Назад Go Back

Чернобелизация рекламы как движение к гармонизации городской среды

Лемехов Леонид Иванович (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)



Проблемы подготовки кадров в области дизайна, безусловно, взаимосвязаны с проблемами развития современного дизайна, в том числе, его неотъемлемой части - современной городской рекламы.

Я, как художник дизайнер, предлагаю превратить уличную рекламу из цветной в черно-белую Мне кажется, это поможет решению уже давно существующей проблемы: наведению порядка в хаотичной несгармонированной  цветной  рекламе на зданиях; баннерах, иногда полностью закрывающих фасады домов; отдельно стоящих конструкциях. Такой хаос мешает воспринимать город и улицы цельно, а ведь они представляют единый тщательно продуманный архитектурный проект, включающий и историческую покраску зданий, часто достаточно сложную. К сожалению, не смотря на постоянные попытки наших городских властей навести порядок в цветной рекламе, улицы наши выглядят не лучшим образом. Во многом это результат многохозяйствования и разницы во взглядах и намерениях частных предпринимателей, что не позволяет приходить к общему решению вопросов размещения и вида рекламы.

Меня, как художника волнует только художественная сторона вопроса.  

Внутри  проблемы создания рекламы, не говоря уже о вложенных в нее смыслах, существуют «подводные камни» исполнения. Во-первых, это подбор цвета. А таких подборов много: это соединение цвета общего фона рекламы с цветом букв, с цветом фирменного знака, с цветом рисунка. Если даже эта часть работы закончится успешно, далее надо все эти цвета подобрать к цвету стен здания, на которых она будет находиться. А вот здесь возникает следующий уровень сложности, так как рядом с первой, хорошо продуманной рекламой, может появиться соседняя – плохо сгармонированная реклама. И вот на фасаде знания мы видим очередное проблемное цветовое пятно. Сколько их на домах и улицах?

Если мы будем использовать черно-белый цвет, то подобные проблемы исчезнут. Художники знают: черно-белый и серый цвет соединяются с любым цветом, а между  собой черно-белая реклама соединяется автоматически. Не надо бояться черно-белого. Сегодня художники все чаще обращаются к выбору этих цветов. Они позволяют выражать мысль ясно и просто, вместе с этим в произведениях появляются «чистота» и изящество стиля. Я уверен, такая реклама станет более художественной.

Предположения о бесцветности улицы с черно-белой рекламой не совсем верны. Улица наша достаточно цветная:

1 – цвет неба

2 – цвет земли (тротуар и проезжая часть)

3 – цвета фасадов домов (часто сложная многоцветная покраска)

4 – цвета городского транспорта

5 – цвета одежды горожан

6 – и наконец, цвета рекламы, вот ее я и хочу чернобелизировать.

И можно ли сказать, что пять групп цветов это мало, это скучно? Спросят: а как быть со спальными районами, там ведь по-настоящему скучно и архитектура вся серобетонная. Но мое предложение касается только рекламы, а как  оживить эти районы - другая проблема.

Говорят: серое скучно. А несгармонированные яркие цвета – весело? Нет, не весело. В том количестве, в котором яркий цвет сегодня присутствует, он скорее вреден. Посмотрите на природу, летом нас окружает преимущественно зеленый цвет, а яркие пятна встречаются редко (лесные, полевые и газонные цветы). А зимой, так вообще все белое,  и ничего! Человек чувствует себя комфортно. Так что отсутствие цветной рекламы сделает жизнь более спокойной. У нас остается пять групп цветов, поэтому, думаю, никто не расстроится. Рекламщики продолжат работать как раньше, но с задачей сделать рекламу красивой в черно-белом цвете.

Как провести эту идею в жизнь? Думаю, можно провести двумя путями.

Первый путь: решением городской власти об использовании только черно-белой уличной рекламы. Здесь можно привести опыт Санкт-Петербурга. В свое время Невский проспект был затянут рекламными растяжками. Это мешало восприятию его исторического вида. Петербуржская власть запретила растяжки. С тех пор их и не видно на Невском.

Второй путь. Бизнес и производители рекламы находят идею интересной и сами начинают работать в этом направлении. Рассчитывать на моментальную поддержку моего предложения  трудно, надо подождать. Кто-то, недолго подумав, сразу возьмется за дело. Кто-то, увидев результаты внедрения чернобелизациии, потихоньку так же присоединится. Конечно, будут и такие, кто посчитает это полным бредом и не станет принимать в этом участия.

Дизайнер призван наводить порядок в городском ландшафте, оформлении улиц и зданий, и получится, что переходом на черно-белый цвет мы объединим рекламу в одну группу. Это также,  как пожарные машины все красные, а такси желтые.

И еще про черно-белое. Посмотрите на современную упаковку сигарет. Большую часть площади сигаретной пачки занимают черно-белые надписи, типа «Курение убивает!» Почему черно-белые? Нет, не из-за мрачности и не для особого внимания. Для особого внимания логично было бы использовать красный. Просто в черно-белом исполнении эта фраза – фраза со стороны. Она не смешивается с графикой этикетки. Производителям важно, чтобы хоть немного осталось от исторического, известного во всем мире бренда.

А как к идее перехода на черно-белый отнесутся зарубежные фирмы, например, Кока-Кола, Пепси, Самсунг и другие? Вспоминаю, как в начале перестройки производители Кока-Кола для того, что расположить к себе потенциального советского покупателя написали название напитка по-русски.

И еще. Дизайнеры могут использовать яркие цвета внутри зданий, в интерьерах магазинов и офисов. Может получиться интересный эффект. Вечером и ночью, когда все станет серым и черным, будут «работать» именно яркие цвета внутри. Такое своеобразный перевертыш: днем цвета домов и улицы с нейтральным цветом рекламы, а вечером наоборот, цвета интерьеров магазинов и офисов на фоне черного окружения.

Поддержат, не поддержат мою идею? Увидим.

Но мне она кажется перспективной.

23 сентября 2012 года

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(7 октября 2012 г. 19:45)
Леонид Иванович, здравствуйте! Ваша статья, "смотря с моей колокольни" (cм. мою cтатью) очень интересна. Я вижу, читая ее, действительно город, а не подобие восточного рынка... Размышляя, прихожу к таким соображениям. А ведь объекты большой и малой городской архитектуры, объекты транспортной и энергонесущей инфраструктуры по определению неадекватны (инородны) как носители рекламной графики и других ее средств ... У сферы обращения товаров и услуг (как утилитарной) достаточно естественных носителей для средств, усиливающих образное звучание товаров и услуг... Это сам товар, упаковка, объкты хранения и его транспортировки, реализации, ярмарки, документация ... Художественные средства в городской среде должны подчеркивать и выявлять утилитарную функцию города, способствовать упрощению коммуникаций, помогать читать функциональное назначение объектов и сооружение, иерархию среди них, историческое значение, дифференцировать транспортные потоки, и так далее, учитывая возможность нештатных ситуаций. Аналогично Вашей точке зрения, cчитаю рекламу на объектах города суррогатом дизайна, так же как, cчитающийся одним из его направлений art-car Вы, как профессионал, наверное, убедительнее сможете продвинуться по дороге, которую обозначили ...
Лемехов Леонид Иванович
(11 октября 2012 г. 10:39)

Уважаемый Александр Олегович!

Спасибо за Ваш комментарий.

Предложение мое, не смотря на некоторую конкретность, все же  является более художественно-поэтическим.

Если говорить о реальности, то, конечно потихоньку возможно все это продвинуть, но думаю, идея эта должна созреть в головах заинтересованных людей.

У нас все больше заботятся о материальном, что сковывает и обедняет наше понимание жизни.

Например, материальность в автомобилях: ни один горожанин не откажется от приобретения нового автомобиля, зная что и ехать-то скоро будет некуда, так как города встанут. А мы о дизайне.

С Уважением, Лемехов Л.И.


Назад Go Back