Личная страница

---------------
18 апреля 2013 г.:: Сборник материалов КГП-2012 готов
---------------
1 декабря 2012 г.:: ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
25 ноября 2012 г.:: ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
---------------
19 ноября 2012 г.:: Обсуждение проекта решения конференции
---------------
18 ноября 2012 г.:: Статистика результативности на 18.11
---------------
16 ноября 2012 г.:: Завершающий этап конференции
---------------
10 ноября 2012 г.:: Открытие круглого стола по дизайну
---------------
3 ноября 2012 г.:: О статусе участника конференции
---------------
2 ноября 2012 г.:: Статистика результативности на 1.11
---------------
1 ноября 2012 г.:: Доклады дипломников
---------------
29 октября 2012 г.:: Обращение председателя НМС Якунина В.И.
---------------
23 октября 2012 г.:: Открытие работы круглого стола
---------------
22 октября 2012 г.:: Статистика результативности на 22.10
---------------
22 октября 2012 г.:: Открыта рубрика "Портреты"
---------------
20 октября 2012 г.:: Конструктив конференции
---------------
15 октября 2012 г.:: Активность участников конференции
---------------
14 октября 2012 г.:: Рейтинг публикаций
---------------
13 октября 2012 г.:: Работа сайта конференции
---------------
12 октября 2012 г.:: Информация о Сборнике материалов КГП2011
---------------
8 октября 2012 г.:: Фотографии участников конференции
---------------
5 октября 2012 г.:: Помощь в регистрации и загрузке доклада
---------------
3 октября 2012 г.:: О номинациях
---------------
2 октября 2012 г.:: Работа секций и информация в рубриках конференций
---------------
1 октября 2012 г.:: Приветственное слово Председателя конференции
---------------
30 сентября 2012 г.:: Публикация доклада
---------------
26 сентября 2012 г.:: Загрузка рисунков к докладу
---------------
25 сентября 2012 г.:: Как загрузить доклад
---------------
24 сентября 2012 г.:: Новое в структуре конференции
---------------
20 сентября 2012 г.:: Регистрация участников конференции
---------------

Соснин Николай Викторович


Фото
Город: Красноярск
Организация: Сибирский федеральный университет г. Красноярск

Список опубликованных докладов:

Список комментариев:

Геометрическая и графическая подготовка в структуре содержания компетентностной модели высшего технического образования, Соснин Николай Викторович
(16 октября 2012 г. 13:59)

Уважаемый Владимир Петрович!

В заключительной части моего доклада речь идет о том, как в условиях компетентностной модели проектировать результаты для этапов формирования той или иной профессиональной компетентности выпускника, какие структурные единицы должны обеспечить наддисциплинарные требования к содержанию обучения. Предлагается в случае формирования проектно-конструкторской компетентности на начальном этапе в качестве структурной единицы (ее название еще не определено. Это или метадисциплина, или модуль системно-деятельностного типа), обеспечивающей переход к деятельности по освоению компетенции назначить геометрическое моделирование. Это теперь не дисциплина в традиционном , предметном понимании (как,например, физика, математика, начертательная геометрия и др.), а структурная единица, в которой организуется деятельность как раз интегративная, междисциплинарная для достижения результата - освоения целостных видов деятельности (они составляют структуру той или иной компетентности.). Таким образом, акцент делается не на совокупности (сумме) знаний абстрактного типа - аналитическая геометрия, дифференциальная геометрия, начертательная геометрия и т.д., а акцент делается на то, что в конечном итоге (в качестве результата в структурное единице, курсу, семестру) может уметь делать. к чему подготовлен, что в контексте осваиваемой компетентности демонстрирует студент.

В нашем опыте при подготовке инженера-педагога проектно-конструкторская компетентность является ключевой в отраслевой подготовке. Основными дисциплинами, предназначенными для ее формирования являются "инженерная графика с основами проектирования", "геометрическое моделирование", "история и теория дизайна", "основы инженерно-технологического обеспечения дизайна", "формообразование", "проектирование". В структуре процесса формирования проектно-конструкторской компетентности на начальном этапе роль, функция геометрического моделирования как раз та, о чем говорится в докладе. Интегративность, междисциплинарность в структурной единице задаются тем, что к объектам проектирования предъявляются совокупность требований - функциональные, потребительские (эргономические, эстетическиеи др), безопасности и т.д. Особое значение имеет в этом случае дидактическое обоснование перечня объектов для проектирования. В этот перечень входят такие объекты как кофемолка, мясорубка, пылесос, велосипед , ручная дрель, тиски  и др. Все эти объекты взяты из бытовой сферы. Функциональность,эстетические требования и другие качества совершенно понятны студентам, что позволяет сосредоточить внимание на формообразовании и на построении геометрической модели объекта.

С уважением, Н.В. Соснин

Геометрическая и графическая подготовка в структуре содержания компетентностной модели высшего технического образования, Соснин Николай Викторович
(10 октября 2012 г. 13:22)

Здравствуйте, Ирина Дмитриевна!

Спасибо за добрые слова в мой адрес. Я также читаю Ваши статьи. В них Вы стоите на позициях предметного подхода в структурировании содержания в компетентностной модели обучения.

По поводу традиционного подхода и обязательных дисциплин. Сечас ФГОС ВПО регламентирует только 50% дисциплинов из традиционной модели. Да и целый ряд позиций исключен из разряда задаваемых - дидактические единицы содержания дисциплин, количественные параметры (общее количество часов, часов обязательных и др.), способов оценки или контроля и др. Принятый стандарт даже в таком виде уже позволяет перейти к иной структуре содержания обучения, а она другая, поскольку исходит из другой логики проектирования процесса, чем традиционная. А то, что чаще всего для проектирования компетентностной модели процесса в вузах берется традиционная модель, так это происходит от неподготовленности к переходу к новой модели.

 Что будет будет следующим этапом в стандартизации? Предоставление полных академических свобод вузам в проектировании содержания. Качество задается и оценивается по результатам, а в компетентностной модели - это социально-профессиональная компетентность. Вот почему в компетентностной модели подход к проектированию структуры другой, чем в традиционной (дисциплинарной). В традиционной линейной структуре содержания дисциплины заданы от начала и до конца, последовательное их изучение и дает качество как сумму знаний на выходе. Там и своя логика назначения базовых дисциплин. В компетентностной модели процесс и его содержание проектируется по-другому, от конечной точки - от компетентностной модели выпускника. Проектируются результаты обучения для каждого периода обучения - курс, блок, семестр или др. - что должен уметь делать, демонстрировать студент и выпускник, какую деятельность в соответствии с формируемой компетентностью должен выполнять. Отсюда следует и структура дисциплин, практик, практикумов, проектов и др., обеспечивающих достижение результатов обучения. И это не так, как в традиционной модели - изучение впрок обязательных дисциплин. В новой модели некоторая совокупность курсов, модулей или других структурных единиц геометрической и графической подготовки должна быть системно выстроена под задачи достижения результатов обучения.

По поводу проектно-конструкторской компетентности. Эта компетентность приведена для примера. В инженерном образовании  (в исходном его назначении и в исходном понимании, кто такой инженер, что должен знать и уметь делать инженер) она является ключевой.  Резульаты обучения для начального этапа формирования проектно-конструкторской компетентности будущего выпускника будут иметь определенную структуру, в которой свое место и роль отведены и графической и геометрической подготовке, которая таже будет иметь определенную собственную структуру. Для других видов технического образования будущих инженеров-исследователей, инженеров-технологов, инженеров-менеджеров, инженеров-дизайнеров, инженеров-педагогов и др. проектно-конструкторская компетентность либо не является ключевой, либо имеет специфические свойства. Все определяется компетентностной моделью выпускника. Отсюда должны следовать место, роль и структура геометрической и графической подготовки и они не одинаковы для перечисленных вариантов инженерно-технического образования. 

Ирина Дмитриевна! Спасибо за вопросы и, главное, за возможность ответить на них - формат конференции это позволяет.

С уважением, Н.В. Соснин