Назад Go Back

Организация самостоятельной работы студентов по графическим дисциплинам

Фото Скорюкова Янина Германовна (Винницкий национальный технический университет)

Соавтор(ы): Мельник Ольга Петровна

      В работе предложен комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов в условиях ограниченного количества аудиторных часов, отведенных на изучение графических дисциплин.

 Постановка проблемы

Реформирование  системы высшего технического образования в Украине, целью которого является, безусловно, поднятие его качества, повлекло  за собой неоднозначные, по мнению авторов, изменения в качественном и количественном наборе читаемых курсов для студентов различных инженерных специальностей. В итоге выпускающие кафедры, а именное они формируют учебные планы, существенно уменьшили количество аудиторных  часов, отводимых  на изучение фундаментальных дисциплин, а среди них и геометро-графических. Так, например, для студентов специальности 0505 «Машиностроение и обработка материалов» из 108 часов, предназначенных для изучения дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в 1 семестре, только 56 часов аудиторных, во 2 семестре из 72 часов – всего 16 аудиторных. К сожалению, тенденция уменьшения количества аудиторных часов сохраняется. В то же время объем и тематика изучаемого материала  постоянно увеличивается, дополняясь результатами современных научных исследований и их практического внедрения, а, следовательно, значительно возрастает часть учебного материала, который студенты должны освоить самостоятельно.

А если учесть, что у большинства студентов 1 - 2 курсов практически отсутствуют навыки самостоятельной работы, то возникает проблема в качественном усвоении студентами теоретического курса и овладении  приемами решения практических задач.

 Постановка задачи

Обеспечение соответствия  уровня подготовки специалиста современным требованиям напрямую зависит от качества организации всего учебного процесса и в том числе ее неотъемлемой составляющей - организации самостоятельной работы студентов (СРС).

Поэтому была поставлена задача - разработать новые подходы к организации самостоятельной работы студентов при изучении геометро-графическим дисциплинам в современных условиях реформирования высшего технического образования на основе реализации принципов:

-  доступности набора учебно-организационных и методических материалов, необходимых студенту при изучении дисциплины;

- полноты информации, доставляемой преподавателем в ходе учебного процесса;

- обеспечения максимальной самостоятельности выполнения студентами индивидуальных расчетно-графических заданий, курсовых работ;

-  объективности оценивания знаний студентов.

 Доступность набора учебно-организационных и методических материалов

Реализуя этот принцип, авторы предложили обеспечивать студентов  представленном в электронном варианте следующим набором учебно-методических материалов, структурированным по семестрам:

  1.  Аннотация дисциплины.
  2. Учебная программа дисциплины.
  3. Рабочая учебная программа дисциплины.
  4. Рабочие планы.
  5. Опорные конспекты лекций.
  6. Вопросы к коллоквиумам.
  7. Вопросы к экзаменам и зачетам.
  8. Методические указания к практическим занятиям.
  9. Методические указания к СРС и индивидуальной работе.

Такой подход позволил при минимальном количестве часов аудиторных занятий не снизить объём и качество изучаемого материала.

    Полнота информации, доставляемой преподавателем, в ходе учебного процесса

     Реализация этого принципа осуществляется:

  1.  За счет предоставления студентам электронных учебников, учебных пособий, методических указаний и т.д.
  2. Путем предоставления наряду с традиционными консультациями дистанционных консультаций  [1]

 

Обеспечение максимальной самостоятельности выполнения студентами расчетно-графических работ

Реализация этого принципа базируется на разработке для каждого практического занятия и каждого расчетно-графического задания детальных методических указаний с обязательным примером пошагового решения задачи (выполнения графических операций) [2].

Как показывает опыт, наличие такого набора методразработок, когда студенту предлагается выполнять индивидуальное задание  «по аналогу»,  ускоряет  процесс выполнения и существенно повышает его самостоятельность.

 

Объективность оценивания знаний студентов

 Реализация принципа обеспечивается:

  1.  Наличием в учебных пособиях тестов по отдельным темам, с помощью которых студент может самостоятельно оценить уровень  собственных знаний.
  2. Возможностью самостоятельной оценки знаний в дистанционном курсе, на который студент дневной формы обучения может зарегистрироваться и использовать его как дополнительное средство получения и контроля знаний [3].  

 

Выводы

  1. Предлагаемые подходы к организации самостоятельной работы студентов позволяют частично компенсировать недостаток аудиторных часов для усвоения геометро-графических дисциплин.
  2. Активизация самостоятельной работы студентов при использовании описанных подходов  повышает заинтересованность в приобретении конкретных знаний на аудиторных лекционных и практических занятиях.

Список литературы

Литература

  1. Мельник О.П., Мокін Б.І., Слободянюк О.В. Інтеграція дистанційної та традиційної форм організації навчального процесу» Вісник ВПІ, №2, 2009.- с.103-106
  2. Мельник О.П., Скорюкова Я.Г., Слободянюк О.В. Інженерна графіка. Дистанційний практикум. Навчальний посібник. Вінниця ВНТУ,  2009 -143 с.
  3. Мельник О.П., Кормановський С.І., Слободянюк О.В. Дистанційний курс як складова навчально-методичного комплексу з інженерної та комп’ютерної графіки. Наукові нотатки. Міжвузівський збірник (за напрямом «Інженерна механіка»), Випуск №22, частина 2, «Сучасні проблеми  геометричного моделювання»,  Луцьк, 2008, с.213-218

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(24 октября 2012 г. 0:22)

Уважаемые коллеги! У меня к вам несколько вопросов. 

1. Не мргли ли бы вы пояснить более предметно, каким образом обеспечивается самостоятельность выполнения заданий студентами? И как контролируется? И контролируется вообще?

2. Какие меры предусмотрены при "уличении" студентов в несамостоятельности?

3. В чем выражается структурированность учебно-организационных и методических материалов по семестрам? И имеет ли возможность студент в полной мере воспользоваться вашим набором? И каким образом?

4. Не совсем понятно, как работает принцип объективности оценивания знаний студентами.

Спасибо за ответ!

С уважением, Ярошевич О.В.

Фото
Скорюкова Янина Германовна
(25 октября 2012 г. 21:14)

Уважаемая Ольга Викторовна!

  1. Обеспечить абсолютную самостоятельность, естественно, невозможно. Усилия авторов направлены на создание условий, максимально способствующих самостоятельности выполнения студентами РГЗ, а именно:
  • Предоставление в электронном и печатном видах, кроме базовых конспектов курса, учебных пособий, еще и соответствующих каждому РГЗ методических указаний по их выполнению с обязательным подробнейшим пошагово выполняемым примером.               
  • Предоставляемая возможность частичного или полного  выполнения РГЗ  во внеурочное для студента время под руководством преподавателя. Для этого в нагрузке преподавателя предусматривается 1 час  на студента в семестр.
  • Предоставление аудиторных и дистанционных консультаций.
  • Обязательная защита расчетно-графических работ путем личного собеседования. Так, по сути, осуществляется и контроль СРС.
  • Энтузиазм преподавателя, его квалификация.
  1. Меры при «уличении» в несамостоятельности выполнения РГЗ - традиционные:
  • Снижение  количества балов (до 50%) при условии «качественной» защиты при собеседовании.
  • Замена индивидуального задания на другое или дополнительное.
  1. Набором организационно-учебных материалов имеет возможность воспользоваться каждый студент, поскольку:
  •  На первой лекции лектор  обязательно раздаёт электронные носители с такой информацией старостам групп.
  • Кроме того, такая информация имеется на сайте кафедры, правда воспользоваться ей можно только по локальной университетской сети.

Структурированность заключается в организации размещения того или иного материала (методических указаний, вопросов к коллоквиумам, вопросов к экзаменам и т.п.) в соответствующих  семестровых  электронных папках.

  1. Принцип объективности в оценивании знаний реализуется за счет возможности каждого студента оценить себя самостоятельно:
  • Путем самостоятельного тестирования по тестам, приведенным в учебных пособиях (ключи ответов находятся у преподавателя либо на сайте кафедры).
  •  Путем прохождения тестов, встроенных в дистанционные курсы.
  • Путем прохождения комплексных контрольных работ в тестовой форме ( о ней мы докладывали на  2  Интернет –Конференции).

 

             С уважением, авторы.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(26 октября 2012 г. 3:49)

Спасибо за ответ! Весьма обоснованно!

С уважением, О.В.Ярошевич


Назад Go Back