Назад

Методы информационных технологий для изучения начертательной геометрии и инженерной графики

Козлова Ирина Алексеевна (Астраханский государственный технический университет)

Соавтор(ы): Харах М.М.

На протяжении последних лет кафедра «Начертательной геометрии и инженерной графики» АГТУ искала новые пути для интенсификации методов преподавания графических дисциплин [1, 2].

Использование традиционных форм изучения начертательной геометрии и современных компьютерных программ (в нашем случае КОМПАС-ГРАФИК) приводит к повышению эффективности обучения, обогащению как содержания начертательной геометрии, так и формированию графической культуры студентов.

Авторами Харахом М.М. и Козловой И.А. из опыта многолетних публикаций до введения ФГОС нового поколения было разработано учебное пособие «Начертательная геометрия на основе информационных технологий», в котором изложен один из аспектов совершенствования учебного процесса, обобщен инновационный подход при изучении курса.

В начале пособия приводятся основные элементы интерфейса системы КОМПАС-ГРАФИК, затем рассматриваются общие приемы работы по построению проекций точек по их координатам, отрезков, окружностей и других графических примитивов.

После изучения возможностей программы КОМПАС-ГРАФИК рассмотрено выполнение позиционных и метрических задач начертательной геометрии, а также построение аксонометрических проекций на компьютере, что служит качественному развитию творческого мышления, обеспечивает повышение производительности интеллектуального труда. При решении задач приводились для наглядности трехмерные модели.

Переходом к вопросам инженерной графики явилось рассмотрение аксонометрических проекций. Традиционное построение аксонометрических проекций по ортогональным является сравнительно трудоемким процессом, т.к. приходится использовать множество вспомогательных линий, отражать для построения невидимые линии, на чертеже изображается явно лишь видимая часть предмета (рис. 1).

Современные средства информационных технологий, в частности, модуль трехмерного твердотельного моделирования КОМПАС-3D, позволяет создавать реалистическую объемную модель, которую можно вращать и предоставлять обзор с любой стороны, что является большим преимуществом по сравнению с двухмерным изображением в КОМПАС-ГРАФИК (рис. 2).

Ориентированность на современные системы компьютерного геометрического моделирования, предусматривающие создание трехмерных электронных моделей, упрощает разработку предусмотренной стандартами конструкторской документации при повышении ее качественного уровня, позволяющего интенсифицировать процесс проектирования (рис. 3) [3].

Список литературы

1. Харах М.М. Графический пакет “Компас” и его возможности для построения чертежа / М.М. Харах, И.А. Козлова // XХХХ научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава: Тез. докл.: Астрахан. гос. техн. ун-т. /Астрахань: Изд-во АГТУ,- 1996. с.161.

2. Харах М.М. Преподавание начертательной геометрии на основе графического пакета КОМПАС-3D LT /Харах М.М., Козлова И.А. Преподавание начертательной геометрии на основе графического пакета КОМПАС-3D LT  // Современные проблемы геометрического моделирования: Международная украинско-российская научно-практическая конференция 19-22 апреля 2005г., Харьков/ Харьков: Изд-во Харьковского государственного университета питания и торговли,- 2005. с. 166-170.

3. Харах М.М. Выполнение сборочного чертежа по 3D-моделям в КОМПАС-3D / М.М. Харах, И.А. Козлова // Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этапе: Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 15-17 сентября 2010 года./ Астрахань: Изд-во АГТУ,- 2010. с.185-188.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Построение аксонометрической проекции в КОМПАС-График




Рис. 2
Рис. 2

Трехмерная модель




Рис. 3
Рис. 3

Создание двухмерных видов по 3D сборке




Вопросы и комментарии к докладу:



Назад