Назад

Разработка электронного сопровождения учебного процесса курса "Инженерная и компьютерная графика" в открытой дистанционной среде MOODLE

Фото Ефремов Геннадий Викторович (Сибирский государственный аэрокосмический университет)

Соавтор(ы): Нюкалова Светлана Игоревна

 

В приведенной статье рассматриваются вопросы использования ИКТ в учебном процессе, возможности системы Moodle для осуществления электронного сопровождения учебного процесса при изучении курса «Инженерная и компьютерная графика» в очной форме обучения.

 Для подготовки высококвалифицированного специалиста особое значение имеет повышение эффективности и результативности учебного процесса.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также усиление влияния сети Интернет на повседневную жизнь привели к тому, что образование перешло на качественно новый этап своего развития.

Необходимость информатизации образовательной сферы с целью интенсификации использования последних достижений науки приводит к необходимости создания электронных поддерживающих сред обучения.

В решении первой международной научно-практической интернет-конференции КГП-2010 отмечалось, что для обеспечения современного качества графического образования необходима разработка электронных учебно-методических комплексов графических дисциплин нового поколения.

Проблема разработки и внедрения компьютерных средств обучения, находится в центре внимания и входит в число наиболее актуальных направлений научной и методической деятельности вузов. Применение компьютерных технологий, электронного сопровождения учебного процесса дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс и улучшить его качества.

На кафедре инженерной графики Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф Решетнева (СибГАУ) при обучении студентов очной формы обучения для сопровождения учебного процесса при изучении курса «Инженерная и компьютерная графика» (ИКГ) на протяжении нескольких лет ведется работа по созданию электронного учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД). При обучении на курсе наряду с очной формой используются возможности дистанционного обучения.

Для полноценной реализации процесса обучения в дистанционной среде выбрана открытая среда Moodle, обладающая широким набором возможностей: опции формирования и представления учебного материала; опции проверки знаний и контроля успеваемости; реализация оценивания работ в баллах; легкая организация модульного подхода в обучении; удобная расширенная обратная связь между педагогом и студентами, которая позволяет студентам выкладывать работы в электронном виде на сервере, получать рецензии преподавателя, исправлять ошибки и вновь отправлять документы на проверку, получать необходимые консультации дистанционно.

Также можно отметить, что основными преимуществами среды Moodle являются:

В курсе ИКГ значительная часть учебных часов отведена на самостоятельную работу (СРС). Самостоятельная деятельность по приобретению студентами знаний и умений предполагает четкую регламентацию обучения в зависимости от содержания предмета, условий обучения, уровня подготовленности студентов к восприятию и усвоению материала.

Авторами разработана учебная программа по курсу ИКГ, рейтинг-план дисциплины, а также модель учебного процесса средствами системы Moodle.

Разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий на основе электронного УМКД ИКГ с целью индивидуализации образовательной траектории студентов.

Далее описана структура и содержание учебного курса ИКГ в открытой дистанционной среде Moodle (рис. 1).

Курс «Инженерная и компьютерная графика» предназначен для студентов технических специальностей и ориентирован на компетентностную модель ГОС ВПО третьего поколения.

В соответствии с учебной программой дисциплины, модульно-рейтинговой технологией обучения курс ИКГ изучается в течение трех семестров. Каждый семестр разбивается на три модуля (модули 5-6 недель обучения) в соответствии с календарным планом. Модули логически завершены и содержат описание видов учебной деятельности по освоению студентами материала курса.

Содержательно каждый учебный модуль включает лекционный материал, практические и лабораторные работы, тестовые задания, перечень самостоятельных работ, учебные материалы и др.

Помимо оперативного обучения и консультаций на сервере создана система тестирования, с помощью которой студент может в любое время проверить свои знания по дисциплине.

Развитие комплекса электронного сопровождения учебного процесса по графическим дисциплинам видится в дальнейшей наполняемости курса учебными и методическими материалами, тестовыми заданиями а также разработкой интерактивного тренажера, что позволит повысить эффективность учебного процесса.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1


Вопросы и комментарии к докладу:


Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(2 февраля 2011 г. 15:49)

Уважаемый Геннадий Викторович!

В какой мере дистанционная система обучения и какие элементы разработанной структуры используются для студентов дневной формой обучения? Обязательно ли для студентов пользование это формой или она является дополнительной формой поддержки образовательного процесса?

Что представляет собой отчет о деятельности, уточните пожалуйста?

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(8 февраля 2011 г. 20:18)

Здравствуйте Геннадий Викторович.

Возможности, модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда  Moodle, мне тоже понравились.

Есть ли у Вас положительные результаты в использовании системы для организации учебного процесса?

С уважением Вольхин К.А.

Фото
Лейбов Алексей Михайлович
(17 февраля 2011 г. 21:30)

Здравствуйте, Геннадий Викторович!

Поддерживаю применение Moodle в графической подготовке студентов.

Имею опыт работы с Moodle.

Не могли бы вы поделится "ссылкой" на ваш курс и открыть гостевой доступ, для ознакомления с опытом Вашей работы.

Интересно посмотреть как Вы структурируете и представляете информацию.

С уважением, Лейбов Алексей Михайлович.

Фото
Ефремов Геннадий Викторович
(2 марта 2011 г. 12:37)

Здравствуйте ирина Дмитриевна! Провалялся месяц в больнице, поэтому задержка с обсуждением.

Изложенная система применяется для студентов дневной формы обучения. Для заочников у нас есть аналогичная система, отдельно для "Начертательной геометрии", "Инженерной графики" и "Компьютерной графики".

Для заочников эта форма обязательна, для очной формы используется как дополнительная.

Последний вопрос не понял.

С уважением     Г.В. Ефремов

Фото
Ефремов Геннадий Викторович
(2 марта 2011 г. 12:41)

Уважаемый Константин Анатольевич!

Конечно мы свой опыт оцениваем положительно. Студенты, для которых интернет доступен, пользуются данной системой иногда даже во время практических занятий в компьютерном классе.

С уважением     Г.В. Ефремов

Фото
Ефремов Геннадий Викторович
(2 марта 2011 г. 12:45)

Здравствуйте Алексей Михайлович!

Вот ссылка на наш учебный курс с гостевым доступом:

http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=234

 

С уважением          Г.В. Ефремов

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(2 марта 2011 г. 16:01)

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Викторович!

Доброго Вам здоровья!

По поводу моего последнего вопроса: На рисунке структуры слева у вас написано "Отчеты о деятельности ", поэтому я вас об этом и спросила.

С уважением, И.Столбова

Фото
Лейбов Алексей Михайлович
(2 марта 2011 г. 22:35)

Здравствуйте, Геннадий Викторович!

Спасибо за ссылку и гостевой доступ)))

Посмотрел, понравилось, удачи Вам...

В целом, я примерно так же структурирую материал (правда дисциплина у меня немного другая).

А какой объём студентов обучается по этому курсу? Это к вопросу о количестве работ высылаемых в неделю студентами?

Как часто проверяются работы и сколько времени уходит на проверку и где и в какое время осуществляется проверка работ (на занятиях, после занятий, дома)?

И ещё один вопрос: учитывется ли проверка работ в учебной нагрузке или это осуществляется на добровольной основе?

Может быть вопросы немного не по существу, но они достаточно актуальны для наших учебных заведений!!!

С уважением и благодарностью, Лейбов А.М.

 

Фото
Ефремов Геннадий Викторович
(3 марта 2011 г. 11:07)

Уважаемая Ирина Дмитриевна!

В среде Moodle можно получить отчет о деятельности студента: сколько раз обращался к разделу, когда обращался последний раз. Мы это используем особенно при работе с заочниками, с которыми реялизуется полность дистанционная форма обучения.

Фото
Ефремов Геннадий Викторович
(3 марта 2011 г. 11:19)

Здравствуйте Алексей Михайлович!

Как я уже отмечал, данный электронный курс используется как дополнительный у дневников. А вот у заочников он основной, поскольку обучение ведется полностью дистанционно. Работы поступают очень не регулярно, не смотря на наши призывы. В основном конечно в конце семестра и во время сессии. И вот тут начинается настоящая работа - по несколько часов в день. На проверку работ выделяется время в первую половину дня, но оно не закрывает реально затрачиваемое.

Спасибо за Ваши вопросы, они очень актульны.

 

С уважением         Г.В. Ефремов


Назад