Назад Go Back

Современный преподаватель графических дисциплин: КАКОЙ ОН?

Фото Амельченко Наталья Петровна (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники)
Фото Ярошевич Ольга Викторовна (Белорусский государственный аграрный технический университет )



 

И то, что духом времени зовут,
есть дух профессоров и их понятий.

И. В. Гёте

 

Важнейшим условием достижения качества ГГП (геометро-графической подготовки) студентов (как впрочем, и любой другой), развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также формирование личности студента является педагогическое мастерство и профессионализм преподавателя, который всегда был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы. Профессионализм преподавателя, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяют сам процесс ГГП, его уровень.  

Исходя из этого, хотелось бы обратить внимание коллег и обсудить этот болезненный для наших кафедр вопрос; выработать общие подходы к отбору и подготовке преподавательского состава, организации их профессиональной деятельности и оценке ее результативности; поделиться опытом наставничества; определится с самим понятием «профессионализм» преподавателя. А также предпринять попытку общими усилиями создать портрет преподавателя, обеспечивающего ГГП на современном уровне с использованием современных образовательных и компьютерных технологий, пусть несколько идеализированный, но который смог бы служить своеобразным эталоном, отправной точкой проектирования педагогической деятельности.  

Идеал, конечно, понятие теоретическое. Однако, исследуя проблему идеального педагога, мы имеем возможность определить, каким бы мы хотели его видеть, что имеем в действительности и что нужно сделать, чтобы приблизиться к идеалу.

Итак,  КТО ОН СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ технического ВУЗа? Какой он есть и каким должен быть? И чем и как помочь молодым преподавателям стать профессионалами своего дела? Какие препятствия мы встречаем на пути достижения требуемого уровня профессиональной компетентности преподавателя? И в чем она в конечном итоге выражается? Какие требования к преподавателю, который работает в современной системе образования, насыщенной средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий? И многие другие…. До сих пор большинство вопросов еще не стали предметом исследований и обсуждений педагогической общественностью.

Эта статья, попытка предложить некоторые варианты ответов на поставленные вопросы. Она является первой и направляющей, и  в некотором роде постановочной. В дальнейшем мы попытаемся дать видение решений данного вопроса с позиций накопленного опыта (конечно в меру своей компетентности и возможностей).

Современные представления о профессиональной подготовке педагога как специалиста связаны с его компетентностью [1]. Профессионально компетентным преподавателем принято называть того, кто обладает психолого-педагогическими и предметно-профессиональными знаниями (преподаватель графических дисциплин, прежде всего, ИНЖЕНЕР), на достаточно высоком уровне осуществляет свою профессиональную педагогическую деятельность (т.е. рожден быть ПЕДАГОГОМ), восприимчив к инновациям (НОВАТОР), способен быстро адаптироваться в меняющейся профессиональной среде (как образовательной, так и инженерной).

К сожалению, анализ практики и психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что значительная часть преподавателей не имеет ясного представления о том, что такое профессионально-педагогическое мастерство и каковы пути его достижения. К решению многих вопросов образовательной деятельности большинство преподавателей, и не только начинающие, слабо подготовлены. Многие из них отдают предпочтение шаблонным, однообразным приемам обучающих воздействий, зачастую ограничиваются весьма скудным набором практических навыков, позволяющих проводить учебные занятия, и уверены, что этого вполне достаточно для преподавательской работы.

Среди данной категории преподавателей широко распространено мнение, что достаточно хорошо знать преподаваемый предмет. Этому способствует еще и то обстоятельство, что становление преподавателей происходит в основном в процессе работы над содержанием учебной дисциплины, но не над приобретением знаний о самом процессе преподавания. Как показывает опыт, становление преподавателя происходит на основе собственного, личного опыта 10-15-летней, а то и 20-летней давности по принципу: " Учу так, как учили меня". В основу положена модель репродуктивно-сообщающего обучения.

О необходимости знаний психологии и педагогики у преподавателя технического вуза много говориться и пишется. Статьи на эту тему есть практически в каждом номере журнала «Высшее образование в России». Но, не смотря на отмеченную значимость психолого-педагогической составляющей деятельности преподавателя, в настоящее время законодательно не утверждена необходимость педагогической подготовки преподавателя высшей школы. И если для педагогических вузов и классических университетов такая подготовка подразумевается сама собой (так как она заложена в учебную программу), то для технических вузов нормальным считается, как раз отсутствие психолого-педагогической подготовки у преподавателя.

На кафедры технических дисциплин всегда приходили молодые специалисты, зачастую окончившее то же учебное заведение, в котором им предстояло работать. В некоторых случаях это выпускники магистратуры или аспирантуры по профилю работы кафедры (но они также в основном выпускники этого же ВУЗа) Таким образом, преподавательскую деятельность осуществлял человек, который сформировался как специалист совсем не педагогического профиля. Это всегда было недостатком преподавателей высшей технической школы и служило причиной многих проблем образовательного процесса.

Можно хорошо знать свой предмет, но совершенно не уметь трансформировать хорошие знания в способы педагогической деятельности.

Преподавание требует учитывать психологические особенности современных студентов, психологические и дидактические закономерности образовательного процесса, которые специалист технического профиля никогда не изучал.

Этот недостаток пытались ликвидировать посредством включения молодого преподавателя в активные формы повышения квалификации, такие как педагогические факультеты, факультеты повышения квалификации при ведущих кафедрах вузов страны, различные курсы, стажировки и т.п.

Молодых преподавателей прикрепляли к наиболее опытным и, таким образом, начинающие преподаватели в процессе индивидуальной подготовки перенимали научно-методический опыт старших коллег, посещая проводимые ими занятия. Кроме того, они углубленно изучали учебную дисциплину при консультировании у опытных преподавателей, подготавливали и проводили учебные занятия, методика проведения которых анализировалась и обсуждалась, участвовали в проведении занятий под руководством опытных преподавателей. Часто преподавателями становились специалисты, работавшие в учебных лабораториях кафедры лаборантами, техниками и т.п. Эмпирический путь накопления опыта преподавания по дисциплине успешно решал задачи восполнения преподавательского состава кафедр до начала девяностых годов.

А затем ситуация изменилась, так как в связи с низким уровнем оплаты преподавательского труда, карьера преподавателя вуза перестала быть привлекательной для молодежи. Если ранее быть преподавателем в вузе было весьма престижно, а приглашение выпускника на кафедру считалось почетным, поскольку чаще всего зарплата преподавателя была выше зарплаты рядового инженера в промышленности, то сейчас это далеко не так. В настоящее время уровень оплаты труда преподавателей таков, что их надо благодарить только за то, что они продолжают входить в аудитории и вести занятия. До кардинального изменения содержания, методики преподавания дисциплины руки не доходят. На это нужно время, а оно уходит на подработки на других кафедрах, научных заведениях и т.п., т.е. на так называемую… «халтуру», чтобы обеспечить существования себя и своей семьи. Сохранить существовавший порядок подготовки молодых кадров можно было бы, подняв зарплату преподавателей вузов на должный уровень. Тем не менее, это не было сделано, и началось прогрессивное старение профессорско-преподавательского состава. Ныне даже в ведущих вузах более 65 % преподавателей имеют возраст 60 лет и более.

«При этом сложнее с мотивацией обстоит дело у преподавателей.  Ситуация осложняется целым рядом факторов, отрицательно влияющих на мотивацию преподавателей вузов и это, прежде всего,  отсутствие в достаточной степени компетентных молодых ученых-преподавателей,  по-прежнему низкая оплата труда,  отсутствие современной материально-технической базы и новых методик преподавания.»[2].

Усилия отдельных педагогических коллективов кафедр по обеспечению профессионального становления преподавателей как педагогов, часто непоследовательны и не обеспечены с точки зрения их оптимальности. Очевидно, что не все кафедры имеют возможность обеспечить требуемый уровень подготовки преподавателей. В результате несогласованности действий педагогических коллективов кафедр по формированию педагогического мастерства, преподаватели графических дисциплин проходят сложный, неоправданно трудоемкий путь, который не всегда заканчивается успешно. Как констатируют, в течение ряда последних лет даже наметилась тенденция снижения уровня владения преподавателями вузов педагогическим мастерством.

Наряду с этим следует отметить также, что индивидуализированная форма освоения преподавания непосредственно на кафедре под руководством более опытных коллег в наше время уже не может быть столь эффективной, как раньше, по следующим причинам:

1. Из-за разницы в возрасте в 30-40 лет еще преподающих профессоров и начинающих преподавателей возникает трудность объективного восприятия и учета ценностей представителями разных поколений, а значит, и адекватное понимание и оценивание друг друга.

2. Нынешние опытные преподаватели технических вузов - это преподаватели-практики, достигшие высокого методического мастерства многолетним преподавательским трудом. Они фактически мастера-самоучки: научные основы преподавания в вузе они не изучали и как следствие не в состоянии передать их адекватно, а без этого начинающему преподавателю придется осваивать преподавание по примеру наставников долгим эмпирическим путем.

3. У преподавателя XXI в. должны быть новые взгляды на все процессы высшего образования, новые установки на осуществление преподавательской деятельности. В индивидуальном порядке сформировать эти особенности нового преподавателя под руководством опытных преподавателей, не являющихся носителями таких взглядов и установок, сложно или невозможно вообще. Одним из ярких примеров является информатизация графической подготовки и отношение к ней со стороны преподавателей со стажем.

4. В настоящее время требуется не просто передача методического опыта, не просто психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей по отдельным вопросам, необходимо освоение новых профессиональных ценностей. Преподавателей необходимо готовить из лиц, уже имеющих высшее образование по специальности технического профиля, обеспечивая централизованное освоение ими преподавания в вузе как второй профессиональной деятельности в процессе получения дополнительного образования для достижения квалификации "Преподаватель высшей школы".

Было бы не плохо, если бы молодые преподаватели вначале работали как стажеры. Отличный режим вхождения в профессию.

Начинающим преподавателям следует поручать подготовить и лекции, другие занятия по определенной теме учебной дисциплины объемом в 12 - 16 ч. Идеально было бы провести по этой теме 2-3 лекции, 1 - 2 практических занятия и 1-2 лабораторных занятий. Подготавливая весь комплекс занятий, начинающий преподаватель сможет осмыслить место темы в учебной дисциплине и взаимосвязь занятий в теме. Он сможет подготовить необходимую для этих занятий учебно-методическую литературу и документацию, осмыслить сложившуюся на кафедре методику преподавания данной темы и проанализировать имеющиеся средства обучения. Обсуждение сделанных им разработок с преподавателем-инструктором, заведующим кафедрой или на заседании методической комиссии поможет увидеть и устранить недостатки подготовки, оценить фактическую готовность к проведению занятий. Перед проведением аудиторных занятий со студентами желательно проведение хотя бы фрагментов этих занятий в лаборатории педагогического мастерства (хорошо, когда они есть при кафедрах и что немаловажно они еще и функционируют).

При первом проведении комплекса занятий желательно присутствие преподавателя-инструктора с детальным обсуждением каждого занятия. При успешности первой попытки и небольшом объеме выявленных доработок второе проведение комплекса занятий целесообразно провести в отсутствие преподавателя-инструктора, что позволит самому начинающему преподавателю реализовать доработки и проанализировать их результаты. Третья попытка, на наш взгляд, должна проводиться в условиях контроля занятий разными опытными преподавателями кафедры, что позволит при обсуждении занятий учесть разные мнения, увидеть все грани методического опыта. Такая практика даст возможность начинающему преподавателю обрести уверенность в себе, а кафедре убедиться в качестве проводимых им занятий, а также организовать конкретную ему помощь.

Важную роль в развитии и поддержании на соответствующем уровне профессионализма преподавателя играет эффективное педагогическое самообразование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта. Проблема педагогического самообразования должна решаться не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически.

В контексте темы доклада весьма актуально мнение Г. Селье: «Не нужно заноситься, метить слишком высоко и браться за непосильные задачи. У каждого есть свой потолок. Для одних он близок к максимуму, для других к минимуму человеческих возможностей. Но в рамках своих врожденных данных надо сделать все, на что мы способны, стремиться к высшему мастерству. Не совершенству — ибо оно недостижимо. Делать его своей целью — значит заранее обрекать себя на дистресс и неудачу. Достижение высокого мастерства — прекрасная цель, к тому же она приносит расположение, уважение и даже любовь ближних» [3].

А с другой стороны, не может не огорчать тот факт, что много молодых преподавателей кафедр графических дисциплин не достаточно компетентны в той технической предметной области, которой занимается кафедра, не имеют практической подготовки на производстве. И как не прискорбно констатировать, они не имеют инженерных навыков, которые должны были быть получены в конструкторских и технологических бюро, не «нюхали» производства как такового.

В современных условиях информатизации промышленности и производства значительно изменились технологические приемы выполнения проектно-конструкторской документации. Ручные технологии выполнения чертежей постепенно заменяются  более прогрессивными автоматизированными. Тем не менее, будущий инженер должен знать теоретические основы выполнения изображений и способов графического представления пространственных объектов; стандарты ЕСКД; правила разработки, выполнения, оформления и чтения проектно-конструкторской документации.

К сожалению, чего не хватает мне (да и, думаю, и многим моим коллегам) – понимания того, что же нужно знать и уметь современному инженеру из нашей предметной области, что приоритетно. Порой на занятиях студентов учим не тому, что нужно будущему специалисту, а тому, чему привыкли учить и чему учили всегда. Стажировка на производстве, в конструкторском бюро как форма повышения квалификации преподавателя изжила себя. Далеки мы стали от производства. Никто нас туда не направляет, да и мы сами особо не стремимся….

Как часто мы говорим о графической культуре студента, об условиях ее формирования. Почему же забываем об этом, когда говорим о преподавателе, о его культуре. Как ни прискорбно, но иногда приходится констатировать ее отсутствие у преподавателей. Порой отсутствует не только графическая культура, но и низок уровень графической образованности, под которой понимают широту и объем графических знаний, умений и навыков.

И еще один момент, характерный именно для пользователей графических дисциплин – это наличие хорошо развитого пространственного представления. Это один из факторов успешной работы преподавателя, критерий его профпригодности. Но никто и никогда не тестирует преподавателя. А в состоянии ли молодой специалист сам оценить свои способности?

У нас практически не существует системы отбора преподавателей. (для сравнения, в дореволюционной России существовала система отбора преподавателей и еще какая жесткая, см., например, http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/13_1/, http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/60257/Fokin_Prepodavanie_i_vospitanie_v_vyssheii_shkole.html). Не выработаны критерии отбора преподавателей по графическим дисциплинам. Конечно, оппонент здесь вправе возразить, хотя бы вообще найти преподавателя, а о каком отборе может идти речь в теперешних условиях. Но не стоит забывать, что мы работаем на будущее и на него необходимо ориентироваться. Поэтому видимо не зря во многих странах основной формой контроля качества являются жесткие процедуры назначения на должность преподавателей и особенно кандидатов,  отбираемых на должности доцентов или профессоров. Обычно оценка их деятельности производится по трем направлениям: 1)  организационно-методическим аспектам проведения занятий; 2) уровню развития коммуникативной культуры  (в ее устной и письменной формах); 3) наличию профессионально значимых черт личности,  обеспечивающих эффективность поведенческой стороны деятельности преподавателя и его взаимоотношений со студентами [4]. 

Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех видов графических изображений, является своеобразным «языком» коммуникации.  Этот своеобразный язык вносит свое своеобразие в коммуникативную культуру преподавателя. А КТО, ГДЕ и КОГДА этим аспектам уделял внимание.

На большинстве кафедр качество работы преподавателя обычно оценивается по результатам коллективного посещения открытых занятий и последующего их обсуждения на заседании кафедры, а также анализа научно-исследовательской работы педагога. При этом оценка деятельности преподавателя обычно выносится заведующим кафедрой и группой коллег, работающих вместе с ним, т. е. отсутствует внешняя экспертиза деятельности [5].  Из-за того, что до сих пор нет четких руководящих документов, в которых были бы изложены критерии оценки профессионально-педагогического мастерства педагогов,  уровень проводимой экспертной деятельности определяется степенью квалификации сотрудников, принимающих участие в обсуждении.  Эта проблема является особенно острой для кафедр, в которых среди кадрового состава преподавателей мало людей с педагогическим образованием.

Таким образом, состояние уровня подготовки преподавательского состава наших кафедр настоятельно требует новых подходов в деле повышения их педагогического мастерства. Говоря о новых подходах, не всегда необходимо изобретать что-то новое, современное, никем не испробованное. Нередко решение проблемы можно найти в хорошо зарекомендовавших себя, но незаслуженно забытых формах и методах работы. Только хорошо изучив прошлое, можно делать вывод о причинах сложившегося положения и принимать меры по нахождению оптимальных путей подготовки преподавателей графических дисциплин.

В обучении студентов нет и не может быть шаблонов. Одни и те же методы у разных преподавателей действуют по-разному. Так, например, проектный метод как метод обучения может быть интересным и значимым у одного преподавателя и совершенно неинтересным и не привлекательным - у другого. Только свободно и мастерски владея методом проектов, преподаватель в состоянии побудить студентов к творчеству. При этом он сам должен быть творческой натурой.

И в заключении: задач у преподавателя много, но очень важно - идти навстречу студентам с любовью, доверием и чистым сердцем. Если он беспомощный, безынициативный и как личность неинтересный - никакие рекомендации и методики ему не помогут.

Список литературы

 

  1. Зимняя И.А. Культура, образованность, профессионализм специалиста / И.А. Зимняя // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — С. 156.
  2. Мокрецова Л.О., Головкина В. Б., Лейкова М. В. Психолого-педагогические особенности применения инновационных технологий на кафедре инженерной графики и дизайна. МАТЕРИАЛЫ XVIII Международной  научно-методической конференции "СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, КАЧЕСТВО"  18 апреля 2012 г. Санкт-Петербург. Том 2. - С. 8.  Страница доступа: http://www.eltech.ru/assets/files/university/irvc/inmio/tom2.pdf.
  3. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
  4. ИСАЕВА Т. Преподаватель как субъект качества образования //  Высшее образование в России. – 2003. -№2. – С.17-23.  Страница доступа: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/quality/books/hedu/isaev_02.pdf.
  5. Болотин И., Джамалудинов Социальные проблемы научно-педагогических кадров //  Высшее образование в России- 2002. -№ 4- С.21-32.

Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Горнов Александр Олегович
(22 октября 2012 г. 22:29)

Ольга Викторовна, Наталья  Петровна, добрый вечер! Позвольте,  в первую  очередь, такой вопрос ... Казалось бы  отличие  социльно - экономических структур  и приоритетов  у нас  в России и у Вас  в  Белоруси  должно было бы  отразиться  на положении  преподавателей  Высшей  школы? Значит дело в чем- то другом и общем для нас? Как  Вы думаете ....

 Если  можно,  в  какой либо относительной форме на примере , о социальном статусе преподавателей Вашей кафедры  ( Если  вопрос неуютный - не отвечайте ) 

  И еще. Не могу освободиться от мысли, что если оставшиеся альтруисты и найдут золотое зерно, то положить- то его в клюв пока некому ...

C уважением , АО

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(22 октября 2012 г. 23:13)

Добрый вечер, уважаемый Александр Олегович!

Мне кажется, если и есть социально-экономические отличия наших стран, то они, с одной стороны, не столь весомы в экономическом плане (конечно, в России положение несколько лучше, да и зарплаты побольше, но вероятно и расходы выше, так что одно другое компенсирует!!!), а с другой стороны, они не столь влиятельны, как кажется на первый взгляд (именно отличия). Скорее всего у нас много общего, и речь не только об уровне студентов, об уровне их графической подготовки, констатируем одно и тоже, много уже много-много лет подряд - все хуже... хуже...хуже (как скоро наступит хуже некуда?..).

Прежде всего, конечно, надо посмотреть на себя изнутри. Насколько ты сам соответствуешь тем требованиям, которые предъявляешь? И насколько ценят тебя как специалиста? Жаль, что не все могут повернуть зеркало на себя!

Я не могу отделаться от мысли, КТО УЧИТ СТУДЕНТОВ??? Скорее от ответа на нее... Может у вас положение лучше, но у нас... латаем дыры в преподавательском составе..., а иногда ни по цвету, ни по структуре латки не совпадают с оригиналом!!!

А теперь более оптимистически... Всегда находилась и найдется коренная лошадка! Как среди студентов, так и среди преподавателей! И везде есть альтруисты (если они конечно не слишком голодны и не на последнем дыхании).

Я приверженец принципа Станиславского, который я перефразировала для себя: "Входя в аудиторию, все свои заботы оставляй дома!". Жаль, конечно, что раскрытых клювов мало и даже очень!

С уважением, Ольга Викторовна.

P.S Александр Олегович, возможно не совсем точно ответила на Ваш вопрос. Дайте наводку...

Фото
Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич
(22 октября 2012 г. 23:15)

Уважаемые Ольга Викторовна и Наталья Петровна, готов подписаться под каждым словом Вашего доклада. Однако, не кажется ли Вам, что большинство отмеченных проблем носит экономический характер, что наводит на мысль о сомнении в их разрешении в близком будущем?

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(22 октября 2012 г. 23:17)

Александр Олегович! Если не затруднительно, дайте черты ИДЕАЛЬНОГО преподавателя, с Вашей точки зрения. Ключевые... Те, которые Вы бы хотели видеть в Ваших преподавателях.

И в дополнении - альтруисты   организуют данные конференции и участвуют в них!!! Так что ОНИ есть!

С уважением О.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(22 октября 2012 г. 23:22)

Уважаемый, Дмитрий Евгеньевич! Спасибо за проявленный интерес к нашему докладу. Как ни прискорбно, но Вы правы!

Но помирать собираешься, а жито (рожь по-русски) сей! Так говорила моя бабушка. 

Были времена, когда кафедры в пределах СССР были едины. Надо быть вместе.

Давайте помечтаем..... 

С УВАЖЕНИЕМ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ЯРОШЕВИЧ

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(23 октября 2012 г. 5:29)

В дополнение к докладу.

По мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом:

- высокая профессиональная компетентность;

- педагогическая компетентность;

- социально-экономическая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- высокий уровень профессиональной и общей культуры.

По нашему мнению, преподавателя следует оценивать по двум основным блокам: личность преподавателя, профессионализм преподавателя

В первом блоке мы считаем необходимым рассматривать личные качества преподавателя, его поведение и отношение к студентам, его коммуникативные способности. Второй блок включает деятельность преподавателя, его знания и способности, а также его компетентность.

Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(23 октября 2012 г. 16:05)

Согласна с высказыванием, что преподаватель инженерного вуза должен прежде всего современным инженером. Тогда он будет понимать, что нужно студенту - будущему специалисту. И организация обязательной производственной практики в рамках системы повышения квалификации может быть решением проблемы.

К финансовым проблемам можно сегодня отнести вопрос издания учебников и пособий, поддерживающих новый курс. Может быть проблема разрешима через издание таких пособий в "виртуальном виде" и публикации их в сети Internet.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(23 октября 2012 г. 20:59)

Александр Олегович, позвольте еще несколько слов в качестве ответа на Ваш вопрос.

Как ни прискорбно говорить, но социальный статус преподавателей вузов в нашей стране(соответственно и на нашей кафедре) весьма низок. Этому есть много причин. Главная, конечно, состоит в значительном падении уровня доходов преподавателей и несоответствие с доходами других социальных групп, имеющих примерно равную степень престижа (написала и подумала, а ПРЕСТИЖНО ли быть в наше время преподавателем ВУЗА? Все-таки наверное ДА! Только материально подкрепляли бы!). Растет чувство неудовлетворенности преподавателей своим статусом; усугубляется статусная рассогласованность несоответствием дохода и выполняемой нагрузки; снижается или полностью отсутствует мотивация выбора профессии преподавателя у молодых специалистов; усиливаются проблемы старения педагогических кадров вузов. 

большинство преподавателей не удовлетворены своей зарплатой и в связи с этим ищут разнообразные пути дополнительного заработка.

Многие преподаватели имеют вторичную занятость, причем более половины из них на постоянной основе. Часть работает у себя на кафедре более чем на одну ставку, часть подрабатывают в другом вузе, некоторые – научными сотрудниками. Некоторые осуществляют консультирование, и даже работают в коммерческих структурах. Есть и такие (и немало), которые осуществляет подработку сразу в двух местах.

Значительное ухудшение материально-экономического положения преподавателей влечет несомненное снижение социального статуса. 

Действительно при такой нагрузке на преподавателя невозможным становится свободное общение между ним и аудиторией, использование форм промежуточного контроля знаний, роскошью – обновление содержания курсов. Преподаватели не имеют времени и сил на обучение новым видам деятельности. У них мало возможности повышать свою квалификацию, восстанавливать силы, заниматься наукой; он лишен возможности достойно жить, что, естественно, не может не отталкивать способную молодежь от выбора этой профессии. Многие преподаватели констатируют, что вынужденные подработки пагубно повлияли на их развитие как ученых.

Проблемы старения и ухода научных кадров из сферы образования выступают в качестве последствий снижения социального статуса преподавателя.

Можно много говорить на эту тему. Только ОБИДНО говорить!

Положение можно изменить если:
– создать условия, способствующие переходу преподавателей как социальной группы в средний слой иерархической структуры общества;
– снять проблемы статусной рассогласованности как за счет повышения уровня дохода преподавателей, так и посредством создания должного соответствия между доходом и выполняемой нагрузкой;
– усилить мотивацию выбора профессии преподавателя у молодых специалистов с помощью создания условий для достаточного (приемлемого по рыночным показателям) заработка, карьерного и профессионального роста, условий для творчества и реализации исследовательских замыслов.

С уважением, Ярошевич О.В.

Фото
Шахова Алевтина Бруновна
(23 октября 2012 г. 21:55)

Уважаемая Ольга Викторовна, я как и предыдущие оппоненты согласна с Вами, особенно мне понравились Ваши слова, что к студенту нужно идти с любовью и чистым сердцем, вегда считала, что студента, прежде всего надо любить, даже трудного и видеть в нем человека, только в этом случае можно получить какой либо результат, но увы не все нынешние преподаватели придерживаются таких принципов. Про альтруистов, каковыми мы все являемся, все совершенно верно. Ну и конечно возрастной вопрос остается очень актуальным для всех Вузов, особенно наших кафедр. Скажите пожалуйста на Вашей кафедре есть молодые кадры и каков процент? И как вы их привлекаете на преподавательскую работу с помощью какой мотивации?

С уважением Шахова А.Б.

Фото
Верещагина Татьяна Анатольевна
(23 октября 2012 г. 22:07)

Уважаемые Ольга Викторовна и Наталья Петровна!

Мой вопрос-рассуждение касается "понимания того, что же нужно знать и уметь современному инженеру из нашей предметной области, что приоритетно. Порой на занятиях студентов учим не тому, что нужно будущему специалисту, а тому, чему привыкли учить и чему учили всегда."

На мой взгляд - это то, что мы МОЖЕМ и ДОЛЖНЫ делать: вкладывать не просто ЗНАНИЯ, чтобы ЗНАТЬ, а ЗНАТЬ ДЛЯ ЧЕГО. ведь именно знания и умения, применимые к будущей специальности, формируют у студентов профессиональные  компетенции.  Ну а то, ЧТО ИМЕННО требуется, могут подсказать на выпускающих кафедрах. Мой опыт профессионально-ориентированного обучения студентов горно-нефтяного факультета - более 15 лет и хочу сказать, что адания, связанные с будущей профессией, студенты воспринимают более заинтересованно и осознанно, и это радует.

Поскольку знаю, что мнения по данной проблеме полярны (считаю, что различные мнения имеют место быть), то хочу спросить:

1. Считаете ли Вы, что должен быть дифференцированный подход к обучению студентов различных направлений подготовки (механиков, электриков, строителей, горняков и т.д.) вне зависимости от прописанных для нашей дисциплины фраз в стандартах?

2. Как Вы учитываете (если учитываете) профильность вашего вуза и отдельных специальностей?

Спасибо. С уважением, Верещагина Т.А.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(23 октября 2012 г. 22:54)

Добрый день, уважаемые коллеги! Простите, я несколько не поняла, от чьего имени последний комментарий? Некоторое разночтение. Поэтому не знаю к кому обратиться.

Конечно, выпускающие кафедры могли бы и должны дать ответ, что необходимо изучать студенту по профилю подготовки. Вот только ЗНАЛИ бы они его сами!!! Ведь не далеко ушли и порой в лабораториях стоит оборудование, которого на производстве давно нет, и учат они по старинке....  

1. В принципе на свой вопрос Вы уже ответили сами. Необходимо готовить студентов в зависимости от требований ГОСов по данной специальности. А они несколько дифференцированы. Единственное плохо, что многое при составлении образовательных стандартов отдано в руки специальных ведомств. В старые времена, когда типовая программа была единой для всего большого СССР, было проще и логичнее. Выделяли направление, например строительное, механическое и углубляли соответствующие разделы, добавляли или исключали, строили программу под профиль направления подготовки. Мобильнее было. А то приходит студент из другого (родственного) ВУЗа, а программа не та! Досдает!

2. Конечно учитываем профильность ВУЗа и специальностей. В программах, в содержании заданий. Например, механикам даем кинематические схемы, электрикам - электрические. В деталировании также ярко проявляется специфика подготовки.

Спасибо за проявленный интерес.

С уважением, Ярошевич О.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(23 октября 2012 г. 22:55)

Уважаемая,  Татьяна Анатольевна! Пока старательно писала ответ, все откорректировалось! Так что мой ответ ВАМ!!!

Фото
Верещагина Татьяна Анатольевна
(23 октября 2012 г. 23:41)

Уважаемая Ольга Викторовна! Очень рада, что нашла поддержку с Вашей стороны. Спасибо. 

У меня еще один вопрос. Не знаю, верна ли информация, что Вы в работе используете проектную деятельность? Если да, то хотелось бы узнать, в какой форме она осуществляется. Меня метод проектов интересует в связи с тем, что я около 5 лет занимаюсь этим со своими студентами. Поскольку данная тема не касается напрямую темы Вашего доклада, то можно ответить по е-mail: alamanta@mail.ru

С уважением, Верещагина Т.А.

Фото
Горнов Александр Олегович
(23 октября 2012 г. 23:53)

Ольга Викторовна , пока  думал , что  Вам ответить ,а сегодня  целый  день был к тому же на занятиях, Вы  и сами почти  все  сформулировали ...  Я только  добавлю , как  я считаю , самое  важное : он  должен  любить  свою  профессию  и  студентов .... 

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(24 октября 2012 г. 0:02)

Да, уважаемый Александр Олегович!!! Наша профессия без человеколюбия и доброты немыслима! 

Фото
Зеленовская Наталия Вячеславовна
(24 октября 2012 г. 23:35)

Ольга Викторовна. наталья Петровна. Параллельно портрету идеального преподавателя (общие черты которого уже набросали) можно поговорить и о портрете, даже нет...о собирательном образе современного студента. Ведь два этих "субъекта исследования" неразделимы.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(25 октября 2012 г. 1:22)

Наталья Вячеславовна! Естественно - это ДВЕ взаимосвязанные грани одного процесса. И обучаемый, наверное, первичнее. Не было бы его - не было бы и преподавателя!!! Но мне, в данный момент, наиболее интересно узнать мнение о требованиях, предъявляемых к преподавателю наших дисциплин с учетом их специфики и современного уровня развития, о структуре его профессиональных качеств, о личностных особенностях и т.д. Попытаться представить МОДЕЛЬ идеального преподавателя, дать ее составляющие, а также описать критерии отбора кадров с учетом профпригодности. Т.Е. понять КОМУ можно дать сертификат соответствия.

 

О.В.

Фото
Амельченко Наталья Петровна
(25 октября 2012 г. 3:32)

Уважаемая Алевтина Бруновна! Позвольте мне, на правах соавтора, ответить на Ваши вопросы.
К сожалению, ситуация сложная (как впрочем и во многих других высших учебных заведениях нашей страны) - из 11 преподавателей только трое в возрасте до 35 лет. Все они бывшие выпускники нашего университета, пришли на кафедру с целью поступления в аспирантуру. С аспирантурой не получилось, а менять сферу деятельности в таком возрасте не каждый сможет. А вот двоих ОЧЕНЬ молодых (до 30 лет) не удалось удержать, мотивировать, к сожалению,  не чем. Молодым нужны деньги сейчас, для начала жизни, …
С уважением, Амельченко Н.П.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(25 октября 2012 г. 4:37)

Уважаемые коллеги, так как в данный момент я работаю над составлением профессиографической модели преподавателя графических дисциплин вуза (частной профессиографической модели), включающей наиболее значимые личностные качества, которыми должен обладать претендент на должность преподавателя ИГ для успешного осуществления своей педагогической деятельности, то буду весьма признательна всем, кто внесет свою лепту в решение столь сложного и важного вопроса Построение таких моделей основано на выборе базовых свойств «от профессии». Какие они?

Заранее благодарю всех за комментарии и мнения.

С уважением, Ярошевич О.В.

Фото
Усанова Елена Владимировна
(25 октября 2012 г. 14:25)

Ольга Викторовна!

Изменения в современной инженерной деятельности, связанные с ее информатизацией, проецируются на проблемы всей  инженерной подготовки  выпускников ВТУЗов и ее  графической составляющей, в частности. Информати­зацию образования, и ГГП тоже, нужно  рассматривать как трансфер-интегративную область научного знания. Об этом Роберт И.В. -  академик РАО всегда пишет в своих работах. В этой связи, изменяется парадигма учебно-информационного взаимодействия. При профессиональной  реализации ди­дактических возможностей ИКТ, основанной на потенциальной равнозначи­мости  субъектов этого взаимодействия (студент - преподаватель - интерактивное средство обучения),  обучение становится персонализированным. В этом аспекте, как мне кажется, и надо составлять прогностический профессиональный «кодекс» преподавателя. И все прилагающиеся к этому ЗУВ, сами наймут свои позиции. Даже помощи зала не потребуется.

С величайшим уважением,  Усанова Е.В. и Шацилло Л.А.

P.S. Самые новые базовые квалификационные характеристики специалистов в области автомобилестроения с   целью формирования профессиональных знаний и умений современного преподавателя графики мы   Вам можем выслать на  iaro@mail.ru, если в этом есть необходимость.  

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(25 октября 2012 г. 20:02)

Елена Дмитриевна! Людмила Анатольевна! Спасибо за ответ. Буду благодарна и с удовольствием изучу любой, присланный мне материал, который соотносится с исследуемой мной проблемой. Проблема достаточно сложна, требует, как и любая другая, учета всех мнений и позиций. В каждом мнении есть рациональное зерно. И все это надо свести к оптимальной характеристике. А затем, на мой взгляд, дать ее экспертную оценку. И только тогда можно говорить о достоверности и соответствии.

Я прекрасно понимаю опосредованность компьютерной составляющей профессиональной деятельности современного преподавателя  графических дисциплин. Сама стою на позициях информатизации образовательного процесса, учитываю ее влияние и вношу соответствующие коррективы.

Конечно, ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между преподавателем и студентом, они решают определенный круг задач. Преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения. Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию его новой роли. И мне хотелось бы изучить психолого-педагогическую составляющую этой роли в том числе. Дать ее описание.

С уважением, Ольга Викторовна.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(25 октября 2012 г. 20:56)

Уважаемая Татьяна Анатольевна! О применении метода проектов я уже писала в своей статье на конференции в 2010 году (http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/52/).

Если Вас интересует более подробная информацию пишите, (как модно говорить) - в личку. С удовольствием отвечу.

С уважением, О.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(25 октября 2012 г. 21:33)

Уважаемая, Наталья Вячеславовна! Хотелось бы несколько еще дополнить мой ответ на ваш комментарий.

Каким он должен быть? На этот вопрос современные преподаватели отвечают иначе, чем ранее. «Идеальный» - термин условный, проще говоря под этим понимается студент, с которым хотели бы работать большинство преподавателей.

В социально-психологический портрет идеального студента преподаватели ВУЗов в прежние времена ставили такие качества, как дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они подчеркивали недостаточный уровень сформированности у студентов этих качеств и наличие таких отрицательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность.

В настоящее время число преподавателей, которые важнейшим качеством студента называли дисциплинированность, уменьшилось и увеличилось число тех, кто считает, что студент должен быть, прежде всего, самостоятельно мыслящей личностью. Это веление времени. Сегодня студенты сталкиваются с задачами, которых ранее не было и решение которых подсказать не могут ни родители, ни преподаватели. Они  должны не просто самостоятельно найти выход, но и обучаться умению решать новые, современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой, барьером на пути поиска оригинального решения.

По мнению исследователей, студенты идеальным преподавателем считают, прежде всего, знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека.

Действительно, очень интересно изучить взаимопроникновение и взаимовлияние преподаватель-студент (П –С) и студент-преподаватель (С-П) с учетом современных коммуникативных технологий, опосредованных компьютерными технологиями.

С уважением, Ярошевич О.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(26 октября 2012 г. 16:58)

Уважаемые коллеги, так как не знаю, куда можно поставить эту информацию (возможно, кого то она заинтересует), размещаю ее на своей странице.

В соответствии с планом мероприятий СНГ на базе БГУ проводится международная интернет-конференция "Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ" (01.11.2012-30.11.2012). Создан сайт конференции по адресу www.ito.bsu.by , на котором размещена вся необходимая информация. 

О.В.

Фото
Завальнюк Оксана Викторовна
(30 октября 2012 г. 1:06)

Уважаемые коллеги, поделюсь своей информацией... однажды, лет 10 назад, зашла в отдел кадров, с интересом - идет ли педстаж за работу в вузе... мне ответили однозначно - нет! вы не педагоги, вы - преподаватели! тем самым сняли некоторое недопонимание с моей стороны(( являясь педагогом по диплому в 3м поколении, по воспитанию и пониманию проблемы не менее того, не думаю, что  могу не оправдать заявленного, хотя работа именно педагогом подразумевает большее, чем преподнесение материала... не могла никак отстраниться от полученных знаний, думаю, что не напрасно... и очень рада тому, что, наконец, эта тема звучит на конференции посвященной работе в вузах! не говорю уже о том, что до недавнего времени ( может быть и сейчас - не нашла госматериала соответственного. а, может быть, за ненадобностью - ведь те, кто работают,  как правило, соответствуют заявленному статусу преподавателя, тобишь педагога априори) мы были лишь "обслуживающим персоналом", приравненным к... не хочу обижать никакие другие профессии....

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(30 октября 2012 г. 20:29)

Добрый день, Оксана Викторовна!Ваша информация для меня новость! Я всегда писала и пишу в характеристике, заключении, резюме и т.п.: "Стаж научно-педагогической деятельности............" и никогда не задумывалась, что под этим подразумевается. А почему у Вас возник такой вопрос? Чем он обусловлен? 

С уважением, О. В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(30 октября 2012 г. 20:51)

мм 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! С ДНЕМ ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА!!! 

УСПЕХОВ В ВАШЕМ НЕЛЕГКОМ ТРУДЕ, ХОРОШИХ. ТВОРЧЕСКИ МЫСЛЯЩИХ СТУДЕНТОВ, НОВЫХ ПЛАНОВ И РЕАЛИЗАЦИЙ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!!!

С УВАЖЕНИЕМ, ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ЯРОШЕВИЧ

P.S. 30 октября в России отмечают профессиональный праздник работников машиностроительной отрасли - День инженера-механика.Начало празднованию Дня инженера-механика положил приказ Главкома ВМФ от 1996 года, а его отсчет принято вести с 1854 года, когда на Российском флоте был образован корпус инженеров-механиков.Но сама профессия зародилась намного раньше. Основные механизмы, которые появились в ежедневном пользовании граждан России, постоянно совершенствующиеся, видоизменяются и приходят в негодность, требуют внимания, ухода и рук мастера, который бы вовремя следил за износом механизмов, менял запчасти и поддерживал механизм в надлежащем состоянии.Сама профессия до сих пор остается одной из самых востребованных на рынке труда.  

Фото
Мокрецова Людмила Олеговна
(1 ноября 2012 г. 23:40)

Добрый день, коллеги!

Проблема роли преподавателя графических дисциплин поднята авторами статьи очень своевременно. Тем более, что наши кафедры с ускорением теряют кадры, а новых практически пока негде взять. В нашем вузе уже прошли три волны сокращения штатов и нам приходится  ставить кадровый вопрос на каждом заседании Совета института, кафедре и т.д. В образовании наметилась тенденция привлечения специалистов из производства к чтению лекций и проведению мастер-классов. Это, безусловно, необходимо. Но как быть нам, кафедрам, где помимо профессиональных компетенций, мы должны привить студенту умение учиться в вузе. Перед преподавателями наших кафедр стоит задача управления большими группами студентов, только что закончивших школу. Нам надо привить им навыки использования учебной литературы, инструменрария для решения графических задач, креативного мышления, мотивации к обучению и т.д. В этом смыле роль преподавателя графических дисциплин зачастую бывает намногго шире, чем преподавателя спецдисциплин.

Я уверена , что расти преподаватель вуза  наших кафедр должен из студенческой среды, мы должны успеть вырастить новые кадры и не надо ждать, что он защитит диссертацию или будет иметь опыт работы на производстве. С производства мы еще долго не получим кадры. Например, опыт технических вузов Германии к нам ближе всего и там ведущий лектор на кафедре графики только читает лекции и принимает  дз и экзамен, а студенты старших курсов ведут лабораторные работы.

Идеальный преподаватель, конечно, должен знать педагогическую психологию, педагогику и обладать профессиональным мастерством, сам должен быть творческой личностью , обладать чертами благородства и бескорыстности. Это по-моему не секрет. Но сегодня мы находимся в условиях отсутствия повышения квалификации преподавателей и вынуждены приспосабливаться к поставленным граничным условиям. А это в первую очередь, оплата труда преподавателей, требования снижения возраста и объединение вузов! Как ни крути, а приходится "выживать" и пытаться успеть оставить за собой хотя бы одного-двух последователей. Кроме того, методикам молодого преподавателя может научить чаще всего его наставник, выпускники же педвузов для наших кафедр не очень хорошее приобретение. Много теории, мало практики, такие же студенты. Найти настоящего преподавателя графических дисциплин- большая редкость. А профессионалы-конструктора редко обладают знанием новых методов и форм преподавания. Очереди пока на должность преподавателя нет, а значит нет конкуренции , так как нет мотивации.

Предлагаю встретиться весной у нас на кафедре в рамках заявленной  в МИНВУЗе программы ФПК " Инновационные методики преподавания графических дисциплин".

Благодарю авторов статьи!

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(2 ноября 2012 г. 3:33)

Уважаемые коллеги! Спасибо за комментарии. Обидно, но факт, что ситуация с кадрами на многих кафедрах (не берусь говорить на большинстве) вопиющая. Но всегда надо исходить, на мой взгляд, из видения будущего, работать на будущее.

Людмила Олеговна, очень хороший пример Вы привели из опыта вузов Германии. Я согласна с вами, что преподавателя надо готовить, учить, направлять.

В работе преподавателя много трудностей, и велика его ответственность.

  1. Идеальный преподаватель, говоря простым языком, – это педагог, знающий свой предмет, способный обучить ему студентов, "заразить" их интересом к своей дисциплине. Конечно,  XXI век диктует свои особые требования  в частности, (умение пользовать информационными технологиями, социальными сетями, блогами, электронной почтой и т.д.), но главное остается неизменным – это система ценностей педагогической деятельности, любовь к своей профессии, уважение тех, кого учишь.
  2. Чтобы не писали, не говорили, что преподаватель высшей школы – это не ПЕДАГОГ, позвольте с этим не согласиться. Мировоззрение преподавателя, его поведение, его подходы к жизни, его манеры, точки зрения на различные явления оказывают свое влияние, косвенно, опосредованно, но  оказывают!  Порой это незаметно. Но если преподаватель авторитетен, то у студентов часто на всю жизнь остаются следы его влияния. Знаю по своему опыту и опыту моих коллег, что некоторые студенты «идут» по жизни рядом, даже после окончания университета (у меня уже растут внуки, дети моих студентов). И становясь преподавателям об этом забывать нельзя! Важно, чтобы преподаватель смотрел за собой, ведь все его действия находятся под строгим контролем. Мы «боимся» контроля со стороны администрации, а как часто не задумаемся о постоянном контроле со стороны студентов. Опытные преподаватели знают, что авторитет не приходит автоматически. Авторитет надо приобретать, и особенно начинающим преподавателям. Хочется, чтобы каждый преподаватель для студента был не только высоким профессионалом, маэстро, мастером своего дела, но и Учителем, о котором могли сказать: вот это мой Учитель.
  3. Естественно, что при такой оплате мотивация труда низкая. Преподаватель вынужден подрабатывать, где только возможно, вместо того, чтобы проводить время в научной библиотеке; он бесправен перед лицом руководства и не может влиять на решение существенных вопросов; мало защищён социально и не может с помощью ВУЗа решать свои личные проблемы по благоустройству жизни. И при такой ситуации возможна трансляция преподавателем личных проблем на взаимоотношения со студентами. Вот это ТО, ЧТО преподаватель не имеет права делать НИКОГДА!
  4. Необходимо обратить внимание еще на один момент, это появление у  молодых преподавателей комплекса неполноценности. И здесь велика роль опытных преподавателей и руководителя кафедры.

С уважением,  Ярошевич Ольга Викторовна

Фото
Хейфец Александр Львович
(9 ноября 2012 г. 0:08)

Здравствуйте, Ольга Викторовна, спасибо за моральную поддержку моей работы.

А Вы видели в Белоруссии мою последнюю книгу: А.Л. Хейфец и др. Инженерная 3d компьютерная графика. М., ЮРАЙТ, 2012.  465 с. Первый тираж 1500 экз. уже разошелся по России. Издательство собирается выпускать дополнительный тираж.

Книга еще есть в Озоне.

Интересующиеся найдут в ней много интересного для работы и не только. 

С Вашим докладом полностью согласен.

Завтра еду к В.И. Вышнепольскому на Олимпиаду в Моску. Везу команду. Знаю, что встречу там и ряд коллег с этой конференции. Буду выступать с докладом: Реорганизация курса начертательной геометрии как актуальная задача развития кафедр графики.

Поборемся. 

С уважением. А.Л. Хейфец

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(9 ноября 2012 г. 1:26)

Уважаемый Александр Львович! УДАЧИ!!! 

С уважением, Ярошевич О.В.

Фото
Ярошевич Ольга Викторовна
(12 ноября 2012 г. 20:09)

Уважаемые Александр Львович, Александр Олегович, Елена Владимировна, Людмила Анатольевна, Владимир Петрович, Михаил Николаевич! Уважаемые коллеги! Неравнодушные, оптимистичные и целеустремленные!  

Не могу не выразить восхищение. Импонирует Ваше стремление к радикальной перестройке существующей системы  геометро-графической подготовки (ГГП), которая уже не соответствует современным требованиям и не может обеспечить современный уровень профессионализма инженера,  вполне обоснованно. Представляется, что сегодня  необходимо не просто повышение уровня ГГП, но и формирование нового типа графической культуры, иного образа технического мышления, адаптированного к непрерывным конструкторско-технологическим инновациям.  Это требование обусловлено высоким уровнем САПР, которые требуют для освоения высокообразованных специалистов. Таким образом, система ГП должна быть существенным образом преобразована на основе новой образовательной парадигмы, адекватной изменившимся условиям и реалиям научно-технического развития.

Как я уже отмечала, именно понимания этого не хватает мне и многим преподавателям инженерной графики старой формации. Сформировав годами стереотип представлений о том, что изучает и как изучает инженерная графика, мы никак не можем (а может и не желаем) оторваться от него и постичь современность. Конечно, РЕВОЛЮЦИИ здесь не нужны. И не зря педагогика эволюционна. Но изменения постепенные, тщательно выверенные и соответствующие запросам производства, современному уровню инженерной деятельности крайне необходимы. В этом ключ мотивации студентов. И в этом ответ на вопрос «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ»?

С уважением и величайшим почтением О.В.Ярошевич!


Назад Go Back