Назад Go Back

2. Дизайн и инженерия. Пути взаимопроникновения

Фото Горнов Александр Олегович (Национальный исследовательский университет "МЭИ")



Представляется, что основная причина недостаточной эффективности попыток усилить гуманитарную подготовку инженеров (иначе проблема была бы уже давно решена!) как за счет дисциплины “Основы гуманитарных знаний” (ОГЗ) или курсов дизайна является нарушение единства объектов анализа и синтеза в рамках дизайнерских и инженерных составляющих учебного процесса.

Объекты, которыми оперируют в курсах дизайна (ранее – художественного конструирования), как правило, не совпадают с объектами инженерных специализаций. Естественно, что то же самое можно сказать о дисциплинах гуманитарного цикла. Понятно, что каждая дисциплина имеет свои методически отработанные и поэтому удобные примеры.

Прежде, чем высказать предложения по сближению инженерной и дизайнерской подготовки к «идеальному дизайну», обсудим стартовые позиции. Они представляют для этих сфер неодинаково удаленные от цели. Известно, что люди, больше склонные к чувственно-образному восприятию и воспроизводству действительности обладают преимущественно правосторонним (параллельным) типом мышления и пополняют ряды работников искусств. Люди с преобладанием левостороннего типа мышления (последовательного) – работники преимущественно научно-технической сферы. Но, наверное, нетрудно согласиться с тем, что среди научных работников и инженеров (будущих и состоявшихся) относительно большее число владеющих элементами чистых искусств (художников, вокалистов, поэтов, инструменталистов, танцоров, …, участников артистических конкурсов и даже теоретиков искусств [13]). Больше, чем относительная доля работников искусств, в качестве хобби занимающихся наукой, инженерией (ученых, изобретателей, механиков, электриков, химиков, столяров и плотников …, участников математических олимпиад и олимпиад по начертательной геометрии). Хотя и эти примеры есть.

Дело в том, что независимо от типа мышления восприятие окружающей действительности человеком эволюционно сложилось так, что начинается с целостных, образных представлений, с последующим выделением элементов данного объекта (процесса) и их анализом. Это относится и к любому из органов чувств: зрению и слуху, осязанию, обанянию, вкусу и равновесию.

У представителей правостороннего мышления эти образы полнее, богаче. Но потребности (да и навыки) логического, метрического анализа его составляющих у них слабее. Для жизнедеятельности человеку, в принципе, достаточно образных представлений, включающих естественно необходимые для потребления и взаимодействия с надсистемой параметров (например, цены бензина и хлеба…).

Условно левосторонне мыслящие тоже базируются на начальном образном восприятии, но более склонны и способны к количественному анализу их составляющих, органически интересуются «как устроено».

Автор имеет опыт (не одноразовый) преподавания будущим инженерам основ дизайна, а будущим дизайнерам начертательной геометрии, элементов инженерной графики и прикладной механики. Будущие дизайнеры в целом тяжело, с трудом воспринимают метрические описания и соотношения, хуже чувствуют масштаб физических характеристик даже знакомых им окружающих процессов, не любят формализованные алгоритмы и методы, расчетные процедуры.

Будущие инженеры легче и, даже с интересом, знакомятся с методами анализа образов знакомых им объектов, композиционными характеристиками, оценками качества композиций и используют композиционные средства. Поэтому, в некотором смысле, гармонизировать инженерную подготовку, приблизить ее к дизайнерской легче, чем дизайнерскую к ее идеалу. В этом существенную роль играют широчайшие возможности компьютерной графики.

Дизайн чаще всего определяется как более высокая степень проектной культуры и поэтому логично (но не продуктивно) некоторое обособление в общем-то общих с инженерией понятий, сутей, приемов и методов.

Попробуем рассмотреть дизайн и инженерные методы в контексте процесса проектирования вообще и с позиций учебного процесса, в частности.

Проектирование вообще есть процесс создания представлений о будущем объекте или процессе (важно, что в любых определениях имеется ввиду последующая реализация) или по Джонсу: «Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего» [9]. Это интерактивный процесс, состоящий из этапов: системного анализа, формирования цели (в инженерии – техническое задание (ТЗ), анализа прототипов (или новых вариантов) их моделирования, анализа моделей, выбора варианта для реализации и его реализаций. Автор считает, что, по крайней мере, в западноевропейской и американской практике давно руководствуются концепцией дизайна как концепцией проектирования вообще.

Выделим первые три этапа процесса проектирования, где ведущими должны быть дизайн – методы, связанные с анализом средового, социального, исторического контекста, моделированием жизненных циклов будущего объекта. Здесь важен учет ресурсной ситуации (материальной и временной), т.е. состояния всей надсистемы и возможных изменений в ней при появлении проектируемого объекта. Они определяют стадию проектирования, на которой формируется образ будущего объекта в виде цели (ТЗ), как совокупности желаемого и ресурсов на реализацию. Желаемое представляет зрительный (или другой) образ объекта (процесса), его потребительские функции (ПФ), перечень показателей качества К, включая эстетические. Весь этот перечень задается качественно с указанием направления желаемого изменения. Без определения K, невозможно анализировать и сравнивать множество возможных вариантов.

Вторая часть ТЗ метрически определенно описывает ресурсы надсистемы в виде мягких условий (< не больше, > не меньше) и жестких (= только так), накладываемых на внешние и внутренние параметры. Метрики есть результат взаимодействия с инженерной составляющей анализа надсистемы. В этой метрической части есть параметры назначения (по крайней мере, начальные), определяющие условия сопряжения с надсистемой.

Техническое задание – один из острых элементов взаимодействия менталитетов будущих дизайнеров и инженеров. Дизайнеры, определяя себя как представителей сугубо творческой концепции проектирования, не любят ограничений, стремясь к полету мысли в неограниченном пространстве идей. В итоге это часто приводит к тому, что продукт учебного дизайна при таком подходе становится представителем жанровой живописи, предметом которой являются элементы техносферы («Красиво в созерцании» по Канту).

В контексте авторского понимания – искусство дизайнера и в том, чтобы найти образ решения проектной задачи в рамках реальных условий и ограничений, диктуемых надсистемой (разработка стилей и концептов – другая тема). Жалко, что иногда отдельные разработки дизайнеров не были реализованы по причинам ограничений [5]. Возможно этот “дизайн” и был красив, но не конструктивен для данных организационно-экономических и технологических условий, которые, видимо, были плохо учтены. Представим, что ТЗ, определенное стадией проектного анализа, - условно некоторая замкнутая 2D кривая или 3D оболочка, конфигурация (образ) которой определяется извне набором показателей качества, показателей назначения, потребительских функций и ресурсными факторами (образ желаемого).

Показатели качества K(к1кn) ,в том числе и эстетические, в виде экспертных оценок и показатели назначения N(n1ns) , зависят от значений внутренних параметров объекта – его конструктивной геометрии, характеристик материалов и функций, связывающих эти параметры с внешними. Они, в свою очередь, как бы изнутри, реализуют те же 2D контур или 3D оболочку.

Поэтому задача следующих стадий процесса проектирования (моделирование, анализ моделей, выбор и реализация) «конструкторских», где дизайнер уступает ведущую роль конструктору (методам инженерии) – найти метрическую совокупность внутренних параметров X(x1xt) и функционалов (зависимостей) Fn(Xt) таких, чтобы реализовать систему совместных n+s уравнений Кn = Fn(Xt ) и Ns =Fs (Xt),  

    где Kn   

могут быть заданы лишь размерностями, иначе задача была бы неразрешима.

Решение системы определяет реализацию тех же “2D (3D) конфигураций” за счет состава найденных Xt и вида Fn и Fs.

Совокупность Xt это метрики формы, параметры материалов и физических процессов в основе функционирования объекта. Функции (зависимости) Fn,s   определяются составом физических процессов, структурой, конструкцией и технологией изготовления объекта.

На этой стадии инициатива за инженерными методами, а дизайнер (художник) контролирует промежуточные (поисковые) совокупности кi, стараясь сохранить желаемый образ объекта, путем компромисса между отдельными Kn.

На основе этих двух специфических стадий процесса проектирования, в связи с необходимостью усиления его гуманитарной компоненты, использования образной формы представления целей и результатов целесообразно было бы выделение как отдельных учебных работ «проектов» и «конструктов» [7].

Эти последовательные, имеющие самостоятельное значение, стадии проектного процесса позволили бы выделить процедуры анализа проектной ситуации (системного анализа) и формирования образа проектируемого объекта (процесса), исходя из характеристик его надсистемы. Заданием на такую работу может быть описание потребности и тех изменений, которые должны произойти в надсистеме. В последнем случае появляются варианты и не связанные с проектированием нового объекта (процесса), а предполагающие использование неких прототипов в новой ситуации.

«Конструкт» как учебная работа – это реализация заданного образа путем поиска необходимых описательных признаков ТО (физических эффектов, структур, конструкций и параметров ( целиком или частично) и по характеру – «инженерия». В такой постановке единство объекта сохранилось бы органически.

Далее. Продуктивно идти не по пути обособления в каждой из видов подготовки понятий, знаний, навыков, а наоборот их обобщения и унификации. Например, в учебном плане промышленного дизайнера «Информационные технологии в дизайне», «Материаловедение в дизайне», «Конструирование в дизайне».

Одинаково, без всякого ущерба для обеих сфер могут трактоваться приемы и методы генерации новых идей и преобразования прототипов, так называемые эвристические методы [2], [10], [11].Очень продуктивно для образного представления физических эффектов обобщенная трактовка физических операций в виде «Операций Коллера» [10].

Оба вида подготовки выиграли бы и от унификации ряда понятий, органически связанных, так или иначе, как с объективной (метрической) характеристикой объектов, так и субъективно-образной для лучшего взаимодействия не только в образовательном процессе, но и в процессе проектирования. Например, описательные признаки утилитарной вещи [13] (объекта) универсально представляются системой: физические эффекты (главные, основные, вредные, вспомогательные); структуры (конструктивные, энергетические, информационные); конструкция, технология (форма, связи между частями, материалы, способы изготовления); параметры (внешние: показатели качества; показатели назначения); внутренние (в т.ч. геометрические размеры, физические параметры материалов, их предельные отклонения … ).

И для дизайнера и для инженера этот набор связанных описательных признаков важен и при анализе прототипов и при синтезе новых объектов как инвариантный набор признаков, за счет изменения которых достигается изменение совокупности показателей качества.

В дизайн - концепции проектирования более обобщенно и полезно для методологии и инженерного проектирования трактуются функции формы как вектора, отделяя потребительскую функцию [2].

Функция формы представляется четырех-компонентно, что особенно продуктивно для неэлементарных форм, так как позволяет выявить многообразие их вариантов и рассматривать альтернативы образа:

 

 

Функция формы:

рабочая (РФ) (в [2] инструментальная)

адаптивная (АФ)

технологическая (ТФ)

коммуникативная (КФ) (в [2] интегративная) и, подробнее:

РФ – непосредственно реализующая потребительскую функцию,

АФ – приспособление к другим элементам, человеку и среде,

ТФ – отражение способа изготовления,

КФ – обобщенная коммуникация с авторскими, национальными, географическими, историческими традициями формообразования: учет общечеловеческих интересов, стандартизация, унификация.

 

Любая форма является носителем признаков этих составляющих функции. При конструировании новой формы можно менять соотношение выраженности этих составляющих, управляя характером образа детали (устройства).

Что касается специфических курсов дизайнерской подготовки, в которых в первую очередь нуждается инженерия, так это курс «Композиции» (пространственные и цветокомпозиции) в 1D, 2D, 3D приложениях. Инженерам необходимо знакомство и навыки использования средств достижения гармонии в одномерных, двумерных и трехмерных пространствах, знакомство с элементами оценки качества композиции. Причем постановка задачи цветокомпозиции должны быть подчинена усилению образа, подчинена ему, а не преследовать цель гармоничной “самой по- себе” «раскраской». Поскольку цель любой композиции гармонизация некоторых множеств в пространстве и (или) во времени, то очень полезно как для дизайнеров, так и для инженеров познакомиться с идеями Б.И. Кудрина об обобщенных количественных признаках гармонии на основе анализа гиперболических Н-распределений [12]. Гармония в этом подходе вытекает из устойчивости этих множеств (или цензов). Образно говоря в таких множествах нет тенденции к изменению видов и численности элементов в них под действием ни внутренних, ни внешних факторов.

Композиционные задачи в процессе инженерной подготовки возникают и должны решаться постоянно. Их предметом должны быть эпюры и чертежи, знакоцифровая категория, отчеты о лабораторных экспериментах, иллюстрации и тексты, особенно курсовых и дипломных проектов.

Наряду с оценкой утилитарной части этих работ может фигурировать и оценка за «подачу» материала или интегральная, включающая эстетическую составляющую.

Введение новых курсов в и так насыщенные учебные планы вряд ли возможно, а вот гармонизация их состава в принципе достижима.

Так, вместо основ гуманитарных знаний, не решающих никаких задач гуманитаризации собственно инженерной подготовки, необходим курс истории науки и техники. Технические объекты, даже если их не касалась рука дизайнера, являются материальными носителями многих признаков своей эпохи. Это и уровень развития науки, техники и технологий; общественных ценностей и потребностей, социальных условий, уровня проектирования, истории их создателей. Важно только, чтобы эти исторические объекты совпадали с объектами специализации.

Знание этой истории, умение ее читать на основе технических объектов и есть одно из средств гуманитаризации инженерного образования по сути. Основной такого курса с усилением его причинно-следственной составляющей анализа излагаемой истории, может быть фундаментальное учебное пособие В.Ф. Рунге [5]. Курс «Эргономики» может «потихоньку» вытеснять курс Основ безопасности жизнедеятельности .

Роль кафедр инженерной графики и дизайна видится не только в реализации классических курсов и программ, но и в сопровождении процессов обучения анализу чувственно-образных характеристик объектов техники специальности на всем периоде обучения. Реально этот процесс может быть организован через соответствующее взаимодействие с преподавателями других кафедр.

В свою очередь дизайнерская подготовка нуждается в помощи общетехнических и специальных кафедр в информационном обеспечении базовыми положениями инженерных наук, свернутых в образные, относительные формы. Образно представленная информация, как известно, легче воспринимается, дольше хранится, легче воспроизводится из памяти.

Кардинальным решением вопроса улучшения инженерной подготовки явилась бы гармонизация ее структуры, естественным образом обеспечивающей межпредметные связи, единcтво объективно-субъективного анализа и синтеза технических объектов, структурно моделирующая логические этапы человеческой деятельности в технике [6]. Не только обсужденные, но и другие проблемы инженерного образования связаны с его застывшей дисциплинарной структурой (автор [1] и многие другие того же мнения), плохо аргументированной организационной реформой.

Список литературы

1. Грашин А.А. Дизайн и инженерия. Кадры решают все. Сборник докладов Международной научно-практической конференции: Качество жизни: приоритеты социального развития, ВНИИТЭ, Москва; 2008. 199-222 с.

2. Методика художественного конструирования / М., ВНИИТЭ. –1987г.- 172c.

3. Концепции в дизайне ФРГ 80-х годов, обзор, ВНИИТЭ, - М., 1988 г. – 32 с.

4. Э.Тьялве. Краткий курс промышленного дизайна. Машиностроение. – М:, 1984 г., 192 с.

5. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Архитектура-С, - М.:, 2006 г. Книга первая – 367 с., 2007 г. книга вторая 431 с.

6. Горнов А.О., Анисимов В.А. Естественные и искусственные структуры учебного плана, ВНИИВШ, вып. 9-10, 1994 г. – 44 с.

7. Горнов А.О. Проектирование, конструирование и их элементы в инженерной графике. Сборник трудов МФИ. – М:, 2007. – 4 с.

8. Горнов А.О. Разрешима ли проблема обучения навыкам дизайна инженеров, не умеющих рисовать, сборник трудов МФИ, - М:, - 2006 г.

9. Дж. Джонс Художественное конструирование и проектирование /-М.; издательство Мир,1986г.-326c.

10. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества, Лань, С.-П, 2008 г. –362с.

11. Лепаров М.Н. Основы инженерного проектирования. СОФТТРЕЙД, София; – 2008 г. – 355 с.

12. Кудрин Б.И. Античность. Символизм. Технетика. – М.; Электрика, 1995г. – 120 с.

13. Раушенбах Б.Р. Системы перспективы в изобразительном искусстве. М.; Наука, - 1986 г., 256 с.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(13 октября 2012 г. 19:43)

Уважаемый Александр Олегович, с интересом прочитал Ваш доклад. Так и хочется посмотреть на структуру некого синтетического курса, хотя бы в виде некой схемы а ля Гропиус для Баухауза. Против проектной составляющей дизайна в наши дни трудно спорить. Кажется, есть и такое определение: дизайн - сконструированный смысл. Мне нравится определение дизайна, как художественного такта.

Вот добрался и до вопроса. В докладе не употребляется слово эргономика. Как вы видите её место в процессе взаимопроникновения и кто, дизайнер или инженер за неё ответственен?

Фото
Горнов Александр Олегович
(14 октября 2012 г. 0:45)

Добрый вечер , Дмитрий Евгеньевич ! Сначала воспринял Ваш комментарий как пришедший из будущего ! Время отправки 19 43 38 а на московских часах, смотрю, 19 28 15 !? Но сразу ответить не получилось, а то Вам пришел бы ответ, как  из прошлого ! 

Сначала про эргономику . Упомянуть все теоретические основы,  области знаний и их методы, относящиеся к проблеме не предполагал.  Про место, например, инженерной психологии- тоже..   Подразумевал, что, по крайней мере их элементы, методы и результаты должны знать и инженер и дизайнер и оба быть ответственны за этот аспект разработки.  Когда упоминаю родственный эргономике.  в каком либо смысле набор, стараюсь о ней не забывать . Например в статье "Проблемы и системные аспекты       на КГП 2010 /papers/73/ (посл. стр. )

Что касается синтетических курсов, то мне кажется с их помощью проблему, о которой мы говорим, не решить. Она системная . Да, определений дизайна, особенно образных, может быть много. Это ведь почти философия !  Определения, которые Вы приводите,  мне тоже нравятся и первое  и второе.

Дмитрий Евгеньвич, как Вы оцениваете динамику поступления докладов  и ее прогноз ? Мне кажется в 2011г  энергичнее ..   C уважением , А.О. 

Фото
Горнов Александр Олегович
(14 октября 2012 г. 1:04)

 Д.Е.! P.S. Посмотрел  еще раз статью (свою!) .  .. Читаю : " Курс Эргономики может потихоньку вытеснять курс ....   "  Так  что, это наверное, тот случай , когда мы  оба правы ... АО

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(14 октября 2012 г. 10:29)

Уважаемые коллеги!

Хочу внести уточнение в техническую сторону организации нашей конференции.

Время поступления Ваших комментарий Пермское, по месту расположения сервера, т.е. + 2 часа к Московскому времени :)

Фото
Titarenko Svetlana Анатольевна
(15 октября 2012 г. 0:01)

Уважаемый, Александр Олегович!

А надо ли создавать этого робота - киборга : полу - дизайнера – полу - инженера?

Ведь не зря же природа Матушка проектирует людей либо с развитым правым полушарием - людей искусства, либо людей с развитым левым полушарием - инженеров технарей. Был один с обеими развитыми полушариями - Леонардо Да Винчи, но природа Матушка решила почему то, что одного такого раз на 1000 лет достаточно:)

Зачем же идти против природы и создавать полу-специалистов. Ведь и не каждый музыкант рождается со способностью сочинять музыку, как и не каждый инженер со способностью чувствовать гармонию линий, формы, цвета, композиции и стиля.

Абитуриенты с развитым левым полушарием завсегда шли в Политехничекие вузы на инженеров,

а с развитым правым - на дизайн, архитектуру и художников.  Людям с образно-чувственной наклонностью - творческим - легче освоить эргономику, психологию, социологию, тектонику  - предметы без которых хороший дизайн не мыслим, нежели инженерам технарям, у которых логика и рациональность на первом месте. Инженерам же в свою очередь намного легче привязать идею дизайнера к конкретному технологическому процессу, без чего идея дизайнера навсегда останется лишь идеей. По сути дизайнер - это дирижёр большого оркестра, в котором без инженера, технолога, социолога-психолога, эргономиста, художника никак не обойтись! И уж если такой оркестр никак нельзя создать, то пусть дизайнер отвечает за функцию образно-чувственной эcтетики, а инженер - за эстетику функционально-технологическую.

И пусть они оба счастливо трудятся рука об руку на радость людям и себе:)

Александр Олегович, очень странно, то что в вашем докладе ни разу не прозвучало слово "потребитель", тем более что вы, как сами написали, преподаёте дизайн инженерам. А ведь именно "потребитель" - его чистая субъективная составляющая и определяет всю дизайнерско-инженерную структуру процесса проектирования. Вы пишете:"Дизайнеры не любят ограничений", что якобы погоня за "красивой формой" уводит их от реалий проекта. Не знаю где вы обучались дизайну, но в Свердловском Архитектурном Институте в начале 80х нас приучали "не летать в облаках" за формой, а ставить потребителя на пъедистал (образно) и путём системного анализа всех ключевых особенностей и требований потребителя "лепить" эту форму. То решение формы, к которому инженер приходит посредством "соотношений метрик внешних и внутренних" (взято у автора доклада), дизайнер приходит через глубокий анализ субъективности потребителя - его: психо-моторики, социальности, эргономических, эстетических, функциональных и тектонических потребностей. Развитое правое полушарие позволяет дизайнеру это сделать довольно быстро:) Ну, а развитое левое полушарие инженера позволит ему быстро расчитать все нагрузки этой формы на сжатие-растяжение и запустить её в производство:) Более глубокое погружение будущего дизайнера в мир искусства, а будущего инженера в мир новых технологий и позволит в итоге создать талантливый симбиоз: дизайнер-инженер, благодаря которому предметный мир человека сделает его жизнь более уютной и комфортной, чтобы у человека было больше времени заняться дизайном своей души:)

Спасибо за ваше время!

С Уважением!

Светлана Титаренко, New York, USA

Выпускница Сверд-го АРХ Института 1987 г.

14/10/2012

Фото
Titarenko Svetlana Анатольевна
(16 октября 2012 г. 8:09)

Прошу извинения за слово: "тектоника" в контексте разговора о "дизайн-иженерия"!:)
Имела ввиду слово "тактильность", "тактильный" - спектр чувствительности предмета на ощупь. (17 лет за границей и значение некоторых русских слов размывается-забывается:)
Пару слов добавлю к своему выше изложенному комментарию:
Одним из основных постулатов философии является постулат:
"Единства и борьбы противоположностей" - на этом постулате базируется вся жизнь человека. Но ведь никому не приходит на ум скрещивать мужчину с женщиной,
дабы получить раз и навсегда избавление от разводов, измен и ссор:)
Зачем же скрещивать лирика с физиком - пусть они ссорятся, миряться, разбегаются и сбегаются в своих суждениях "кто прав-кто виноват":) И пусть у них рождаются "дети" - проекты, в которых будут отражаться их обоих лучшие черты:)
Без этой полемики мир был бы очень скучен...
Да, Александр Олегович, раз уж вы выбрали форматом общения для этой конференции - интернет, то было бы хорошо, если бы вы перешли с языка доцента на язык студента в ваших докладах:) Тогда бы зерно знания ваших докладов могло бы более благодатно ложиться в не столь искушённые умы абитуриентов-студентов. Ведь многие из них на распутье: куда податься? дизайн? инженерия?
"Литературный" стиль Вашего доклада выдаёт в вас инженера -технаря "до мозга костей":) Вы же сами в своём докладе призываете к образности в подаче познавательного материала, а сами ни одного образа не привели в обеих докладах, т.е. мы делаем вывод, что дизайн у вас как хобби:) Ну, что тут поделаешь, если вы родились с ярко-выраженным левым полушарием. Вам просто надо крепко подружиться со своей противоположностью - дизайнером "до мозга костей" и тогда гармония в вашей профессиональной ( и не только) жизни наступит раз и навсегда:) А мысли скрестить инженера с дизайнером исчезнут раз и навсегда!:)
Было бы замечательно, если бы Российские колледжи налаживали контакты с зарубежными колледжами для сбора информации о методе обучения дизайну и инженерии. Обмен ценной информацией мог бы быть весьма полезен обеим сторонам.
Вот линк на один из лучших колледжей Америки по обучению дизайну
http://www.academyart.edu/industrial-design-school/index.html
а вот линк на один из лучших колледжей выпускающих инженеров.
http://web.mit.edu/

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(16 октября 2012 г. 9:26)

Уважаемые коллеги!

1. Не могу представить в реально обозримом будущем, чтобы созданием изделия машиностроения или приборостроения руководил не главный конструктор, а дизайнер. Не та степень взаимопроникновения.

2. Истинно о потребителе заботиться эргономика за которую в равной степени ответственны инженер-конструктор и дизайнер. А дальше - мода, которую потребитель ("пипл"), как правило только принимает ( "хавает") или нет, и коммерческий стайлинг, направленный на прибыль.

3. И её величество форма (от эстетики до функциональности) полностью зависит от степени взаимопроникновения, которое создаёт не монстра, а специалиста тонко чувствующего соотношение художественного и рационального.

4. Дизайнеру надо подружиться со своим СОРАТНИКОМ - инженером  и понять проблемы той начинки, которую следует облечь в художественную форму.

Д.Тихонов-Бугров. Санкт-Петербург. Россия.

Фото
Горнов Александр Олегович
(17 октября 2012 г. 0:02)

Светлана Анатольевна, здравствуйте!

Внимательно  и не один раз  прочитал  Ваш комментарий  к моим  статьям. Надеюсь и Вы найдете  время подумать над моим ответом. Что  сразу же бросается в глаза, тем  более  это    первая строчка. Вы  мои  статьи  и первую и вторую не  читали как следует ,  а  только  взглянули и посчитали,  что все  ясно . Более  того,  не приняли  в  преддверии дискуссии предложение( см. сайт )  придерживаться  этического  формата мозгового  штурма  .  А  мой  комментарий  таков …( выделю некоторые  акценты, Ваши слова и словосочетания , буду  близок к  Вашей манере -  так,  надеюсь,  Вам ,будет привычнее …)

 Из статей  никоим  образом  не следует,  что речь идет о предложении  синтезировать  неких   роботов – киборгов  из  усеченных  дизайнеров и инженеров. Это результат  Вашей  образно – чувственной  фантазии,  который  Вы  сами же бурно критикуете. А проблема, которую Вы  не  видите,  стоит  в  рамках и не только  инженерного  образования  более  ста лет.    Недаром  старейшая  европейская  школа дизайна – немецкая – давно провозгласила:  “Больше  конструируйте!”  

К сожалению, по всему тексту  Вами руководит, непонятно на чем основанные,  высокомерие  и назидательность. Образно- чувственные  наклонности  творца, коим  Вы себя,  по всему  видно,  считаете - никак  не  основание  к этому, скорее должно быть наоборот.    Логику  и рациональность  инженеров  Вы оставляете    для  быстрой  подстановки  численных   значений  в  формулы   для  расчета  сжатий  и  растяжений … и  т.п.   Странные  это  представления.  Если  бы  так,  Вы  и  сами  подставили. ( Здесь применил   образную форму, как Вы просили). Понятие  и содержание   инженерного  творчества,  Вам, видимо,  не очень, мягко говоря,  знакомы. Но на самом  деле-то  эта    Ваша  позиция  означает   желание  снять  с себя  ответственность за  “дееспособность”  разработки.  При  этом  всегда  можно сказать, что  виноваты  инженеры и технологи  - не смогли   реализовать, все  испортили и  т.п.  

  ….    Природа  Матушка  не  проектирует  людей  искусства  или  других  сфер,  она  создает  только  предпосылки  к  этому.  Матушка  проектирует  геном,  который  определяет  только  физиологические  и интеллектуальные  признаки, потенции ,  а  не  социальные  признаки  и  роли…  Причем,  у  “левосторонних  людей”  она  предусмотрела  более  гармоничный  баланс   левого  и  правого  типа  мышления.  Она  понимала,  что  только образно - чувственно  созерцая,  человек  не  выживет

….     Вы пишете, что  чисто субъективная  составляющая потребителя и определяет  всю дизайнерско – инженерную структуру  процесса  проектирования?!  Это уж совсем, извините,  не то .   И ,  хотя  бы  потому  , что любой “ потребитель”  имеет  объективные  характеристики , которые  изучает и эргономика  , которую легче (почему  вдруг ?) освоить творческим людям .

 ….     Ну  кто  же будет  против  совершенствования  дизайнеров  и  инженеров  в  чисто своих сферах! Речь  идет  о средствах,  углубляющих  взаимопонимание  в  процессе  обязательного взаимодействия  в  процессе  проектирования  и  реализации  изделия. Поясню  на ассоциативном языке. Например,  чтобы    мужчина и женщина  счастливо  жили и трудились рука  об руку на радость  людям  и себе  - они  должны развиваясь,  познавать   друг друга, сближая  элементы  ментальностей  , а  не  обособляcь .  Иначе  им никогда не создать талантливый симбиоз,  чтобы грациозно и слаженно станцевать под божественную   музыку   “Весеннего   вальса”  Ф. Шопена  или  родить  красивых  и здоровых  детей .

 …..    Проблемы  людей определяются и решаются, дизайном в том числе, в  разных социально – экономических – политических – производственно – технологических и др.  условиях , а они у нас  разные . Вы  решили их наверное  одним  путем,  а  я  ищу  другие. Как Вы знаете  рынок товаров  гражданского назначения  в России заполнен  неотечественной  продукцией ( как товаров группы  А так  и Б ). Вас, видимо, это  не очень волнует, а меня очень .

 …   Вы  пишете, что в САИ  Вас учили не витать в  облаках, а  ратуете именно  за это. (Кстати,  из моей  статьи при форматировании изъялась сноска о том,  что  по- моему  мнению  дизайнеров  в понимании,  близком  к  моему, готовят  в  МАРХИ) .

  Искренне  желаю Вам  воспринимать  мир  как и  предусмотрела Матушка природа, а именно  субьективно – объективно, ведь  образно – субъективное  есть  дедетерминизация  совокупности  объективных  носителей  образа, а их  надо знать.

              Немного  добавлю после Вашего  P.S.  Отчетливо  видно , что Вас – дизайнера до мозга  костей – этике  никто, к сожалению, не учил, да  и в  САИ  кое - что   упустили .  Тектоника  - в основном смысле применительно к архитектуре - одна из  оценок, если коротко ,  качества  архитектурной  композиции и   в ряду с эргономикой , психологией , социологией  стоять через запятую  не может  по смыслу , а уж  тактильность – тем  более . И дело совсем  не в русском языке . Например  термин  тектоника    по  корню  греческого происхождения ..                                                                                                               

Позвольте считать  наш  обмен  мнениями  законченным. Мое  правое  полушарие  возражает.

                                                 Желаю успехов. А.О. Горнов

 

Фото
Titarenko Svetlana Анатольевна
(17 октября 2012 г. 7:49)
Александр Олегович, если я вас чем то обидела, искренне прошу прощения! Статьи я Ваши обе прочитала и внимательно, но я ведь имею полное право на своё субъективное мнение о них, не так ли:) Или вы привыкли, что правильное мнение всегда лишь Ваше?! А вы знаете, что по причине именно Вашего высокомерия и назидательности именно Ваши студенты не желают принимать участие в этом форуме (не голословный факт). К чему же эта излишняя "этика", если от неё пропадает живой контакт с живыми и пусть такими разными людьми. Темы форума очень интересные, но нет ни одного мнения студентов по этим темам - темам, которые они изучают и которые преподаёте им Вы! Если нет открытого и живого диалога: учитель-студент - не должно ли это наводить преподавателей на кое какие мысли о качестве самого преподавания?! Свободо-мыслие и дружелюбие на корню пресекается под предлогом "нарушение этики". Очень хочется, Александр Олегович, чтобы вы взяли деловую конадировку и под руку с хорошим переводчиком и самим министром образования проехались по колледжам Америки, Японии и Европы, дабы воочую увидеть и услышать свободный и живой диалог учителя со студентом во время лекций и всего учебного процесса. Заодним и узнать ту золотую середину в нагрузке дизайнеров техническими дисциплинами, а инженеров - дисциплинами гумманитарными. Если бы я была плохим дизайнером, меня бы не взяли в 97м году работать дизайнером, почти сразу по приезду в Америку, в одну из крупнейших компаний по производству товаров для интерьера дома. И всё это благодаря моему портфолио при моём тогда почти нулевом английском. И распределение после института у меня было на ВАЗ (Волжский автомобильный завод). Была бы троешница - туда бы не отправили. А недавно в Штатах вышла моя первая детская книжка, мною на английском написанная и мною же проиллюстрированная. Вот линк на веб где она довольно успешно продаётся: http://www.amazon.com/Little-Vasya-Saved-Friends-Winter/dp/1461139074/ref=sr_1_3?ie=UTF8&qid=1350427942&sr=8-3&keywords=svetlana+titarenko Да, я полностью ушла в графический дизайн, как и многие выпускники по дизайну в 80е годы. А о каком 3Д дизайне тогда можно было мечтать, если все технологии в СССР на выпуск танков были заточены?! Да и сейчас с новыми технологиями в России не густо, иначе бы хоть какие то товары выпускались с ярлыком " Made in Russia" и не было бы наводнения товарами "Made in China". Моя основная работа сейчас: дизайн мебели и интерьера, который я делаю в архитектурной американской программе и дизайн товаров для детей, который я делаю ручной графикой. У нас в институте был предмет "теоретическая механика" и мы расчитывали всякие редукторы, и сдавали курсовые на 5ки, но вскоре всё это благополучно забывали, потому что это было дизайнерам совершенно НЕ ИНТЕРЕСНО! и как оказалось на практике - не нужно! Я не знаю ни одного дизайнера кто бы после института ушёл в инженерию, даже в поисках работы в 90е. Потому что для дизайнера это полная скука! Как и для инженера - предметы композиции, рисунка, живописи и скульптуры. Зачем же "притягивать за уши" предметы, которые будущий специалист не в состоянии принять и применять! Я не отрицаю ни в коем случае знания основ физики, алгебры, геометрии, черчения для дизайнеров (это были мои любимые предметы в школе) и при поступлении в институт я их сдала на 5ки, при конкурсе в 4 человека на место в 81 году. Но надо ли дизайнерам в процессе учёбы сдавать "кандидатский минимум" (образно) по этим дисциплинам дабы приблизиться к инженерам - вопрос, ответ на который можно найти в одной из составляющих методики дизайна - называемой "сбор аналогов". И отправить Александра Олеговича в деловую командировку в колледжи стран развитого капитализма:) "Для капиталиста главное - прибыль!" - раздражённо кричала наш преподаватель Политэкономии, а я в это время представляла как она снимает свою туфлю и колотит ей по столу в стиле "Хрущёв":) Пожив в капитализме 17 лет уже давно узнала правду о прибыли: прибыль - это возможность расширения производства, закупки новых технологий, создание новых рабочих мест, повышение зарплаты хорошим рабочим, реклама продукции, бонусы на Новый Год, ну и самому капиталисту на хороший отпуск в Новый Год и не только - имеет право:) Формо-образование и техническая начинка объекта дизайна зависит напрямую от размера прибыли, которую капиталист заранее просчитывает прежде чем запустить этот объект в производство. Возьмём к примеру автомобиль. Все помнят первые автомобили, которые были запущены в массовое производство в 1895-1910 годах. Человечество тогда ещё не было искушено законами аэро-динамики и технологиями конвейеров-роботов, как и возможностью всем и каждому иметь этот автомобиль. Пуститься в этот бизнес мог лишь отчаянно смелый капиталист, не расчитывающий на скорую прибыль. Но именно все эти вышеуказанные факторы и определяли формо-образование и техническую составляющую автомобиля того времени. С тех пор прошло 100 лет, были открыты законы аэродинамики, новые материалы и созданы новые технологии производства автомашин - и как же это всё повлияло на форму и качество автомобиля во всех капиталистических странах! Но не в России! А потому что именно классическая капиталистическая система экономики с её скурпулёзным расчётом прибыли позволяет прогрессу в дизайне и инженерии (и не только) процветать. "Спрос диктует предложение" - один из основных экономических законов капитализма. Так, что получается, что истинно заботится о потребителе - сам потребитель (спрос) и капиталист с его заботой о прибыли:) И какие специалисты по дизайну и инженерии этому капиталисту нужны - лучше спросить самого капиталиста:) Да, тут без командировки никак не обойтись!:) Александр Олегович! проще надо быть и народ к Вам потянется:) А почему бы также не запустить анкету среди Ваших студентов о их пожеланиях и мнениях как улучшить процесс обучения: какие предметы им бы хотелось изучать более глубоко, а от каких воздержаться. Какого мнения они о преподавателях и их стиле обучения. На лекциях каких преподавателей они спят, а на каких ловят и записывают каждое слово учителя. Чтобы им хотелось изменить, усовершенствовать в процессе обучения. Ну и, конечно же, анкета должна быть анонимной, а то ведь студенты Вас некоторых педагогов боятся. Кошмар то какой - 21 век на дворе, а страх репрессий в России до сих пор жив... Со мной аж и разговаривать больше не пожелали - какое счастье, что я уже давно в Штатах, а не в России! Желание дальше учавствовать в этом форуме тоже пропало напрочь как и у Ваших студентов... А была мысль написать доклад по теме "Графический дизайн и методы его совершенства". Слава Богу есть интернет и темы, которые педагог не в состоянии донести до студента в силу своих амбиций, студент может сам изучить по интернету. Дорогие студенты - учите английский язык! Свобода слова на западе позволит вам весьма глубоко самим освоить любые знания по любой теме! В библиотеках западных стран можно найти уникальную информацию по любой интересующей Вас теме, тем более, что доступ к этим библиотекам бесплатный и абсолютно для всех! Истинно творческий человек совершенствуется в своём ремесле всю жизнь! Удачи!:)
Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(17 октября 2012 г. 10:41)

Уважаемый Александр Олегович, Ваша отповедь аргументирована, последовательна, профессиональна - образец научной дискуссии. Спасибо! Успехов Вам в Вашей подвижнической преподавательской работе в "несвободной, дикой, ужасной" стране, из которой некоторые смываются, а некоторые в которую возвращаются, понимая, что работать нужно на РОДИНУ. Опусы Вашей оппонентки представляют научный интерес для тех, кто изучает как меняется менталитет некоторых сограждан, попавших  в "лучшую в мире страну".

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(17 октября 2012 г. 14:38)

Уважаемые коллеги!

К сожалению, снова приходится возвращаться к вопросу о зарождающейся пока еще культуре этических отношений в рамках профессионального форума...

Призываю всех участников ради интересов общего дела - поиска истины (а она, как известно, рождается в споре) - снисходительнее относится к репликам оппонентов. И при отстаивании своей позиции усиливать собственную аргументацию, не переходя на личности.

Тогда наша работа будет более продуктивней.

С уважением ко всем участникам конференции.

И.Д. Столбова

Фото
Варушкин Владимир Петрович
(17 октября 2012 г. 23:22)

Коллеги!

Вспомнился один случай. В выставочном зале г. Дрездена любуясь работой Рафаэля Санти "Сикстинская мадонна" Рина Зеленая, услышала от подошедшего молодого немца высказанную громко, для всех браваду - Что-то мне совсем не нравится эта работа. - Все посетители отступились от такой бестактности, и лишь актриса достойно смогла ему ответить – Работа, уже на протяжении более 500 лет нравится людям! Имеет же она право, хоть кому-то не понравиться.

С уважением, В.Варушкин

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(20 октября 2012 г. 18:18)

Уважаемые коллеги! Весьма неприятно, что в рамках данного форума разгораются такие "дискуссии"!!!! Поддерживаю мнение уважаемого  Евгения Дмитриевича и Ирины Дмитриевны. Давайте будем корректны, вазаимоуважительны и конструктивны!!!  

Фото
Titarenko Svetlana Анатольевна
(23 октября 2012 г. 0:13)

Когда студент не знает урока преподаватель на него кричит и ставит 2ку!:)

Почему мы бы и нам (бывшим студентам) не пожурить учителей, которые не доносят качественно и в полном объёме знания необходимые студенту?!:)

Дизайнером "до мозга костей" себя никогда не считала - это был лишь образно-литературный приём, зная, что на каждого самого талантливого специалиста всегда найдётся ещё более талантливый. Надо лишь стараться максимально хорошо, как ты можешь, выполнять свою работу и получать от этого удовольствие. Перед всеми инженерами-технарями снимаю шлапу в глубоком поклоне, правда!:) Стиралки и сушилки могут быть не такие уж симпатичные и навороченные, лишь бы они стирали:) Т.е. как бы без дизайнера человечество проживёт, а вот без инженера никак. Ну, а если уж обучать студентов дизайну, то надо вводить как можно больше предметов по искусству и вести эти предметы должны не инженеры, а специалисты в области искусства. Леонардо Да Винчи "Джаконду" нарисовал, а современный инженер нарисует?:) Да и как то ведь надо поспевать за японскими и итальянскими дизайнерами и не только в 2D, чтобы однажды и российские товары начали пользоваться спросом хотя бы в России. Без соответствующих технологий весь этот процесс обучения как дизайну так и инженерии - лишь напрасная трата времени и денег.  А пока выпускникам Российских вузов прямая дорога лишь на нефтянные и военные предприятия, потому как кроме производства нефти и оружия Россия деньги никуда не вкладывает и похоже не собирается. Печально - но факт...

А Свердловский Архитектурный Институт выпускал и выпускает очень хороших специалистов по дизайну. Вот статья о дизайнере Владимире Пирожкове, который по окончании института работал одним из ведущих дизайнеров японской компании "Toyota".

http://www.kommersant.ru/doc/858779/print

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(24 октября 2012 г. 3:06)

Добрый вечер, Александр Олегович! С интересом прочитала Ваши статьи. И возник вопрос: как Вы относитесь к проблеме ДИЗАЙН ПРОТИВ ИНЖЕНЕРИИ и наоборот.

Например, в компании Apple, где Джобс требовал максимума и от дизайна, и от инженерной части, конфликты были особенно острыми.

 

 

С уважением, Ольга Викторовна

 

 

Фото
Горнов Александр Олегович
(24 октября 2012 г. 20:55)

Ольга Викторовна , добрый вечер ! Вот что думаю по поводу возникшего вопроса ... Убежден , что такой  проблемы  нет . Эти категории  непротивопоставимы  как  две  стороны одной  медали . Д и И это, как бы, двуединая  позиция субьективно-объктивного восприятия ( отражения) при анализе   и синтезе материальных   ( или  идеальных (мысленных)) объектов и процессов. Д и И могут  находиться в той или иной степени  гармонии , даже  конфликтовать , но не противостоять . Именно по этому Джобс и сделал то, что сделал.  

Фото
Усанова Елена Владимировна
(25 октября 2012 г. 0:36)

Ольга Викторовна, добрый вечер!

Совершенство формы предопределяется рациональностью технического решения, логикой конструкции, прогрессивностью технологии – только на этой основе дизайнер может создать подлинно гармоничную форму. Поэтому работать должны инженер и дизайнер в тесном сотрудничестве, роль каждого на разных этапах разработки изделия может иметь разную значимость, но гармоничная форма -это их совместный продукт.

Это я говорю в са-а-амой первой лекции по промышленному дизайну. И нет проблемы! С уважением, Усанова Е.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(25 октября 2012 г. 1:30)

Александв Олегович, Елена Владимировна, добрый вечер!!! 

Спасибо за ответы! Завидую я вам, дизайнерам, ТАКАЯ прекрасная область!!!  

Да, Александр Олегович, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ - как ЗДОРОВО, когда оно достигается! Я, возможно, немного неправильно выразилась в своем вопросе. Имела в виду КОНФЛИКТ ДИЗАЙНА И ИНЖЕНЕРИИ, а написала проблема. ...

С уважением Ярошевич О.В.


Назад Go Back