Личная страница

---------------
18 апреля 2013 г.:: Сборник материалов КГП-2012 готов
---------------
1 декабря 2012 г.:: ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
25 ноября 2012 г.:: ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
19 ноября 2012 г.:: Обсуждение проекта решения конференции
---------------
18 ноября 2012 г.:: Статистика результативности на 18.11
---------------
16 ноября 2012 г.:: Завершающий этап конференции
---------------
10 ноября 2012 г.:: Открытие круглого стола по дизайну
---------------
3 ноября 2012 г.:: О статусе участника конференции
---------------
2 ноября 2012 г.:: Статистика результативности на 1.11
---------------
1 ноября 2012 г.:: Доклады дипломников
---------------
29 октября 2012 г.:: Обращение председателя НМС Якунина В.И.
---------------
23 октября 2012 г.:: Открытие работы круглого стола
---------------
22 октября 2012 г.:: Статистика результативности на 22.10
---------------
22 октября 2012 г.:: Открыта рубрика "Портреты"
---------------
20 октября 2012 г.:: Конструктив конференции
---------------
15 октября 2012 г.:: Активность участников конференции
---------------
14 октября 2012 г.:: Рейтинг публикаций
---------------
13 октября 2012 г.:: Работа сайта конференции
---------------
12 октября 2012 г.:: Информация о Сборнике материалов КГП2011
---------------
8 октября 2012 г.:: Фотографии участников конференции
---------------
5 октября 2012 г.:: Помощь в регистрации и загрузке доклада
---------------
3 октября 2012 г.:: О номинациях
---------------
2 октября 2012 г.:: Работа секций и информация в рубриках конференций
---------------
1 октября 2012 г.:: Приветственное слово Председателя конференции
---------------
30 сентября 2012 г.:: Публикация доклада
---------------
26 сентября 2012 г.:: Загрузка рисунков к докладу
---------------
25 сентября 2012 г.:: Как загрузить доклад
---------------
24 сентября 2012 г.:: Новое в структуре конференции
---------------
20 сентября 2012 г.:: Регистрация участников конференции
---------------

Столбова Ирина Дмитриевна


Фото
Город: Пермь
Организация: Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

Проблемы реализации дизайн-образования в ПНИПУ, Завальнюк Оксана Викторовна
(27 ноября 2012 г. 9:54)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Направление "Дизайн" в ПНИПУ прошло аккредитацию в феврале 2012 года. Так что имеем законное право на подготовку дизайнеров в течении последующих 5 лет. Однако приема в этом году на дневное отделение по дизайну не было...

О междисциплинарном семинаре в подготовке дизайнеров, Наместников Алексей Юрьевич, Столбова Ирина Дмитриевна
(25 ноября 2012 г. 21:48)

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

В настоящее время данная форма работы со студентами проходит стадию становления. Семинар начал работу только в этом семестре. Сейчас мы решаем оргпроблемы оперативного планирования при определении докладчиков и их оппонентов. Разрабатываем рейтинговую систему оценки результатов каждого выступления. Пришли к выводу, что удобнее всего решать такие вопросы с помощью сайта, подобного нашей платформе конференции. Сейчас обдумываем его структуру.

Специалистов в области дизайна планируем пригласить на семинар уже в следующем семестре.

С уваженим, И.Столбова

О методике применения компьютерных графических систем при обучении бакалавров, Мокрецова Людмила Олеговна
(18 ноября 2012 г. 14:41)

Александр Львович!

Я привела пример трудоемкости программы, в которой явно не укладывается освоение Автокада. А Компас вполне применим. И в качестве примера Вы сами говорите об этом. Поэтому в условиях новых стандартов не может быть однозначности: только так и не иначе. К однозначности решения теперь не нужно стремиться. Узаконенное многообразие. Необходимо обсуждение различного опыта и примерение его к требуемой ситуации.

О методике применения компьютерных графических систем при обучении бакалавров, Мокрецова Людмила Олеговна
(18 ноября 2012 г. 10:52)

Александр Львович!

А чему обучать, если на всю графическую подготовку отводится всего 1 семестр в 3 или 4 зачетных единицы (это у нас 1 и 2 уровни сложности)?

 И.Столбова

Модуляризация на примере унификации графической подготовки студентов, Александрова Евгения Петровна, Крайнова Марина Николаевна, Столбова Ирина Дмитриевна
(16 ноября 2012 г. 22:13)

Уважаемый Алексей Алексеевич!

Не получилось у меня сходу ответить на Ваши 7 непростых вопросов. Постаралась несколько систематизировать свой комментарий.   ФГОС+компетентностный подход (КП) устраняют единообразие, к которому тяготеет наше сообщество, и предполагают вариативность (возможность не стричь всех под одну гребенку на разных уровнях). Поэтому однозначность ответов на вопросы, которые Вы поставили невозможна.

1. Первый уровень вариативности - это те правила (вузовские стандарты), которые разработаны вузом для проектирования и реализации новых программ на основе ФГОС. Откуда берутся 50%? Об этом говорилось в различных разъяснениях при переходе на новые стандарты и объясняется очень просто: сумма зачетных единиц для обязательных дисциплин из ФГОС = сумме зачетных единиц вариативных дисциплин, добавленных вузом. Общее количество дисциплин в каждом учебном цикле и распределение з.е. по дисциплинам — дело вуза (выпускающей кафедры, если в вузе не установлены какие-то общие правила).

2.Наш вуз является исследовательским университетом, причем многопрофильным — это наша особенность -  и, следовательно, должен иметь свое «лицо», свой вузовский стандарт при реализации ФГОС. У нас введена унификация при проектировании новых ООП: разработан ряд требований, которым должны придерживаться все выпускающие кафедры. Наш вузовский опыт унификации (теперь, когда начинают анализировать реализацию ФГОС) признается положительным. Поэтому мы занимаемся унификацией ГГП в вузе. Этот опыт  представлен в материалах наших конференций.

3.Дополнительные вариативные компетенции вводить совершенно не обязательно, это опять зависит от поставленных разработчиками целей и качества сформулированных в ФГОС компетенций (насколько они несовершенны - все знают). Введение дополнительных вузовских компетенций (возможно для всех ООП или в рамках отдельной ООП) не запрещено, это позволяет учесть требования региональных работодателей или сохранить вузовские традиции. Здесь однозначно невозможно сказать даст это положительный эффект или наоборот, все зависит от конкретной ситуации.  Время покажет. Я только говорю о возможностях вариативности реализации ФГОС.

4.Теперь об инвариантных формулировках компетенций. Эти формулировки нам нужны для унификации программ ГГП в вузе. В рабочих программах дисциплины можно записать и то, и другое. Пока у нас утверждены только уровневые программы предметных подготовок (для ГГП - запланированы 4 уровня: 3, 4, 6 и 8 з.е. - см КГП2011)  и, наконец, недавно утвержден единый макет РПД. Сейчас в окончательной форме будем дорабатывать и утверждать РПД наших дисциплин в рамках 60 вузовских ООП (учебные планы ООП в вузе утверждены).

5.Формирование компетенции (это сложное, интегральное понятие, которое невозможно напрямую измерить) идет, а также контролируется через ряд запланированных результатов обучения. Т.е. разрабатывается структура КМ, которая позволяет двигаться к поставленной цели - заявленным компетенциям.

6.Компетентность - обладание кометенцией(иями) связана с конкретной личностью. Алгоритм актуализации компетенции у каждого свой. Поэтому, переходя на КП приходится говорить об уровне сформированности требуемых компетенций у каждого студента. Это отдельный вопрос.

7.Теперь об индивидуализации обучения. Если говорить о вузовском уровне — то это индивидуальный план для каждого студента. До этого мы пока не дожили, слишком огромный вуз, проблемы с аудиториями, расписаниями и т.д. И не наш это вопрос.
Мы занимаемся индивидуализацией предметного обучения, ГГП в частности. И в рамка предметного обучения рассматриваем уровень освоения предметных компетенций в зависимости от требований ООП конкретного направления подготовки, а также индивидуальных способностях студентов, осваивающих эту ООП. Тут и запланирована дифференциация на базе мониторинга результатов и возможная корректировка образовательного маршрута ГГП.

Получилось, как и Вас,- 7 - ответов. Это, наверное, цифра системности?
С уважением, И. Столбова

Реализация дуальных образовательных программ по направлению Дизайн, Кузнецова Татьяна Александровна
(16 ноября 2012 г. 9:42)

Уважаемая Татьяна Александровна!

Благодарим Вас за участие в нашей конференции.

Не могли Вы, как декан ФДОТ, более подробно рассказать об опыте формирования индивидуальных интегрированных учебных планов студентов и взаимодействии с другими подразделениями ПНИПУ, где студенты обучаются по основной специальности (направлению)?

Планируете ли Вы в будущем распространение дуальных программ на студентов других вузов Пермского края и России?

С уважением, И.Столбова

Моделирование из бумаги в помощь будущему конструктору, Пpoзopoв Гepмaн Влaдимиpoвич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(15 ноября 2012 г. 12:21)

Уважаемые коллеги!

Хочу добавить к словам Оксаны Викторовны, что ФГОС ВПО предусматривает вариативность в реализации вузовских образовательных программ, разработанных на основе стандарта определенной направленности. Вариативность, например, бакалаврской подготовки составляет 50%. Возможна вариативная часть и при разработке компетентностной модели, как в целом выпускника, так и в рамках предметной подготовки. Эта вариативность в формулировке дополнительных компетенций и разработке структуры образовательных результатов всего перечня учитывает потребности в специализации и профилировании выпускника, особенностях, традициях сложившейся методики проведения образовательного процесса в конкретном вузе. Невозможно при действующей идеологии компетентностного подхода "стричь всех под одну гребенку"... Но при этом требования, заложенные в ФГОС ВПО, безусловно, должны выполняться.

С уважением, И.Столбова

 

 

 

Инженерная графика - TO BE OR NOT TO BE*, Лепаров Михаил Николаевич
(14 ноября 2012 г. 0:04)

Благодарю за информацию!

Моделирование из бумаги в помощь будущему конструктору, Пpoзopoв Гepмaн Влaдимиpoвич, Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(13 ноября 2012 г. 11:42)

Уважаемые авторы Герман Владимироич Дмитрий Евгеньевич!

Очень впечатляет! А каковы реальные размеры моделей? Какова трудоемкость создания моделей во времени?

С уважением, И.Столбова

Инженерная графика - TO BE OR NOT TO BE*, Лепаров Михаил Николаевич
(13 ноября 2012 г. 9:35)

Уважаемые Михаил Николаевич и Маркс Христофорович!

Благодарим Вас за участие в нашей конференции и интересное видение развития наших дисциплин в будущем.

Мне хотелось бы узнать, изменилось ли в последние годы в вашем университете отношение к лекционной форме работы со студентами. В наших новых стандартах есть ограничение: в образовательной программе доля лекционных часов должна быть не более 40%. Поэтому в новых программах обучения лекционные часы уменьшаются за счет увеличения самостоятельной работы студентов и аудиторных лабораторных практикумов.

Хотелось бы узнать, как организована учебная работа на Вашей кафедре,  как в учебном процессе распределяются различные формы занятий со студентами?

С уважением, И.Столбова

Модуляризация на примере унификации графической подготовки студентов, Александрова Евгения Петровна, Крайнова Марина Николаевна, Столбова Ирина Дмитриевна
(9 ноября 2012 г. 20:59)

Александр Львович!

Компетенции, еще раз поясняю, - это не наша блажь, не повышение рейтинга нашей методической работы, а требование современных образовательных стандартов ВПО. Это новоя идеология, не воспринимаемая большинством преподавательского состава, но избежать ее нельзя, если говорить о качестве обучения, о соответствии ФГОС ВПО.

Переход на компетентностный формат очень трудозатратен, что кажется неосуществимым в тех дополнительных сложных условиях, о которых Вы говорите: и качество контингента, и сокращение часов на дисциплины, и оплата преподавательского труда и т.д. Но это неизбежно, если необходимо обосновать качество достигнутого результата обучения, ведь мера качества теперь- компетенция.

Компетентностный подход требует разработки технологических процедур обучения. Без этого - никак. Модуляризация - один из этапов технологизации. Следующий этап - помодульная оценка эффективности процесса обучения, т.е. разработка технологий оценивания результатов как составляющих требуемых компетенций...

Кроме того модуляризация за счет унификации позволяет снизить трудоемкость разработки новых программ обучения (у нас их больше 60) приразработке УМКД дисциплин, входящих в состав компетентностно-ориентированных вузовских основных образовательных программ.

О результативности: мнения (мысли) по ходу конференции и на будущее, Столбов Олег Валерьевич, Столбова Ирина Дмитриевна
(9 ноября 2012 г. 20:08)

Александр Львович!

По последним сведениям из Минобрнауки разрабатывать новые образовательные стандарты (или возвращать старые) в ближайшие годы больше не будут. А ФГОС ВПО введен в действие с сентября прошлого года. В основе его компетентностный подход. Стандарт - это обязательный регламент. Несоблюдение стандарта чревато...

Компетенция - новая мера качества обучения. Именно ее теперь нужно контролировать и, естесственно, как-то измерять. Кто это умеет делать? Загляните в секцию  "Современные средства контроля результатов обучения при графической подготовке студентов" - все понятно...

Компетентностный подход - это революционное изменение в образовательном процессе, не осознаваемое на сегодняшний день образовательным сообществом. Как в новых условиях доказать требуемое качество обучения? Вот в чем вопрос... И содержание обучения при этом получается немаловажным, но уже вторичным...

А по поводу сокращения наших курсов при переходе на бакалавриат тоже было очевидно (посмотрите материалы предыдущих конференций), уже тогда говорилось, что на уровне каждого вуза необходимо отстаивать интересы кафедр графической подготовки...

И у нас тоже произошло сокращение нагрузки. Думаем, каким образом сохранить работоспособный коллектив. Возможно, развивать дополнительные образовательные услуги...

О результативности: мнения (мысли) по ходу конференции и на будущее, Столбов Олег Валерьевич, Столбова Ирина Дмитриевна
(9 ноября 2012 г. 19:39)

Здравствуйте, Дорогая Людмила Олеговна!

Причины затишья пока не выявляются. Посмотрим на дальнейшее развитие событий.

Ваш опыт нам очень интересен, и хотелось бы обсудить его при личной встрече. Надеюсь, она произойдет на ближайшей конференции в МЭИ.

По поводу ручной техники. У вас на занятиях на предватительное эскизирование в новом формате обучения время отводится?

С уважением, И.Столбова

Графика как могучий инструмент, ограниченный возможностями компьютера и профессионализмом человека, Антонов Михаил Алексеевич, Рыженков Никита Михайлович, Токарев Владимир Адольфович, Цыпленков Вячеслав Сергеевич
(25 октября 2012 г. 15:39)

Рада приветствовать такую замечательную команду во главе с Вами, Владимир Рудольфович!

Прямых указаний в ФГОС ВПО, конечно, нет. Зато есть предполагаемые возможности, которые инициируются самими вузами. НИРС теперь регламентирован как обязательный вид учебной деятельности. А положение о НИРС при реализации ФГОС ВПО может быть разработано самим вузом, где может иметь место и поощрение за достигнутый студентом определенный творческий результат.

Дальнейших успехов в творчестве Вам и Вашим молодым коллегам!

С уважением, И.Столбова

Корректирование содержания курса инженерной графики с учетом электронной формы конструкторских документов , Головнин Алексей Алексеевич
(20 октября 2012 г. 18:49)

Уважаемый Алексей Алексеевич!

Благодарю Вас за, как всегда, обстоятельный и исчерпывающий ответ.

И.Д. Столбова

Корректирование содержания курса инженерной графики с учетом электронной формы конструкторских документов , Головнин Алексей Алексеевич
(19 октября 2012 г. 14:24)

Здравствуйте, уважаемый Алексей Алексеевич!

Актуален ли для Вас вопрос унификации при базовой графической подготовке студентов в вашем вузе? Имеется ли разница в часах и формах учебной работы по различным направлениям подготовки? И от кого это зависит: Вы определяете программу изучения дисциплины или Вам идет «заказ» от выпускающей кафедры?

В рамках компьютерной графики со студентами осваиваете только Компас?

Практикуются ли у Вас дополнительные (платные) занятия со студентами для совершенствования навыков компьютерной графики, обретенных студентами на плановых учебных занятиях?

С уважением, И.Д. Столбова

О результативности: мнения (мысли) по ходу конференции и на будущее, Столбов Олег Валерьевич, Столбова Ирина Дмитриевна
(17 октября 2012 г. 14:47)

Дубль сообщения

Уважаемые коллеги!

К сожалению, снова приходится возвращаться к вопросу о зарождающейся пока еще культуре этических отношений в рамках профессионального форума...

Призываю всех участников ради интересов общего дела - поиска истины (а она, как известно, рождается в споре) - снисходительнее относится к репликам оппонентов. И при отстаивании своей позиции усиливать собственную аргументацию, не переходя на личности.

Тогда наша работа будет более продуктивней.

С уважением ко всем участникам конференции.

И.Д. Столбова

2. Дизайн и инженерия. Пути взаимопроникновения, Горнов Александр Олегович
(17 октября 2012 г. 14:38)

Уважаемые коллеги!

К сожалению, снова приходится возвращаться к вопросу о зарождающейся пока еще культуре этических отношений в рамках профессионального форума...

Призываю всех участников ради интересов общего дела - поиска истины (а она, как известно, рождается в споре) - снисходительнее относится к репликам оппонентов. И при отстаивании своей позиции усиливать собственную аргументацию, не переходя на личности.

Тогда наша работа будет более продуктивней.

С уважением ко всем участникам конференции.

И.Д. Столбова

2. Дизайн и инженерия. Пути взаимопроникновения, Горнов Александр Олегович
(14 октября 2012 г. 10:29)

Уважаемые коллеги!

Хочу внести уточнение в техническую сторону организации нашей конференции.

Время поступления Ваших комментарий Пермское, по месту расположения сервера, т.е. + 2 часа к Московскому времени :)

Геометрическая и графическая подготовка в структуре содержания компетентностной модели высшего технического образования, Соснин Николай Викторович
(10 октября 2012 г. 14:27)

Здравствуйте, уважаемый Николай Викторович!

Рада Вас "слышать". Благодарю за столь обстоятельный ответ. Очень интересно, как реализуется компетентная модель обучения в Вашем университете, на сколько близка она к тому "идеальному формату", который вы излагаете.

Инерция Российской системы образования (как и России в целом) очень велика. Изменить стериотипы мышления очень сложно и большей массе не понятно, зачем это делать.

В нашем вузе процесс проектирования новых ООП "пошел от дисциплин", т.к. изначально не было таких идеологов, как Вы. Поэтому вставал вопрос о технологизациии компетентностного подхода (пусть в скукожанном варианте), соответствии принятым ФГОС, унификации подходов в предметных областях, т.к. мы политехнический университет (к примеру, наша кафедра участвует в реализации более 60 ООП различных направлений). Процесс проектирования КМВ включает разработку паспортов компетенций, позволяющих установить целенаправленность изучения дисциплин в направлении формирования требуемых компетенций выпускника, а также осуществлять контроль ожидаемых результатов обучения.

Разработчикам предлагалось включать в учебные планы и различные формы МДК (междисциплинарный компонент), где компоненты компетенций начинают работать в комплексе.

Поражает меня в условиях российской действительности Ваша вера, что следующим шагом будет "предоставление полных академических свобод вузам в проектировании содержания". Получится ли, когда это случится и готова ли наша Высшая школа?

Еще раз благодарю Вас за возможность обсудить злободневные вопросы.

С уважением, И.Д. Столбова

Геометрическая и графическая подготовка в структуре содержания компетентностной модели высшего технического образования, Соснин Николай Викторович
(3 октября 2012 г. 10:18)

Здравствуйте, уважаемый Николай Викторович!

Я знакома с Вашими публикациями и по многим позициям являюсь Вашей сторонницей.

Но... ФГОСы ВПО утверждены и, значит, являются руководством к действию. Следовательно, дисциплинарная структура ООП остается. При проектировании вузом ООП виды деятельности по определенному направлению подготовки можно выбирать не все. К примеру, разработчики решили не готовить выпускников к проектно-конструкторской деятельности, а оставить научно-исследовательскую, организационно- управленческую, эксплаутационную и т.п.  А в перечне дисциплин по данному ФГОС ВПО "Начертательная геометрия и инженерная графика" (или другое близкое наименование в стандарте) является базовой, т.е. обязательна для изучения всеми студентами. Что делать?