Назад

Дисциплина "Инженерная и компьютерная графика" за 68 часов. Возможно ли это?

Абросимов Сергей Николаевич (Балтийский Государственный Технический Университет "Военмех")



    Если ответить на этот вопрос однозначно, то нет. Имеется в виду, что должен преподаваться  полный  курс, а не проводиться всего лишь экскурсия.

    Дисциплина (на взгляд автора настоящей публикации),  должна иметь   название «Инженерная графика» и сегодня она состоит из трех составляющих:

    Эти три раздела при своем изучении требуют серьезных временных затрат при профессиональном сопровождении и соответствующем техническом и программном обеспечении. В соответствие с ГОСами второго поколения и рекомендациями для разработки рабочих программ  третьего поколения объем выделяемых часов  может быть в пределах от 204 до 51 аудиторных часов. Если говорить о разумном минимуме аудиторных занятий, то это соответствует первой цифре.

     Первый раздел (начертательная геометрия) требует лекционной части (2 часа/нед.) при 17 неделях семестра, всего 34 час, и такое же количество аудиторных часов на практические занятия.

     Второй раздел (стандарты ЕСКД), -  1час/нед.  лекции-объяснения и 3 часа/нед.,  практические занятия.

     Третий раздел (компьютерная графика) – 1час/нед. лекции и 3час/нед. практические занятия.

     Эти оценки базируются на многолетнем опыте преподавании «Инженерной графики» в БГТУ «ВОЕНМЕХ».

     Нельзя снимать со счетов уровень подготовленности студентов (базовые знания, приобретенные в школе, техникуме или колледже), мотивацию и общую   самоорганизованность  студента.  Сегодня с этим  есть проблемы.

     Другим аспектом образовательного процесса является профессионализм профессорско-преподавательского состава. Он, базируется на опыте проверенных временем кадрах. А притока молодежи, по известным причинам, не наблюдается, что не способствует повышению общей эффективности педагогической деятельности.

    И еще один аспект, это техническая вооруженность учебного процесса. Сюда входят  следующие информационные технологии:

   Указанные выше технологии не исключают проверенные временем формы организации учебного процесса (раздаточный материал для облегчения написания конспекта лекций, рабочие тетради для практических занятий, исходный материал в бумажной форме для выполнения заданий по всем трем разделам курса).

   Конечно «горячие» головы могут утверждать, что начертательная геометрия совсем не нужна, что изучение стандартов ЕСКД можно в значительной степени сократить за счет самостоятельной работы студентов, а компьютерная графика также может выполняться не в аудитории, а дистанционно, тем самым, возложив ответственность за полученные знания и навыки на плечи обучаемого. Тогда действительно можно все это «свернуть» до 68 аудиторных часов. Но возникает вопрос, будут ли эти знания и навыки полноценными, ведь подготавливается инженер (специалист), а не копировщик.

   В начертательной геометрии есть геометрические данные, широко используемые непосредственно в инженерной деятельности, в осмысливании геометрических образов изделий. Таких сведений много (например, аппараты проецирования, элементная база пространственной геометрии, законы отображения геометрических элементов, классификация поверхностей, методы преобразования,  пересечение поверхностей, развертки поверхностей и др.). «Вырвать» отдельные положения геометрии из общего метода начертательной геометрии невозможно, все в нем связано между собой. Заменить начертательную геометрию геометрическим моделированием (компьютерным) нельзя, поскольку последнее построено на аналитике. Получить более точное решение по сравнению с ручным исполнением возможно, но это не в коем случае не исключает необходимости изучения и понимания геометрических законов.

  Говоря о втором разделе (стандартах ЕСКД), следует иметь ввиду, что его изучение сопровождается практическим исполнением реальных чертежных конструкторских документов  с практикой чтения чертежей (а она базируется на знании законов отображения, а следовательно, законов начертательной геометрии) и умении интерпретировать и использовать стандарты ЕСКД.

  Компьютерная графика, являясь важной составляющей инженерного труда, усиливает умственные способности специалиста, разгружает его от непроизводительных операций и тем самым повышает его творческие возможности. Но при этом требует  определенных базовых знаний по геометрическому моделированию, операциям редактирования, создаваемых в электронной форме объектов и многих других аспектов.

   В определенной степени интенсифицировать процесс обучения возможно, изучая компьютерную графику сразу за начертательной геометрией, с параллельным освоением стандартов ЕСКД, объединяя, таким образом, геометрические сведения  начертательной геометрии с компьютерной визуализацией геометрических объектов и с решением ряда инженерных задач с последующим выполнением конструкторских документов, базирующихся на их ассоциативности геометрическим моделям. Но такой процесс обучения не даст видимого временного выигрыша.

  Также следует иметь в виду, что подготовка инженера предусматривает не только выполнение определенных, не связанных между собой деталей конструкции, но и взаимосвязанного комплекта документов, объединенных одним смысловым содержанием. На все это требуется соответствующей  анализ  и обдумывание  конструкции изделия, следовательно, определенные временные затраты.

  Таким образом, следует сделать вывод, что конечный результат, а это уровень подготовки специалиста, требует определенных временных затрат. Их необходимое количество и все остальное, отмеченное выше,  определяется ответственностью соответствующих должностных лиц.

 

 


Назад