Назад Go Back

Модуляризация на примере унификации графической подготовки студентов

Фото Александрова Евгения Петровна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Крайнова Марина Николаевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)



К числу предметных подготовок, имеющих статус общевузовских, относится базовая графическая подготовка (ГП) студентов в техническом вузе. Кафедра «Дизайн, графика и начертательная геометрия» Пермского национального исследовательского политехнического университета участвует в реализации более 60 вузовских основных образовательных программ в области техники и технологии, разработанных на основе ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки. Базовая графическая подготовка  в техническом вузе ведется для большинства направлений/специальностей в области техники и технологии, изучение графических дисциплин способствует формированию графической культуры выпускников и является необходимой основой для подготовки компетентных специалистов в области техники и технологии. Набор требуемых графических компетенций – это некоторая «рамочная конструкция», характеризующая проектируемый результат ГП в виде контролируемых результатов обучения на всех стадиях предметного обучения.
При подготовке новых образовательных программ по графическим дисциплинам, соответствующим образовательным стандартам нового поколения, кафедрой проведена большая работа с целью унификации ГП студентов  в техническом университете [1].
Прежде всего, для определения нового целеполагания графической подготовки студентов был проведен анализ базовых компетенций как требований к результатам высшего профессионального образования утвержденных федеральных образовательных стандартов нового поколения в области техники и технологии. Выявление общности требований к подготовке выпускников позволило разработать универсальную компетентностную модель графической подготовки (КМГП). Компетентностная модель предметной подготовки (ПП) – это перечень ожидаемых результатов ПП, обеспечивающих готовность обучаемого к продуктивной деятельности в предметной области и гарантирующих системную целостность формирования компетентностной модели выпускника (КМВ). Фактически компетентностная модель предметной подготовки является проекцией КМВ на область ПП и выявляет предметные компетенции, отражающие способность и готовность выпускника к компетентному владению данной предметной областью [2].
С учетом проведенных обобщений были даны инвариантные формулировки компетенций, которые можно считать универсальными (У) по отношению к любому из направлений подготовки в области техники и технологии, в формировании которых участвуют графические дисциплины. К ним относятся:
1. Профессиональная компетенция (обобщающая все компетенции, относимые к проектно-конструкторской деятельности): готовность к проектно-конструкторской деятельности (УПК).
2. Инструментальная компетенция (в различных стандартах отнесенная к общекультурным или общепрофессиональным): владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способность использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности (УИК).
3. Общекультурная компетенция: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (УОК).                                                            
Первая выделенная компетенция УПК является основой профессиональной компетентности работника проектно-конструкторской организации. Она формируется в рамках полного освоения основной образовательной программы (ООП) из области техники и технологии, где выпускники должны быть подготовлены к проектно-конструкторской деятельности.  В рамках базовой ГП у студентов формируется способность к разработке графической документации.

Вторая компетенция УИК характеризует современную инструментальную подготовку будущего специалиста. Ее сформированность в рамках графической подготовки означает готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в области ГП.

Присутствие последней (УОК) обусловлено особой спецификой данной предметной области, выделяющейся необходимостью развития у обучаемого особого пространственного мышления и оперирования иными по сравнению с другими предметными областями базовыми графическими элементами. Часть этой компетенции, получаемая как ее проекция на ГП, может быть сформулирована как владение пространственным мышлением, способность к обобщению, анализу, восприятию графической информации.

Сформулированные части универсальных компетенций являются графическими (предметными) компетенциями, определяют наличие компетентности в области графических дисциплин и являются целевыми установками графической подготовки студентов в техническом вузе. Теперь необходимо определить результаты учебной деятельности, достижение которых будет означать сформированность у обучаемых вышеназванных компетенций ГП. Перечислим отличительные признаки графических компетенций в формате ЗУВов (знаний, умений, владений) как планируемых результатов предметной подготовки [2].

1. Способность к разработке графической документации означает наличие у студента таких качеств как:

- умение строить изображения пространственных форм на плоскости и реконструировать пространственные объекты по данному двумерному изображению;

- знание основных положений ГОСТов ЕСКД и другой нормативной литературы, представление о классификации конструкторских документов и наличие навыков оформления проектной и конструкторской документации;

- знание специфики проектно-конструкторских работ в данной профессиональной области;

- владение приемами автоматизированной разработки проектно-конструкторской документации;

- владение приемами трехмерного моделирования средствами компьютерной графики.

2. Готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в области ГП характеризуют следующие способности студента:

- умение представлять графическую информацию с помощью компьютера;

- владение навыками работы в среде графического редактора;

- владение навыками использования учебной компьютерной среды ГП;

- умение находить требуемую техническую информацию для выполнения графических проектов с помощью компьютерных сетей;

- владение навыками использования дополнительных источников информации, обучающих средств, компьютерных программ, повышающих качество собственной образовательной среды в области ГП.

3. Владение пространственным мышлением, способность к обобщению, анализу, восприятию графической информации предполагает наличие следующих способностей:

- владение основами геометрического моделирования и синтеза сложных технических форм;

- умение строить и читать чертежи, обосновывать и осуществлять выбор необходимых изображений и их общего количества, правильно наносить размеры;

- владение опытом построения электронных моделей изделия и их ассоциированных изображений;

- умение анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, структурировать и представлять графическую информацию;

- владение навыками ответственного отношения к выполняемой работе и оценки результатов своей деятельности;

- умение самостоятельно выполнять задания по разработке графических проектов и владение опытом самооценки по отдельным разделам изучаемых дисциплин.

Приведенная «рамочная конструкция» характеризует проектируемый результат ГП как набор требуемых графических компетенций, осваиваемых студентом в ходе изучения графических дисциплин, и планируемых результатов обучения, которые необходимо контролировать в ходе графической подготовки. В зависимости от уровня формируемой предметной компетентностной модели освоение перечисленных результатов графической подготовки, приведенных выше, может быть различным. Это зависит от содержания  и трудоемкости графических дисциплин, определяемых учебными планами  ООП ВПО конкренного направления подготовки, применяемыми образовательными технологиями, а также личностными особенностями обучаемых.

В качестве вариантов освоения ГП в вузе предложены  6 возможных предметных компетентностных моделей (ПКМ), варианты которых приведены в табл. 1. Для характеристики уровня освоения предметных компетенций, соответствующих конкретной ПКМ, используется комплексная оценка с помощью следующих параметров: глубины освоения предметной области; уровня освоения знаний; характеристик умений и владений. На основании анализа требований ФГОС ВПО, а также с учетом имеющегося опыта в реализации графических дисциплин предложены 4 уровня сложности глубины освоения предметной области.  Уровни развития знаниевых компонентов компетенций разделяются от деятельности по воспроизведению до требований к установлению новых связей и достраивания системы новыми связями. Уровни умений подразделяются от студенческого до продуктивного - эвристического или творческого типа. Уровни владений характеризуются от низшего - фрагментарного владения основами курса и опытом выполнения студенческих проектов - до креативного, предполагающего  свободу владения материалом курса и творческим подходом к выполнению проектов.

Таблица 1

Варианты предметных компетентностных моделей

ПКМ

Уровень освоения предметных компетенций

Характеристики компетентности

Глубина освоения ПО

Знания

Умения

Владения

1

Пороговый

1 уровень сложности

Обеспечивают деятельность по воспроизведению

Уровень освоения ученический

Фрагментарное владение основами курса и опыт выполнения ученических проектов

2

Удовлетворительный

2 уровень сложности

Обеспечивают деятельность по воспроизведению

Уровень освоения ученический

Фрагментарное владение основами курса и опыт выполнения проектов под руководством

3

Средний

3 уровень сложности

Применяются в ситуациях, аналогичных обучающим

Уровень освоения алгоритмический

Владение основами курса и опыт выполнения проектов под руководством

4

Повышенный

3 уровень сложности

Используются в задачах, требующих установление нового качества

Уровень освоения алгоритмический

Владение основами курса и самостоятельность в выполнении проектов

5

Высокий

4 уровень сложности

Используются в задачах, требующих установление нового качества

Уровень освоения продуктивный эвристического типа

Свобода владения материалом и самостоятельность в выполнении проектов

6

Креативный

4 уровень сложности

Обепечивают креативное понимание объектов и явлений

Уровень освоения продуктивный творческого типа

Свобода владения материалом и творческий подход к выполнению проектов

Низший уровень развития компетенций считается пороговым и соответствует ПКМ1. По мере увеличения номера компетентностной модели возрастает уровень освоения графических компетенций. Наивысшая ПКМ6 ссоответствует креативному уровню их освоения.

Дальнейшим шагом в унификации графической подготовки стала разработка модульной структуры содержания, позволяющая гибко структурировать предметную область и обеспечить формирование предметных компетенций на разных уровнях с учетом требований к изучению графических дисциплин, заложенных в ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки, а также личных достижений студентов в ходе освоения графических дисциплин. Модуляризация [3] позволяет унифицировать содержание графической подготовки и разработать структуру освоения графических дисциплин для предлагаемых 6 возможных ПКМ. Ранее были определены универсальные модули и разработана последовательность освоения запланированных модулей для различных уровней графической подготовки [4] . Описание универсальных модулей ГП приведено в табл. 2.

Таблица 2

        Описание универсальных модулей графической подготовки

Обозначение

модуля

Наименование модуля

Параметры модуля

Уровни сложности

Возможные уровни освоения, з.е.

М1

Геометрическое моделирование объектов средствами компьютерной графики

1

0,8

2

1

3

1,2

М2

Базовые элементы геометрической модели

1

0,8

2

1

3

1,2

М3

Правила и средства выполнения технической документации

1

0,8

2

1

3

1,1

4

1,2

М4

Разработка КТД с использованием средств автоматизированного проектирования

1

1

2

1,5

3

2

М5

Графическое моделирование поверхностей

1

1

2

1,2

М6

Разработка специализированного проекта на основе междисциплинарной интеграции

1

1,5

2

2

Содержательно модули М2 и М5 закладывают теоретические основы геометрического моделирования. Модуль М1 дает современную инструментальную подготовку обучаемых, позволяющую уже на первых этапах обучения использовать средства компьютерной графики. Модуль М3 посвящен освоению способов и правил построения чертежа, а также изучению классификации нормативных документов и требований стандартов ЕСКД. Модули М4 и М6 являются практико-ориентированными и способствуют овладению всем комплексом составляющих графических компетенций, а также ориентированы на изучение специфики оформления графической документации в соответствии с выбранным направлением подготовки обучаемых.

Направленность формирования предметных компетенций в рамках каждого модуля определяется с помощью матричных отношений. В качестве примера представлена табл. 3, где показаны отношения между предметными компетенциями, составляющими универсальную КМГП, и учебными модулями ГП, обеспечивающей  формирование трех вышеперечисленных унифицированных компетенций. 

Таблица 3

                        Отношения между структурой предметных компетенций и учебными модулями ГП

КМГП

Модули

Компетенции (унифицированные)

Результаты предметного обучения

1

2

3

4

5

6

1

1.1. Уметь строить изображения пространственных форм на плоскости и реконструировать пространственные объекты по данному двумерному изображению

 

+

 

 

+

 

1.2. Знать основные положения ГОСТов ЕСКД и другой нормативной литературы, классификацию конструкторской документации и обладать навыками оформления проектной и конструкторской документации

 

 

+

+

 

 

1.3. Знать специфику проектно-конструкторских работ в данной профессиональной области

 

 

 

+

 

+

1.4. Владеть приемами автоматизации разработки проектно-конструкторской документации

 

 

 

+

 

+

1.5. Владеть приемами трехмерного моделирования средствами компьютерной графики

 

 

 

+

 

+

2

2.1. Уметь представлять графическую информацию с помощью компьютера

+

 

 

 

 

 

2.2. Владеть навыками работы в среде графического редактора

+

 

 

 

 

 

2.3. Владеть навыками использования учебной компьютерной среды ГП

 

+

+

+

+

 

2.4. Уметь находить требуемую техническую информацию для выполнения графических проектов с помощью компьютерных сетей

 

 

+

+

 

+

2.5. Владеть навыками использования дополнительных источников информации, обучающих средств, компьютерных программ, повышающих качество собственной образовательной среды в области ГП

 

 

 

+

 

+

3

3.1. Владеть основами геометрического моделирования и синтеза сложных технических форм

+

 

 

+

 

+

3.2. Уметь строить и читать чертежи, обосновывать и осуществлять выбор необходимых изображений и их общего количества; обладать умением правильной простановки размеров

 

+

+

+

 

 

3.3. Владеть опытом построения электронных моделей изделия и их ассоциированных изображений

+

 

 

+

 

+

3.4. Уметь анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, структурировать и представлять графическую информацию

 

+

 

+

+

+

3.5. Владеть навыками ответственного отношения к выполняемой работе и оценки результатов своей деятельности

+

+

+

+

+

+

3.5. Владеть опытом самостоятельного выполнения заданий по разработке графических проектов и самооценки по отдельным разделам изучаемых дисциплин

+

+

+

+

+

+

Далее в соответствии с разработанными шестью ранжированными компетентностными моделями графической подготовки разработаны базовые образовательные маршруты [3], представленные последовательностями из модулей Мi k (i – номер модуля) с заданной глубиной освоения k (табл. 4).

Таблица 4

                  Образовательные маршруты графической подготовки

№ п/п

Образовательный маршрут

Планируемый результат ГП

1

М11 _ М21 _ М31

ПКМ1

2

М11 _ М21 _ М32 _ М41

ПКМ2

3

М12 _ М22 _ М51_ М32 _ М41

ПКМ3

4

М12 _ М22 _ М51_ М33 _ М42

ПКМ4

5

М13 _ М23 _ М52_ М33 _ М43_ М61

ПКМ5

6

М13 _ М23 _ М52_ М34 _ М43_ М62

ПКМ6

Как видно из приведенной таблицы, с увеличением ранга компетентностной модели увеличивается как количество осваиваемых модулей ГП, так и их глубина, а также растет связанная с ней трудоемкость освоения предметной подготовки.

В качестве примеров освоения ГП с различными целевыми установками рассмотрим образовательные маршруты, ведущие к компетентностным моделям ПКМ1 и ПКМ2. ПКМ1 – простейшая предметная компетентностная модель, имеющая ранг 1. В соответствии с ее образовательным маршрутом (см. табл.4) в данном случае для формирования графических компетенций необходимо освоить 3 учебных модуля М1, М2 и М3, все модули осваиваются на первом уровне сложности. Тогда совокупность результатов, осваиваемых студентом в ходе ГП, в данном случае представляют таблицы модульных карт первого уровня сложности. В отличие от предыдущей (ПКМ1) в компетентностной модели второго ранга – ПКМ2 (см. табл. 1 и 4) требуется дополнительно приобретения опыта выполнения проектных заданий под руководством преподавателя. Поэтому, согласно табл. 2 для данного образовательного маршрута добавлен практико-направленный модуль М4 с минимальной трудоемкостью 1 з.е. (первый уровень сложности), а модуль М3 осваивается уже на втором уровне сложности. Результаты обучения в этом случае представляются данными модульных карт М1, М2 и М4 первого уровня сложности, а для модуля № 3 - второго уровня сложности.

Следовательно, в образовательном маршруте более высокий уровень освоения графических компетенций достигается как за счет увеличения количества осваиваемых модулей, так и за счет повышения уровня сложности отдельных модулей.

Теперь необходимо описать планируемые результаты освоения каждого модуля так, чтобы соответствующие описатели позволили выстроить процесс освоения модуля в направлении формирования требуемых образовательных результатов ГП, а также однозначно воспроизводить измерение и оценку этих результатов. С этой целью при реализации образовательных маршрутов графической подготовки в соответствии с планом (см.табл.2) используются модульные карты, формат которых был приведен в [3], где представлена таксономия результатов освоения модуля (знает, умеет, владеет). В совокупность образовательных результатов программы графической подготовки включаются данные всех модульных карт, соответствующих требуемому уровню сложности освоения учебных модулей для данного образовательного маршрута. В качестве примера в табл. 5 приведена  карта модуля № 2 первого уровня сложности, входящего в состав односеместровой программы ГП в рамках ООП без ориентации на проектно-конструкторскую деятельность выпускника. В скобках указано, к формированию какой из компетенций относится данный результат освоения модуля. При такой дифференциации в последствии возможно оценить уровень сформированности каждой из запланированных графических компетенций по отдельности.

Таблица 5

Карта модуля №2 (первый уровень сложности)

Перечень модульных результатов:

Технологии формирования:

Средства и технологии оценки:

Знает …

Р2.1(1) основные элементы геометрического пространства и отношения между ними;

Р2.2(1) методологию конструирования на плоскости предмета с использованием геометрических примитивов (прямых, плоскостей, поверхностей) и их взаимоотношений;

Р2.3(1) способы выявления натуральных метрических характеристик элементов графической модели;

Р2.4(1) методику решения простейших инженерных задач графическими способами

Видеолекции

Электронный практикум

Практические занятия

Самостоятельная работа

Самотестирование

Тестирование

Контрольная работа

Зачет

Умеет…

Р2.5(1) ориентироваться в геометрическом пространстве, манипулировать основными элементами при их отображении на плоскость;

Р2.6(3) анализировать расположение, видимость и натуральные характеристики структурных составляющих геометрической модели;

Р2.7(3) использовать известные способы решения графических задач;

Р2.8(3) выбирать наиболее рациональный вариант решения конкретной учебной задачи;

Р2.9(3) анализировать возможность использования графических решений в простейшем техническом проекте

Практические занятия

Электронный практикум

Самостоятельная работа

НИРС

Контрольная работа

Выполнение графических

работ

Зачет

 

Владеет…

Р2.10(3) навыками конструирования учебных моделей различными способами;

Р2.11(3) опытом самостоятельного выбора метода решения поставленной графической задачи;

Р2.12(3) навыками использования алгоритмов решения позиционных и метрических задач;

Р2.13(3) навыками самооценки собственных знаний в данной области;

Р2.14(2) опытом применения учебной компьютерной среды;

Р2. 15(3) навыками ответственного отношения к выполняемым заданиям.

Практические занятия

Электронный практикум

Самостоятельная работа

НИРС

Выполнение графических

работ

Зачет

Таким образом, в данной работе продемонстрированы практические результаты использования модульного принципа при реализации компетентностной модели ГП. Представление предметного обучения в виде последовательности учебных модулей, возможный выбор глубины освоения модуля и оценка уровня его освоения позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории предметной подготовки не только с учетом направления подготовки в соответствии с ФГОС ВПО, но и с учетом способностей и потребностей обучаемого, что и является основой нового формата компетентностно-ориентированной предметной подготовки.

Список литературы

1. Александрова Е.П., Корнилкова Е.В., Крайнова М.Н., Столбова И.Д.  Программа уровневой графической подготовки студентов в рамках ФГОС ВПО // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: Материалы 2-ой международной научно практической интернет конференции КГП-2011. -  http://dgng.pstu.ru/conf2011/papers/76/

2. Лалетин В.А., Столбова И.Д. Управление геометро-графическим образованием в техническом вузе на основе образовательных стандартов нового поколения // Проблемы математической и естественнонаучной подготовки в инженерном образовании: исторический опыт, современные вызовы: с. трудов Международной научно-методической конференции (11-12 ноября 2010 г.) / Под общей ред. В.А. Ходаковского. – СПб., ПГУПС, 2011. – С. 162-168.

3. Александрова Е.П., Крайнова М.Н., Столбова И.Д.Модуляризация как инструмент конструирования предметной подготовки // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО: Материалы 2-ой международной научно практической интернет конференции КГП-2012. - http://dgng.pstu.ru/conf2012/papers/28/

4. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2012. №7. С. 10-20.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(28 октября 2012 г. 20:37)

Уважаемые коллеги. Всё очень красиво. Скажите пожалуйста, конкретно через какие задания приобретаются указанные копетенции? Не секрет, что все кафедры нашего профиля занимаются обучением работе в CAD системах. Это инструмент. Где тут функции высшего образования? Дать чертёж общего вида и попросить создать трёхмерную модель и ассоциативный чертёж детали? Не маловато ли?

 

 С уважением ТБДЕ.

Фото
Александрова Евгения Петровна
(29 октября 2012 г. 18:14)
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич! Спасибо за комментарий к нашей статье. Отвечаем на интересующий Вас вопрос. Учебные задания по каждому модулю разрабатываются в соответствии с его программным содержанием (которое направлено на формирование определенной унифицированной компетенции), а также с учетом уровней сложности ГП и глубины освоения учебного материала. Безусловно, вопрос подготовки учебных заданий в новом формате остается первостепенной задачей ГП, которую не решишь в одночасье, и, в настоящее время, преподаватели кафедры активно работают в этом направлении. Что касается САD-систем, то умение пользоваться компьютерными технологиями отрабатывается в первом модуле (компетенция УИК), а в дальнейшем используется при выполнении запланированных учебных графических заданий разного уровня. С уважением, Е.П. Александрова
Фото
Хейфец Александр Львович
(9 ноября 2012 г. 9:11)

Здравствуйте, уважаемые коллеги,

Возможно, мое замечание несколько эмоционально, но:

О каких компетенциях и рейтингах можно говорить сегодня, когда уровень студентов позволяет их разделить на две группы. 1- нормальные, которым не нужны эти показатели, они и так хорошо учатся. 2- те, кого "зазвали" в университет (чтобы нас с Вами не сократили). Это несчастные ребята, котрые не могут учиться, несмотря на рейтинги и компетенции.

Поэтому работу по компетенциям, рейтингам, а сейчас еще и модуляризации, рассматриваю как проявление отчаяния преподавателей что-либо изменить, как имитацию бурной педагогической работы (перед тем, как нас все-таки сократят).

Силы преподавателей-энтузиастов, несмотря на кризис высшей школы и кафедр графики в том числе, должны быть направлены на совершенствование содержания заданий, повышение их актуальности в свете 3d и CAD-систем.

Но эти направления сейчас и не в моде, и не по силам многим преподавтелям. Отсюда и компетенции.

Извините, если "не в струю"

А.Л. Хейфец

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(9 ноября 2012 г. 20:59)

Александр Львович!

Компетенции, еще раз поясняю, - это не наша блажь, не повышение рейтинга нашей методической работы, а требование современных образовательных стандартов ВПО. Это новоя идеология, не воспринимаемая большинством преподавательского состава, но избежать ее нельзя, если говорить о качестве обучения, о соответствии ФГОС ВПО.

Переход на компетентностный формат очень трудозатратен, что кажется неосуществимым в тех дополнительных сложных условиях, о которых Вы говорите: и качество контингента, и сокращение часов на дисциплины, и оплата преподавательского труда и т.д. Но это неизбежно, если необходимо обосновать качество достигнутого результата обучения, ведь мера качества теперь- компетенция.

Компетентностный подход требует разработки технологических процедур обучения. Без этого - никак. Модуляризация - один из этапов технологизации. Следующий этап - помодульная оценка эффективности процесса обучения, т.е. разработка технологий оценивания результатов как составляющих требуемых компетенций...

Кроме того модуляризация за счет унификации позволяет снизить трудоемкость разработки новых программ обучения (у нас их больше 60) приразработке УМКД дисциплин, входящих в состав компетентностно-ориентированных вузовских основных образовательных программ.

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(15 ноября 2012 г. 18:10)

Уважаемая Ирина Дмитриевна.

Глубоко признателен Вам за Ваше разъяснение о вариативности в реализации вузовских образовательных программ. Признаюсь, что, несмотря на то, что сам написал около десятка программ дисциплины, но пока что мало, что понимаю в компетентностной модели. Первые программы по нескольку раз переписывал после возвращения из УМО на доработку, последние утверждались после первого предъявления. Просто понял, что проверяют, и в первую очередь побуквенно сличают компетенции с их формулировками из стандартов. Научился соблюдать правила методом проб и ошибок.

У нас в вузе проводятся 72-часовые курсы повышения квалификации преподавателям по компетентностной модели, но, признаюсь, пока надеюсь, что обойдусь на интуитивном уровне, а также возможностью изучения Вашего опыта, и вашей с Евгенией Петровной и Мариной Николаевной большой научно-методической работой, проводимой не первый год в этом направлении.

Вы приводите «инвариантные формулировки компетенций, которые можно считать универсальными (У) по отношению к любому из направлений подготовки в области техники и технологии, в формировании которых участвуют графические дисциплины».

1. Инвариантные формулировки заменяют формулировки из ФГОС ВПО?

2. Эти формулировки для внутреннего пользования или они именно таким образом и записаны в программы дисциплин, которые составила Ваша кафедра?

3. Кроме этого вы говорите о дополнительных компетенциях, но в вашем докладе ничего о них не говорится. Или они не способствуют унификации, и поэтому о них не говорится в докладе? Вообще, как соотносятся тенденции к унификации (60 ООП) и вариативность.

4. За «традициями сложившейся методики проведения образовательного процесса в конкретном вузе» не может скрываться отсталость?

5. Вариативность 50% – это понятие, которое относится к вузу в целом, отдельной специальности или отдельному студенту?

6. Если к отдельному студенту – то он сам формулирует свои дополнительные компетенции, причем задним числом? Или есть какой-то установленный порядок, как обучение студента по индивидуальному графику раньше?

7. Невозможно при действующей идеологии компетентностного подхода "стричь всех под одну гребенку". Но разве дифференцированность оценки не предназначена как раз для этого? Конечно, последнее время приходится пользоваться только одной оценкой – 3. 2 – нельзя, 4 и 5 – не поднимается рука.

Не сочтите студентоненавистником. Моими студентами в соавторстве со мной сделано 29 изобретений, написано 10 научных статей. Причем, поскольку не все наши разработки признаны изобретениями (для этого нужна мировая новизна), разработок, по которым были выполнены работы по патентованию, было раза в три больше. По многим делались модели, из бумаги, но чаще из металла, иногда в натуральную величину. Четыре моих студента отмечены знаком «Изобретатель СССР», один – еще во время учебы в вузе (процедура оформления занимает более двух лет). Два моих студента стали победителями, а пять – призерами Всероссийских и Международных олимпиад. Уже давно считаю, что худшее, что может сделать учитель по отношению к своим ученикам – это проявить к ним снисходительность. Отнесся также к чужому – получил обвинение в дискриминации.

С уважением 

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(15 ноября 2012 г. 21:31)

Уважаемый Александр Львович! В своей градации студентов Вы необычайно ПРАВЫ! К сожалению, 1 уровень (желаемый для преподавателя) встречается не очень часто! Но самое ГЛАВНОЕ, Что ОН ЕСТЬ! И мы, надеюсь могу так написать, работаем на таких СТУДЕНТОВ. Когда ГОРЯТ глаза, хочется идти в аудиторию. И начинать хочется МОДЕЛИРОВАТЬ!

Уважаемая Ирина Дмитриевна! Компетенция - прекрасное слово и прекрасное определение профессионализма личности. Как часто мы говорим: "Я не компетентен...", или "Это выходит за пределы моей компетенции..." и прекрасно понимаем его смысл. Может ли сказать это НАШ студент про себя, изучив дисциплину? И можем ли мы сказать, что он достаточно компетентен, чтобы решать посталвленные перед ним задачи из нашей области деятельности? И грустно отвечать... Но в реалиях сегодняшнего дня - МЫ РАБОТАЕМ НА БУДУЩЕЕ! А оно признает компетентного специалиста (простите за натоптоность слов).

Уважаемый Алексей Алексеевич! Вы правы: "стричь всех под одну гребенку" нельзя НИКОГДА! Как я поняла Вы работаете на элиту и это ПРЕКРАСНО! Судя по заслугам ВАШИХ студентов, все-таки рука поднималась и не раз! И не обрушивайтесь так на компетенции... как много мы делаем потому, что... делаем... и не потому что хочется... 

С удовольствием, очень внимательно читаю все доклады и комментарии. Многое узнала и за ЭТО еще раз БОЛЬШОЕ СПАСИБО организаторам!!!

Пусть светятся глаза у студентов и зажигают глаза преподавателей!!!

С уважением О.В.

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(16 ноября 2012 г. 22:13)

Уважаемый Алексей Алексеевич!

Не получилось у меня сходу ответить на Ваши 7 непростых вопросов. Постаралась несколько систематизировать свой комментарий.   ФГОС+компетентностный подход (КП) устраняют единообразие, к которому тяготеет наше сообщество, и предполагают вариативность (возможность не стричь всех под одну гребенку на разных уровнях). Поэтому однозначность ответов на вопросы, которые Вы поставили невозможна.

1. Первый уровень вариативности - это те правила (вузовские стандарты), которые разработаны вузом для проектирования и реализации новых программ на основе ФГОС. Откуда берутся 50%? Об этом говорилось в различных разъяснениях при переходе на новые стандарты и объясняется очень просто: сумма зачетных единиц для обязательных дисциплин из ФГОС = сумме зачетных единиц вариативных дисциплин, добавленных вузом. Общее количество дисциплин в каждом учебном цикле и распределение з.е. по дисциплинам — дело вуза (выпускающей кафедры, если в вузе не установлены какие-то общие правила).

2.Наш вуз является исследовательским университетом, причем многопрофильным — это наша особенность -  и, следовательно, должен иметь свое «лицо», свой вузовский стандарт при реализации ФГОС. У нас введена унификация при проектировании новых ООП: разработан ряд требований, которым должны придерживаться все выпускающие кафедры. Наш вузовский опыт унификации (теперь, когда начинают анализировать реализацию ФГОС) признается положительным. Поэтому мы занимаемся унификацией ГГП в вузе. Этот опыт  представлен в материалах наших конференций.

3.Дополнительные вариативные компетенции вводить совершенно не обязательно, это опять зависит от поставленных разработчиками целей и качества сформулированных в ФГОС компетенций (насколько они несовершенны - все знают). Введение дополнительных вузовских компетенций (возможно для всех ООП или в рамках отдельной ООП) не запрещено, это позволяет учесть требования региональных работодателей или сохранить вузовские традиции. Здесь однозначно невозможно сказать даст это положительный эффект или наоборот, все зависит от конкретной ситуации.  Время покажет. Я только говорю о возможностях вариативности реализации ФГОС.

4.Теперь об инвариантных формулировках компетенций. Эти формулировки нам нужны для унификации программ ГГП в вузе. В рабочих программах дисциплины можно записать и то, и другое. Пока у нас утверждены только уровневые программы предметных подготовок (для ГГП - запланированы 4 уровня: 3, 4, 6 и 8 з.е. - см КГП2011)  и, наконец, недавно утвержден единый макет РПД. Сейчас в окончательной форме будем дорабатывать и утверждать РПД наших дисциплин в рамках 60 вузовских ООП (учебные планы ООП в вузе утверждены).

5.Формирование компетенции (это сложное, интегральное понятие, которое невозможно напрямую измерить) идет, а также контролируется через ряд запланированных результатов обучения. Т.е. разрабатывается структура КМ, которая позволяет двигаться к поставленной цели - заявленным компетенциям.

6.Компетентность - обладание кометенцией(иями) связана с конкретной личностью. Алгоритм актуализации компетенции у каждого свой. Поэтому, переходя на КП приходится говорить об уровне сформированности требуемых компетенций у каждого студента. Это отдельный вопрос.

7.Теперь об индивидуализации обучения. Если говорить о вузовском уровне — то это индивидуальный план для каждого студента. До этого мы пока не дожили, слишком огромный вуз, проблемы с аудиториями, расписаниями и т.д. И не наш это вопрос.
Мы занимаемся индивидуализацией предметного обучения, ГГП в частности. И в рамка предметного обучения рассматриваем уровень освоения предметных компетенций в зависимости от требований ООП конкретного направления подготовки, а также индивидуальных способностях студентов, осваивающих эту ООП. Тут и запланирована дифференциация на базе мониторинга результатов и возможная корректировка образовательного маршрута ГГП.

Получилось, как и Вас,- 7 - ответов. Это, наверное, цифра системности?
С уважением, И. Столбова

Фото
Головнин Алексей Алексеевич
(17 ноября 2012 г. 0:09)

Здравствуйте уважаемая Ирина Дмитриевна.

Уже отправив свои вопросы, осознал свою некоторую бестактность, в том, что в безапелляционной форме назадавал вам вопросов, некоторые из которых никак не связанны с содержанием вашего доклада. Свое невежество вполне мог бы уменьшить, обратившись в УМО своего вуза.

Глубоко благодарен Вам, что, несмотря на большую занятость, Вы не только подробно ответили на все мои вопросы, но и рассказали о своем вузе и исследованиях, проводимых в нем.

Еще раз спасибо. С уважением Головнин А.А.

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(17 ноября 2012 г. 2:10)

Уже давно считаю, что худшее, что может сделать учитель по отношению к своим ученикам – это проявить к ним снисходительность. Отнесся также к чужому – получил обвинение в дискриминации. ЦИтата.

 

Алексей Алексеевич.. в тех дисциплинах, которые имею возможность преподавать, а именно - живопись и рисунок в данном  учебном заведении -  проявить снисходительность - даже не знаю как это соотнести с преподаванием данных дисциплин ...снисходительность по требованиям к коммерческим группам, например... это значит принять во внимание их уровень подготовки (или отсутствие такогого), и к концу обучения получить то, во что можно было только поверить... а не это ли есть то, ради чего мы приняли этого студента? видеть результат деятельности преподавателя, направленный на непосредсвенное повышение уровня профессионализма студента?

в конце концов, мы с вами призваны обучить тех, кто пришел в вуз,  в той мере, на которую способны сами...  это не так?


Назад Go Back