страница, где хранились его индивидуальные данные, происходила загрузка  авторских докладов и выступлений на круглом столе, менялся статус подготовленных материалов для их рецензирования и публикации на сайте конференции.

Всех участников конференции можно поделить на 3 группы: первая –заведующие кафедрой, профессора, доктора наук; вторая – доценты и кандидаты наук и третья – старшие преподаватели без степени, ассистенты и другие. Распределение участников по перечисленным группам представлено на  рис. 1. Как видно из приведенного рисунка, три четверти участников конференции относятся к специалистам высокой квалификации. Вторая группа являлась самой многочисленной, составляла почти половину всех участников конференции.

В работе Интернет-конференции можно выделить несколько этапов:

Этапы конференции проходили параллельно, но были сдвинуты по времени. В январе началась предварительная регистрация участников, в феврале – прием и публикация докладов, в марте открылась дискуссия по докладам. На рис. 2 представлена динамика увеличения показателей (в процентах) по неделям прохождения конференции. Как видно из приведенных графиков, возможность открытого обсуждения докладов, представленного графиком поступления комментариев, «подогрела» интерес к конференции, произошел всплеск регистраций новых участников конференции и, соответственно, на сайт конференции поступили дополнительные доклады, выставленные  на всеобщее обсуждение. По мере повышения интереса к прохождению конференции увеличивалось число регистраций на сайте конференции.

Дополнительные статистические данные по результатам проведенной конференции приведены в [2].

Проведенный форум позволил практически без дополнительных издержек свести вместе и объединить интеллектуальные усилия преподавателей геометро-графических дисциплин, находящихся в разных уголках России и ее ближнего зарубежья. Конференция выявила явный дефицит общения преподавателей смежной предметной области. Участники конференции положительно оценили собственный опыт участия в данной конференции и предложили данный формат общения сделать регулярным, смогли сопоставить свой уровень профессионально-педагогической компетентности с другими коллегами. 

Конференция получила  широкий резонанс в академической среде получила одобрение на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информационные технологии в повышении качества высшего образования» (14-15 апреля 2010 г., Москва, НИТУ «МИСиС»); на Международной научно-методической конференции «Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этапе» и Совещании заведующих кафедрами геометро-графических дисциплин (сентябрь, 2010г., г.Астрахань); на Международной научно-методической конференции «Проблемы математической и естественнонаучной подготовки в инженерном образовании. Исторический опыт – современные вызовы» (11-12 ноября 2010 г., Санкт-Петербург, ПГУПС). Отмечена удовлетворенность и желание повторного участия у большинства ее участников.

Настоящее мероприятие  является следующим этапом сессионной работы интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» и, надеемся, будет столь полезным и продуктивным.

Список литературы

1. Проблемы качества графической подготовки в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. – Пермь: Изд-во ПермГТУ, 2010.
2. Лалетин В.А., Столбова И.Д., Столбов О.В. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде Интернет-конференции  // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 1.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

               Распределение участников конференции по группам




Рис. 2
Рис. 2

             Динамика статистических данных




Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Токарев Владимир Адольфович
(11 февраля 2011 г. 10:43)

Уважаемые Валерий Алексеевич и Ирина Дмитриевна!

Спасибо за созданную Вами web-платформу! Поясните, пожалуйста, будете ли Вы осуществлять поддержку функционирования разделов web-платформы в части предыдущей конференции (http://dgng.pstu.ru/conf2010), в частности, поддерживать работоспособность или изменение ссылок на левой базовой части страницы. Привлекали ли Вы профессионального web-дизайнера для создания качественной базовой страницы или давали учебное задание своим студентам по специальности 070601.65 - «Дизайн»? Возможен ли дополнительный доклад от технического создателя и администратора web-платформы?

 Улучшать хорошую систему можно до бесконечности. Уже сейчас восхищает оперативность обработки поступающего к Вам материала. Вы производите почти моментальную качественную корректировку докладов. Привлекли ли Вы к этой работе специалистов редакционного отдела вуза? Предполагается ли автоматизация или Ваше участие в устранении орфографических ошибок в вопросах и ответах?

Вызывают интерес пики на графиках рисунка 2. Заинтриговали. У Вас опять что-то есть «в рукаве» для «подогрева» (здесь ваша терминология) пиков? Предполагается массированная рассылка личных приглашений к участию в данной конференции сразу всем заведующим кафедрами графики технических вузов России и других стран? Сейчас с динамикой можно ознакомиться? Или для этого надо было прислать предварительную заявку на рассылку новостной информации о проведении и ходе конференции, как указано в последнем абзаце раздела «О конференции»?

С благодарностью за созданный Вами механизм взаимодействия между преподавателями-предметниками различных вузов.

Токарев Владимир Адольфович

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(11 февраля 2011 г. 21:20)

Уважаемые Валерий Алексеевич и Ирина Дмитриевна!

Огромнейшее СПАСИБО!!!! Организованная  вами и вашими сотрудниками интернет-конференция - это крайне необходимое, полезное и восхитительно организованное мероприятие! Спасибо также за оперативности в исправлении "опечаток"!

Предполагаете ли вы сделать на основе данной web-платформы постоянно действующий ресурс взаимодействия?

С уважением О.В.Ярошевич

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(13 февраля 2011 г. 19:52)

Здравствуйте, Владимир Адольфович!

Постараюсь ответь на Ваши вопросы, хотя бы некоторые.

Сайт прошлогодней конференции доступен в информационном плане, т.е. представлены все участники конференции, размещенные доклады и дискуссии по ним, работа круглых  столов... Что касается левой части сайта: заголовки новостных разделов  остались, а их содержание сегодня уже не актуально, поэтому доступ к ним закрыт.

С подготовкой и проведением конференции справляемся собственными силами кафедры. Подготовкой доклада по техническим вопросам заняться сейчас невозможно, в силу загруженности текущей работой по проведению настоящей конференции. И, наверное, это не всем интересно, тематика нашей конференции несколько другая...

На счет пиков на рис. 2 - так получилось, мы это констатируем, а заранее ничего не режиссировали.

Сегодняшняя динамика: на 13.02.2011: количество зарегитрированных участников 52; городов России и ближнего зарубежья 17; Вузов 23, размещенных докладов 26, комментариев по докладам 69.

Новостной раздел конференции, как и в прошлом году размещается слева на сайте, все новости "читаются", если участник конференции кликает на них мышкой. В новостях указывается дата их размещения. Очередной этап конференции объявляется через размещение новостного сообщения.

Следующий этап - открытие работы круглых столов с объявленной тематикой. Ждите объявления.

Зарегистрированные участники могу быть активными созидателями нашего информационного пространства. Представленные материалы конференции доступны всем (для чтения), даже не зарегистрированным пользователям. Я знаю, некоторые заведующие кафедрами выступают в такой роли или поручают следить за материалами конференции своим сотрудникам. Специальные приглашения мы рассылать не собираемся. Кому интересно, тот и участвует. А материалы, как и в прошлом году достойны внимания...

Спасибо Вам за внимание к нашему докладу и высокую оценку наших скромных трудов.

Интеграционный механизм действует, и это самое главное. Это то, для чего создавалась наша платформа. Действующей "трибуной" (меткое выражение К.А. Вольхина) может воспользоваться каждый желающий.

С большим уважением, И.Столбова

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(13 февраля 2011 г. 20:09)

Уважаемая Ольга Викторовна!

Наша конференция такова в Вашем восприятии благодаря и Вашей активной позиции. Когда мы начинали в прошлом году даже не предполагали, насколько интересным получится проведение подобной конференции.

С моей точки зрения, постоянно действующим делать такой ресурс нецелесообразно: "народ выдыхается". Посмотрите на график на рис. 2. Сессионная работа, наверное, самый оптимальный режим: встретились, обсудили, подвели итог - и копить новый потенциал для следующей встречи.

А регулярно общаться с коллегами при необходимости можно и через электронную почту.

Огромное Вам спасибо за добрые слова!

С уважением, И.Столбова


Назад