Назад Go Back

ГГП - состояние, тенденции, прогнозы

Фото Горнов Александр Олегович (Национальный исследовательский университет "МЭИ")
Фото Усанова Елена Владимировна (КГТУ им. А.Н.Туполева)
Фото Шацилло Людмила Анатольевна (КГТУ им. А.Н.Туполева)



Состояние и тенденции.

Стратегии СЕ/РLМ (Concurrent Engineering — параллельный, совместный инжиниринг /Product Life - сycle  Management - управление данными о продукте (изделии) на протяжении его жизненного цикла) – изменили  характер и методологию инженерной деятельности и, в первую очередь, в современном наукоемком промышленном производстве. Наиболее заметно это выражено на ключевой стадии современного информатизированного жизненного цикла (ЖЦ) изделий - проектно-технологической, где информационный обмен и поддержка ЖЦ осуществляется, в основном, в блоке CAD/CAE/CAM/PDM и ERP – систем. Особенности такой информатизированной инженерной деятельности затрагивают не только методологию разработки изделий. Как следствие, они проецируются на проблемы всей инженерной подготовки и ее графической составляющей, в частности. Одновременно меняются факторы, влияющие на оценку состояния подготовки инженеров в России и определяющие современные требования к ее качеству. Жестче становятся требования к квалификации молодых инженеров и в части проектно-конструкторской деятельности (ПКД), базой для которой является геометро-графическая подготовка (ГГП). Дефицит проектировщиков и конструкторов в отраслях гражданского и оборонного машиностроения, да и многих других, стал критическим. Современному предприятию нужны инженеры - не просто исполнители, а специалисты, обладающие системными и систематизированными знаниями, владеющие современными программными средствами поддержки ПКД, умеющие быстро пере­профилироваться, принимать эффективные решения в динамично меняющихся условиях экономики инноваций.

Поэтому традиционные подходы к организации инженерной подготовки давно нуждаются в пересмотре и, в дальнейшем, в непрерывной корректировке. Инициатива в необходимости изменений теперь чаще принадлежит рабо­тодателям, которые определяют требования, как к результатам обучения, так и (это новая ситуация) к условиям реализации образовательных программ. Однако, наша образовательная система в силу традиционного консерватизма, до сих пор остается инерционной, вяло реагируя по существу назревших изменений. Наши же новые ФГОСы ВПО и их авторы провозгласили свободу в выборе путей формирования необходимых знаний, умений, навыков и опыта владения ими (или в новой формулировке - компетенций), попутно сняв с себя ответственность за совершенствование образовательной парадигмы и, соответственно, структуры  инженерной  подготовки.

Изменения в характере ПКД, связанные с ориентацией на 3D-моделирование будущих изделий производства, а не на 2D-чертеж, на высокотехнологичную  информатизированную проектно-конструкторскую подготовку вызывают необходимость мобильной модернизации ГГП и, в первую очередь, реструктуризации её базовой части. Та часть культуры инженера, которая закладывается в базовой ГГП, создает понятийную, информационную и методологическую основу для формирования соответствующих компонент компетенции ПКД выпускников в процессе дальнейшего обучения.

Успехи в области компьютеризации инженерной подготовки пока в основном обусловлены подготовкой электронных контентов (оцифровкой старого содержания и методической сущности). Ситуация же с применением компьютерной графики (КГ) в учебном процессе похожа на давно пройденные этапы освоения вычислительного программного обеспечения. Удовлетворение от этих результатов, как правило, связано с самим фактом применения инженерных инфо-коммуникационных технологий (ИКТ) и КГ, а не с изменениями структуры и содержания учебного материала и самой стратегии ГГП, предопределяемыми ее информатизацией. Более того, остается старой дискретно-дисциплинарная структура инженерной подготовки, слабо используются появившиеся резервы повышения эффективности обучения за счет усиления междисциплинарных связей, трудно реализуемые ранее без применения ИКТ. При этом формирование представлений о системности получаемых знаний и методологии инженерной деятельности, образно говоря, поручается самим обучаемым.

Поскольку современные САD-системы ориентированы на анализ и создание электронной 3D-модели изделия, следовательно, меняется сам подход к содержанию и возможностям использования средств представления и преобразования информации. Механизм мышления оперирует уже целостными смысловыми и графическими образами, подвергая их разностороннему анализу и трансформации.

Анализ опыта зарубежных вузов, испытывающих более сильное внешнее воздействие среды (учредители, спонсоры, высокотехнологичные фирмы и т.д.) показывает, что они мобильнее реагируют на потребности рынка, оперативно совершенствуют структуру подготовки, в частности в области прикладной геометрии, креативной и когнитивной графики. Обучение графике (исключительно компьютерной, что не кажется абсолютно правильным) идет в процессе решения прикладных задач сопредельных дисциплин.  А существующие  у нас  кафедры  графики уже, как правило,  “растворились”  в  среде  подразделений (departments), обучающих профильным дисциплинам. 

В наших условиях этот естественный процесс начинается  путем  передачи части ГГП в состав смежных и последующих дисциплин  для подачи на актуальном для специальных кафедр предметном материале с использованием специализированного программного обеспечения. Оставшаяся часть ГГП на кафедрах графики в этих случаях постепенно теряет привлекательность для студентов, так как изолирует ГГП от сопредельных дисциплин, подчеркивает дискретность подготовки, не закладывает системных представлений.

Для сравнения: Для формирования оптимальных моделей профессиональной подготовки, своевременной корректировки содержания образования в корпоративных (GM, Kettering University)  и классических государственных (Ford, The University of Michigan-Flint) технических университетах США учебные планы пересматривается с периодичностью 1 раз в полгода и 1 раз в год, соответственно, при участии привлеченных экспертов из числа представителей предприятий кластера [7]. Примером такой корректировки в условиях России может служить взаимодействие КАМАЗа и КНИТУ-КАИ. Предприятие разработало перечень компетенций для подготовки инженеров с ориентацией на профессиональную деятельность в САD/САЕ/САМ/РDМ, рассматривая будущих инженеров как IТ-специалистов в области разработки изделий, имеющих представление о технологиях «бережливого производства», NPD и др. КНИТУ-КАИ предстоит оперативно пересмотреть учебные планы ряда направлений подготовки с тем, чтобы выпускники были готовыми вписаться в профиль требований, диктуемых современным производством.

В уровневой системе высшего инженерного образования логичным решением проблем непрерывности и последовательности ГГП и её интеграции с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, реализации межпредметных связей, естественно, является такая организация образовательного процесса, когда в процессе базовой графической подготовки (БГП), приобретаются общепрофессиональные компетенции, а далее, в профильной проектно-конструкторской подготовке (ПКП) – профильно-ориентированные и специальные. Содержательная часть, структура и методологии обучения профильным дисциплинам при этом тоже должны быть пересмотрены. Интересен при этом зарубежный опыт организации БГП  и структуры обучения. Содержание  базовой  подготовки у них несколько иное.

Для сравнения: Базовая графическая подготовка в цитируемых выше университетах США и Германии осуществляется в течение 11 недель с начала обучения в курсе «MECH-100 Engineering Graphical Communication» в информационно-образовательной среде на базе платформы управления образовательным процессом Black Board и сразу с применением CAD-систем высокого уровня («тяжелых» систем) [7]. В школах черчение не изучается. Графическая подготовка для учащихся технических колледжей осуществляется на CAD-системах среднего уровня. В образовательных программах мирового лидера в области технологического образования МТИ - Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) заложено, что проектно-графическая подготовка студентов, обучающихся по машиностроительным направлениям, осуществляется в интегрированных практико-ориентированных курсах по схеме: CAD (3D-моделирование → 2D-чертежи) → CAD/CAE → CAD/CAM → CAD/CAE/CAM [8]. К базовому блоку относится САD-подготовка, но, кроме освоения 3D-моделирования, в нем изучают офис, PPT и веб-программное обеспечение для использования в студенческих презентациях и аналитических материалах, для обучения навыкам наглядной демонстрации визуальных и текстовых материалов, связанных с рекламой и реализацией продукции.

В этой, по нашему мнению, непростой ситуации предпосылки к совершенствованию ГГП все же есть.

К моменту поступления во ВТУЗ у современных абитуриентов уже отсутствует психологический и имущественный барьер к применению компьютерных технологий, упрощаются интерфейсы программного обеспечения широкого и специального назначения, в школах шире используется графические пакеты, естественным стало использование интернета с его практически неограниченными информационными возможностями.  Да и самим ВТУЗам доступно аппаратное и программное обеспечение практически любого уровня.

Нам представляется, что наряду с анализом методических и практических результатов, которые актуальны, как говорят, "здесь и сейчас", имеет смысл попытаться спрогнозировать в общих чертах наиболее важные моменты в ГГП инженера, хочется надеяться, на ближайшее будущее. При этом мы будем иметь в виду ее базовую часть, традиционно являющуюся заботой кафедр инженерной графики. В то же время, не будем оперировать темами (модулями), их объемами (часами и кредитами), порядком их изучения в традиционных курсах, - это вторично, а попытаемся спрогнозировать укрупненно весьма значимые аспекты этой базовой ГГП, учитывая названные объективные факторы.

Прогноз.

Повторим здесь еще раз, что структура современного компьютеризированного процесса проектирования опирается на логику PLM-методологии [1] или СЕ-концепцию [2], предопределенную потребностями интенсификации процессов проектирования и конструирования (ПК) и базируется на 3D-моделировании в проектно-технологическом модуле САD/CAE/CAM-систем. Обе концепции похожи, по сути, порождены естественным развитием практики проектирования и не являются, в общем-то, предварительно обоснованными. Однако, обратим внимание на то, что в начале 90-х годов в [3] была предложена концепция естественного структурирования инженерной подготовки (Naturally occurring Leaning, NL - естественно происходящее  обучение), предполагающая гармонизацию ее межпредметных связей именно на основе логики естественного взаимодействия ЖЦ технических объектов и инвариантной логике преобразующе-познавательной функции деятельности. Поэтому в рамках NL-концепции появление в структуре образовательного процесса PLM  и CE-методологий, как ее частных составляющих, вполне естественно. Но, находясь в рамках старой дискретно-дисциплинарной структуры, эти методические новации не смогут полностью реализоваться. Дело в том, что, будучи призваны отразить в инженерной подготовке современную ПКД, эти методологии несут информацию и об инвариантной структуре деятельности вообще [3]. При этом они органически вписались бы в общую структуру, если бы элементы других видов деятельности в ней структурно были бы представлены аналогично. Под "другими" имеются в виду элементы репродуктивной, эксплуатационной, ремонтной, производственной, прикладных исследований и управленческой деятельности в технике [3]. Есть все основания полагать, что процесс естественного структурирования пойдет и дальше, усиливая межпредметные связи, асимптотически стремясь к NL. Кстати, необходимость преподавания своего предмета в среде его прикладных задач и связей ощущают и педагоги в области математики [4]. Как быстро пойдет процесс естественного структурирования далее? Это зависит от многих объективных и субъективных причин. Главная проблема в том, что традиционные структуры наших вузов имеют ту же дискретную структуру по видам знаний. Для реализации же NL-структурирование должно быть по видам деятельности (по PLM). В зарубежной практике признаки такого структурирования есть и при более сильном влиянии указанных естественных факторов, видимо, этот процесс там, уже начавшись, пойдет, очевидно, быстрее.

Расширение возможностей, а главное, дальнейшее "очеловечивание" интерфейсов графических систем, их доступность, упрощение процедур создания и модификации электронных графических моделей технических объектов, более высокая адаптация студентов к их применению предполагают, что произойдет смещение акцентов в ГГП с графических на геометрические. Обратим внимание, что сейчас в программах инженерной подготовки на ее начальных этапах, и не только в России, мало или совсем нет прикладной геометрии, в буквальном смысле, т.е. связанной, в частности, с анализом геометрии неадаптированных (не подвергнутых сильному упрощению) моделей технических объектов (ТО)  будущей специализации инженера. Имеется в виду не только геометрия формы, но и геометрия пространственных траекторий, описывающих динамические состояния технических объектов.

О каких моделях для анализа геометрических форм ТО идет речь? В сфере проектирования, да и образовательной сфере тоже, накоплен и продолжает накапливаться банк электронных моделей реальных деталей (ЭМД) и сборочных единиц (ЭМСЕ), предполагающих возможность их различной трансформации, редактирования и декомпозиции. Они, или специально созданные модели ТО, представляют для обучаемого в таком виде не только сам ТО в качестве носителя функциональных характеристик, но и уровень проектно-конструкторской мысли, технологий проектирования и формообразования, характеристик материалов - т.е. всей надсистемы ТО. Это должны быть не иллюстрации для любования, а модели-прототипы для последующей декомпозиции и анализа с целью наполнения ГГП полноценными, с прикладных позиций объектами [6]. В этом случае базовая ГГП будет способна утолять жажду к познанию техники в начале инженерной подготовки, поддерживая интерес к деятельности в технике, выбранной  специальности.

Важнейшей составляющей указанного смещения центра важности в ГГП должно стать и обучение геометрическому моделированию (ГМ) в его изначальном смысле - замене мысленного или физического прототипа его геометрической моделью. В связи с этим должны рассматриваться обязательные аспекты любого моделирования, в том числе геометрического:

В контексте обучения моделированию и всей начальной подготовки ведущей должна стать методическая презумпция анализа геометрии формы технических объектов перед синтезом. Анализа не созерцательного, а систематизированного, выявляющего характеристики, как самого объекта, так и его связей с сопредельными объектами и средой.

В рамках базовой ГГП становятся необходимыми знания и навыки о методике чтения функциональной нагрузки геометрии ТО, включая эстетическую. Этот анализ должен быть качественно-количественным, а функции трактоваться обобщенно (например, по Коллеру [5]). Геометрическими примитивами становятся базовые тела с их функциональным портретом, который зависит не только от качественных характеристик формы, но и от ее параметров. Технические объекты различных классификационных групп отличает определенная геометрическая стилистика, знакомство с которой тоже необходимо. Эти первичные 3D-электронные "примитивы" и их сочетания как объекты анализа методически "порождают" поверхности, линии и точки как "материал'' для синтеза. Так, от целого (не общего, а целого!) к его элементам, функционирует естественное человеческое восприятие геометрии окружающего мира.

Классическим в базовой ГГП должен стать раздел параметризации моделей. В контексте проблем реализуемости и эстетики сложных форм и особенно сборочных единиц должны рассматриваться вопросы предельных отклонений формы, положения и размеров, пока вне технологических аспектов.

Электронные модели прототипов сборочных единиц (ЭМСЕ) - это основа, как и прежде, для деталирования и поузлового анализа, создания структурных описаний, а также решения обратных задач - синтеза модернизированных вариантов сборочных единиц (СЕ) на основе содержащихся в базах данных вариантов деталей, узлов и заданных структур технических объектов (ТО).

Что касается роли ручной графики, которой должно быть место, то лучше, чем говорят в среде суперпрофессионалов КГ и анимации, не скажешь: "Креативная графика - это карандаш и бумага ..." Мы не случайно вопрос об инструментальной компоненте ГГП - стратегии применения CAD, САЕ, САМ систем затрагиваем одним из последних. Этим еще раз хотим подчеркнуть, что именно содержание ГГП призвано начинать решать задачи базовой подготовки инженера. Есть хорошая мудрость на этот счет: "Художник не тот, кто умеет рисовать, а тот, кто знает что рисовать...". Применять надо ту систему, в которой удобно решать данную задачу. Может быть, делая несколько выстрелов "из пушки по воробьям". В конце концов, в каждой из этих систем есть инвариантное ядро.

Представляется, что роль методов начертательной геометрии становится другой. Вместо инструментария для решения соответствующих задач они остаются необходимыми для анализа геометрических условий, целеполагания и мониторинга результатов работы аппарата КГ. Непреходящее  значение методов НГ в возможности наглядной иллюстрации (графически, образно) связи условия задачи и результата, то есть показать оператор и ответить на вопрос: почему так? Это надо иметь в виду, ибо речь идет не только об обучении ремеслу, но и о высшем образовании. В рамках ГГП роль НГ становится более когнитивной. Однако, в любом случае, давно назрела необходимость согласования и унификации ряда понятий и терминологии предмета с КГ, обобщения и сжатия ряда понятий. Не повторяя аргументов [9], надо иметь в виду, что место и роль НГ в ГГП определит все же потребность в ней и, не обязательно повсеместная и единовременная.

Может показаться, что те базовые элементы, о которых мы говорили, требуют увеличение времени, располагаемого кафедрами ИГ. Отчасти это, наверно, так. Но только отчасти. В большей степени для этого нужна работа по выделению главного, существа излагаемого, полидисциплинарный  подход к материалу  и постоянное расширение эрудиции  преподавателей,  поиск  форм,  увлекающих студентов процессом обучения.

В этом контексте, учитывая и зарубежный опыт, можно предвидеть такие сценарии. Кафедры графики усиливают свое влияние, реагируя на ведущие тенденции и потребности учета межпредметных методологий (СЕ, РLМ, NL) и продолжают  развиваться.  Или ... потребности специальных кафедр совместить геометро - графическую подготовку с решением своих образовательных задач,  используя возможности современных пакетов КГ, перетянут одеяло на себя ...

Наш прогноз, как и любой другой, может оправдаться полностью или частично, но если на небе тучи  и обещают дожди,  то лучше  подготовиться и взять в дорогу зонтик.

Список литературы

Список литературы

  1. Р.М., Сидорук, Л.И. Райкин, О.А. Соснина. Стратегия компьютерно-графической подготовки IT-кадров в условиях перехода на ФГОС третьего поколения. Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2009/src/083a.pdf
  2. Усанова Е.В.   Вопросы     проектирования  геометро-графической
    подготовки в контексте технологий параллельного инжиниринга /Материалы II Международной        научно-практической   Интернет-конференции       «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» (КГП-2011). - Пермь, ПГТУ. –URL. Режим доступа: http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/72/
  3. Горнов  А.О., Анисимов В.А. Естественные и искусственные структуры учебного процесса / М ; Информационно - аналитический сборник  НИИВО,   вып. 9-10;1994г,-с.1- 45с.
  4. Ижуткин В.С.    Применение информационных технологий в
    образовании / Труды МНМК "Информатизация инженерного образования "- ИНФОРИНО-20 12,-М; Издательский дом МЭИ , 2012г ; -с.27-28;-ил.
  5. Половинкин А.И.   Основы инженерного творчества, С.-Пб,
    Издательство "Лань"- 2007г. -368с. ил.
  6. Горнов А.О. Кауркин В.Н.   Новые информационные технологии и междисциплинарные   связи / Труды МНМК "Информатизация инженерного  образования "- ИНФОРИНО-20 12,-М; Издательский дом МЭИ , 2012г ; -с.27- 28;-ил.
  7. Режим доступа:http://www.kettering.edu
  8.  Режим доступа:   http://web.mit.edu
  9.  Горнов А.О. К дискуссии о судьбе начертательной геометрии/ Материалы II Международной        научно-практической   Интернет-конференции       «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» (КГП-2011). - Пермь, ПГТУ. - URL.Режим доступа:  http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/50/

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Варушкин Владимир Петрович
(8 октября 2012 г. 1:54)

Здравствуйте!

ГГП в любом «исполнении», базируется НГ. Когнитивность НГ преждевременно, несмотря на то, что межпредметные технологии ГГП ориентируются на САD предприятий. Мой вывод: НГ в ГГП должно иметь ремесленное направление.

Спасибо, с уважением В.Варушкин.

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(10 октября 2012 г. 12:17)

Уважаемые коллеги, как вы относитесь к известной публикации доклада Х.Штагеля "начертательная геометрия в Европейском образовании", где утверждается, что НГ преподаётся в университетах Австрии и Швейцарии даже для физиков?

Фото
Горнов Александр Олегович
(10 октября 2012 г. 21:50)

  Дмитрий  Евгеньевич , добрый  вечер !   На  Ваш,  прямо  поставленный  вопрос, прямо  и  отвечаю . Раз  в названной Вами статье утверждается, что начертательную геометрию преподают в  университетах  Австрии и Швейцарии- значит,  наверное, так и есть ! Публикацию  названного доклада не  читал. C уважением , А.О.  Р.S. Отвечаю  от себя  лично , так как соавторы в отъезде, а я,  как говорят:" остался на хозяйстве" ...

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(11 октября 2012 г. 13:50)

Один соавтор только что появился. Прямо с поезда отвечаю. Учебники по НГ и задачники, даже Чалый на английском (ну не видела я Фролова в переводе)сохраняю для внуков. Графические задачи очень оттачивают пространственное графическое видение и мышление графическими образами.Когда они именно задачи, а не только тренинг на усвоение положений НГ. Рисовать и красиво писать учу с детства.Вот в таком практическом "ремесленном" смысле и хочу натренировать внуков. И чтобы техрисунок в параллель. Доклад Х.Штагеля сейчас найду. Мы о другом пишем. В связи с CE/PLM перестроена вся структура графической подготовки в трехступенчатой системе технического образования в индустриально развитых странах. Преподаватели специальных дисциплин конструированию и проектированию учат на своем предметном материале, а на базовую подготовку выведен "букварь" -формообразование, оформление и чтение чертежей - ткни на контур -вся деталь и высветится. 

Фото
Варушкин Владимир Петрович
(16 октября 2012 г. 9:47)

Здравствуйте, Людмила Анатольевна!

Знакомые прошли современный  образовательный курс обучения для преподавателей (повышение квалификации) в Оксфорде. После этого, они говорят, что лекционный материал - один из наименьших по эффективности метод обучения.  Всего 2-5% студентов усваивают лекционный материал. Предполагаю, что это из-за биологических функций мозга (статья конференции 2010 года «Оценка информационных потоков в инновационном процессе обучения»). Основным, видимо сейчас, будет является метод решения  практических, метрических задач НГ. И, именно тренинг задач становится необходим. Из этого следует, совершенствовать необходимо практические задания, применительно к новому образовательному стандарту, компетентностной модели выпускника. Как сказал Соснин Николай Викторович в статье конференции «Геометрическая и графическая подготовка в структуре содержания компетентностной модели высшего технического образования», - для решения конкретных, профессиональных, жизненных ситуаций выпускаемых специалистов. Действительно, Людмила Анатольевна, вроде бы спецдисциплины учат конструированию и проектированию, и это значит, что межпредметные связи учебных дисциплин с кафедрой геометро-графической подготовки актуальны по существу (в связи и с Вами верно выбранной подготовкой внука!)?

Спасибо, с уважением В.Варушкин

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(16 октября 2012 г. 23:49)

Владимир Петрович, доброго времени суток!

А я и без Оксфорда знаю, что лекции живьем - только народным артистам читать. Когда и тембр, и мимика, и жест, и эмоциональный заряд  - все  сразу.  Т.е. смотря как читать. Но на экзамене  иногда вдруг обнаруживаешь - неужели это  я их учила? Всегда делилась электронными версиями лекций, практическими разработками со студентами.Те, кто занимается  самостоятельно -  проблем с графической подготовкой не бывает. Без всякого мониторинга "роста уровня развития пространственных представлений". А я всегда живьем помочь готова, потому что в книге  - что написано пером ... 

В современных условиях предпочитаю объяснительное чтение на практических занятиях с применением медиа средств. Но уж это Елена Владимировна пусть теперь знамя подхватывает. Электронным тьюторингом в Black board. Просто сейчас у нее много работы в дирекции - аккредитация предстоит. Мы все читаем и еще выступим. Внуков -3. Статья Ваша у меня хранится. С уважением, Л.А.

Фото
Варушкин Владимир Петрович
(17 октября 2012 г. 6:36)

Здравствуйте, Людмила Анатольевна!

Кстати, тьюринг! Совершенно необходим вступительный контроль знаний и умений дистанционно обучаемых студентов. У Вас в ВУЗе он существует? Я провел тест на установочной лекции. Анализирую результат, который очень интересен из-за уровня подготовки студентов: школа, колледж и второе высшее (дуальное образование). Если успею, опубликую статью.

С уважением, В.Варушкин

Фото
Шацилло Людмила Анатольевна
(17 октября 2012 г. 19:20)
Здравствуйте, Владимир Петрович! Обязательно успейте. Интересно, что за тесты - это ж целая наука! В начале 2000-ных мы проводили тестирование на филиале в Вятских Полянах. И весь эксперимент в течение нескольких лет, описанный Е.В.Усановой в последних печатных работах - там же. Входной контроль давал очень хорошие результаты - на периферии учат в школе основательно! Ее второе образование по инж. психологии - графические средства представления информации в профессиональном образовании. А я 17 лет читая лекции учителям черчения и рисования в ИПКРО Татарстана использовала ее приемы. Начинала с битком забитого амфитеатра. а в 2007 г. - 5 учителей весной и 5 осенью. Нет черчения в школах. Во многих заграницах нет. Германия уже потеряла рисовальщиков. Техническому рисунку все равно учить надо будущих  тех. специалистов. Это проблема мировая. С уважением, Л.А.

Назад Go Back